Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

Проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

14.08.04. Выпуск 53

«Истинная стойкость – есть то свойство характера, которое дает человеку возможность железной рукой держаться своей цели и сохранять магнитную стрелку своих стремлений постоянно направленную к звезде своей надежды».
Глава X «Истинная стойкость». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ»


В. Н.Шерстов

МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Продолжение

3.2. Общественное согласие — путь к спасению России
Мир, согласие, примирение легко продекларировать, значительно труднее — реализовать, особенно у нас, в России, в сегодняшнее время. Крайне сложно от разномнений, разногласий приходить к единому мнению, единому знаменателю, идти через компромиссы к консенсусу, при нашем-то противостоянии, конфликтности, ведь мы заражены, пропитаны отрицанием, негативизмом, когда ни пяди земли (своих интересов) не отдается ради общего блага, здравого смысла, когда доминируют волчьи законы, а не взаимопомощь.
Согласие — это когда в общий котел складываются интересы разных сторон, партнеров, соперников и делятся поровну. Когда ради общего блага как бы проигрывает каждый в отдельности — это обязательное условие согласия, но в результате выигрывают все — таков парадокс.
Согласие — это когда каждый как бы долю своих интересов кладет (жертвует) на алтарь общего блага. Обмануть невозможно. Да, на определенное время можно выиграть при помощи красноречия, лукавства, политической, экономической, любой другой игры, но это пиррова победа.
Мы не со-настроены в отношении друг друга, в нас действуют разрушительные силы, доминирует конфликтность. Готовы ли мы к согласию нравственно? — Вот он, капкан для противостоящих; патриотических сил - демократов-реформаторов.
Отдадут ли «новые русские» (чиновники и экономическая элита) во имя общего блага часть своих богатств, доставшихся им в результате головотяпства властей, устроивших «прихватизацию» и установивших свои правила игры в нашем жизнеустройстве? Создадут ли эти власти цивилизованные условия для привлечения богатств, в одночасье перекочевавших из кармана государства в карманы небольшой кучки людей? — Вот в чем вопрос.
Трудно представить это, так как у нас сбор налогов превращен в продразверстку, насилие, противостояние. А, к примеру, в Японии ссудный процент для клиентов носит практически символический характер. Создание условий благоприятствования «новым русским», с тем чтобы они обратили свои капиталы во благо России — деликатнейшее дело, требующее взаимопонимания, сотрудничества. Думается, нам, привыкшим действовать топорно, «силово», будет долго не по плечу такой уровень общения, взаимодействия. Так что же, призыв к согласию — это лукавство властей или, как обычно, они не ведают того, что творят?
Безусловно, первые шаги к согласию надо делать, но для российского менталитета это долгая дорога. Так что провозглашение властями разных уровней примирения, согласия, с одной стороны — это очередная кампания, агитка, реакция на активизацию народа, начинающего понимать, что же с ним сотворено; с другой стороны — это здравый шаг, чтобы не допустить насилия. Мы как всегда не эволюционны, у нас одно не вытекает из другого, нам надо воздвигнуть препятствие, чтобы затем ломать его и рушить. Мы не способны просчитать, предвидеть ситуацию, мы вдруг оказываемся перед ней и начинаем лишь тогда бить во все колокола; и опять же, оценивая ситуацию, в которую попали, кричим «SOS», «караул!», видя лишь верхнюю (надводную) часть айсберга.
В заключение правомерны несколько вопросов:
Возможны ли в принципе согласие, примирение, когда большая часть народа (ради кого существует государство) и его творческая часть (интеллигенция) унижены и оскорблены? С кем и чем необходимо согласиться: со своей участью или с теми, кто ограбил народ?
Согласие — одна из форм высших проявлений человека, интуитивизм, со-зерцание, эмпатия (доминанта души русского человека), ведущая к культуре. Мы, русские, как дети, которых по любому поводу бьют по рукам, оттого у них теряется вера и в себя, и в окружающий мир. Может быть, тоталитаризм — полное поглощение цивилизацией культуры? Отсюда возникновение уродливых форм цивилизации (сталинизм, фашизм, маоизм). Современные западные демократии представляют собой нормальный, человеческий облик цивилизации, способной к диалогу с культурой. Главным тормозом этого диалога является приоритет экономических стимулов (больше производить и потреблять), когда средство стало целью, экономика (технический прогресс) стоит в центре жизни. Интерес к человеку (interesum — быть посреди) сейчас заменен интересом к тому, что должно быть сбоку (технический прогресс, экономика), а человек остается на обочине. Путь к согласию — одной из форм любви — со-настраивает людей, это общественная (человеческая) любовь Друг к Другу. Она, эта любовь, ставит человека в центр жизни общества.

3.3. Диалог российского и западного менталитетов

Фокус этико-эстетического заключен в том, что в свободном, спонтанном творчестве из множества вариантов именно нравственно-эстетическое и, как венец всего, эстетическое (прекрасное, изящное), обостряя наше восприятие, дают возможность выбора. Другого человеческая эволюция не придумала. На наш взгляд, пропорция 62 на 38 отражает вышеизложенное и подчеркивает, что все это — порождение функциональной асимметрии мозговых полушарий человека.
Особенностью России во все времена (и более всего сейчас) были препятствия на пути к творчеству, поэтому даже на самом низком уровне обыденного мастерства, культуры труда русскому человеку необходимо было проявлять усилия. Обладающего способностями это закаляет: способный, талантливый человек, образно говоря, еще больше закрывает своим телом любимое детище, поэтому мы в творчестве более тренированы. Мы называем такое созидание «творчеством вопреки...». Отсюда проистекает идея, что трудности закаляют человека. Но часть людей, менее способных или занимающихся не своим делом, эти трудности ломают, и мастерство и творчество для них недостижимы. В результате процветает усредненность, огрубление и т. д. (что у нас и наблюдается).
Экстравертность в большей степени — эмпатия, интровертность -— рефлексия. Таким образом, эмпатия направлена вовне, на Другого (баланс проекции и интроекции), рефлексия — вовнутрь (интроспекция, медитация). Угасание созерцательности, уменьшение ее с развитием общества, снижение интуиции, эмпатии — огромная беда человечества. И это коснулось всех народов.
Если Запад имеет свою меру — рацио, и эта мера справляется с жизнеустройством западного мира на уровне обыденного сознания, материальных, экономических приоритетов, то угасание со-зерцания — эмпатии (правополушарности мышления) не позволяет достигнуть высоких уровней творчества, культуры. А для российского менталитета при меньшей доли рацио отсутствии своей меры (созерцания, интуиции) равносильно гибели.
Еще раз хочу подчеркнуть: не надо буквально понимать, что доминанта правополушарности исключает левополушарность. На самом деле, в любой нации есть синтез качеств, свойственных всем, но мы говорим о доле, о преобладании, что, в конечном счете, определяет будущие тенденции.
Угасание созерцательности — это потеря сверхспособностей человека, которая коснулась всего мирового сообщества, но кто-то эту потерю смог компенсировать, найти замену (Запад, Восток), а кто-то превратился в слепого и глухого одновременно (Россия).
Свобода выбора, спонтанность позволяют включиться в процесс творчества бессознательному в нас, и далее это неосознанное в контакте с сознательным в великом множестве вариантов способно выбрать одно-единственное, неповторимое, и это —эврика, которая изящнее, прекраснее всех вариантов! Восприятие творца, таким образом, определяет закон, шедевр, любой творческий взлет, а это, в свою очередь, ведет к гармонизации личности или общества.
Надо отметить, что у левополушарных проявление чувства меры (рацио) к тоже творческий процесс, свобода выбора. Это как бы первый уровень творчества, хотя доминирует рацио, но истинно творческое и на этом уровне обладает долей этико-эстетического, что подтверждает ряд примеров. А у правополушарных чувство меры — интуиция (шестое чувство) — это второй уровень творчества.
Гармония, диалог, со-резонанс полушарий — это высшее творчество, это синтез творческих проявлений, их высшая форма (со-резонанс первого и второго уровней, способствующих творческим взлетам).
Но коль мы все несовершенны, то, находясь в процессе позитивного становления, левополушарные личности приобретают правололушарное мышление (интуиция, воображение, ассоциативное мышление, созерцание, можно сказать, эмпатия), а правополушарные личности на пути к гармонии покоряют вершины прагматизма, рациональности, вербальности (левополушарного компонента мышления). Любой творческий акт, таким образом, носит культурную окраску (этико-эстетический компонент).
Отношение к земле на своем участке, к работе, когда она в удовольствие, смыкается с идеями о любви к сотворенному, со стремлением обласкать содеянное и т. д. Желание заслонить собой от ветра костер, защитить близких от нападения и любых житейский бурь, готовность к взаимопомощи затем вырастают в патриотизм и самопожертвование ради Другого.
Западный менталитет предполагает установку на малые, постепенные доходы, успехи — «курочка по зернышку клюет» (вот они, малые со-резонансные эволюционные воздействия, о которых мы говорили ранее). А русскому подавай все и сразу на скатерти-самобранке, он надеется, что вдруг «счастье привалит», «свалится с небес». Эта психология бытует и в русских сказках, и в литературе, она процветает и в нашей жизни.
Противоречивость и парадоксальность заключены в мерности русской души и безмерности русских просторов. Тютчевское поэтическое наитие — «аршином общим не измерить» —имеет глубокий как переносный, так и буквальный смысл. Изначально русским свойственно горизонтальное мышление. Временность ничтожна — отсчет, метроном, счетчик времени мал или вообще отсутствует («Однозвучно гремит колокольчик», «Вечерний звон», «Русское поле» — как бы поэтико-музыкальные эквиваленты русского менталитета).
Вертикаль — временность, особый отсчет времени (аршин, мера) не западного образца. Пространственный русский человек мерит интуицией, спонтанным внутренним позывом. Но чаще всего заменителем российской вертикали-временности является насильник — государство (власть), которое постоянно понукает народ: время, вперед! Все время догоняем кого-то, видимо, свою тень, не позволяем народу жить в своем темпоритме, находя со-резонанс сердец.
Лучше всего объяснима душа русского через поэтическое слово и музыку, причем доходчивую, но не массовую, а корневую, истинную.
Можно это сделать и через более серьезную, классическую музыку, литературу, поэзию, живопись, актерскую школу и т. д. Но так как наши рассуждения, аргументация достаточно сложные сами по себе, в диалогах со слушателями более доходчивые примеры, иллюстрации (русские песни и романсы) все уравновешивают и, думается, делают возможным общение «от сердца к сердцу», что тоже в духе русского человека. Горизонтальность (пение русских, продолжение нашего менталитета) в первую очередь проявляется в особенностях, структуре языка, в его фонетике.
Бытует такой тезис: если ты такой умный, почему такой бедный? Расшифруем его: тот умный, у которого нет денег, умен не па обыденном уровне (устройство жизни, вернее, хаос переходного времени — все работает против него), а умный, который богат, находится в русле нашего «безвременья» и часто достигает этого богатства неправедными путями.
Теперь коснемся очень важных огрехов в области воспитания и образования, вытравляющих из нас человечность, чувство прекрасного, т. е. этико-эстетическое. Равенство превращается в одинаковость, а не в единство, и этот усредненный стандарт доминирует в нашей жизни.
Монотонная, изматывающая, тяжелая работа обескровливает, снижает все потенции человека, особенно духовно-душевные. Чтобы сохранить в себе творческое в такой ситуации, необходимо превратить эту изнуряющую работу в интересную, внести в нее игровой момент, наполнить положительными эмоциями. Так, выдающийся тренер А. Тарасов превращал тяжелейшие тренировки хоккеистов в некие спектакли: в нужный момент он мог или шуткой, или, наоборот, давлением на самолюбие игроков переключать скорости тренировочного процесса, не ломая, не изнуряя спортсменов.
Талантливые исполнители, особенно инструменталисты, которым необходимы многочасовые занятия на инструменте (но при этом долгие занятия могут привести их к ремесленничеству, потере свежести восприятия и т. д.), также пытаются разнообразить репетиционный процесс, наполняя его шутками, веселыми розыгрышами, создавая необычную, нестандартную ситуацию. Так. некоторые исполнители мысленно моделируют ситуацию концерта, перенося себя в тот зал, где будет проходить предстоящий концерт; или мысленно садят в зал своего педагога и играют как бы ему.
Наше воображение переносит нас в другой мир, близкий детской спонтанности, внося в жизнь игровой момент. То есть многие творческие люди, чтобы превратить многочасовой марафон в радостное действо, как бы дуракаваляют, обманывая свою психику, что способствует непроизвольности, спонтанности творческого процесса.
Хотя есть и другие типы личностей, которым необходима дисциплина, для них важнее самоорганизоваться, собрать себя и т. д. Но общая тенденция в творчестве состоит в том, чтобы украсить, облагородить тяжелый, ремесленнический труд, чтобы он был не в тягость, а в радость: «одеть в одежды творчества», одухотворить бесконечные повторы, упражнения, сделать тренинг интересным, а не иссушающим.
Фантазия, воображение, ассоциативное мышление, превращающие трудовые репетиционные будни не в экзекуцию, не в ярмо, которое повешено на всю оставшуюся жизнь, а в творчество, окрыляют личность. Тогда каждый день труда — это открытие, внутреннее наполнение. Важно лицедействовать, перевоплощаться, быть каждый раз другим и для себя, и для окружающих! Напомним девиз японцев: «Уча — учись!»
Проводя эксперименты над собой, автор часто наблюдал, как пришедшая идея, в первые мгновения сверкнув, как вспышка, как эмоциональный всплеск, радость (эврика!), через несколько минут или часов приводит к более трезвой оценке ситуации. И тогда, по прошествии нескольких дней, а может, и более, поняв, стоящая это идея или нет, можно принимать решение. Более того, некоторым из нас для объективной оценки необходим другой человек, сами мы не можем оценить себя и созданное нами. Думаю, что это как раз подтверждает то, что рожденная идея — правополушарный плод, который, попадая в левое полушарие, обрабатывается, трезво оценивается, и этот процесс происходит многократно как микро- и макропроцесс.
Микропроцесс — фиксация самого принципа, растягиваясь во времени, далее проявляется в разных вариациях как макропроцесс и длится часами, днями, годами как творческий акт (зарождения — созревания — озарения — проверки) идеи.
Так, австрийскому солдату не разрешалось после нанесенной ему обиды сразу подавать жалобу, он мог это сделать только остынув, на свежую голову, на следующий день. Это левополушарным-то личностям?.. А нам, русским, с нашей эмоциональностью, конфликтностью, и двух ночей недостаточно, чтобы прийти в себя и объективно оценить ситуацию.
Продолжение следует.

О насущном

Внимание! Вводится 10% предоплата. Это сделано для того, чтобы не было переносов тренинга, что неудобно и для меня, и для участников, и для руководства центра.

ОТКРЫТЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ ТРЕХДНЕВНЫЕ ТРЕНИНГИ «ГОЛОС И УСПЕХ. РАСПЕТАЯ РЕЧЬ» (1 И 2 СТУПЕНЬ), «ГОЛОС КЛЕОПАТРЫ» (ИСКУССТВО ОБОЛЬЩЕНИЯ ГОЛОСОМ)

проводятся в Москве в центре Александра Свияша "РАЗУМНЫЙ ПУТЬ"
в пятницу, субботу и воскресенье общей продолжительностью 20 часов.(2 дня речь + 1 день пение). Начало тренингов в 12.00. Окончание в 20.00.
В первый день тренинга с 12.00. до 13.00. проводится презентация методики.
Вход на презентацию свободный
Презентация состоит из краткого теоретического введения, демонстрации наиболее информативных отрывков из 5 телепередач (ОРТ, РТР, НТВ), участником которых был автор методики, прослушивания магнитофонных записей голоса учеников до и после обучения. Далее автор методики своим голосом демонстрирует возможности методики на речевом и певческом уровне. В заключении презентации проводятся контрольные компьютерные записи голоса.
По окончанию тренинга проводятся повторные контрольные записи голоса, прослушивание записей до и после обучения, написание отзывов и фотографирование на память.

Группа первого ряда не более 8 человек.
Группа второго ряда комплектуется в случае полного набора группы первого ряда. Участники второго ряда выполняют ту же программу, но без контроля со стороны тренера. Цена второго ряда–125 евро.
Для участия в группе 1-го ряда необходима предварительная регистрация по тел.(095) 350-30-90 и 10% предоплата в центр «Разумный счет» или на банковский счет руководителю тренинга.
В случае если предоплату сделали более чем 8 человек, то участие в первом ряде определяется датой предоплаты. Участники, не попавшие в первую восьмерку, могут участвовать в означенном тренинге либо, как участники 2-го ряда, либо войти в очередь ближайшего тренинга.
В стоимость тренинга входит самоучитель В. Багрунов АЗБУКА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ (только для участников 1 ряда), обед, 2 кофе брейка.

Цена участия в тренинге зависит от количества участников
2 человека в группе - 750 евро с 1 человека
3 человека - 535
4 человека - 425
5 человек - 360
6 человек - 310
7 человек - 275
8 человек - 250

Дата проведения тренинга определяется по наличию предоплаты сделанной участниками тренинга
РЕКВИЗИТЫ ФИЛИАЛА
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СБЕРБАНКА №1991/0369

Адрес:190121, Санкт-Петербург
Английский пр., д. 40
СУБ. К/С 30301810955000605523
К/С 30101810500000000653
БИК О44030653
ИНН 7707083893
КОД ОКПО 02802459
КОД ОКОНХ 96130
КПП 782 632 008
счет № 42307810355235602417.39
Багрунов Владимир Павлович (точка перед последними двумя цифрами не опечатка)

Адрес центра Александра Свияша "РАЗУМНЫЙ ПУТЬ" Ставропольская ул. Д.14. Метро «Волжская» трол.74 третья остановка «МАГАЗИН ОПТИКА»
Связь с руководителем тренинга Владимиром Павловичем Багруновым:
voice@ bagratid.com bageon@ yandex.ru (812) 113-78-47,
моб. 8-911-973-0525


Информация о ближайших тренингах.
Ближайший тренинг «Голос и успех. Распетая речь»(1 ступень) состоится в Москве в центре Александра Свияша "РАЗУМНЫЙ ПУТЬ"
27-29 августа 2004 года. Начало тренинга в 12.00. Связь с руководителем тренинга Владимиром Павловичем Багруновым:
voice@ bagratid.com bageon@ yandex.ru (812) 113-78-47,
моб. 8-911-973-0525


Будьте в Голосе! Владимир Багрунов.

 

 

 


Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное