Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и Успех

Секреты Постановки Голоса
Самые последние достижения в области постановки, развития и восстановления голоса. Дистанционный курс обучения.

www.Bagratid.com - Центр Постановки Голоса

Форум Багратид

Статьи

Автор Багрунов В.П

 


23.10.03. Выпуск 14.

 

М"Mелкие умы смиряются и покоряются несчастиям, но великие умы поднимаются выше их" - МMорисон Свет МMарден (из книги "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ").


Уважаемые подписчики!

Первые 13 выпусков были своеобразной разминкой, прелюдией к изложению основного материала.
Я уже говорил об этом и повторяю еще раз, что познать любое явление можно только в том случае, если вы знаете историю его происхождения и если этот материал изложен нормальным, а не наукообразным языком. Замечу, что любой ученый скажет, написать научно-популярную статью или книгу в 10-100 раз труднее, чем, если то же самое будет изложено в сугубо академическом стиле.
Сейчас мы приступаем, к пониманию наиболее важных методологических принципов познания любых живых объектов, в том числе человека, его психики, голоса. Непонимание этих принципов наносит огромнейший вред и обществу в целом и отдельной личности. Не побоюсь преувеличения, если скажу, что не менее 98% населения, а может и больше об этих принципах не догадывается и поэтому не может их использовать в своей практической жизни. Простое доказательство: Шаляпин применял эти принципы и вся его система построена на них, но их сочли чудачеством гениального самородка и не более.
Что же это за принципы? Пока отвечу в двух словах.Основной материал будет изложен в дальнейших выпусках.Это принципы физиологии движений и физиологии активности, обоснованные, не побоюсь этого сравнения, величайшим ученым современности Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966).
Вот перечень его работ:
1935 Архив биологических наук
1947. О построении движений. Монография.(переиздание в 90-х годах)
1957 №6 Вопросы психологии " Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов.
1961 Проблемы кибернетики "Очередные проблемы физиологии активности"
1965 №10 Вопросы философии "На путях к биологии активности"
1966 Очерки по физиологии движений и физиологии активности (монография,посмертно).
1968. Наука и Жизнь 1968 "О происхождении движений" - одна из глав неизданной книги (посмертно).

О его концепции можно прочитать в пятитомнике философской энциклопедии.
5 том.Статья "Физиология активности -
В чем революционность его взглядов? Для ответа на этот вопрос надо вернуться к господствовавшим и до сих пор господствующим во многих областях науки о живом взглядах. В далекое начало не будем вдаваться, оно относится к временам Древней Греции, а перенесемся в 18 век в эпоху французского материализма. Это был расцвет механики. И вполне понятно, что господствовал механистический стиль мышления. Французские материалисты ко всему живому подходили именно с этих позиций. Хорошо известен случай, что когда во время прогулки философ Ламетри дал пинка мимо пробегавшей собаке, то на вопрос, почему он это сделал, он ответил, что животное такой же механизм, как, например, часы и что никаких ощущений ни там, ни здесь нет. Этот стиль мышления унаследовал и наш академик И.П.Павлов. Совсем недавно по российскому каналу в передаче Сванидзе фигурировал основатель теории условных рефлексов, вреднейшие последствия, которой мы еще долго будем ощущать. Недавно незаметно прошел столетний юбилей ученого. Предполагались грандиозные мероприятия. Каким-то чудом мне удалось попасть за год до этих торжеств на заседание комиссии по их организации. Человек, который пригласил меня, был одним из главных членов этой комиссии. Я попросил слова и выступил. Говорил минут 10. Комиссия была в шоке. Не знаю,так это или не так, мне никто естественно об этом не докладывал, но, предполагаемые помпезные мероприятия связанные с юбилеем , рассматриваемые на комиссии, в Петербурге проведены не были. Все ограничилось одним заседанием в Доме Ученых и короткими информационными сообщениями по радио и телевидению.
Вот суть моего выступления. Я напомнил, что сын священника Иван Петрович Павлов после окончания Петербургского университета не был оставлен для продолжения научной работы на кафедре физиологии, так как не заметили в нем научного склада мышления (ему предпочли будущего знаменитого физиолога Введенского, открывшего в последствии явления парабиоза). Иван Петрович надел погоны и пошел работать в медико-хирургическую академию. Он оказался прекрасным хирургом и неплохим организатором. Быстро продвигаясь в чинах дошел до генеральской должности. Каким-то образом он близко сошелся с Нобилем (об этом упоминалось и в передаче Сванидзе), проявившим интерес к работам Павлова по исследованию желудочного сока. За операцию на желудке собаки, которую сейчас проделает любой студент-медик старших курсов, Нобель дал ему премию своего имени. В своей нобелевской речи Иван Петрович несколько раз отметил научный интерес Нобиля к физиологии. В это время Павлову было 55 лет. Он был полон сил, энергии и честолюбивых планов. Но он понимал, что в хирургии уже достиг предела и поэтому решил двинуться в новую для себя область, которая во все времена была и будет приманкой для карьеристов. Как вы догадываетесь, такой областью является психология. И вот тут совпало одновременно несколько факторов сработавших на Павлова.
1. Авторитет нобелевской премии (параллель с Гарсиа-младшим: академик, за изобретения ларингоскопа)
2.Высокие организаторские способности и нетерпимость к противникам.
3.Историческая научная обстановка в науке того времени: развитие систем, в которых используются провода (телефон, телеграф). Нервную систему рассматривали (а многие и до сих пор рассматривают) по аналогии с этими механическими системами.
Как в таких случаях поступают горе-новаторы? Как правило, придумывается новый научный термин, и он объявляется новым направлением. И такой термин был придуман Павловым: условный рефлекс. Сам термин рефлекс был введен в обращение французским философом, математиком, физиком, физиологом, методологом науки Рене Декартом. Само явление, которое Павлов назвал условным рефлексом, давно было известно в физиологии и называлось сочетательным рефлексом. Мало кому известно, что переход к опытам на собаках и крысах был вызван неудачей в опытах с людьми. Методология Павлова была чисто механистической и главными его постулатами являлись возбуждение и торможение. Нервных больных он делил по преобладанию того или иного процесса и соответственно этому было и лечение. Такого рода терапия не могла дать положительных результатов. Когда я был на практике в институте экспериментальной медицины в 1967 году, то одна из сотрудниц рассказала, что, загубив несколько десятков человек, Павлов перешел к опытам на животных. Затем я рассказал о работах Н.А.Бернштейна, в которых доказаны грубейшие методологические просчеты Павлова. Но об этом подробно позже в других выпусках.

 

Начиная с 1965 года, со второго курса мы все писали курсовые работы. Я выбрал себе в руководители, профессора Нину Александровну Тих, которой было за 60, и которой я обязан тем, что она не препятствовала моим поискам. Обычно же руководители стараются пристегнуть студента к своим проблемам, что имеет больше минусов, чем плюсов. Такие студенты доходят до кандидатской и даже докторской диссертации, но находятся все это время по сути, в научном рабстве. В 1968 году она возглавила группу сравнительной психологии, в которую вошла ее дочь Трошихина Юлия Георгиевна,несколько студентов, в том числе и я.
До этого Юлия Георгиевна работала в Колтушах, столице условных рефлексов( загородный филиал института физиологии АН СССР им.И.П.Павлова).Благодаря ее связям я попал в лабораторию генетики высшей нервной деятельности, которой тогда заведовал профессор Виктор Константинович Федоров. На факультете я занимался исследованиями психических различий полов, в частности различиями в двигательной сфере. В то время в СССР эта проблема полностью игнорировалась и физиологией и психологией. В лаборатории вначале удивились, а затем одобрили мои начинания. Поскольку опыты проводились с указанием пола животного, то я попросил разрешения обработать полученные ими данные с учетом пола. Тогда они мне предоставили архив за тридцать лет работы лаборатории. По самой скромной прикидке стоимость этих исследования за 30 лет не менее 1000000(миллиона) долларов.С того дня я раз, а то и два раза в неделю в течение полутора лет ездил в Колтуши и переписывал архив. Это были опыты на крысах по выработке условного рефлекса в Т-образном лабиринте. Давался попеременно звук, потом свет. Перед этим крысу помещали в небольшую камеру с автоматически закрывающейся и открывающейся дверкой. Итак, давался звук и одновременно подавался электрический ток. Крыса могла попасть в эту же камеру и избегнуть тока только после того, как она побежит направо. Затем давался световой раздражитель, и правильным решением для животного была побежка налево.В опытный день давалось по пять звуковых и световых сигналов. Опыт прекращался после того, как животное два дня подряд не совершит ни одной ошибки. Первая вышедшая моя статья (в соавторстве с Федоровым и Трошихиной) была опубликована в 1971 году в журнале "Генетика". Вскоре на мое имя пришла открытка из Америки с просьбой выслать оттиск статьи по указанному адресу. Подробно об этом говорю, потому, что здесь полная аналогия с тем, как мы жили при социализме и этот опыт в начальный период в моей жизни для меня был мощнейшим стимулом для дальнейшей самореализации. Я это испытал, когда поступил в ПТУ в 1960 году на специальность наладчик токарных автоматов и проходил практику в 1961 году на заводе им. Лепсе. В цеху стоял такой грохот от станков, что человеческого голоса было не слышно. Собеседнику надо было орать в ухо.
Но более всего меня отвратило от работы на заводе и вообще от рабочей специальности, на которую меня нацеливали мать и отчим, так это несмываемая грязь и жуткий запах машинного масла, пропитывавшие поры всего тела рабочих этого цеха. Когда я впервые зашел в душ после работы, то ужаснулся, увидев, что все тело молодого рабочего, с которым я только что общался, было в черных точках. Он сообщил, что это следствие того, что на обрабатывающуюся деталь подается машинное масло. Масло от соприкосновения с металлом нагревается до 60-80 градусов, а поскольку деталь в токарном автомате вращается с огромной скоростью, то никакие устройства не могут защитить рабочего от попадания масла на комбинезон. По этой причине они на людях никогда не раздевались. Летний отдых для них был кошмаром. Фактически они обрекали себя на мученическую жизнь за 180-250 рублей в месяц. Вот эти первые впечатления о реалиях жизни сыграли важнейшую роль в формировании "модели потребного будущего" (термин Н.А. Бернштейна). Я всей своей сущностью прочувствовал, что мне надо оканчивать вечернюю школу и получать высшее образование. О том, как я претворял свою "модель потребного будущего" в жизнь в другой раз. Сейчас вернемся к моему сообщению на комиссии по празднованию 100-летнего юбилея И.П.Павлова. Там в Колтушах у одной старушки, помнившей Павлова узнал, что все привилегии он получил, после своего письма к В.И. Ленину, в котором он обещал создать методику, позволяющую создать нового человека, человека верного идеалам социализма и коммунизма. В передаче Сванидзе демонстрировались фрагменты кинохроники, в которой запечатлено, как это осуществлялось на практике. Меня поразили кадры, в которых тысячи людей, предварительно прицелившись, одновременно топором ударяют по куску дерева, представляющим собой горизонтальный распил, высотой 20-30 см и диаметром около полуметра. Также старушка рассказала, как в тяжелые послереволюционные годы Павлов изгонял несогласных с его учением сотрудников, фактически обрекая их на голодную смерть. Итак, лжетеорию условных рефлексов можно назвать "теорией на крови". В чем же отличие теории физиологии активности Н.А.Бернштейна от теории условных рефлексов И.П.Павлова? В следующем выпуске мы остановимся подробней на этом, а здесь сообщу, что разница принципиальная. Теория Павлова - сплошной механицизм, который в принципе не совместим с жизнью, а теория Бернштейна это теория преодоления препятствий, достижения высших результатов в любом виде деятельности. Методологически теория Павлова построена на двух вопросах на которых построена наука о неживой материи, в частности,техника. Для этих наук того, чтобы ответить на вопрос о причине явления (вопрос почему?) достаточно ответить на вопрос как? То есть выяснить механизм явления. Бернштейн доказал, что с неживыми объектами такая логика работает, но с живой природой она дает сбой. Для понимания причинности явлений в живой природе надо вначале задать вопрос для чего? Иначе установить цель, целесообразность явления. Казалось бы, всего один лишний вопрос, но он кардинально меняет все. По Павловской методологии можно бесконечно заниматься механизмами явлений и так ничего не понять в природе явления (например, в феномене Шаляпина), а по Бернштейну, задавшись вопросом о целесообразности явления, начинается поиск в другом направлении, которое всегда оказывается продуктивным. И только после того, как мы узнаем в чем целесообразность явления, мы можем понять, причину явления и чаще всего оказывается,что "ларчик открывается просто". Все это прекрасно иллюстрируется на примере изучения феномена Шаляпина.
Чтобы вы получили удовольствие от самого процесса поиска и нахождения истины, я буду приводить мнения специалистов наблюдавших Шаляпина в процессе его работы. Тогда вам станет ясным насколько принципы, на которых основана система Шаляпина, и теория Бернштейна являются простыми и естественными.
Вот что пишет в своей книге "Записки оперного певца" С.Ю.Левик наблюдавший творчество Ф.И.Шаляпина изнутри, т.е. непосредственно общаясь с ним, как партнером по сцене. Наиболее важные места выделены мною.

Резюмируем: голос Шаляпина чисто физиологически не был феноменом, как, скажем, голоса А. П. Антоновского или итальянцев Силлиха и Аримонди. Но, скажем это тут же, как художественный феномен он звучал и шире, и мощнее звучнее, чем голоса названных певцов: этот голос был неповторим. Мы говорили, что такого голоса никто из нас больше никогда не слыхал. И это верно.

Прежде всего этот голос извлекался из гортани без малейшего напряжения. На самых сильных местах напряжение связок, казалось, не выходило за преобычного состояния их при нормальном разговоре. Ни при каких условиях нельзя было заметить следов форсировки. Расширение воздушной струи и сужение ее - вот все, что можно было угадать, но только угадать, а не воспринимать как нечто ощутимое или слышимое. Как компактный кусок теста под действием скалки легко превращается в тончайший лист, так же незаметно, без единого толчка, без ступенчатых перерывов звука, без "гакания", тоненькая полоса звука утолщалась и превращалась в звуковую лаву небывалой мощи. И как бы ни была длинна нота - ни одного "кикса", ни одной выщербины на идеальной линии, ни одного утолщения на полпути. Всегда и везде идеально расширяющиеся и сужающиеся вилки крещендо и декрещендо.
Термины для определения тембра: металлический, светлый, яркий и матовый - понятия очень растяжимые. Без сравнения рискованно поэтому говорить об основном тембре шаляпинского голоса.
Привлечем тембры первоклассных певцов, в сравнительно недавнем прошлом хорошо известных в нашей стране, В. И. Касторского и И. В. Тартакова . Первый обладал тембром металлическим, второй - матовым. Шаляпинский голос находился посередине между ними: он был достаточно металличен и в меру матов. Отсюда родилось определение "бархатный", то есть мягкий, не колющий металлом; отсюда же всеобъемлющее и исключающее какие бы то ни было сравнения, чаще всего применяемое определение "шаляпинский", иначе говоря: неповторимый, единственный.
Так же мало, как о самом голосе, в рецензиях говорилось о технологии шаляпинского пения. И почти не встречалось критически подробных анализов его сценического поведения, методологического разбора его актерской игры,как это всегда бывает в театроведческой литературе, когда на сценическом небосклоне появляется какая-нибудь крупная звезда. Считалось, по-видимому, само собой подразумевающимся, что у Шаляпина все компоненты искусства певца и актера находятся на наивысшей ступени: иначе как бы мог он с такой головокружительной быстротой подняться выше всех известных до него в истории актерского мастерства крупнейших артистов?…
Нужно сказать, что большинство шаляпинских современников в той или иное мере находилось под его влиянием. Шаляпину многие пытались подражать, но вскоре убеждались, что это безнадежно. Нельзя было подражательным путем достичь каких-нибудь художественных результатов. Все такие попытки вели к краху. Я даже не могу представить себе, чтобы на Шаляпина можно было создать какую-нибудь вокальную карикатуру, столь неповторимо было его пение.
В свое время мы прежде всего прислушивались к шаляпинской эмиссии звука. Как Шаляпин открывает гортань? Опрокидывает ли он верхи в затылок или, наоборот, придвигает их к зубам, то есть "дает" в знаменитую "маску"? Подымает он ключицы или дышит диафрагмой?
И неизменно приходили к заключению, что прямых ответов на это нельзя получить: чисто технические моменты тонули у Шаляпина в комплексе его исполнения. Здесь были налицо все детали разнообразных школ, хотя не было пестроты" и в то же время нельзя было говорить ни о какой единой школе, как немыслимо было допустить, что тут вообще никакой школы нет! Потому что, если сокровищница шаляпинских тембровых красок не имела себе равной, то так же своеобразна, богата и неповторима была его вокальная техника.
Что такое вокальная техника подлинного артиста? Это способность выполнять все то, чего требует музыка, то есть не только написанные ноты, но не написанное, а внутри музыки заложенное содержание, которое композитор слышал в своем произведении и которое исполнитель должен творчески пропустить через свою индивидуальность.
Объем средств вокальной техники не очень велик, но чрезвычайно разнообразен в деталях, ввиду необходимости ее индивидуального развития в каждом отдельном случае. Вот почему эта техника дается в руки далеко не всем, даже при усиленном труде.
У нашумевшего в свое время голосом и школой тенора Д. А. Смирнова, у лучших учеников Эверарди - Тартакова или Образцова, у замечательных вокалистов, специалистов бельканто - Сибирякова, Касторского и других мы всегда находили много общего в их школе пения с представителями той или иной вокальной манеры, при этом, согласно моде, обязательно итальянской. Мы сравнивали Смирнова с Ансельми, Касторского с Наварини, Сибирякова сАримонди и т.д. Для любого из них неизменно лучшей похвалой считалось хотя бы отдаленное сравнение с Баттистини, действительно для того времени величайшего мастера "смычка", бельканто. Но я прекрасно помню, что еще в те годы, когда авторитет итальянской школы для средней массы певцов был непререкаем, многие из нас на спектакле "Мария де Роган" с Баттистини про себя уже решали, что Баттистинн местами (только местами) поет, как Шаляпин.
Эталон, по которому мы все тогда равнялись, потерял свою точность. Мне кажется, что именно Шаляпин был тем первым певцом, который всю вокальную технику, все виды школ и школок растворил в горниле своего пения до такой степени, что они перестали существовать как самостоятельно осязаемые компоненты певческого искусства. И не потому, разумеется, что Шаляпин идеальной школы как орудия художественного воздействия ни от кого не добивался получить и сам не выработал (хотя считал себя через своего учителя Усатова, ученика Эверарди, "внуком Эверарди"), а потому прежде всего, что "поверяя гармонию алгеброй", то есть с точки зрения какой-то своей собственной строжайшей и совершеннейшей вокальной школы, контролируя каждый звук в процессе исполнения, он тщательно стирал малейшие следы этой проверки, то есть снимал какие бы то ни было признаки вокальной школы как компонента своего художественного воздействия на слушателя.
Можно быть уверенным, что Шаляпин родился с голосом, от природы хорошо поставленным. Ему не нужно было годами петь экзерсисы, чтобы научиться делать трель с легкостью колоратурного сопрано, четко делать пассажи, оттачивать любое стаккато, филировать любую ноту и т. д.
Один раз разобравшись в этом арсенале и осознав его, он своим умением на лету подхватывать все, что ему может пригодиться, - от особенностей произношения любого иностранного языка до умения, когда нужно, скопировать в точности любой чужой жест, интонацию и походку - "схватил" все те премудрости, над которыми многие бьются годами.
О том, чтобы Шаляпин годами работал над своей техникой, мы никогда не слышали. Единственное, что в этом смысле не далось, по-видимому, Шаляпину без должных упражнений (в данном случае - гимнастика дыхания), - это умение подолгу не переводить дыхание. Об этом можно судить не только по тому, что Шаляпин в том же "Борисе", например, рвал на две части слигованные Мусоргским фразы: "В семье своей я мнил найти отраду" (перед "я" вдох) или "Готовил дочери веселый брачный пир" (вдох перед "веселый"), - не исключено, что для него это было вопросом своеобразного нюанса, - но и по тому, что Шаляпин избегал петь в ораториях Генделя, Гайдна и других классических произведениях, в которых распевы тянутся многие такты и требуют исключительно хорошо натренированного дыхания. По той же причине Шаляпин в ариях с быстрым темпом (рондо Фарлафа, ария Мельника и т. д.) иногда не выговаривал концы слов, а вместо этого брал дыхание. Ему случалось брать дыхание иногда даже в середине распева, в середине слова, но арию из оперы "Алеко", да и кое-что другое он тем не менее заканчивал очень долгой ферматой.
В то же время Шаляпин отличался исключительной неутомимостью (чему не может содействовать короткое дыхание), если только не был простужен или, что на него действовало больше, не был чем-нибудь взволнован. И Горький, и Телешов, и Никулин, и другие мемуаристы рассказывают о том, как Шаляпин мог иногда часами петь в товарищеской среде по собственной инициативе. "Петь хочется", - говорил он и из-под земли раздобывал рояль и аккомпаниатора. […]

 

Маленький комментарий к воспоминаниям С.Ю.Левика.
С.Ю.Левик познакомился с Шаляпиным в начале 1916 года, в Народном доме на Петроградской стороне. Оба они выступали в "Борисе Годунове". С.Ю.Левик исполнял роль иезуита Рангони и поэтому использовал это обстоятельство, чтобы как можно чаще вступать в контакт с Шаляпиным, который вначале сторонился "иезуита".

О чем говорит приводимый материал?
1. Певческая техника Шаляпина не механическая. Из этого следует важная экстраполяция на все остальные вокальные школы. Именно они все стоят на механических ходулях, а потому не могут дать и приблизительного того результата, который показал Шаляпин.
2. Шаляпин пользовался малым, коротким дыханием. Это следует из того, что он брал дыхание в середине распева (фразы), а иногда и слова.
Это как раз и есть не что иное, как придыхание в каждый удобный момент речи или пения для восстановления необходимого для речи или пения бронхиального давления. Гладкая мышечная система без нашего участия потихоньку малыми дозами выпускает воздух (аналогия с травлением каната у моряков, когда водолаза опускают под воду) и нельзя допускать, резкого уменьшения воздуха и давления. Поэтому необходимо воздух добирать малыми порциями (вот оно - малое дыхание - главный секрет бельканто!!!)
Так и дышал Шаляпин, не считаясь с певческими догмами, о том, что нельзя брать дыхания в середине фразы, а тем более слова.
3. Все это и позволяло Шаляпину всегда быть в прекрасной певческой форме и быть в плане пения неутомимым. Работала на Шаляпина гладкая мышечная система, которая не требует никаких механических усилий. Поэтому все внимание Шаляпина сосредотачивалось на интонационной, информационной составляющей пения. Она то и была регулятором всех остальных процессов, которые шли чисто автоматически.
Итак, вокальные школы шли и идут в русле Павловской методологии (учат, как делать, механизмам звукоизвлечения), а Шаляпин интуитивно и во многом благодаря подсказкам со стороны художников и Саввы Мамонтова ухватил принцип, что в начале в голове (в душе), а затем в материале (в голосе). В психологии это хорошо известно, как регулирующая роль образа.

 

Практика
Общие указания

Предыдущие упражнения являлись фундаментом системы. Как без фундамента рано или поздно здание рушится, так и голос потеряет все свои лучшие качества, пока не будет снята механическая модель с простейших звуков, т.е. со звуков до речевого уровня. Следующим является переходный этап от доречевого к речевому уровню и это звуки, которые получили название междометия.
Междометия - это уже речь, но речь своеобразная. Это своеобразный язык эмоций, который является переходным этапом от доречевого к речевому уровню звукоизвлечения. Все междометия интонационно окрашены, но в отличие от интонаций, которыми мы занимались, требуют включения артикуляционного аппарата, а, следовательно, и произвольной, поперечно-полосатой мышечной системы. Мы знаем, что эта система антагонистична гладкой мышечной системе и является главным препятствием при восстановлении голоса, присущего нам от рождения. Как преодолеть это противоречие? Выход только один - воспользоваться выработанными на предыдущих уроках навыками расслабления этой произвольной мускулатуры и акцентировать свое внимание на расслаблении мышц артикуляционного аппарата и гортани.
Все мышцы гортани, а также язык и губы должны быть расслаблены и на начальном этапе выработки навыка быть под контролем сознания. В процессе работы с междометиями стараемся увеличивать длительность последнего звука, проговаривать междометия как бы нараспев, не теряя при этом контроля за интонацией. Все междометия начинаются с гласного звука, произнесение которого требует разной степени раскрытия "второго рта", но не первого. Непонимание этого приводит к широкому открытию первого рта, а, следовательно, к закрытию "второго рта" и к зажатости голоса. Расположение гласных, соответствующее степени раскрытия второго рта, таково: А, О, Э, У, Ы, И. По поводу самостоятельности "И" до сих пор идут жаркие споры между московской и петербургской лингвистическими школами.

Подготовительные упражнения перед уроком 4
Выполнили комплекс из всех известных упражнений в сокращенной форме, уделив этому 5 минут. Все междометия произносятся в трех положениях рта (закрытом, полузакрытом и открытом), при этом исключается положение с зажимом носа.
Не забываем одну руку держать на груди, другая рука выполняет жесты сообразно эмоционально-смысловому значению междометия.
Минимальное время выполнения каждого упражнения -30 сек.
Начинать упражняться удобней с нейтральной гласной Э. А - гласная самая широкая, У - гласная самая глубокая. Поэтому в звуках многих животных мы слышим - У. Коровы мычат - МУ, волки воют - У. В голосе новорожденного мы слышим УА-УА. Это свидетельствует о том, что трахея работает в двух основных режимах: У - глубины, А - ширины.

 

Общие правила при выполнении упражнений(памятка)



Темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
Начинаем все упражнения с примарного тона, с фундамента голоса. Примерно половина времени уходит на примарный тон, другая половина на упражнение. Запустили примарный тон, удостоверились, что нет напряжений, все идет легко и только после этого начали выпонять основное упражнение. Делается это для того, чтобы сохранялась преемственность от усвоенного к новому.


Упражнение 1. ЭЙ - возглас, с помощью которого подзывают, окликают.
Напоминаем, что минимальное количество повторений - 8. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2. ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ (Эйеееэй) - на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
При работе с этими междометиями фантазируйте, интонируйте с разными эмоциональными оттенками, но при этом не забывайте о "трех китах":
1. об открытие "второго рта",
2. о мышечном расслаблении, и в первую очередь расслаблении мышц гортани,
3.о малом дыхании (придыхании).
Продолжительность занятий индивидуальна (по закреплению навыка).

 

О НАСУЩНОМ.


Внимание! Вводится новое правило участия в московских тренингах. Гарантируется участие только тем, кто не позднее, чем за десять дней до проведения тренинга, сделает аванс в 2500 рублей. По желанию участника для получения аванса из Центра выезжает курьер.
Расписание проведения тренингов в Москве в ноябре 2003 года
Тренинг "Голос Клеопатры" состоится 15-17 ноября с.г.
В нем могут принять участие дамы прошедшие речевой тренинг. Для них этот тренинг будет проходить 16 ноября с 16.00. до 20.00. и 17 ноября с 12.00. до 20.00. Это будет работа только с новым текстом. Соответственно цена уменьшается в 2 раза и составит 150 евро.
Тренинг "Голос и Успех. Распетая речь" состоится 29- ноября - 1 декабря с.г.

 

Египет, курорт Хургада.

Это информация предоставлена менеджером турфирмы "БЕЛЫЕ НОЧИ" из Санкт-Петербурга Рябикововой Ириной Викторовной. Бронирование в СПБ (812) 314 67 93, е-mail:wnights@mail.wplus.net
По бронированию путевок в Москве будет сообщено дополнительно.

 

 

Дата вылета 10.12.03. аэропорт Внуково (Москва) в 12.05. или 16.30.

Количество ночей возможно 10 или 11. Питание НВ (завтрак + ужин).
Проживание: - отель HOR PALACE 3*
стоимость - 10 ночей 325$, 11 ночей 335$ описание отеля: расположен в 5 км от аэропорта, в 12 км от поселка Хургада, на самом берегу моря. 2-х этажные корпуса и одноэтажные шале. Всего 205 номеров. Сейф в рецепшене за доп. плату. В номере ТV, кондиционер, телефон, терраса в 80% номеров, душ, туалет, уборка номера 1 раз в сутки. Номера большие. 2 ресторана - главный - шведский стол и a la carte. 6 кафе и баров. Большой открытый бассейн с детским отделением, пункт обмена валюты. Платно - курсы подводного плавания, школа виндсерфинга, прокат оборудования для подводного плавания, катера, настольный теннис, бильярд. Заказ экскурсия. Пляж - собственный, песчаный, большой. Зонтики, лежаки, матрасы, пляжные полотенца - бесплатно.

Консульский сбор оплачивается на месте 15 долл.
В стоимость тура входит авиаперелет, трансферты в Египте, страховка,
проживание, питание НВ (завтрак + ужин).

Итак, Тренинг "В Новый год с новым голосом!" Египет, Хургада пройдет с 11-12 по 17-18 декабря 2003 г. в отеле HOR PALACE 3*. Точная дата будет определена по согласованию с участниками тренинга.
Это будет 40-часовой 8-и дневный тренинг. В тренинге будет участвовать не более 8 человек. По сути дела участник тренинга, кроме великолепного отдыха менее чем за восемьсот долларов приобретает новую профессию "настройщик голоса".
Режим работы: 2 часа в первой половине дня и три - во второй.
Главным критерием отбора кандидатур на этот тренинг будет дата получения заявки на мой эл. адрес: voice@bagratid.com (предложения начали поступать)

Оперативная связь по моб. тел.8-911-973-05-25 Владимир Багрунов


В Питере занятия проходят в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс.
Участвуют 4 человека. Следующая группа начнет занятия после тренинга в Хургаде.


 

Будьте в голосе!

Владимир Багрунов

 



 

 

 

 

 

 

 


 

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид, 2001-2003 г

Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное