Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

3 ноября 2004 Выпуск 64
«Если ты унаследовал бедность, то добродетель должна стать твоим капиталом».
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ
В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 4. СЛОМЫ ТВОРЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
4.1. Творчество на стыке двух антропологических катастроф России XX века
Парадокс творческой личности состоит в том, что ее существова¬ние в мире возможно только в диалоге со своим плодом творчества. Созвучна этому мысль Гегеля: «В чем состоит художественное вдохновение? ...поэт полностью поглощен своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех пор, пока он не придает художественной форме законченный и отчеканенный характер.
После того как художник сделал предмет всецело своим достоянием, он должен забыть свою субъективную особенность, ее случайные черты и полностью погрузиться в материал так, что он в качестве субъекта будет представлять собой как бы форму для созидания овладевшего им содержания»1 Гегель Г. Эстетика. М., 1968. Т. 1. С. 299. 149

Девиз «Время, вперед!» особенно губителен для России; западный темпоритм не подходит российскому менталитету. В спешке человек самоуничтожает, «пожирает» самого себя. Мораль превратилась в социального регулятора, сам человек — в нечто функционирующее. Он действует парадоксально: с одной стороны, спешит, а с другой — убивает время, причем боясь остаться наедине с собой, осмыслить, прочувствовать... Отчуждение человека от самого себя не знает гра¬ниц, тем более человека российского.
Поверхностное и пассивное со-зерцание привело к тому, что че¬ловечество все менее стало проникать в суть вещей; разъединение, а не единение доминирует в жизнеустройстве современного человека. Не творческий, а формальный труд завладел нами, ибо вживаемость в Другого — это истинное созерцание (эмпатия, интуиция).
Человеку надо остановиться, не «прожигать» самого себя, а заняться «расчисткой завалов» своего внутреннего мира, его сонастройкой — вот сверхзадача. Это и есть экология души и духа.
Истинная любовь — высшее творчество, так как раскрывает в любящих потенциальность, неведомую вне любви. Вдохновение любви открывает в партнерах запредельное, о чем они даже не помышляют, они становятся продолжением друг друга, одним целым, со-резонансными (их сердца бьются в унисон).
Любовь в древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения. Да, действительно, хотим мы этого или нет, любовь действует по закону гравитации. Современные исследования подтвердили, что это взаимопритяжение обуславливается со-резонансом сердец, поэтому потенциал любящих личностей многократно увеличивается.
Любящий Бога, мать, ребенка, друга, Родину, плод своего творчества — это творящий человек, творящий, в первую очередь, себя и все вокруг себя — окружающий мир.
Этот же принцип действует и при проникновении в мир Другого, в мир любимого дела. В любви «к родимым пепелищам, и отеческим гробам» (А. Пушкин) проявляется истинный патриотизм — все¬объемлющая любовь нации, со-гласие, единый шаг, ритм нации, так необходимый нашему народу сейчас.
Начинается любовь с любви в семье, атмосферы любви между родителями, родственниками, их душевного притяжения. Плохо, когда нет этого общения — вживания, проникновения Друг в Друга, а их место занимает безразличие или (это совсем худо) отторжение, неприязнь. Тогда и вырастают маугли, бездушные нелюди. При опросах в школе сейчас большая часть ребятишек, к великому сожалению, отвечают, что хотят стать бандитами, матерятся по каждому поводу, курят, пьют, наркоманят, не обращая внимания на родителей и учителей, гадят и пакостят.
Любовь, полученная в детстве, заряжает ребенка на всю жизнь положителыюй энергией. Любовь, таким образом, созидает человеч¬ность, творит отклик, эхо (со-резонанс), со-страдание, со-чувствие, со-радость, со-понимание. Ребенок ишет в окружающем мире этот отклик, со-резонанс сердец, а не отторжение, поэтому в дальнейшем человек созидает, а не разрушает. Так любовь делает его счастливым, помогает ему состояться, стать заинтересованным, частью целого мира, родимым, родным этому миру.
Ликвидация двух систем — мира капитализма и социализма — привела к стабилизации одной стороны и к краху другой, поэтапно¬му разрушению, развалу социалистического со-дружества, СССР, России и главное — к разрушению внутреннего мира людей.
Для России особенно гибельной была резкая смена ценностей. Ведь это болезненный деликатнейший процесс. Как показало время, превращение нас в собственников автоматически не могло преобразить наши души.
Самым уязвимым в этом смысле оказалось государство, оно в боль¬шей степени было и осталось тоталитарным, насильственным. Обнажившиеся грубое хамство, «беспредел» государства превратили открытость и гласность в этом хаосе в нечто невообразимое, все смешалось. Народ, когда увидел беспомощность, перемешанную с наглым обманом, нелюбовью монстра (государства) к себе (отношение подонка-отчима к несчастным своим детям), окончательно потерял веру во что-либо.
Страшеи не экономический крах — политическая и социальная невменяемость, а то, что потеряна вера, пришел конец иллюзиям, у людей открылись глаза на государство, которому нет дела до народа. Мы оказались у разбитого корыта, несчастные, необласканные сироты, лишенные хоть какой-то родительской любви.
Постепенность преобразований, в первую очередь, нужна была системе, государству, чтобы измениться, преобразиться, «прилично выглядеть», когда с него сбросят покрывало секретности, закрытости, когда народ увидит собственными глазами «тайны мадридского двора» (они, эти тайны, оказались неприглядными).
Разорван в клочья патриотизм, единение нации. Разве можно было, уничтожив образ врага, всю концепцию идеологии, политики и т. д., ничего не предоставить народу взамен?
Обострилось противостояние «отцов и детей» (это проблема глобальная, затрагивающая все человечество), оно все усиливается. Оказалось, что отцы и деды зря прожили свою жизнь. Какое после этого может быть взаимопонимание и любовь в семьях? — Только раздор и разлад.
Семьи и в доброе советское время не занимались по-настоящему воспитанием детей; мы создавали, творили «прекрасное светлое будущее», советское будущее, а детей воспитывали детские сады, школы; плодили детей кто попало и как попало, сейчас пожинаем плоды этого «творчества» (огромное количество физически и психически нездоровых людей).
Сейчас, в постсоветское время, большинству людей вообще не до жиру — быть бы живу. Нарушается глубинная взаимосвязь, притяжение людей. Развивается не любовь, а отторжение, цинизм, бездушие. Народ понял, что «деяния» государства — это некий садизм по отношению к нему. Но в этой ситуации опасно многократно усилившееся самобичевание, биение себя в грудь (какой я плохой), покаяние, некий мазохизм, происходящие под пристальным взглядом мировой общественности, часто недоброжелательным и двусмысленным. Да, все это в духе российского человека; и эта вынужденная, преувеличенная интровертность, погруженность в себя, копание в себе плодотворны для творчества, для творения русского человека.
Но палка перегнута настолько, что в нас развивают и насаждают комплекс неполноценности, никчемности, второсортности. Это не очищение — плакание в жилетку друг друга, не со-страдательность, а втаптывание в грязь, уничтожение наших душ. Все вместе это напоминает некий садомазохизм. Так что же, если нет идеи, то надо ее создать? Плохо, если опять е помощью врага. Что, на большее мы неспособны? Разрушены все виды любви: аnаrе, филия, эрос (эрос — духовно-душевное восхождение человека; филия — любовь между мужчиной и женщиной, людская любовь; аnаrе — со-гласие, человеческое единение, поиск того, что объединяет, а не разъединяет).
В советское время взаимное притяжение во многом было искусственно, иллюзорно. В конце XX века «поводыри-иллюзионисты», надеясь на быстрые преобразования, обрекли Россию на долгие страдания, разобщенность, взаимопожирание. Где же найти единство, не поздно ли? Опять нужны потрясения? Видимо, так.
Творческой интеллигенции противопоказано участвовать в политической и общественной жизни. Во-первых: она не конформна, не центрична, не диалогична с окружающим миром. Она со-резонансна плоду своего творчества и творящему космосу. Во-вторых: «Этика нравственной личности индивидуальна, не регламентирована и абсолютна. Этика же, созданная для процветания общества, надиндивидуальна, регламентирована и релятивна. Поэтому нравственная личность не может безропотно подчиняться этике общества, напротив, она пребывает в постоянной полемике с ней... В конце концов между ними возникает антагонизм из-за различной оценки понятия гуманности»2 Швейцер А. Культура и этика. М. 1973. С. 291. 153
Условно российскую интеллигенцию конца XX века можно разделить как бы на три части:
1. Интеллектуалы (левополушарный уклон) — часть созидающая, претворяющая идеи творцов в жизнь (реализаторы идей творцов). Они не хуже и не лучше творцов, они также нужны обществу, как и творцы.
2. Гармоничная (центристская) часть (синтез: интеллектуалы + творческая часть), ей свойственен диалог левого и правого полуша¬рий. Это истинные творцы, умеющие рождать и реализовывать идеи.
3. Творческие (креативные) личности (правополушарный уклон), часто творящие вопреки, творящие на противостоянии, конфликте двух систем, двух мнений (конфликт с властями — их питательная среда, они его выискивают и обостряют). Их много в России и тому есть причины.
Гармоничная (целостная) творческая личность не абсолютизирует конфликт. Такая личность также остро, всеми фибрами души, кожей чувствует противоречие, но затем идет на диалог, компромисс, тем самым, сглаживая, стирая границы конфликта. Гармоничная творческая личность это делает по зову души, а интеллектуальная — стремится к единению, осмысляя, просчитывая, следуя логике Аристотеля (европейская традиция).
Революционная творческая (экстремистская) личность диалогична с плодом своего творчества, вживается, перевоплощается в него, но часто плод творчества полностью завладевает творцом, превращая его в свое орудие. К. Юнг считает, что конфликтность творца проистекает из того, что в нем борются две силы: обычный человек и творческая страсть, которая как бы втаптывает в грязь «все личностное» творца.
В России вызревание творцов целостных, гармоничных было, мягко говоря, затруднено нагромождением такого количества противоречий и конфликтов, таким сиротством и обездоленностью человека, такими перекосами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Невыносимость жизни на обыденном уровне, неустроенность, невостребованность творчества в обществе губят восприимчивую личность па корню.
Даже в идеальных условиях творческие начала пожирают большую часть энергии творца. Это так обескровливает человека, что он может жить лишь на примитивном, сниженном уровне (это часто воспринимается как ребячество, бездумность, эгоизм, тщеславие). Личность, таким образом, экономит жизненную энергию. Огромное количество творческих суицидов в современной России подтверждает невыносимость жизни в новых условиях. И в первую очередь гибнут лучшие —дети и творческие люди.
«Мир раскололся, трещина прошла по сердцу поэта» (Г. Гейне) — это о творческой личности. Творческий человек — человек без кожи или (другая ассоциация) — как фотопленка повышенной чувствительности.
Жизнь и творчество вопреки, с невероятным отягощением (жизнь на грани) — удел российских творцов. Жить в согласии с властями они бы, даже если бы очень хотели, не смогли.
Присущий художнику автоэротизм Юнг сопоставляет с автоэротизмом незаконных или заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия «безлюбого» окружения. Такие дети становятся безоглядно эгоистическими натурами: либо пассивными, инфантильными и беспомощными, либо активно противостоящими морали и законам общества.
Существует расхожее выражение: «Помоги таланту, а бездарность пробьется сама». У нас же против творческой личности осуществляется геноцид, этим все сказано. Необходима забота общества, чтобы гармонизовать творческую личность, сделать ее жизнь хотя бы «выносимой», помочь сгладить (ослабить) внутреннюю и внешнюю конфликтность.
России в поисках своего особого пути надо было бы держаться ближе к парадоксальной логике Востока с ее устремленностью к преображению личности, а не «ложиться» под западную цивилизацию. Мы оделись не в свою одежку, лучше бы остаться в своем «кафтане», чем напяливать чужой «смокинг»
Геноцид над творческой личностью несет гибель России. Выбирать материальные, экономические приоритеты — глупо и наивно. Здравый смысл и современная психология говорят, что надо развивать достоинства, а недостатки — скрывать, пытаться завуалировать, локализовать, т. е. развивая достоинства, искоренять недостатки.

4.2. Смена парадигм и проблемы современного творчества
Размышляя о поэтичности русской души, ее предрасположенности к образному, правополушарному мышлению, мне хотелось бы сделать некоторые выводы:
Несмотря на особый стиль нашей жизни, специфику воспитания, имеющие авторитарный, монологичный, прямолинейный характер, в творчестве, в исполнительстве у нас, в отличие от Запада, нет тех жестких рамок, нет требований неукоснительного следования букве закона. В этом также проявляются особенности менталитета. При всей раскрепощенности, внутренней свободе западный человек в деле, творчестве менее свободен, чем русский, — вот такой парадокс, хотя в коллективных видах творчества, в организации, общении у нас сохраняется палочная дисциплина. Глядя правде в глаза, надо отметить, что с точки зрения выучки, владения стилями, школой, в массе своей западные исполнители выше нас. Русскому человеку мешают общие тенденции структуры его личности — наша безалаберность, незавершенность, русское «авось». Однако существует и такая точка зрения, что обозначенные выше недостатки являются спасением творческости русской души!
Но как только происходит со-настройка, определяется со-резонансность русской души через единение с педагогом (Другим), находится творческое «я» — появляются главные достоинства русской творческой личности: ее поэтичность, теплота, сердечность, все становится на свои места и с профессионализмом, и с техническим совершенством. Выложим еще один козырь, подтверждающий мои идеи об огромных творческих потенциальных возможностях русской души: «Один американец, побывав у нас в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при Московской консерватории. —В. Ш.) и послушав наших учеников, сказал, что они (в США) играют не менее профессионально и виртуозно, но чтобы пианист слился с инструментом в одно целое — такого, пожалуй, нет»! Тимакин E. «Каждый ученик — это новая книга, которую мы должны изучить» // Муз. академия. 1993. № 3. С. 135.
Вот она, спонтанная предрасположенность русского ребенка к творчеству, повышенная способность к одухотворению, оживлению, вживаемости в мир Другого! Этот как раз одно из важнейших достоинств менталитета русских, поволяющее нам надеяться на лучшую участь. Но бесконечная смена парадигм сбивает ориентиры; еще хуже, когда у общества нет ни идей, ни концепций, когда им овладевает вялотекущая социальная невменяемость. Тогда происходит потеря самих себя, своего профессионализма, и данный процесс захватывает не только низшие и средние, но и высшие сферы творческой деятельности.
Снижается уровень коллективных видов творчества и это закономерно: от коллективизма, какой бы он ни был, мы ушли, а к индивидуализму не пришли. В некий театр абсурда, фантасмагорический сон погружены наши души. Хотя если быть до конца справедливым, то с ликвидацией засилия центра начал выявляться творческий потенциал периферии, в определенном смысле это и выявление индивидуализма нации.
Однако энтузиазм отдельных талантливых личностей сильней оттеняет общую удручающую картину. Вот приговор режиссера Б.Покровского участникам спектакля «Хованщина», поставленного в Большом театре в содружестве с М. Ростроповичем: «Многим певцам-актерам свойственны сонливость, безответственность, аэмоциональность». И так везде, за исключением творчества вопреки, когда энтузиазм талантливых людей побеждает эту безнадежность. Любой ансамбль (музыкальный, спортивный, деловой), любая команда (сейчас даже политическое объединение называют единой командой) требуют со-резонанса сердец, единого шага, согласия. А у нас хаос и душах, ощущение ненужности, мы находимся на низшем уровне потребностей человека — уровне выживания. О чем еще можно говорить!!? Авторитаризм с его своеобразным коллективизмом все-таки обеспечивал единение, сыгранность, «ансамблевость», да и расцвет индивидуальных талантов был впечатляющим. В определенное время наша советская педагогика, особенно исполнительские школы, занимали, передовые позиции. Ликвидация противостояния двух систем, устремленность к открытому обществу, особенно русско-советский идеализм, смешанный с идиотизмом «поводырей», сыграли с мировым сообществом злую шутку. На поверхность выпущена вся людская нечисть. Особенно пострадала Россия. Кто-то скажет, чем быстрее это будет сделано, тем лучше, потом надо будет лишь снять эту пену нечисти, раз она всплыла, и взятки гладки. Но тогда мы приветствуем путь катастроф, аварий. Да, авария — это тоже обнаружение дефекта, нарушения чего-то. Но какой ценой?! Поэтому наша задача, думается, состоит в предвосхищении, упреждении, амортизировании последствий катастроф, в стремлении не выпускать джинна из бутылки.
В конце XX века смешались в кучу правила игры демократических и тоталитарных обществ. У мирового со-общества пока нет внятной концепции дальнейшего развития, особенно это касается бывших стран социализма и России в том числе, которые, как слепые котята, тыкаются в разные стороны. Таким образом, глобальная открытость требует новой со-настройки сообщества народов. Людям разных национальностей, укладов жизни, менталитетов и т. д. необходимо прийти к согласию.
В переходный период к открытому обществу неизбежен спад во всех сферах жизнедеятельности человечества. Просто российское усреднение, огрубление, падение значительнее, чем качественный откат мирового сообщества. Омассовление (ложная демократизация), всеохватывающая коммерциализация, как спрут, окутали нас своими щупальцами, и все это в условиях глобального объединения?!
Приведу пример из сферы творчества, музыкального искусства, подтверждающий вышесказанное: «В оркестрах раньше была преемственность: скрипач приводил своего сына в оркестр. Все оркестры вращались вокруг консерваторий (Берлинской, Венгерской) и потому имели свое "лицо". А сейчас? Одного оркестранта берут из Японии, другого — из Парижа. Как при этом сохранить индивидуальность оркестра, она же сразу теряется. Поэтому современные оркестры такие безликие. Взять хотя бы оркестр Берлинской филармонии — его звучание совершенно пастеризированное, нивелированное...» 4 Афанасьев В. «Я люблю старые вина и старых дирижеров»: [Интервью] // Мариинскнй театр. 1996. № 7-8. С.
Огромное количество талантливых молодых людей из стран СНГ особенно из России, обрушилось на западный мир, США. Проблемы возникают не только у нас (теряется генофонд нации), но и у Запада, так как превращение даже талантливого ученика в мастера - сложнейшая задача.

4.3. Шаблонность, пассивность — разрушители творчества
Современная жизнь с ее все ускоряющимися темпами обрушивает на нас огромный поток информации. Обрывки знаний, словно град, бессистемно сыплются на нас, создавая чувство интеллектуального и эмоционального дискомфорта, так как информированность и даже образованность сами по себе человека не изменяют. Непереваренные знания тормозят этическое, эстетическое, мыслительное становление личности, а навязывание понятий, суждений, оценок извне, в готовом виде приводит человека к поверхностности, фрагментарности (мозаичности) мышления, к потере способности вырабатывать собственные суждения.
Беда усугубляется тем, что эта информация чаще всего потребляется пассивно. Мы не сами занимаемся спортом, а со-наблюдаем, мы не читаем романы и не смотрим спектакль в театре, а смотрим их телевизионную версию — чье-то разжевывание того, что должно быть пережито нами индивидуально, интимно. Замечали ли вы, что телевизионная трансляция любой спортивной игры, спектакля и непосредственное присутствие на них, как говорят, «две большие разницы», и как все это отличается от собственного участия в игре, любом действе?
Парадоксальность ситуации состоит в том, что мы перенасыщены визуальной, слуховой информацией, часто грубой и примитивной, бездуховной и аморальной, и беспомощны при вглядывании, вслушивании в свой внутренний мир. Мы привыкли пользоваться не собственным воображением, фантазией, а, например, зрительными образами (кино, телевидение и т. д.), примат вербального приучает нас мыслить словами, таким образом, наша суть, сознание становятся искаженными. Одним из важнейших механизмов борьбы с пересыщением информацией, пассивностью потребления знаний и т. д. является вживание в мир Другого.
Ужасно, когда мы учим детей лепить, рисовать, заниматься музыкой и т. д., а затем все это махом забывается. Наша система приобщения ребенка, например, к музыке быстро отторгает души детей от прекрасного. Возникает аллергия, отторжение от того, чему отдано много прекрасных детских лет. Таким образом, мы разрываем наметившиеся взаимосвязи ребенка с миром, и последствия этого непредсказуемы. Это выбрасывание в «мусорную корзину» главного.
А в Америке с обучения игре на различных инструментах симфонического оркестра начинается путь к музыке, культуре в широком смысле этого слова. Через овладение инструментом ребенок глубже, истиннее, через дело постигает искусство. Происходит эмпатическое вживание в инструмент, он становится любимым, частью ребенка. Это как любовь к Родине — не вообще любовь, а любовь через родные места, близких, через конкретику. Инструментарий, механизмы, машины, другие люди, ставшие продолжением нас, создают целостный мир личности и он вырастает из детства.
Навыки, любимые детские дела — это найденная взаимосвязь с миром, Другими в игре. Одухотворение, одушевление всего вокруг — это преодоление детского эгоцентризма. Ребенок интуитивно стремится к творчеству, инстинкт подсказывает ему, что природный эгоцентризм преодолевается связью с природой, искусством, Другими, через дело, общение, познание, понимание. Он стремится разломать игрушку, творческая любознательность в нем требует узнать, что там внутри, а мы бьем его по рукам, наказываем. Он хочет познать себя и мир через игру, инстинктивно диалогизируя все вокруг себя. Это непонимание имеет катастрофические последствия, разрушающие взаимоотношения детей и взрослых. Во многом отсюда проистекает «война поколений». Насилие над детьми, «террор взрослых» имеют те же корни.
Созидание личности невозможно без постижения самого процес¬са любой деятельности. Поэтому самодостаточная личность стремится сама водить самолет, машину; врач, ставший руководителем, — опе¬рировать; летчик, ставший командиром высокого ранга, — летать; артисты, певцы, ставшие руководителями, педагогами, — играть, петь и т. д.
Возвращаясь вновь к вживаемости, заметим, что хороший, талантливый актер, вживаясь (перевоплощаясь) в свою роль, практически не выучивает текст. Это происходит само собой, в процессе вживания, автоматически. Такое наблюдается и у драматического актера, и у оперного певца и т. д. Убежден, что здесь сохранены корни истинной педагогики не насилия, а диалога. Режиссеры, дирижеры драматических и музыкальных театров не позволяют без предварительного интенсивного вживания в материал спектакля «забалтывать» текст, так как это ведет к шаблону или наигрышу. Такой же путь мы предлагаем и в других сферах нашей жизнедеятельности; это дорога от формальности, стереотипа, шаблона, деформаций личности, «Одеть в одежды» творческого, перевоплощенческого, игрового ремесла, технику — в этом заключается весь фокус. Вхождение в творческое состояние выводит нас на другие уровни сознания, другие измерения. Всем известно, что в творческом состоянии мы совсем иные, чем в обыденной жизни. Что еще очень важно, таким образом, мы добираемся до глубин бессознательного в нас, открываются каналы сверхчувствительного восприятия, дремлющие в нас, так как процесс перевоплощения (лицедействия) происходит в состоянии вдохновения, потрясения. Это синтез созерцательного (европейского) и медитационно-созерцательного (восточного). В результате в любой сфере творческой деятельности открывается запредельное (трансцендентное), высшее творческое, не осознаваемое творцом. И здесь необходимо заметить, что процесс эмпатического вживания, перевоплощения смыкается напрямую с игрой, они как бы дополняют, оплодотворяют друг друга. Взрослый через ребенка, игровое общение с его миром (через вживание в этот параллельный мир) реабилитирует свой деформированный мир и становится способен, как ребенок и как древние, оживлять, одухотворять окружающий мир. Это и есть эмпатическое вживание.

4.4. Интеллектуальная и творческая одаренность

Уникальным примером несоответствия интеллектуальных и творческих способностей является судьба П. Эренфеста, крупнейшего ученого-физика, единомышленника А. Эйнштейна. Кроме того, П. Эренфест был подлинно великим критиком; его анализы были столь глубоки, он пользовался таким авторитетом среди коллег, что его одобрение считалось высшей наградой.
В свое время поддержка П. Эренфестом молодого физика, впоследсгвии знаменитого Э. Ферми, очень помогла последнему. Э. Ферми рассказывал, что дружеское расположение Эренфеста во многом определило его дальнейшее научное будущее.
Но судьба самого Эренфеста трагична. Он полагал, что его творческие способности значительно уступают его критическому дару. Считая себя бездарностью, мучимый чувством неполноценности, Эренфест покончил с собой... На его могиле, отдавая дань своему великому другу, А. Эйнштейн высказал глубокую мысль о причине несоответствия творческих способностей Эренфеста его критическому дару. Этот дар был в нем настолько силен, что Эренфест начинал кри¬иковать себя раньше, чем идея созревала в нем. Любой творец, говорил Эйнштейн, должен любить свою идею и не допускать внутренней критики, пока эта идея не окрепнет. Вечное самоедство, недовольство собой погубило Эренфеста.
Трагическая судьба Эренфеста — убедительное подтверждение того, как высочайший интеллектуализм заглушает творческость (креативность) личности. В связи с этим становится понятным смысл высказывания А. Пушкина о том, что поэзия должна быть несколько глуповатой. Наивность, непосредственность, увлеченность, детская спонтанность — это творческие проявления, а не жизненная суть творящей личности.
Подтверждением мыслей Эйнштейна является следующее высказывание: «Пишите с радостью, молодой человек... Нужно долго ласкать ваши полотна...»—это совет О. Ренуара А. Модильяни 5.Ренуар О. Мастера искусств об искусстве. М., 1969. Т, 5, кн. 2. С. 242 .
О чувстве удовольствия во время творческой работы говорил композитор Н. Метнер, многие другие творческие личности высказывались в том же духе.
Таким образом, все способы, разводящие во времени рождение идеи и оценку ее творцом, хороши. При этом любые изощрения, фантазии, стимулирующие возгорание творческой искры в творящем, оправданы. Совсем иной, чем у П. Эренфеста, была судьба В.Стасова, хотя их оценки своих творческих способностей схожи. Девизом жизни В. Стасова было: «...быть полезным другим, коли сам не родился творцом» 6
Цит. по: Карепин Б. Владимир Стасов. Л., 1927. Т. 1. С. 208.
Но в отличие от Эренфеста, Стасов как бы повиновался велению судьбы, «Неистовый Стасов», «критик Громогласов» сыграл огромную роль в судьбе М. Глинки, высоко оценивая его искусство. Отстаивая все русское, он, в частности, боролся с засилием итальянской оперы. С его легкой руки появилось определение «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков, Бородин). Он обожал Ф. Шаляпина и оказал большое влияние на его судьбу, как творческую, так и человеческую. Их любовь была взаимной. Мнение Стасова, его советы, рекомендации были высоко чтимы Шаляпиным. Значение Стасова в искусстве, культуре России XIX века трудно переоценить. Он творил, вылепливая творцов.
Уникальная деятельность таких талантов, как Эренфест, Стасов и др., в их собственном понимании не была творчеством, и в определенном смысле они правы. Видимо, незаурядность этих натур, особенно Эренфеста, требовала перевоплощения, вживания в мир Другого, лицедействия, свойственного творческой личности, чего, конечно, меньше в интеллектуальной, аналитической, критической деятельности.
Эти примеры — лишнее подтверждение мысли, высказанной ранее, что интеллектуальная и творческая деятельности должны дополнять друг друга.

О результатах тренинга в Москве 29-31.10.04.

Это был один из самых удачных и запоминающихся тренингов.
Дело в том, что по разным причинам не сумело подъехать четверо человек, и я проводил тренинг с двумя учениками.
Вот эти два отзыва.

Я, М. Антон Борисович, проходил занятия в центре постановки голоса «Багратид» у В.П.Багрунова с 29 по 31 октября 2004 года.
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
Голос стал более глубоким, спокойным. В нем более не слышно суетливости, нет ощущения напряженности, которая была раньше. Голос звучит более низко, вызывает больше доверия и располагает к его обладателю (особенно заметны элементы некоторой распевности, появившиеся за время занятий).
За время занятий укрепился не только мой голос, но возросла и уверенность в себе, повысилась оценка моих сил и возможностей.
Могу признать, что до начала занятий я не совсем представлял всю важность голоса в жизни человека – не только в коммуникации с другими людьми, но и для собственного состояния, самочувствия и самооценки.
Но самое главное – на этом трехдневном тренинге, который уже дал очевидные (точнее «ужеслышные») результаты, я получил лишь начальные знания и навыки в области совершенствования голоса. Ведь совершенство достигается лишь практикой! Я готов продолжить упражнения самостоятельно, и надеюсь в недалеком будущем отчитаться перед Владимиром Павловичем о своих успехах.Веру в свои силы я уже получил – большое спасибо за это Учителю!
31.10.04. Подпись
Я, З. Дмитрий Александрович, прошел трехдневный курс в центре постановки голоса «Багратид» у В.П.Багрунова в период с 29 по 31 октября 2004 года.
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
Голос стал более «музыкальным», у него появился дополнительный объем, он стал более мелодичным, исчезла некоторая скованность.
Но главное, благодаря трехдневным занятиям, я открыл в себе новые грани, новые возможности, которые не мог разбудить ранее. И еще: мне захотелось говорить, петь, передавать что-то через голос. Когда появляется возможность соединить мысль с голосом, перед человеком открываются поистине огромные возможности! Спасибо Владимиру Павловичу «повивальной бабке» наших голосов, помогающему им заново родиться, выйти в жизнь.
31.10.04. Подпись

О насущном
Тренинг в Египте
В тренинге будет участвовать от 3-х до 6 человек.
Три человека сделали заявки. Осталось три места.


Тренинг состоится в курорте Хургада. Вылет из Москвы 07.12.04. 11 ночей\ 12 дней.
Возвращение 19.12.04.


Отель MENAVILLE SAFAGA 4* - 60 км к югу от Хургады, 6 км от пос. Сафага, 2-х, 3-х этажные корпуса и одноэтажные шале (253 и 48 номеров соответственно). Сейф в reception – бесплатно.
Номер: индивидуальный кондиционер, балкон/терраса в 100 % номеров, спутниковое ТВ, холодильник, телефон, душ/ванна с туалетными принадлежностями, туалет, уборка 1 раз в день.
Территория: 2 ресторана, питание в гл.ресторане – шведский стол, 5 кафе и баров, 2 открытых бассейна: 1 детский, 1 взрослый, магазины, room service, пункт обмена валют, прачечная, доктор в отеле, детская площадка, Интернет-кафе.
Развлечения: тренажерный зал, настольный теннис, дискотека, вечерние развлекательные программы, волейбол, парковка. За доп.плату – дайвинг, школа виндсерфинга, катера, сауна, бильярд, джакузи в бассейне, массаж, клиника (лечение опорно-двигательного аппарата и кожных заболеваний, грязелечебница, филиал курорта Карловы Вары)
Пляж: собственный песчаный. Зонтики, лежаки, матрасы, пляжные полотенца – бесплатно.
Питание HB.
Стоимость с человека: (дорога проживание, питание) без учета стоимости тренинга.
11 ночей – 463 доллара (double), 540 (single)
Стоимость 24 часового тренинга 400 евро. Итого 463д+400е, 540д+400е.

Будет два 8-и дневных 24 часовых тренинга (по 3 часа в день).
Первый тренинг «Три секрета настройки голоса. Распетая речь». 15 часов речь + 9 часов распетая речь (перевод речи в пение)
Второй тренинг «Певческий» 24 часа пение. Для прошедших тренинг «Три секрета настройки голоса. Распетая речь».
Для жителей Москвы можно оплатить в Москве (в филиале фирмы «Белые ночи»)
Для жителей иностранных государств. До 26 ноября в Петербурге в фирме «Белые ночи», либо в Москве в филиале фирмы «Белые ночи» или мне на счет до 23 ноября. Номер счета будет указан в индивидуальном порядке. В связи с тем, что перевод может идти до 5 банковских дней, то высылать деньги необходимо не позднее 16.11.04.

Справки по тел. (812) 314-6793 Ирина Викторовна или по эл.почте ssea@wnights.spb.ru
Самая последняя информация.
В Петербурге в фирме «Белые ночи» и в ее филиале в Москве оплата наличными принимается в долларах. В безналичной форме в рублях по курсу Центробанка + 3% на конвертацию. Для оплаты по безналу надо созвониться по указанному телефону и сделать заявку по эл.почте или факсу. Соответственно будет высланы реквизиты для оплаты.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное