Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

09.08.04. Выпуск 52

«Еще не воздвигнуто таких застав, которые сказали бы пробивающемуся таланту: до сих пор и не далее» - Бетховен
Глава X «Истинная стойкость». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»

В.Н.Шерстов МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА


ГЛАВА 3. ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ РОССИЙСКОГО РАСКОЛА

3.1. Эволюционизм вместо тоталитаризма

Противостояние патриотических сил и так называемых демократов-реформаторов все более усиливается. Учитывая то, что нам до демократии «семь верст до небес», а история ничему нас не учит, законы не действуют, желание обездоленных, обманутых свести счеты, восстановить справедливость (а она в отношении большинства народа действительно наглым образом нарушена) вполне понятно.
Возможен ли в разрешении взрывоопасного конфликта парламентский путь, путь уступок, соглашений, диалога, понимания Друг Друга? Ведь две антропологические катастрофы России — социализм и постсоциализм — «два сапога — пара». Об их «свершениях» мы много и подробно говорили. Так какой же смысл пыжиться и отстаивать свои интересы, идти на конфронтацию? Еще одно потрясение окончательно доконает нас.
Если противостояние разрешится не эволюционным, либерально-консервативным путем — это приведет к следующему витку противоборства, трагедии нации.
После каждого из этих двух античеловеческих экспериментов страна оказывалась «в луже». Не будем разбираться, чья лужа больше... Сейчас противоборствующим сторонам надо попытаться сесть за стол переговоров и покаяться перед людьми. Во всяком случае, это будет нравственно по отношению к народу и к себе и сможет стать началом диалога. Больше ничего не требуется. Не надо разжигать страстей, доказывать свою правоту, подливать масло в огонь. Не надо выбирать из двух зол — это приведет к еще большей беде.
Надо, учитывая все ошибки (ведь дурной опыт — тоже опыт), найти пути к со-гласию. Действительно, за битого двух небитых дают; мы ведь заслужили лучшее будущее, пройдя ужасающие круги земного ада XX века.
Как показала жизнь, социализм и постсоциализм — это две дороги к тоталитаризму. Тот и другой «перекрывают кислород» законности, согласию, патриотизму — вообще человеку, человечности, движению к открытому мировому сообществу. Все закономерно: в одночасье из разрушителей не превратишься в созидателей.
Идет оголтелая борьба за власть и простой человек в ней —лишь орудие. В цивилизованном мире, жизнеустройство которого мы копируем, борьба партий не затрагивает основ жизни общества, они непоколебимы; более того, эта борьба подчинена высшим идеалам страны, ее общественным и государственным интересам. Идет как бы передача эстафеты борьбы партий во имя служения Родине. Кроме того, в этом политическом противостоянии проигравший защищен, он не теряет после проигрыша всего (благ, своего лица), как у нас, поэтому противоборство не носит такой конфронтационный, конфликтный характер (или — или, черное или белое), как в России. Парламентарии, придерживающиеся разных взглядов, после жарких дебатов идут в буфет и спокойно беседуют. Безусловно, существуют какие-то исключения из общих правил, но мы говорим о тенденции.
В нашем же зарождающемся как бы «свободном обществе» политическая борьба превращается в самоцель, она идет вразрез с интересами народа, государства, высшими идеалами. Победа любой ценой, а там хоть трава не расти — в этой позиции и авантюризм, и конъюнктурность, и шкурность... (Чего стоят только два примера: беловежский сговор и штурм Дома Советов?!)
Эта конфликтность (или — или) пронизывает всю нашу жизнь, она стала сутью нашего общества, каждого человека — от продавца магазина до парламентария.
При постоянном духовно-душевном смятении, в обстоятельствах непрерывного смешения добра и зла мы не можем быть неконфликтными, так как в наших душах нет покоя. На обыденном уровне материальных, жизненных интересов конфликтность, постоянная неудовлетворенность собой, окружающим миром — это беда, на уровне творчества —двигатель, стимул к совершенствованию.
«В загнивающем обществе возникают самые интересные вещи, потому что благополучное состояние, как правило, непродуктивно»1. Кузнецова И. И. Непостижимая эффективность математики а исследованиях человеческой рефлексии: Интервью с В. А. Лефевром // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 51.
Даже самое совершенное общество для творца с тонкой душой, повышенной чувствительностью все равно воздвигает препятствия, поэтому конфликтность неизбежна.
Нужно заметить, что у жителей стран южной Европы, Латинской Америки, южных штатов США, близких нам по менталитету (более правополушарных, вневременных, пространственно-художественно-образных, эмоциональных, менее прагматичных и рациональных, чем жители Центральной и Северной Европы и центральных и северных штатов США), наблюдается тенденция сближения с нашим поведением, но наша конфликтность не знает границ.
Что такое человек в центре жизни? Это превращение врагов народа, джеков-потрошителей, насильников в со-чувствующих, со-пере-живающих отцов нации.
Классовая борьба, бескомпромиссность, вдолбленная в нас марксизмом-ленинизмом, привели к окостенению «пластики» русской души, потере человеческой гибкости; не диалог, а монолог заполнил все жизненное пространство России. Да, тоталитарные системы существуют по этому более жестокому принципу. Но еще страшнее бросание народа из одной крайности в другую. Вначале коллективизм, символическая заработная плата во имя светлого будущего, равенство, братство и т. д., а затем другая крайность: «деньги превыше всего», «обогащайтесь за счет других». Это добило нас нравственно, преступность расцвела пышным цветом. Такое возможно только в России. Вот они, революционные, а не эволюционные принципы: запустили механизм переустройства, на самом деле — разрушения, и невозможно его ни остановить, ни скорректировать.
Разрушая прошлое, в том числе стирая нашу память о прошлом, мы стираем и то бессознательное, что было передано нашими предками и находится в наших душах как на сознательном, так и подсознательном уровне. В отношении к прошлому как к чему-то враждебному, а не родному заложена мина замедленного действия колоссальной разрушительной силы. Разорванная связь времен, позиция пав

ликов Морозовых в отношении своих отцов (предков), их наследия действует разрушающе и на наш внутренний мир.
Эволюционизм — постепенность преобразований — позволяет не разрушать целого, не нарушать внутренние взаимосвязи, многие из которых не контролируются человеком, не осознаются им.
Более того, эволюционизм преобразований, как мы уже отмечали ранее, малые воздействия позволяют не только сохранять взаимосвязи, но и подпитывать их импульсами созидания, тем самым осуществляя со-резонапс со-гласия подсистем. Этот эволюционизм можно ускорять или замедлять, но не по нашему произволу, а исходя из внутренних закономерностей системы.
Беда русского характера, менталитета заключается в желании получить сиюминутные результаты. Растянутые во времени усилия нам не по нутру (опять наша невременность, неисторичность). Отсюда же проистекают наша недальновидность, тактическое, а не стратегическое мышление, всевозможные «кампании», «кавалерийские наскоки». Идеям самоорганизации вторят Берк, Токвиль, Гумбольдт, Шатобриан, Поппер, Хайек.
Напомним еще раз: не разрушая прошлое, какое оно ни есть, относясь к нему, образно говоря, как к живому, бережно, как к близкому человеку, а главное — понимая, что, разрушая прошлое, мы разрушаем бессознательно и себя, подрубаем и свои корни, — мы сохраним созидательное движение вперед, творческие начала. Иначе — движение вспять, к тоталитаризму.
Таким образом, любая насильственность (государства, со-обществ, человека) глобально разрушительна; разрубая связь времен, мы тем самым нарушаем путь к душе и духу — культуре. Образуется порочный круг, не дающий обществу подняться, оно постоянно скатывается в тоталитаризм.
Причем реформаторы, политики, «карьерные» личности особенно опасны у нас, в России; они — главные разрушители. Если бы был буфер (со-общество) на западный манер (гражданское общество), он бы уравновешивал и бредовые, и новаторские идеи властей.
О чем мы говорим!? Невыплата зарплат, пенсий, нищенское существование простого народа — очередной ужасающий парадокс современной российской действительности... Мы окутаны безнравственностью. О какой культуре можно говорить? Мы погружены во мрак тоталитаризма нового образца.

Развращенность народа большевизмом в большей мере проявилась с начала перестроечных времен. Неверие в государство, отчуждение людей любого уровня от интересов отечества привели к тому, что бессовестным образом началось разворовывание, разбазаривание России и ее богатств за бесценок! Чего стоят зарплаты сильных мира сего, назначаемые самим себе!? А отношение к простым людям, которые недавно были «гегемонами» и их на руках носили, а затем выбросили и растоптали? Ну, а «прихватизация» требует отдельного разговора... Истинно по-русски: из огня да в полымя.
Однако народ, хотя и растерзан, разобщен (разделен, как молоко в сепараторе), сохраняет чувство меры, тем более что им не движут карьерные, амбициозные факторы; более того, он настроен критически, скептически к властям. Эта отстраненность здоровой части общества, самосохранившейся за счет «дуракаваляния» или «обломовщины», вселяет надежду на наше возрождение. Именно они, представители этой части общества, олицетворяют то чувство меры, что свойственно русскому человеку. Они эволюционны, а не революционны, они могут помочь властям превратить зло-деяния в деяния; они же могут помочь цивилизованным путем уйти правителям в отставку.
Предлагаю такой тест:
1. Если правительство страны находится в состоянии маразма и деградации — то эта страна авторитарная.
2. Если подобное продолжается много лет, а власти находят массу благовидных предлогов для оправдания этого безобразия — то мы имеем дело с тоталитарным правлением.
Тест позволяет без всякого анализа определить, кто есть кто.
Думается, что нам придется долго барахтаться в «мутных водах» тоталитаризма, где количественные, а не качественные приоритеты определяют жизнь, и выбраться из порочных лап «количеств» нам будет нелегко. Огрубление, усреднение, разрушение нашего внутреннего мира, всего жизненного пространства вокруг нас — тому подтверждение.
Выход на цивилизационные параметры культуры, в свете количественных и качественных приоритетов, а тем более на высшие качественные характеристики, где правит балом культура, представляется нам долгим и непростым.
«...Качество — заклятый враг омассовления... С позиций культуры опыт качества означает возврат от газет — к книге, от спешки —

к досугу и тишине, от рассеяния — к концентрации, от сенсации — к размышлению... от снобизма — к скромности, от недостатка чувства меры — к умеренности... Количественные свойства спорят друг с другом, качественные - дополняют»2. Бонхиффер Д. Сопротивление и покорность. Чувство качества // Вопр. философии. 1992. № 10. С. 120.

Количественные приоритеты в обществе как бы разъединяют (ослабляют) взаимосвязь цивилизация -культура, а качественные — синтезируют, взаимодополняют ее.
Количество переходит в качество, когда количественные проявления из противоборства переходят к со-гласию, со-резонантному, созидающему конфликту, взаимоутряске в диалоге и сотрудничестве. Более того, взаимодействие культура -цивилизация по принципу сообщающихся сосудов гарантирует этой своей сцепкой переход количества в качество. Качества определяют:
1)низовую культуру, все, что касается обыденного сознания, материальных проявлений — добротность, целесообразность и т, д. — это первый уровень проявления качеств, свидетельствующий о развитии цивилизации. Ему соответствует в большей мере технократическое, левополушарное мышление с его прагматизмом, логизацией, вербальностью, временностью (историчностью);
2) высший уровень культуры, устремленность к душевно-духовным проявлением человека и общества — нестандартность (штучность), этический и эстетический компоненты и т. д. — это второй уровень проявления качеств. На этом уровне рождаются новые идеи, проекты; ему более соответствует правополушарное мышление с его интуицией, пространственной, художественно-образной составляющей, приматом воображения.
Развитая цивилизаций может обеспечить качества первого уровня, но не гарантирует их подъем на второй уровень, что подтверждают проблемы западного мира и США.
Поэтому только диалог цивилизации и культуры, их взаимопроникновение друг в друга, взаимообогащение обеспечивают путь к высшим проявлениям человека, его гармонизации, целостности (к синтезу двух уровней качеств). Количество, не перешедшее в качество, ведет к деградации, деструкции, т. е. общество, зацикленное на количественных показателях, раздираемое противоречиями, обречено на гибель.
Таким образом, количественные приоритеты — это регресс личности и общества. Качественные приоритеты — это прогресс, созидание, развитие, творчество. Сам переход количества в качество — это уже творческий акт. В этой связи заметим, что все количественное— путь к формальности, шаблону, стереотипу; ну, а все качественное обеспечивает не только творчество, но и саморазвитие, самоорганизацию, со-резонанс со-гласия. Кстати, правило золотого сечения, бинарность выбора, эта заданность, свойственная человеку на разных уровнях его жизнедеятельности, обеспечивает со-резонанс согласия как в мире человека, так и в межличностных отношениях.
Таким образом, можно сказать, что культура — это устремленность (интенция) к качеству любого уровня, к высшим проявлениям человека, а все «количественное» ведет к падению культуры (труда, общения, быта, морали, нравственности и т. д.).
Ориентирование на «количество» разрушает вселенские (космические) взаимосвязи, человек выпадает из единой цепи (природа — человек — космос), т. е. нарушается антропокосмический со-резонанс со-гласия, таким образом, происходит саморазрушение человека и общества.
Количественные параметры, не переходящие в качество, ведут к окостенелости, отмиранию, деградации. Огрубление, усреднение перекрывают путь к качественным приоритетам, личность, общество, таким образом, обречены ориентироваться на количественное жизнеустройство, т. е. на разрушение. Россия XX века в этом смысле является как бы полигоном, лабораторией, где проводились подобные эксперименты.
Количества, переходящие в качества, — это путь к одухотворению, оживлению, а синтез качеств первого и второго уровней ведет
к со-резонансам со-гласия, взаимопроникновению, дополняемости, а не противопоставляемости, к взаимному росту, т. е. к высшим проявлениям, самосовершенствованию человека. Так происходит подъем на более высокие уровни качества, культуры, духовности. Таким образом, спонтанность, оживление, одухотворение всего вокруг себя и в себе — это также путь к «качеству».
Судьба России XX века — яркое подтверждение вышеизложенного, да и не только России —- всего социалистического лагеря, а может быть, и вообще всех авторитарных и тоталитарных режимов, где доминировали уравниловка, однотипность, единомыслие, стандарт, выстроенность по ранжиру, т. е. количественные приоритеты.
Постсоциализм принес нам еще большие беды. Многие люди потеряли способность фокусировать внимание при выполнении тонких и точных работ, им доступны только грубые действия. Таким образом, мы теперь не способны тиражировать уникальные разработки. Это трагедия — итог усредненности, вала количества, нетворческого отношения к труду, потери трудовой культуры — все это ведет нас к самоуничтожению. Огрубление и усреднение всеохватно; им больны и культура, и искусство, и все сферы образования.
Продолжение следует.

Результаты трехдневного 20-и часового тренинга «Три секрета настройки голоса». Волгоград (28.07.04.-31.07.04)


ВРАГ У ВОРОТ
Этот американский фильм о Сталинградской битве демонстрировался 8 августа 2004 по ОРТ поздним вечером, накануне выхода данного выпуска. Это символично, так как ровно неделю назад я еще был в этом ГОРОДЕ-ГЕРОЕ.
В этом фильме главной сюжетной линией является поединок двух снайперов: нашего – Зайцева, до войны простого охотника и фашистского – лучшего профессионального снайпера Германии, специально вызванного для уничтожения Зайцева. Привлекаю ваше внимание к этому фильму, так как эта сюжетная линия целиком ложится на тему рассылки «Скрытые резервы нашей психики». Профессия снайпера – это, прежде всего, владение своей психикой на высочайшем уровне. Надо уметь оставаться неподвижным в течение многих часов и при этом быть полностью отмобилизованным.
Аналогичный поединок был показан по телевидению в многосерийном в отечественном фильме «На безымянной высоте», который демонстрировался в мае этого года.
Подобная ситуация, но по отношению к слуху, имеет место на моих тренингах, когда идет работа с текстом. Этот этап я называю «ослушиванием» т.е. очень внимательном прослушиванием текста, над которым идет работа. Термин взят из военно-морского флота, где профессия акустика, во многом напоминает профессию снайпера. В обоих случаях ошибка оборачивается трагедией, в первом - для снайпера, во втором- для жизни всего экипажа судна.

Волгоградский тренинг планировался еще весной. Много было согласований по времени проведения и по обсуждению программы тренинга. Все организационные проблемы тренинга были решены на самом высоком уровне. Прекрасное место проведение тренинга, прекрасная организация питания (обед в ресторане и два кофе-брейка). Работали ежедневно с 10.00 до 19.00.Отмечу стоявшую в эти дни африканскую жару, которая не помешала, благодаря кондиционерам и в том числе и в гостиничном номере. Хочу выразить искреннюю благодарность Елене Бутковой, менеджеру фирмы пригласивший меня провести этот тренинг. Благодаря ее заботам мне удалось побывать на Мамаевом кургане и увидеть другие памятные места «столицы 2-ой мировой войны».

Отзывы прошедших трехдневный 20-и часовой тренинг.

∙ Я, К.П.Юрьевич считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
Голос стал звучным и сильным
∙ Речь стала внятнее и четче
∙ Темп речи замедлился, но появилась внятность и четкость
∙ Появилась мелодичность
∙ Дыхание стало ровным. Равномерно распределяю запас воздуха на всю фразу
∙ Ритмический рисунок стал ровнее
31 июля 2004 г. Подпись

Я, Т.А.Юрьевич считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос стал более уверенным и выразительным, при этом усилий прикладывается меньше, речь в целом стала более спокойной. Появилась надежда когда-нибудь петь не только в душе. В целом методика очень полезна, думаю, что я получил возможность развивать свой голос и в дальнейшем.
31 июля 2004 г. Подпись
Я, К.К.Викторович считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Появилась глубина и звучность (низкие тона)
∙ Речь стала размеренней, понятней для собеседника, исчезла «скороговорчность», слова произносятся четче и подчеркиваются дыханием
31 июля 2004 г. Подпись


∙ Я, С.М.Ивановна считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос стал глубже
∙ Появилась больше выразительности
∙ Размеренности
∙ Мягкости
∙ Интонации
31 июля 2004 г. Подпись

Я, М.М.Сергеевич считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос стал звонче, как-то глубже. После курса обучения я стал более уверен в себе, надеюсь, мне это очень поможет в будущем.
∙ Считаю теорию настройки голоса Владимира Павловича по-настоящему уникальной
31 июля 2004 г. Подпись

Я, Б.Л.Юрьевна считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Слова стали произносится четче
∙ Звуки яснее
∙ Интонация лучше и мелодичнее
31 июля 2004 г. Подпись

Я, С.А.Владимирович считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения:
∙ Голос стал глубже, мелодичнее, чище
∙ Изменилось дыхание, нет напряжения.
∙ Ощущаешь себя органом.
Занятия понравились. Интересная, оригинальная методика. Много полезной и редкой информации. Большая нагрузка и рациональное использование времени, люблю напряжение.
Очень понравился автор, интересный человек, настоящий энтузиаст своего дела.
31 июля 2004 г. Подпись

О насущном
Тренинги в Москве теперь будут проводиться по мере набора группы.
Теперь будет три типа тренинга. Это: 1.Распетая речь. (Говорить, как петь). Два дня речь, один –пение. 2.Пение – первая ступень (Петь, как говорить). Три дня пение. 3.Голос Клеопатры (искусство обольщения голосом). Три дня.
Стоимость тренинга 1500 евро. Количество участников от 2 до 8 человек. Предоплата 10% от стоимости тренинга либо в центр "Разумный путь", либо мне на счет.

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное