Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и успех.Три секрета настройки голоса.

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

14 ноября 2004 Выпуск 66
«Берегись и маленькой расточительности; небольшая течь топит большой корабль».
Глава XII «Богатство в бережливости». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 5. ПАРАДОКСЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
5.4. Одиночество — путь к творчеству
«Одиночество — привилегия личности», — как-то заметила великая русская актриса Ф. Раневская. Средний человек боится остаться наедине с самим собой, его мысли и чувства снуют беспорядочно и хаотично, словно отражая его суету и спешку в толчее жизни. Ему неинтересно оставаться наедине с собой из-за бедности внутреннего мира, инстинкт подсказывает, что выйти из безумной гонки, остановиться, погрузиться в себя опасно: там пусто, не с кем и не о чем беседовать. Поэтому современный человек расточает энергию безумным образом. Он озабочен, удручен всевозможными тревогами, ненужными волнениями. Он не только изнашивает себя, но и отрицательно действует на окружающих, поэтому тонкий, талантливый человек быстро устает, находясь в толпе и подвергаясь хаотичным воздействиям. Такой же эффект наблюдается от общения с назойливой «пустышкой».
Восточная мудрость гласит: «Истина познается в молчании», т. е. в самопогружении. Восточный диалог и его аналог (по нашему разумению) в европейской и русской традиции — спонтанный диалог — создают все условия для самовыражения партнера по диалогу.
Известно, что русский писатель Всеволод Иванов был таким талантливым «диологом», он так располагал к себе партнера, так воздействовал на него, так внимал, что партнер раскрывался непредсказуемым образом.
У Р. Шумана есть статья под красноречивым заголовком «Влияние одиночества на совершенствование ума и облагораживание души», где Шуман пишет, что «одиночество — это общение с самим собой, оно — отрешение от всех внешних впечатлений, производимых на нас светом, оно — действенный, мыслящий, созидательный покой, его можно назвать активным душевным состоянием пассивного тела... Все великое, что когда-либо было задумано, все прекрасное, что когда-либо было совершено в мире, зародилось исключительно в школе одиночества». 18 Шуман Р. О музыке и музыкантах // Цыпин Г. Музыкант и его работа: Собр. ст. М., 1988. С. 333.

Собственно, Шуман говорит о медитационно-созерштельном в творчестве, но так как суть медитации (как принципа) исключает диалог, а общение с самим собой — это самосозерцанне, то в самом содержании одиночества как творческого акта заключена некая цикличность, целостность процесса творчества. Первая часть целого — это собственно медитация (сосредоточение, самоуглубление до бездны бессознательного, выявление его), а вторая часть целого — нескончаемый диалог «сознательное -бессознательное». Именно это общение с самим собой имел в виду Р. Шуман. А весь целостный цикл являет собой медитационно-созерцательное.
Шуману вторит Г. Торо, который любил повторять, что он никогда не встречал партнера столь общительного, как одиночество В 1966 году в США был выпущен информационный бюллетень «Исследование психологии научного творчества в США», где подчеркивается, что «стремление подолгу оставаться одному» является одним из качеств творческой личности.
Да, опять парадокс: ничто так не обогащает, как контакты с людьми, но и ничто так не истощает. И когда творцу есть что сказать, он стремится к уединению, к тишине, так трудно достижимым во все убыстряющемся социальном времени, а оно убыстряется в неимоверном темпе — это огромная проблема человечества.
«Одиночество — моя профессия, — говорил М. Мамардашвили — это тропинки внутреннего сада. Внутренняя келья, которую человек сам с собой носит...»19.Мамардашвили М. Одиночество — моя профессия // Конгениальность мысли. М„ 1994. С. 68.
И далее в том же духе: все мы родом из детства, весь мир мы видим, оцениваем через призму детских впечатлений, они — источник наших внутренних образов. И как у Данте: то, что продолжает в нас жить как внутреннее царство, является источником, из которого мы постоянно черпаем, самосовершенствуясь и самостановясь.
Рыбалка с удочкой в уединении, на берегу реки или озера, в лесной тиши, успокаивающая гладь воды, создающая некий континиум природы (звенящая тишина, длящееся мгновение, течение воды или ее покой, зыбь озера), — это медитация. Концентрация внимания на поплавке, заданный ритм движений, ведущие к самоуглублению, - один из лучших способов ухода от стереотипного мира в мир «иной». Это один из уникальнейших жизненных процессов, очень близкий истинной медитации. Что очень важно, этому медитационному процессу предшествует выход из стандартной ситуации (работа, семья, бег по кругу от самого себя). Рыбалка в уединении — не только смена занятий, но и любимый отдых, и, видимо, она так притягательна потому, что отвечает внутренней потребности человека в обновлении, преображении себя.
Спонтанность, умение жить так, чтобы события происходили как сами собой, непроизвольно, наиболее полно раскрывают внутреннюю суть человека, творческое в нем. Так естественней проявляется бессознательное. Оно лучше всего проявляется во сне, в ничего неделании, через не-деяние, это и есть творческое дуракаваляние, о котором мы уже говорили.
Таким образом, дуракаваляние — один из действенных способов отключения цензуры левого полушария в творческом процессе. Необходимо, чтобы вездесущее сознание не мешало проявиться бессознательному. По этой причине необходимо принимать решение не сразу, а на следующий день. Остыть — это значит дать возможность бессознательному за ночь внести свою лепту в решение проблемы. Так, ученому, артисту, зашедшему в тупик, необходимо переключиться на что-то другое, т, е. отключить, насколько возможно, сознание и дать проявиться бессознательному. И часто решение приходит как бы само собой, разорвав круг зацикленности сознания. Очень точно об этом
сказал поэт:
И я выхожу из пространства
в запущенный сад величин
И мнимое рву постоянство
и самогласье причин...
О. Мандельштам
«Внешне исследователь в этот период выглядит вялым, "задумчивым", "отрешенным", отстранившимся от мира сего. Сотрудники инспектора Мегрэ (героя романов Ж. Сименона) называют его в это время "сонной рыбой"»20.Шумилин А Проблемы творчества. М., 1989. С. 137.

Аналогично поступал Шерлок Холмс, герой романов Конан Дойля. Он садился в кресло-качалку, закуривал трубку, медленно раскачиваясь, погружался в себя, отключаясь от мира, или монотонно часами пилил на скрипке, таким образом отключаясь от дел... В том и другом случае решение проблем приходило само собой.
Думается, что увлечение Эйнштейна игрой на скрипке в определенном смысле можно рассматривать как отвлекающий маневр против засилия левого полушария, прагматизма, логизации, пут сознания и как стимуляцию бессознательных процессов.
Спонтанными процессами медитационно-созерцателыюго, т е неосознаваемым, пронизано все творчество. В. Вернадский во время совещаний, бесед мог неожиданно погрузиться в себя, как бы уснуть, размышляя, а затем так же неожиданно встрепенуться и дать глубокий и яркий ответ на поставленный вопрос. Собственно, что особый вид медитационно-созерцательного.
В искусстве в поисках истины, выявлении глубин творчества часто вообще приходится идти окольными путями. Как верно заметил Пастернак: «В искусстве в поисках истины человек смолкает и начинает говорить художественный образ». А поэт А. Вознесенский утверждал, что в искусстве всегда образ был первичным, а слово, даже мысль — вторичными. Очень метко выразился Мейерхольд: «В искусстве важно не знать, а догадываться».
Но в искусстве есть и еще одно трудно разрешимое противоречие, которое великолепно охарактеризовал А. Франс: «Искусству всегда угрожают два чудовища — художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».
Надо, чтобы пути художественно-образного и профессионально-технического как можно больше пересекались, необходимо технологию «одевать в одежды» художественного. Метод переключения в другие родственные сферы деятельности — один из действенных в воспитании творца искусства. Г. Нейгауз для того, чтобы ученик не зацикливался в узких рамках пианизма, музыки, постоянно обращался к литературе, живописи, ища ассоциации, проводя параллели, будоража фантазию студентов, тем самым развивая их гармонично. Секрет Паганини гласит, что заниматься надо меньше, а думать больше, а скрипач Безродный настаивает, что более 3 часов заниматься на инструменте нельзя: «После 3-х часов занятий мы начинаем болтать руками зря», — говорит он.
Да, в искусстве, в частности в музыке, очень важно уметь работать без инструмента, мысленно, в представлении, т. е. интровертно. Эти умозрительные, т. е. со-зерцательные, занятия дают неоценимую пользу. Дирижер Г. Рождественский говорит, что к интерпретации произведений он идет от внутренних видений, представлений и стремится к этим непостижимым идеалам затем в работе с оркестром.
Все вышеизложенное подчеркивает, что в любом виде творчества следует избавляться от пут левополушарного (технологического) зацикливания на ремесле. «Открытие шлюзов» для бессознательного, взаимооплодотворение сознательного и бессознательного ведет к гармонии творчества.

5.5. Феномен публичного одиночества
Парадоксальность иитерпретаторства (исполнительстаа) состоит в одновременности творчества и самоконтроля, хотя «протекание чувств и их наблюдение — два дополнительных, разновременных события» (Н. Бор), так же, как самонаблюдение производимого действия, движения. Человек в таком случае превращается в сороконожку, которая, задумавшись, какой ногой двинуть, теряет способность к движению. Необходим длительный тренинг, чтобы самонаблюде¬ние не мешало творческому процессу. Чем более опытен и талантлив актер, тем меньше доля такого самоконтроля, выше творческая составляющая и наоборот...
Таким образом, публичное одиночество, подкрепленное вдохновением, переводит творца в некоторое другое измерение, чему способствует длительный настрой, преображение внутреннего мира. Это многоаспектный процесс, в который втянуты все сущностные силы организма (воображение, ассоциативное мышление, фантазия). Идет огромная внутренняя работа, интровертный синтез различных энергий. Происходит некое моделирование пикового творческого акта (выступления). В определенном смысле это растянутый во времени Меди таци он но - созерцательный процесс, особая его форма.
На научной конференции «Наука на пороге XXI века — новые парадигмы», прошедшей 20-23 марта 1996 г. в Москве, один психолог высказал мысль, что ясное видение образа затрудняет его реализацию, необходимо затуманивание, покрытие его дымкой. Он не мог объяснить, почему это так, но такая позиция, с его точки зрения, творчески перспективна. Попытаемся ответить на этот вопрос.
У многих исполнителей перед выступлением — когда «в зобу дыхание сперло», ватные ноги, сжат желудок, голова идет кругом — сознание затуманено, как бы раздвоено. Это уникальное состояние необыкновенно плодотворно для творящего. Находясь в творческом вдохновении, артист существует в состоянии «автопилота».
У талантливого исполнителя процесс преображения внутреннего
мира начинается загодя; главные предстартовые волнения у большинства людей начинаются за 3 дня до выступления, а нормальное состояние возвращается через день после выступлении, т. е. общий цикл составляет 5 дней. Чтобы не выплеснуть накопившийся творческий потенциал, репетицию или тренировку необходимо проводить за 2 дня до выступления или, в крайнем случае, в день выступления, но нельзя это делать накануне, так как в этот момент трудно удержать себя и не выложиться, а времени для восстановления нет. Лучше не менять ничего в предконцертном, предстартовом режиме, так как многие процессы нельзя, да и вредно контролировать, лучше, если они будут спонтанно саморегулироваться. Талантливый человек чувствует меру сознательного и бессознательного в своем творчестве.
Уникально по сгустку различных парадоксальных проявлений само выступление. Если весь подготовительный процесс носит в большей степени интровертный характер, то выступление на публике — это стрессовый экстравертный выплеск. Когда талантливый исполнитель или спортсмен к моменту выступления приходит в пике формы и при этом присутствуют все необходимые факторы — прекрасные зрители, слушатели, болельщики, великолепная акустика, площадка, газон и т. д., когда все как бы сходится — рождается чудо: шедевр, творческий взлет, рекорд.
В момент вдохновенного творческого порыва в человеке открывается запредельное. Обычно мы способны реализовать не больше 50 % своих возможностей, а в творческом состоянии мы можем значительно перекрыть этот рубеж.
Знаменитый пианист Артур Рубинштейн так описывает одно из своих удачных конкурсных исполнений; «Меня позвали; пальцы мои были как лед. Я поклонился и сел, чувствую себя на грани обморока. Но при первых аккордах оркестра я стал другим человеком; я вошел в состояние транса. Я сыграл словно под воздействием неведомой силы. Моя интерпретация была, должно быть, электризующей...»21 Рубинштейн А. Дни моей молодости (фрагменты) // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1991. Вып. 9. С. 140.
Главный феномен публичного одиночества заключен в том, что, находясь в состоянии затуманенного сознания, творец погружается в бездны бессознательного. Непроявленность сознания, дымка, розовый туман—это творческое воспарение, взлет в высшие сферы души и духа.
Таким образом, существует природный механизм отключения цензуры сознания (левого полушария) и включения правополушарного, творческого компонента. Это человеческое творчество. Именно оно способно выправить наше деформированное сознание, которое часто вмешивается не в свое дело. При этом общение от сердца к сердцу (исполнитель — зритель и наоборот), воздействие публики на исполнителя в основном происходит на подсознательном уровне, тем самым приводя в со-резонанс их общение, умножая взаимные посылки энергией, раскрывая потенциальность друг друга.
Чаше всего даже талантливые исполнители лишь во втором отделении или в послеконцертных «бисах» способны к творческим откровениям, так как давит груз ответственности, цензуры левого полушария, сознания.
Иногда они перегорают, не попадая в пик формы, не говоря уже о несовершенных творцах или учениках, для которых выступление превращается в экзекуцию с внутренним потрясением, близким к инфарктному или предынфарктному состоянию. Стресс выбивает из состояния творческого вдохновения, в таком цейтноте исполнитель не способен даже на добротную ремесленническую интерпретацию. Слишком большой контроль сознания как бы срезает с творческого процесса ауру возвышенности, поэтичности, художественно-образного.
Идеальный вариант выявления высшего творческого начала предполагает синхронизацию, саморегулировку, со-резонанс левого и правого полушарий (сознательного и бессознательного).
Рассмотрим еще ряд приемов, способствующих выявлению глубинного, медитационно-созерцательного в творчестве, помогающих создать условия, атмосферу единения с залом (зрителями, слушателями).
Это пошло с Востока. Начало концерта, свет постепенно гаснет и одновременно высвечивается круг на эстраде, куда через мгновение вступит артист. С одной стороны, это ритуал, священнодействие, некая фокусировка на субъекте, ради которого и собралась публика, настройка на него. С другой стороны, луч во тьме объединяет всех в едином предвосхищении таинства, отгораживания от дневных забот, суеты жизни. Но при этом каждый слушатель, зритель, отгороженный тьмой от другого, с помощью луча света, направленного на артиста, напрямую связан с ним.
Важным компонентом публичного одиночества являются прикрытые или полуприкрытые глаза артиста. Думаю, что такой способ общения особенно полезен музыкантам, так как при этом происходит отключение зрительного восприятия и акцентируется слуховое... Это как бы отречение от мира, собственное сосредоточение, собранность, избавление от волнения, мандража, кроме того, отключение визуальных впечатлений способствует успокоению, отгораживанию от суеты жизни. Самопогружение в свой внутренний мир — неотъемлемая часть медитационного процесса. Таким образом, концертант как бы приглашает публику в свой внутренний мир, к своей душе...
Вспомним слова Г. Караяна: «Закрывая глаза, я достигаю большей степени сосредоточенности, мои ощущения и чувства безмерно обостряются»22 Цит. по: Музыкальная жизнь. 1983. №15. С. 18. 184 Вообще, стиль дирижирования Карояна, гипнотический, медитационно-созерцательный, напоминает священнодействие, устремленность к чему-то высшему. Кстати, Г. Караян как-то высказал мысль, со-звучную со взглядами автора на творчество: он говорил о вдохновенном творчестве, когда оркестр является продолжением руки дирижера, они становятся одним целым, «одним великим артистом» (А. Рубинштейн).

5.6. Невротизм и творчество
И здесь мы подошли к опасному парадоксу, который подстерегает творческую личность.
С одной стороны, творец делает все, чтобы глубже вжиться в материал, чтобы как можно меньше проявить свое «я», стать единым целым с зарождающимся плодом творчества. Так, К. Станиславский говорил, что режиссер должен умереть в актере, что «люби не себя в искусстве, а искусство в себе», т. е. не выпячивайся, не рисуйся, так как это дурное вдохновение. В педагогике тоже учитель должен проявиться через индивидуальность ученика во взаимном перевоплощении. Эти идеи хорошо разработаны у Гегеля и Юнга.
С другой стороны, опасность заключена в том, что творческий плод, для которого созданы все условия произрастания во внутреннем мире творца, начинает, как спрут, опутывать любые личностные проявления своего создателя, высасывая жизненные силы, о чем мы говорили выше.
Если же эти процессы происходят в среде, которая не гасит противоречия, а, наоборот, только разжигает конфликты, что наблюдается в современной России, то творческая личность: 1) покидает это общество (колоссальный отток талантливых людей из России); 2) погибает «активно» (суициды и т. д.), уходит из творческой жизни в другие сферы или пассивно замыкается, будучи невостребованной, что чаще всего ведет к неврозам, другим психическим расстройствам; 3) ищет пути к гармонизации, реализации, чтобы плод творчества родился и реализовался, не погубив творца.
Потеря цикличности, освобождение от плода творчества может привести к извращенности творческого процесса, некой «наркомании».
В то же время безвыходное положение, когда творец «и певец, и жнец, и на дуде игрец», приводит к снижению творческих потенций, и к скатыванию на уровень обыденного сознания (материального) или переходу в другую категорию — интеллектуалов.
Интеллектуальная переориентация — способность к адаптации, приспособлению — действительно, в некотором роде спасение для творца. Но какой ценой? — Путем потери или снижения творческого
потенциала.
Важен выбор: или «человеческая жизнь», или служение творчеству. Если зараженность творчеством не всеобъемлющая, каждый волен делать свой выбор. В подтверждение вышеизложенного мы приводим следующие доводы, имеющие прямое отношение к природе российского творчества.
Несколько лет назад на состоявшемся во Франции симпозиуме, посвященном проблеме взаимоотношений искусства и психоанализа, в сообщении Н. Дракулидеса «Творчество художника, подверженного психоанализу» был выдвинут интригующий тезис, что творчество художника стимулируется тягостными переживаниями, выпавшими на его долю. Следуя за мыслью Стендаля: «для искусства нужны люди немного меланхоличные и достаточно несчастные», Н. Дракулидес утверждал, что исследования биографий и творчества великих художников заставляют считать фрустрации и лишения всякого рода, особенно имеющие характер достаточно глубоких психических травм, действующих на талант художника, своего рода катализаторами, повышающими потенциал дарований. Художественное творчество в такой интерпретации выступает как особая форма изживания психических конфликтов и приспособления к жизненным неудачам. Когда травмирующие переживания сглаживаются или исчезают, ослабевает и стимул к творчеству. Более того, Дракулидес провозглашает: «Искусство процветает среди народов менее счастливых». Прямо о нас, о России! И далее; раз фрустрация стимулирует творчество, значит, все, что эту фрустрацию устраняет, негативно действует и на творчество. А поскольку психоанализ или любой другой вид психотерапии — способ снятия фрустраций, его применение может либо ослабить творческую активность художника, либо вообще парализовать ее. Подтверждая вышеизложенное примерами, Н. Дракулидес заключает, что художник — это человек, дезадаптированный к реальности, он находит в искусстве приспособительный modus vivendi; психоанализ восстанавливает его способность приспосабливаться к реальности, но тем самым дезадаптирует его к художественному творчеству. Все это перекликается с идеями Юнга.
Высказанные несколько категорично, да еще затронувшие интересы психоаналитиков, идеи Дракулидеса имели резонанс, но были встречены в штыки. Выступавшие по докладу указывали, что представление о художнике, созидающем потому, что он обездолен, это романтическая фантазия в духе представлений скорее XIX, чем XX века. Приводилось множество имен художников — Веласкес, Рубенс, Коро, Матисс, Клод Монэ, — творивших с легкостью, как птицы. Указывались случаи расцвета дарования художника, совпадающего с семейным и душевным благополучием. Было даже высказано мнение о неэтичности (скандальности) точки зрения, связывающей художественное твор¬чество с психической травматизацией и обездоленностью.
На симпозиуме по «бессознательному», который прошел в Тбилиси в 1978 году, на эту же тему, только в другом контексте, был представлен интересный доклад В. В. Иванова «Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество». Приведем ряд высказываний автора: «Цензура левого полушария в некоторых случаях должна быть снята (заторможена) для усиления или хотя бы для обеспечения творческой образной деятельности»23.Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. С. 258.
Психоанализ, особенно стереотипный, наоборот, активизирует левое полушарие включением психоаналитической вербализации, затормаживая творческую образность правого полушария. По этой причине одареннейшие натуры, чаще всего интуитивно, бессознательно, отрицательно относились к вмешательству психоанализа в их мир. Так, известны постоянные нападки В. Набокова, автора «Лолиты»,на венскую школу Фрейда. Далее В. Иванов приводит интересный пример: «Как-то я спросил А. А. Ахматову, почему она так враждебна к психоанализу. На это она мне ответила, что если бы она прошла курс психоанализа, искусство для нее было бы невозможно»24 Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. С. 258. В. Иванов сообщил ей, что таким же образом примерно ответил и Рильке, и Ахматова заметила: «Ну вот видите, значит и я не ошиблась. Со мной это иногда бывает» 25 Там же.
Отрицательно к предложению Фрейда пройти курс психоанализа отнесся и Эйнштейн.
Сам Фрейд в письме Флиссу писал, что он обладает как бы «обеими левыми руками», т. е. повышенным образным, правополушарным мышлением. А Эриксон отмечал необыкновенное «зрительное любопытство» Фрейда (тоже правополушарная активность), позволяющие проникать основателю психоанализа в сны и воспоминания своих пациентов, чем не обладали его последователи, за исключением Юнга, который впоследствии по идейным соображениям разошелся во взглядах с Фрейдом. Любопытно, что Фрейд писал своей невесте, что он надеется в науке достичь того, чего он не достиг в поэзии. Схожее, но, наоборот, в утвердительной форме, говорил Эйнштейн, считавший, что свое безграничное воображение он смог полностью реализовать в физике, а не в искусстве. Эти примеры говорят о гармоничности левого и правого полушарий двух великих людей, о достаточной выявленности правополушарной составляющей в их творчестве. У большинства же людей цензура левого полушария довлеет над правым.
В. Иванов на примере Германа Гессе показывает взаимодополняющее воздействие психоаналитической вербализации и самолечения творчеством. Гессе, несколько лет страдавший тяжелейшей депрессией, начал проходить курс психоанализа, но ситуация все отягощалась, невроз усиливался. Эти депрессивные переживания выражены Гессе в стихотворном цикле «Степной волк». Но только художественная сублимация в замечательном одноименном романе принесла Гессе освобождение от страданий. Тогда и возник этот просветленный взгляд на мир, который присущ позднему Гессе. Еще одно доказательство, приводимое В.Ивановым: творческий акт (опыт вербализации прошлого, сходный с психоаналитическим), лежащий в основе книги М. Зощенко «Перед восходом солнца», способствовал выздоровлению автора от невроза. «По написании ее Зощенко в 1943 г. в моем присутствии говорил, что ему удалось избавиться от тоски, мучившей его всю жизнь; он хотел с помощью книги сделать этот метод общедоступным»26 Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. С. 259. Неврозы Гессе, Зощенко, Пуанкаре, Линкольна, Шумана, Томаса Манна, Кафки, Пруста, Ван Гога и сотен других великих, талантливых людей подтверждают идею профессора К. Домбровского (Канада) о талантливости невротиков.
Но не надо вульгаризировать и считать, что каждый невротик талантливый человек. Мы говорим о том, что многие нестандартно мыслящие, впечатлительные натуры с возбудимой нервной системой, умеющие глубоко и тонко переживать, чаще всего обладают нестандартным внутренним миром. Они — белые вороны, чудаки, творческие люди. Именно они обладают, корректно говоря, особой психикой.
Поэтому будем бережливыми в отношении талантливых невротиков. Ведь слабость их нервной системы является силой в творчестве. Психолог Б. Теплов писал, что слабая нервная система, если допустимо прибегнуть к аналогии, может быть уподоблена очень чувствительной фотопластинке. Такая фотопластинка требует особенной бдительности в обращении с ней: она больше всякой другой боится «засвета» или «передержки» (сверхсильный раздражитель!) Это, конечно, отрицательное свойство, но оно является следствием высоко-положительного свойства - большой чувствительности. А теперь синтезируем все вышесказанное с идеями Юнга, Так, говоря о судьбе художника, Юнг вещал пророчески: «Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нем борются две силы: обычный человек, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные желания, — с другой»27Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 142. 189
И, наконец, суммируем идеи, изложенные выше:
1. Для творцов искусства и науки, экстравертов и интровертов характерны разные механизмы творческого процесса.
Из-за субъективности творческого акта в искусстве, из-за колос¬сальных перегрузок, которые все более увеличиваются, чему способствует ускоряющийся темп жизни, творцы испытывают огромные трудности. Сумасшедшая плотность графика гастролей заставляет артистов сегодня быть в Париже, завтра в Москве, а послезавтра в Токио. Раньше, выступив в одном конце света, гастролер много дней добирался до другого пункта гастролей, успевая восстановиться, прийти в себя. Особенно трудно певцам, ведь инструмент — это их организм. Смена временных поясов, разная акустика залов — все это требует времени для перестройки психики и т. д. Крупные (талантливые) гастролеры находятся в постоянном цейтноте. Это огромное испытание для психики и здоровья человека. Таким образом, с какой стороны ни взгляни, на любом повороте творческого процесса творца ожидает стресс, ведущий к неврозам и психозам, — вот результат ускоряющегося бега от самих себя, все большего несоответствия биологического и социального времени.
2. Разные акценты в творчестве связаны с особенностями внутреннего мира творческой личности, ее психикой. У одних в процессе твор¬чества (творческого акта) акцентируется рождение идеи, творческого плода — это светлые и радостные моменты. У других на первый план выдвигается процесс инкубации, созревания идеи, т. е. муки творчества, терзания, вынашивание плода. Одни, готовясь к творческому акту, растрачивают энергию — думаю, таких не очень много (например, М. Ростропович), — другие эту творческую энергию аккумулируют (отключают телефоны, уходят в «другой мир»).
Россия — это информационное пространство, уникальное в своем роде, где всегда была питательная среда, некий оазис для вызревания творчества вопреки. В XX веке этот парадокс выявился особенно ярко. Наше тотальное сиротство, отчуждение народа от власти, государства, которое было и раньше, в конце XX века перешло все границы.
И я настаиваю, что корни уникальной русской творческой личности заключены не только в нашей художественно-образной предрасположенности (правополушарной), но и в неустроенности нашей жизни, ее тяготах, конфликтности, которая по принципу нет хула без добра умножает конфликтность, противоречивость творческого потенциала русских талантов.

О насущном
В составлении нижеследующей информации принимал участие Антон Мирошниченко, сотрудник московского отделения крупной международной корпорации

В Новый Год с Новым Голосом!
ЕГИПЕТ

УНИКАЛЬНАЯ АКЦИЯ !

Декабрьский тренинг в Египте: с выдачей Преподавательского Сертификата.
Со скидкой 20% - если Вы регистрируетесь через сайт (или по электронной почте)!

В декабре планируется проведение тренингов (речевого и певческого) в Египте (Хургада) 07.12.04. 11 ночей (12 дней). Возвращение 19.12.04.


Ведущий тренинга, автор методики В.П.Багрунов: "В течение полугода (декабрь 2003 и май 2004 гг.) мне довелось проводить речевые тренинги в Шарме и Хургаде. Сравнение в пользу Хургады по многим параметрам (пляж, замечательные условия проживания, отличная кухня, обслуживание!). Эффект от занятий отличный!"
В этот раз будут две группы: речевая и певческая.
Речевая для приступающих к занятиям, певческая для тех, кто прошел речевую ступень.
СТОИМОСТЬ ВЫЕЗДНОГО ТРЕНИНГА
Стоимость путевки
540$ (одноместный номер), 463$ (двухместный номер)
NOTA BENE: Стоимость тренинга: 500 евро - С Вашей скидкой: 400 евро;

Количество участников в каждой из групп - не более 4 человек.
24 часовой курс, занятия по три часа в день.
Эффективность выездных занятий, совмещаемых с отдыхом, позволяет прошедшим данный Тренинг сразу получать Преподавательнский Сертификат!
Превосходный отдых и прогресс в занятиях гарантирован !

Заявки по эл.почте voice@bagratid.com

Характеристика отеля

Отель MENAVILLE SAFAGA 4* - 60 км к югу от Хургады, 6 км от пос. Сафага, 2-х, 3-х этажные корпуса и одноэтажные шале (253 и 48 номеров соответственно). Сейф в reception – бесплатно.
Номер: индивидуальный кондиционер, балкон/терраса в 100 % номеров, спутниковое ТВ, холодильник, телефон, душ/ванна с туалетными принадлежностями, туалет, уборка 1 раз в день.
Территория: 2 ресторана, питание в гл.ресторане – шведский стол, 5 кафе и баров, 2 открытых бассейна: 1 детский, 1 взрослый, магазины, room service, пункт обмена валют, прачечная, доктор в отеле, детская площадка, Интернет-кафе.
Развлечения: тренажерный зал, настольный теннис, дискотека, вечерние развлекательные программы, волейбол, парковка. За доп.плату – дайвинг, школа виндсерфинга, катера, сауна, бильярд, джакузи в бассейне, массаж, клиника (лечение опорно-двигательного аппарата и кожных заболеваний, грязелечебница, филиал курорта Карловы Вары)
Пляж: собственный песчаный. Зонтики, лежаки, матрасы, пляжные полотенца – бесплатно.
Питание HB.

Порядок оплаты
1.Путевка
1.1Позвонить по тел. (812) 314-6793 Ирине Викторовне или отправить заявку по эл.почте ssea@wnights.spb.ru
1.2.Получить по факсу реквизиты фирмы и счет, который надо оплатить по безналу или наличными в Петербурге (Малая Морская, д.8, рядом с Невским проспектом) или в Москве (в филиале фирмы «Белые ночи»)
2.Тренинг

2.1 100% предоплата на счет Багрунова Владимира Павловича до 23 ноября. (400 евро в рублях по курсу Центробанка на день оплаты при предварительной регистрации см. NOTA BENE)
2.2 Реквизиты филиала центрального отделения
сбербанка №1991/0369
Адрес:190121, Санкт-Петербург Английский пр., д. 40
СУБ. К/С 30301810955000605523
К/С 30101810500000000653
БИК О44030653
ИНН 7707083893
КОД ОКПО 02802459
КОД ОКОНХ 96130
КПП 782 632 008
счет № 42307810355235602417.39
Багрунов Владимир Павлович (точка перед последними двумя цифрами не опечатка)
2.3
В связи с тем, что перевод может идти до 5 банковских дней, то высылать деньги необходимо не позднее 16.11.04.

На 14.11.04. в остатке 1 место в певческом тренинге и 1 место в речевом.

Для жителей Санкт-Петербурга
17 ноября 19.00-22.00

В эзотерическом
центре «Другой мир»
(ул. Бумажная д.17 метро «Нарвская»)

Ауд. 305

Состоится презентация новой методики настройки голоса.
Будут продемонстрированы отрывки 5-и телепередач, в которых рассказывается о новом подходе к развитию голоса, сравнительные записи учеников до и после обучения, а также уровень развития речевого и певческого голоса самого автора.

Презентацию проводит автор, кандидат психологических наук, автор книги «АЗБУКА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ»
Багрунов Владимир Павлович

По окончанию презентации будет проведена запись на тренинг «Голос и успех –
три секрета настройки голоса» в Египте 7-19.12.04. или в Петербурге в январе 2005 г. Дополнительная информация по тел. 252-15-12, 252-53-55


Москва
В Новый Год с Новым Голосом!

Ближайший трехдневный 20 часовой тренинг «Голос и Успех - три секрета настройки голоса» в Москве состоится 24-26 декабря 2004 г. Стоимость 250 евро. Предоплата 900 рублей за две недели до начала тренинга. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90. Тренинг будет проведен при наличии предоплаты не менее 8 человек.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное