Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

< >

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.


Выпуск 55.
31 августа 2004 года.


«Истинным мерилом цивилизации служит не количество народонаселения, не величина городов, не урожаи, но качество людей, которых производит страна»-Эмерсон.
Глава XI «Высочайшая вещь на свете». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

Поздравляю всех с Днем Знаний!


В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

3.4 Политические игры или спасение России?
В октябре 1997 года в России возникла уникальная ситуация в высших эшелонах власти, когда президент, правительство, Госдума, Совет Федерации вынуждены были перейти от противостояния к диалогу, не как к некому популистскому лозунгу в политической игре, а как к реальному конструктивному поиску согласия. Но как ни парадоксально, большим препятствием диалогу, согласию является отсутствие согласованности во взаимодействии самой правящей власти. Изначально неправильно запущенный механизм реформ, рынка и т. д. привел не к свободе, а к вседозволенности, примитивизму и вульгаризации политических, экономических и других отношений.
Шаги навстречу друг Другу, желание сотрудничать, поиск компромиссов созвучны внутренним потребностям российского общества, происходящим в нем процессам. Безусловно, что переход от противостояния к терпимости, уважению мнения другого, поиску того, что нас объединяет, а не разъединяет, притягивает, а не отталкивает, выстраивание согласия из разных мнений — мучительный и долгий процесс. Поэтому диалог в этот переходный период будет корявым, деформированным. Безусловно, всем нам трудно перейти от психологии разрушителей к созиданию, терпимости.
В этой связи можно привести любопытную параллель. Если в октябре 1917 года в России возникла революционная ситуация, то можно сказать, что в октябре 1997 года налицо была эволюционная ситуация. Эволюционизм означает то, что малые, но согласованные импульсы и взаимодействия ведут к резонансным эффектам. В результате эволюционный путь развития оказывается более продуктивным, чем революционный. Главным двигателем эволюционных процессов является диалог. Поэтому мы считаем, что судьбоносным моментом для России в данной ситуации являются диалог, взаимодействие, стремление к взаимопониманию, согласованности (когерентности) народно-патриотического и демократического движений. Все здоровое и позитивное, заключенное в этих движениях, вступив в диалог, парадоксальнейшим образом преобразует раскол в его противоположность — позитивную силу. Таким образом, объединятся две половинки одного целого. Так возродится истерзанная Россия. Лучшее в идеях левого крыла состоит в ориентации на российские ценности, ее традиции, менталитет, а правое крыло в своих лучших проявлениях нацелено на западные ценности, на то, что России необходимо как дополнительность. Синтез этих идей образует русскую, если хотите,национальную идею России. Из этого естественным, эволюционным путем возникает резонанс согласия, вырабатывается единый ритм, единое дыхание народа: мы начнем шагать в ногу, а не вразброд, наши сердца забьются в унисон, мы проснемся от спячки, апатии, всеобщего безмолвия, избавимся от другой крайности —- борьбы «всех против всех». Все это — проявления патриотизма, так необходимого России.

Мы считаем, что созрела обстановка, когда все здоровые силы общества, все неравнодушные люди, в первую очередь интеллигенция, должны сказать свое веское слово. Притяжением, а не отталкиванием каждый из нас может способствовать консолидации духовного потенциала общества, создавая духовное борение, духовный напор. Духовное борение — это не противостояние, ведь борение духа может осуществляться только как диалог (конструктивный, спонтанный, равноправный). Но так как даже в несовершенном диалоге существует духовная составляющая, то устремленность общества к согласию, примирению, терпимости — это путь к взаимоочищению, внутреннему преображению, к равноправному диалогу, избавлению от взаимозависимости (пут тоталитаризма и посттоталитаризма) — огромной беды России, постоянно мешающей нам стать свободными, развернуть свой творческий потенциал. Таким образом, проникновение во внутренний мир другого, понимание противоположного, иного, «резонанс сердец» и есть возвращение к истокам русской духовности. Этим также определяется особый русский путь -— движение от духовности к нравственности, а затем к материальному — путь, противоположный западному. Настала пора, когда необходимо от диалога идей, интеллектуальных дискуссий, собственного становления переходить к действию, т. е. к сплочению в духовном борении. Все неравнодушные люди должны «выйти из окопов», «идти в народ». И здесь огромна роль интеллигенции как со-настройщика россиян.
Властным структурам в условиях перехода от раскола к диалогу, компромиссам необходимо деликатнейшим образом поддерживать ростки созидания. Не подсчитывать, как торговцы на рынке, кто и сколько выиграл, а радоваться тому, кто и сколько положил в общую копилку согласия, т. е. не подогревать раздор, а все делать, чтобы погасить его. На участниках диалога, находящихся на высшем уровне власти, лежит огромная ответственность. Необходимо погасить в себе амбициозность, исходить не из силового давления, а из взаимных уступок. Именно властям, высшим эшелонам политической и другой элиты труднее всего сбросить со своих плеч путы корпоративных, политических и других интересов, ведь им есть что терять...
Контролируемость процессов взаимодействия президента, правительства. Совета Федерации, Госдумы — и так по всей цепочке российской властной вертикали; проницаемость, открытость, честность, доверительность являются гарантами нашей стабильности в период перехода от противостояния к диалогу, что естественно приведет к увеличению роли консолидируемого общественного мнения. Так круг созидания замкнется.
Конец третьей главы.

Так уж получилось, что окончание третьей главы пришлось на этот выпуск и поэтому, есть возможность поговорить о психологии на Олимпийских играх, а также дать стенограмму моего участии на НТВ 1 июля 2003.

Психологические итоги олимпиады

Ситуация с психологией была очень с той, что имела место на прошедшей олимпиаде. По ее окончанию у нас на факультете психологии была встреча с Натальей Стамбуловой, представляющей нашу страну в международной ассоциации спортивных психологов. То, что она рассказала шокировала многочисленную аудиторию собравшихся психологов. Спортивной психологии в стране, по сути, нет. Не знаю, как сейчас, но четыре года назад Россия была исключена из международной ассоциации спортивных психологов за неуплату ежегодного взноса составлявшего 200 долларов в год!!! Вместо психологов с командой был отправлен церковный служитель, который и выполнял их функцию. Известно, что большинство командных видов мы с треском проиграли.
По прошедшей олимпиаде выводы напрашиваются сами собой. Опять в который раз планирование медалей приводит к их потере. В решающие моменты многих спортсменов подводили нервы. Перечислять и показывать пальцем не буду. Все всё знают. Но самое печальное в том, что коррупция окутала своими щупальцами и спорт. Это было прекрасно видно на примере с Немовым выступавшим на перекладине.

1 июля 2003. НТВ Страна советов

Небольшая преамбула. За два дня до передачи, организаторы передачи мне звонили по поводу моего участия и мы договорились, что все этапы развития певческого голоса я проиллюстрирую своим голосом. Мне было обещано на эту демонстрацию 17 минут. Поэтому мы договорились, что для этого я привезу с собой гитару. Это прекрасный концертный инструмент одного из лучших советских мастеров В.Михайлова. По непонятным для меня причинам все оказалось иначе.

Ведущий Лев Новожженов: «От голоса Федора Шаляпина в театрах дребезжали окна и люстры. У Марка Бернеса голоса не было, но от его песен до сих пор трепещут миллионы. Как раскрыть в себе певческий талант?»
Сейчас мы будем учиться петь. А помогут нам в этом заслуженный мастер сольного пения, мировой авторитет оперной сцены Бадри Майсурадзе.
(Бадри Майсурадзе выходит и садиться на диван)
Ведущая Руслана Писанка: «А также человек, с именем которого отождествляется ультра-прогрессивный стиль обучения певческому искусству. Автор уникальной теории настройки голоса, кандидат психологических наук, Владимир Павлович. Багрунов. (я выхожу с гитарой и присаживаюсь рядом с ним. Напротив нас ведущие.)
Лев Новожженов: «Бадри, давайте послушаем ваши советы, советы профессионального певца: что нужно делать, для того, чтобы петь более сносно?»
Бадри Майсурадзе: «А ничего не надо делать. Просто петь и все.
Руслана Писанка: «А, если хочется петь?»
Бадри Майсурадзе: Дело в том, что пение, голос– это как бы везение. Если повезло с родителями и у тебя хорошая генетика, тебя кормили хорошо, ты не куришь и не пьешь, повезло с педагогом и так далее – все будет нормально. Думаю, что это природа, которой не надо мешать и все. Это так, как бы. А, если очень профессионально об этом говорить, то можно запутать вас, себя. Я слушал передачу у Гордона и два-три дня потом искал голос (смех).
Лев Новожженов: «Я знаю, что Владимир думает иначе. Считает, что петь надо все таки учиться».
Владимир Багрунов: «Все мы рождаемся с прекрасным голосом. Голос новорожденного один от другого отличить практически невозможно. И, в 1973 году у нас на факультете психологии ЛГУ была защищена докторская диссертация по Шаляпину и написана книга «Природа таланта Шаляпина».
Эту книгу мне подарил ее автор, доктор психологических наук, Владимир Львович Дранков. В это время я занимался сольным пением у педагога, к которому приводили гибнущих выпускников консерватории. Тогда я подумал, что вот, все секреты найдены и я стану мировым певцом. Однако, прозанимавшись с педагогом 7 лет, я голос потерял.
Лев Новожженов: «В результате обучения!?»
Владимир Багрунов: « Да. В результате обучения и понял, что все то, о чем говорил Шаляпин верно, но там, чего-то не хватало. И потом, почти через 20 лет (1994 год) в одной из диссертации наткнулся на выдающийся факт, мимо которого все проходят. У мертвых, только что погибших воинов на Бородино, русский врач Грузинов вырезал бронхиальную систему и ее продувал. И увидел, как пленки, идущие по бронхам издают идеально чистый звук. Я, поскольку кроме психологии занимался еще многими другими науками понял, что эта проблема не чисто физиологическая, не чисто психологическая, а идет на стыке этих наук. Меня осенило, что дело не в том, чтобы заниматься голосом, а дело в том, чтобы дать работать этой внутренней системе, которая у каждого от рождения до смерти действует.
Лев Новожженов: « Но, в принципе, между вами нет противоречий!»
Владимир Багрунов: «Но, как же. Я говорю, что каждый человек, если у него есть музыкальный слух должен петь так, как пел Шаляпин. Это самое простое.
Бадри Майсурадзе: «Не будем трогать гениев: Карузо…»
Владимир Багрунов: «А он (Шаляпин) в самом раннем детстве уловил идею, что надо говорить и петь одновременно. В своей автобиографии пишет, что в начале он побывал в драматическом театре и понял, как надо поставить речевой голос.
Лев Новожженов, обращаясь к Руслане Писанка: «Вы понимаете, о чем говорит этот человек?
Руслана Писанка: «Я хотела бы все это ощутить»
Владимир Багрунов: «Он две недели произносил одну фразу: (произношу хорошо поставленным голосом) «Царица я, но женщина и мать», а затем он побывал в оперном театре и понял, что надо соединить вот эту постановку голоса с пением. На бытовом уровне он пытается это делать»
Лев Новожженов: «Спойте, как Шаляпин!»
Владимир Багрунов: (показываю ) «Папаша, встава-й, чай пи-ить!» «В этом суть его системы: соединение речи с пением. Но сразу (на оперном материале) так не получится. Надо вначале начинать с самого простого, с песен Окуджавы. Я сейчас чуть-чуть покажу. (начинаю петь песню Окуджавы «О Володе Высоцком». «Володе Высоцком я песню придумать решил. Вот еще одному»
Бадри Майсурадзе (с насмешкой): «Это любимая песня Шаляпина»
Лев Новожженов: «Володь, мне кажется, что вы, как троянский конь пришли сюда, чтобы спеть песню Окуджавы, а мы хотим услышать от вас (неразборчиво). Бадри!»
Бадри Майсурадзе: «Вообще не надо много думать. Певцы – это такой народ.
Есть такой анекдот у итальянцев. Рождается ребенок и в первый день uno, due, tre, quarto, quinto – считает. Подумали, очень серьезный ребенок, надо отрезать мозг. Оперируют. Выходит с наркоза: uno, due, tre, quarto, quinto.
Думали – мало. Отрезали еще. Выходит с наркоза: uno, due, tre, quarto, quinto.
Оставили столько (показывает расстояние 2-3 см между большим и указательным пальцами). Выходит с наркоза: uno, uno,(поет начало романса Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток») .Uno furtiva lagrima…
Стал певцом (ведущие смеются). Так что не надо много думать. Это природа.
Руслана Писанка: «А, для чего же люди учатся петь?»
Бадри Майсурадзе: « Я вам скажу: у кого-то длинный нос, у кого-то короткий, у кого-то курносый, то есть это природа. У кого-то есть голос.красивый, у кого –то менее красивый и так дальше. Не надо что-то придумывать. Уже есть. Уже рождается человек с голосом, но надо просто правильно вести. Не надо ничего придумывать, какие-то школы. Есть, допустим школа смеха, школа матки, я очень извиняюсь, школа бронхов.
Не надо мешать природе. Существует хороший учитель. Есть природа, есть нормальный педагог: он стрелочник. Бог поставил тебя на свои рельсы…»
Руслана Писанка: «Если я пришла к педагогу, который учит петь бронхами, я научусь петь?»
Владимир Багрунов: «Понимаете, здесь важно понять одну очень важную вещь. Что пение – это не физическая работа. Я потерял голос из-за того, что меня заставляли петь гаммы и делать всякую механическую работу. А на самом деле, голос – это снятие всех напряжений. И тогда голос сам льется чисто и можно хоть двадцать четыре часа петь и не испытывать никаких напряжений. А наши певцы после спектаклей сразу бегут к ларингологу.
Лев Новожженов: « Вы пропагандируете школу бронхиального пения. Что это такое?»
Владимир Багрунов: «Когда мы рождаемся у нас произвольная мышечная система не работает, а работает древняя гладкая мышечная система. Она-то и заставляет эти пленки…
Лев Новожженов: «А проще можно?»
Руслана Писанка: «Как петь бронхами?»
Владимир Багрунов: «А петь – надо снять все напряжения, научиться издавать самый тихий звук». Я за три дня людям ставлю голос. Смотрите, что я делаю. Говорю: «Уберите все напряжения с самого тихого простого звука.
Руслана Писанка: «Убрали».
Владимир Багрунов: (показывает) ааа. Вот вы издаете идеально чистый звук без всякого напряжения, из вас он льется. Затем вы интонируете этот чистый звук пока на доречевом уровне. Разные интонации. ААА(интонация восходящая)
Лев Новожженов: «Бадри, что говорит этот человек? Можете это оценить?
Владимир Багрунов: «Проинтонировали. Затем вы начинаете произносить самые простые слова: Анна, Ханна, Ганна в украинском (гхыканье) и русском звучании в разных интонациях. У вас начинает работать эта система на речевом уровне. Далее. Если у вас есть музыкальный слух, то вы начинаете это пропевать, т.е.соединять речь с пением».
Руслана Писанка: « То есть, так ставится голос».
Бадри Майсурадзе: « Я думаю, что эта система, если можно так ее назвать, видимо для больных, заик или людей, у которых есть проблемы и которым хочется улучшить голос. Наверно, можно так помочь, я не знаю.
Владимир Багрунов: «У меня депутаты государственной Думы занимались, они же не больные люди.
(Все трое одновременно говорят. Разобрать невозможно.) В голосовом смысле 99% людей нуждаются в улучшении голоса. Потому что у большинства людей существует зажим в гортани, который легко устраняется».
Руслана Писанка: «Все таки речь идет о голосе или об умении петь»
Владимир Багрунов: «Смотрите, умение петь – это речь переведенная на другой уровень».
Лев Новожженов (Руслане Писанка): «Говорить – это тоже умение петь».
Владимир Багрунов: « И Шаляпин говорил: вначале надо научится говорить, а затем говорить и петь одновременно). Поэтому он ходил в драматический театр…
Лев Новожженов (перебивает): «Врачу: исцелись сам!» Я чего-то не замечаю, чтобы у вас был какой-то необыкновенный голос и способность к пению».
Владимир Багрунов: « Ну, понимаете, я загубил голос после 20 лет занятий:7 лет с одним педагогом, потом еще другие педагоги и так я голос потерял».
Лев Новожженов: «Бадри, можно в результате занятий загубить голос? Были примеры такие?»

Бадри Майсурадзе: «Уйма!» Потому что придумывают какие-то школы: петь на трахее, где-то еще дальше, ниже, выше, носовой резонатор, вот где-то здесь (показывает на верхнюю губу). Это все должно звучать. И бронхи, как уважаемый говорит, также и носовой резонатор, головной, грудной, всё. Но это должно быть в комплексе. Вообще пение – это составляющая человека, это природа человека. И если не мешать развиваться, как мы развиваемся: как мы растем, можно добиться результата. Не мешая…
Лев Новожженов (перебивает): «Вы оперный певец, но известно ведь, что знаменитыми стали люди, которые, как бы не имели голоса. Обычно называют Утесова, Бернеса, тот же Окуджава, кстати.
Бадри Майсурадзе: «Это другой жанр. Просто голос – это ничего. Надо еще сердце, музыкальность, эмоциональность, всё, то есть талант. Вот есть от бога, ты есть.
Лев Новожженов: «Понятно».
Владимир Багрунов: « У Шаляпина от бога не было таланта (голосового).Все профессиональные певцы знают, что его голос, как физическая величина уступал голосу Петрова. Но в голосе Шаляпина обертонов было больше, потому что он не ноты выпевал. Ведь наши певцы на самом деле выпевают ноты. А Шаляпин делал совершенно другое: он создавал образ. Для этого он создал совершенную систему. Но это система полностью игнорируется, потому что она основана на совершенно другой технологии. Не на том, чтобы пропеть верхнюю ноту, а на том, чтобы это интонационно было правильно.
Бадри Майсурадзе:(перебивает) « есть одна школа: школа правильного пения. Что это такое: чтоб не думать много и знать свою природу и узнавать свою природу и не мешать своей природе.
Владимир Багрунов: «Это было бы очень просто!»
Руслана Писанка: «Вы можете продемонстрировать сейчас распевку. Я думаю, что перед выступлением вы …
Бадри Майсурадзе (перебивает) « Дело в том, что утром очень тяжело петь. Я могу рассказать одну очень интересную вещь. Анжапаридзе меня вводил в дебют. Готовил меня. Это известный тенор. Мы находимся в театре. Заходит к нему тенор, заслуженный певец, но у него были проблемы с верхами и говорит: «Зураб Иванович, я распеваюсь и нашел «ДО». Но Зураб Иванович, дело в том, что я утром не могу петь». «Да, ты не можешь утром петь, а вечерние спектакли тебе не дают». Смех. «Утром, на самом деле, петь сложно».
Лев Новожженов: «Как вы распеваетесь Бадри? Покажите».
Бадри Майсурадзе: «Распевку надо делать, это как бы упражнения. Но когда ты уже в режиме, когда каждый день поёшь…
Лев Новожженов (перебивает): « Быстро покажите!»
Бадри Майсурадзе: «И –А-А-А-А-А-А-А-А».
Лев Новожженов: «Замечательно!»
Бадри Майсурадзе: «Так, что если есть голос, можно и не рапеваться».
После рекламной паузы (Советы постороннего).
Руслана Писанка: «Я хочу предложить Владимиру свою распевку».
Лев Новожженов: «Бронхиально!»
Владимир Багрунов: «Я проговариваю одно слово: АЛЛИЛУЙЯ. Потом пропеваю А-ЛИ-ЛУ-У-Й-Я-Я-Я. Так можно часами. На одной фразе можно голос себе сделать.
Руслана Писанка: «Выковать его, то есть, другими словами?»
Владимир Багрунов: «Известен случай, когда певца, который потерял голос, вынули из петли. Ему было сказано: «Будешь три года петь только одну фразу: ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!». Это известный бас (В.Касторский).
И он пропевал: «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ! ГО-О -СПО-О-ДИ-И, ПО-МИ-И-ЛУ-УЙ!». Пел так три года и все вышло.
Руслана Писанка: «Спасибо, большое!»
Лев Новожженов:: «Спасибо, Владимир Павлович! Спасибо, Бадри, большое! Как могли, так и спелись, что получилось, судить не нам, а телезрителям».

О насущном

27-29 августа прошел в Москве мой тренинг по распетой речи.
Результаты будут опубликованы в следующем выпуске.
Следующий тренинг пройдет в октябре. Дата будет уточнятся по мере комплектованию группы.


Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное