Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и Успех

Секреты Постановки Голоса
Самые последние достижения в области постановки, развития и восстановления голоса. Дистанционный курс обучения.

www.Bagratid.com - Центр Постановки Голоса

Форум Багратид

Статьи

Автор Багрунов В.П

12 октября 2003 года
ВЫПУСК 150 (юбилейный)

 

"Трудность убеждать обычно состоит в том, чтобы уяснить помыслы убеждаемого и суметь нацелить на них свои убеждения" -ХАНЬ ФЭЙ (288-233 гг. до н.э..) - древнекитайский философ.


Это суждение, по мнению П.С.Таранова, автора двухтомника 120 ФИЛОСОФОВ ЖИЗНЬ СУДЬБА УЧЕНИЕ АНАТОМИЯ МУДРОСТИ
" так и просится в золотой фонд самых значительных мыслей человечества".

 

На современном научном языке это называется рефлексией, опережающим действием, экстраполяцией, антиципацией. Собственно психика и дана для этого. На этом принципе построены все эффективные системы обучения. Этими принципами пользуюсь и я в создании новой теории и методики развития голоса. И самым главным подтверждением моих выводов является творчество Ф.И.Шаляпина. Все в начале в психике, в душе (образе), затем в материале - голосе.
Эту мысль я пытался развить в своем выступлении на факультете психологии Петербургского университета 9 октября с.г. Вначале была небольшая лекция "Голос-логос жизни", затем певческая программа, под собственный аккомпанемент на гитаре, затем было спето 4 народные песни под баян (Владимир Чернов) и 12 классических произведений (старинные итальянские мелодии, русские романсы) под фортепиано (лауреат международного конкурса Александр Волобуев).
Не буду пересказывать содержание того, что вам хорошо известно. Приведу отзывы, которые были написаны слушателями сразу после выступления. Их было меньше, чем ожидалось и примерно четвертая часть их оставила по моей просьбе нижеследующие отзывы.

 

1.Дорогой Владимир Павлович! Мне очень понравилось то, что вы делаете. Это огромный труд и большая ответственность. Я считаю, что Вы поможете многим людям стать более уверенными в себе, здоровыми и сильным духом.
По-моему, петь - это замечательно, от этого получаешь огромное удовольствие, особенно, если людям твой голос нравится и помогает поднять жизненный тонус. Мне очень понравилось, как вы поете. Вы полностью отдаетесь пению, что очень помогает вашему голосу. Спасибо вам большое за лекцию и ваше пение. Подпись.

2.Уважаемый, Владимир Павлович! Спасибо вам огромное за прекрасный вечер. Все было просто замечательно!!! Будем ждать Вас еще. Спасибо. Подпись.

 

3. Хочется сказать большое спасибо за удивительную лекцию и замечательный концерт! Услышанное оказалось неожиданным и интересным. Я постараюсь получить дополнительную информацию о Вашем методе. С уважением, Щербакова Ольга

 

4.Владимир Павлович, спасибо вам за прекрасно проведенное время! Вы заставили меня задаться вопросом: "Почему же я тоже не смогу? Смогу!", я давно думала о том, что голос и пение положительно влияют на человека, окружающий мир, Вселенную в целом, но меня расстраивало, что у меня совершенно "нет голоса"…. Но с помощью Вашей методики я попробую изменить себя… и свой голос… Спасибо вам! Подпись.

 

5.Голос обладает силой и производит впечатление. Когда слушаешь романсы, иногда забываешь, где находишься. Хотелось бы услышать еще! Создается впечатление, что исполняющий сам глубоко переживает все те эмоции, о которых поет. Это помогает и слушателям почувствовать то же самое. Очень голос располагает к себе. Хотелось бы только, чтобы песни были подлиннее и более широкий репертуар. Техника кажется интересной и необычной, явно имеет перспективы дальнейшего развития и расширения по всему миру. Однако хотелось бы больше конкретных советов по изменению и раскрытию голоса. В целом лекция запоминающаяся. Многое очень понравилось, было бы хорошо, если бы это была не последняя лекция в нашем университете.

 

6.Уважаемый, Владимир Павлович! Меня очень заинтересовал Ваш опыт развития голоса, в первую очередь речевого.
Во время лекции я с удивлением отметил следующее:
1) Ваш сильный певческий голос; он мне напомнил звук пения с пластинок начала ХХ века.
2) Видимое изменение Вашего состояния после пения уже первых песен: - более мягкая и спокойная речь,
- более плавные жесты. Антон.


7.Когда Вы поете, то становитесь совершенно другим человеком! Голос Вас очень преображает, совершенно неузнаваемый человек! Слушатели открывают Вас в новом свете! Большое спасибо за лекцию! Вы оказали на меня большое влияние, очень понравилось. С большим уважением и благодарностью Ульяна.

 

Не обошлось и без ложки дегтя.
8.Владимир Павлович! Погода, конечно плохая, но с каждым годом вы фальшивите все больше. С чем это связано?
9.К вашему старанию петь, добавить эмоцию и содержание романса можно было бы прочувствовать. Нет отклика в душе от вашего пения.
Маленький комментарий.
По поводу последних двух отзывов. Знаю, что пою далеко не идеально и такие выступления для меня являются всегда большим стимулом для дальнейшего роста. Но здесь следует сказать, что исполнитель имеет право на собственную интерпретацию музыкального произведения. Даже есть такая наука об исполнительском мастерстве "агогика". К сожалению, мало кто знает даже о ее существовании. Шаляпин инстинктивно проник в самые глубины этой науки, даже не подозревая об этом. Суть музыкального и добавлю от себя, исполнительского вокального мастерства, не копировании нотных знаков, а в умении артистично и музыкально донести дух произведения. То, что у нас в консерваториях этого не понимают, а заставляют студента попадать в ноту, то тем самым они его и хоронят, как певца. Выходит жалкий ремесленник, кое-как выпевающий ноты, но не умеющий петь. По шаляпинской технологии, которой я придерживаюсь, абсолютно точного попадания слова в ноту не должно быть в принципе. Слово командир, нота ему подчиняется. Шаляпину это прощалось, как гениальному самородку - самоучке. Но на самом деле, в этом один из его главных секретов пения( 3-й секрет- интонация управляет голосом), которое он называл распетой речью. То, что оппонент назвал фальшью, то это буквоедская фальшь, так как, повторяю, следование ноте убивает душу песни и такое пение слушать противно.
Последний отзыв - проявление либо полного отсутствия музыкального восприятия, либо элементарная зависть.
По поводу своего музыкального слуха скажу, что в оркестре баянистов я в 1962-63г.г. исполнял партию контрабаса. От своего баяниста-концертмейстера, совсем недавно узнал, что эта партия является для оркестра одной из самых ключевых, и в мое время были самые лучшие за все время контрабасисты (нас было трое). Освоил я этот инструмент и музыкальную грамоту менее чем за три месяца. Поэтому дело не в слухе, его у меня проверяли выдающиеся музыканты: в оркестре баянистов Павел Иванович Смирнов, в хоре Григорий Моисеевич Сандлер, перед обучением игре на гитаре - руководитель оркестра народных инструментов университета Михаил Моисеевич Дорфман, и никто претензий к моему слуху не предъявлял. Повторяю еще раз, так как это важнейшее звено всей шаляпинской системы, что информация, слово идет впереди звука (дух впереди материи) и поэтому полной стыковки слова с нотой быть не может. Именно поэтому Шаляпин никогда не повторялся в своем творчестве. А некоторые исполняемые им произведения вообще мало напоминают оригинал композитора. Например, КЛУБИТСЯ ВОЛНОЮ, Рубинштейна. А Высоцкий, обладая великолепной музыкальностью, по собственному признанию, не мог спеть ни одной чужой песни, и стал сочинять свои, так как была огромная потребность в пении.

 

Продолжение публикации материалов В.В.Вересаева о А.С.Пушкине

 


Отличительным характером Пушкина в большом обществе была задумчивость или какая-то такая грусть, которую даже трудно выразить. Он казался при этом стесненным, попавшим не на свое место. Зато в искреннем, небольшом кругу, с людьми по сердцу, не было человека разговорчивее, любезнее, остроумнее. Тут он любил и посмеяться, и похохотать, глядел на жизнь только с веселой стороны и с необыкновенною ловкостью мог открывать смешное. Одушевленный разговор его был красноречивой импровизацией, так что он обыкновенно увлекал всех, овладевал разговором, и это всегда кончалось тем, что другие смолкали невольно, а говорил он. Если бы записан был хоть один такой разговор Пушкина, похожий на рассуждение, перед ним показались бы бледны профессорские речи Вильмена и Гизо. Вообще Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во время славы своей он выучился, живя в деревне, латинскому языку, которого почти не знал, вы-шедши из лицея. Потом, в Петербурге, изучил он английский язык в несколько месяцев, так что мог читать поэтов. Французский знал он в совершенстве. "Только с немецким не могу я сладить! - сказал он однажды.- Выучусь ему, и опять все забуду: это случалось уже не раз". Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд. Тем особенно был занимателен и разговор его, что он обо всем судил умно, блестяще и чрезвычайно оригинально.
(КС. А. ПОЛЕВОЙ). Некролог Пушкина. Живописное Обозрение, 1837, III, стр. 10, 80. Цит. по Рус. Арх., 1901, II, 251.
Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе. Общество, особенно, где он бывал редко, почти всегда приводило его в замешательство, и от того оставался он молчалив и как бы недоволен чем-нибудь. Он не мог оставаться там долго. Прямодушие, также отличительная черта характера его, подстрекало к свободному выражению мысли, а робость противодействовала. Притом же совершенную привычку он сделал только к высшему обществу, или к самому тесному кругу при
ятелей. В обоих случаях он чувствовал себя на своем месте.
Собою не владел он только при таких обстоятельствах, от которых все должно было обрушиться на него лично. Он почти не умел распоряжаться ни временем своим, ни другою собственностью. Иногда можно было подумать, что он без характера: так он слабо уступал мгновенной силе обстоятельств. Между тем ни за что он столько не уважал другого, как за характер... Пылкость его души и слияние с ясностью ума образовала из него это необыкновенное, даже странное существо, в котором все качества приняли вид крайностей.
П. А. ПЛЕТНЕВ. Соч. и переписка, т. III, СПб., 1885, стр. 242-243.


В обществе посторонних людей Пушкин был или совершенно молчалив, или слишком блистателен. Лучшие движения сердца своего считал он домашним делом и потому не любил выказывать их. Он хранил их для тес-ного круга друзей, преимущественно для своих лицей-ских товарищей, которых любил неизменно.
П. А. ПЛЕТНЕВ. Соч., III, 743.

Золотые слова Пушкина насчет существующих и принятых многими правил о дружеских сношениях. "Все,- говорил в негодовании Пушкин,- заботливо исполняют требования общежития в отношении к посторонним, т. е. к людям, которых мы не любим, а чаще и не уважаем, и это единственно потому, что они для нас - ничто. С друзьями же не церемонятся, оставляют без внимания обязанности свои к ним, как к порядочным людям, хотя они для нас - все. Нет, я так не хочу действовать. Я хочу доказывать моим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей, перед которыми я не хочу и боюсь манкировать, чем бы то ни было, освященным обыкновениями и правилами общежития".
П. А. ПЛЕТНЕВ-Я. К. ГРОТУ, 1 апр. 1844 г. Переп.Грота с Плетневым, II, 221.


Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин; все приятели его делались скоро сами 18-летними. Царь рассердится-да что мне делать?
ПУШКИН. Дневник, 5 декабря 1834 г.
Я все-таки не был 6-го во дворце-и рапортовался больным. За мною царь хотел прислать фельд-егеря или Арнта (лейб-медика).
ПУШКИН. Дневник, декабрь 1834 г.


Третьего дня я наконец в Аничковом. Опишу все в подробности. Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в восемь с половиной в Аничковом, мне в мундирном фраке, Наталье Николаевне как обыкновенно.
В 9 часов мы приехали. На лестнице встретил я старую гр. Бобринскую, которая всегда за меня лжет и выводит меня из хлопот. Она заметила, что у меня треугольная шляпа с плюмажем (не по форме: в Аничков ездят с круглыми шляпами). Гостей было уже довольно, бал начался контрдансами. Гр. Бобринский, заметя мою треугольную шляпу, велел принести мне круглую. Мне дали одну такую засаленную помадой, что перчатки у меня промокли и пожелтели. Вообще бал мне понравился.
Утром того же дня встретил я в Дворцовом саду великого князя (Михаила Павловича): "Что ты один здесь философствуешь?" - "Гуляю".- "Пойдем вместе". Разговорились о плешивых: "Вы не в родню, в вашем семействе мужчины молоды оплешивливают".- "Государь Александр и Константин Павлович оттого рано оплешивели, что при отце моем носили пудру и зачесывали волоса; на морозе сало леденело,- и волоса лезли. Нет ли новых каламбуров?" - "Есть, да нехороши, не смею представить их вашему высочеству".- "У меня их также нет, я замерз". Доведши великого князя до моста, я ему откланялся (вероятно против этикета).
ПУШКИН. Дневник, 18 декабря 1834 г.


(22 дек. Суббота).- В середу был я у Хитровой, имел долгий разговор с великим князем (Михаилом Павловичем). Началось журналами:
Вообрази, какую глупость напечатали в "Северной Пчеле". Дело идет о пребывании государя в Москве. "Пчела" говорит: "государь император, обошед соборы,возвратился во дворец и с высоты красного крыльца низко (низко!) поклонился народу". Этого не довольно. Журналист-дурак продолжает: "как восхитительно было видеть великого государя, преклоняющего священную главу перед гражданами московскими!" Не забудь, что это читают лавочники.
Великий князь прав, а журналист, конечно, глуп. Потом разговорились о дворянстве... Я заметил: что значит наше старинное дворянство с имениями, уничтоженными бесконечными раздроблениями, с просвещением, с ненавистью противу аристократии и со всеми притязаниями на власть и богатства? Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе, Кто был на площади 14 декабря? Одни дворяне, сколько же их будет при первом новом возмущении? Не знаю, а кажется много. Говоря о старом дворянстве, я сказал: "Мы, которые такие же родовитые дворяне, как император и вы..." и т. д. Великий князь был очень любезен и откровенен.- "Вы настоящий представитель вашего семейства,- сказал я ему: - все Романовы-революционеры и уравнители".-"Спасибо: так ты меня жалуешь в якобинцы! Благодарю, вот репутация, которой мне не доставало". Разговор обратился к воспитанию, любимому предмету его высочества. Я успел высказать ему многое. Дай бог, чтобы слова мои произвели хоть каплю добра!
ПУШКИН. Дневник (фр.-рус.).


Когда Пушкин писал историю Петра I, он просил представить его графине В. Н. Ягужинской, старухе-невестке одного из ближайших друзей Петра; она отказалась принять Пушкина и сказала, что у нее нет в обычае делить общество с рифмачами и писаришками. Ей возражали, что Пушкин принадлежит к одной из. древнейших фамилий русского дворянства; на это она ответила, что охотно приняла бы его, если бы он не был прикосновенен к писательству, и прибавила: "он напечатает, что я могла бы ему рассказать или сообщить, и бог знает, что из этого может выйти. Моя бедная свекровь умерла в Сибири, с вырезанным языком, высеченная кнутом; а я хочу спокойно умереть в своей постели, в Сафорине".
Кн. П. В. ДОЛГОРУКОВ. Memoires Geneve, 1867, стр. 190 (фр.).


В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже.- не покупают. Уваров (министр народного просвещения) большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении. Его клеврет Дундуков (дурак и бардаш) преследует меня своим ценсурным комитетом. Он не соглашается, чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия государя. Царь любит, да псарь не любит. Кстати об Уварове; это большой негодяй и шарлатан. Разврат его известен. Низость до того доходит, что он у детей Канкрина был на посылках. Об нем сказали, что он начал тем, что был б..., потом нянькой, и попал в президенты Академии Наук, как княгиня Дашкова в президенты Российской Академии.- Он крал казенные дрова и до сих пор на нем есть счеты (у него 11.000 душ), казенных слесарей употреблял в собственную работу и т. д. Дашков (министр), встретив Жуковского под руку с Уваровым, отвел его в сторону, говоря: "Как тебе не стыдно гулять публично с таким человеком!"
ПУШКИН. Дневник. Февраль 1835.


Ты была удивлена приездом Пушкина и не можешь понять цели его путешествия. Но я думаю,- это просто было для того, чтобы проехаться, повидать тебя и маменьку, Тригорское, Голубово и Михайловское, потому что никакой другой благовидной причины я не вижу. Возможно ли, чтоб он предпринял это путешествие в подобное время, чтобы поговорить с маменькой о двух тысячах рублей, которые он ей должен... Пушкин в восхищении от деревенской жизни и говорит, что это вызывает в нем желание там остаться. Но его жена не имеет к этому никакого желания, и потом - его не отпустят. Я думаю, он хочет купить имение, но без денег это трудно,
АННА НИК. ВУЛЬФ-сестре своей бар. ЕВПР. НИК. ВРЕВСКОЙ, 24 мая 1835 г., из Петербурга. П-н и его совр-ки, XXI-XXII, 325 (фр.).


Наташа родила накануне приезда Александра, и радость свидания с мужем ее так расстроила, что проболела весь день.
Н. О. ПУШКИНА-О. С. ПАВЛИЩЕВОЙ, 17 мая 1835 г. Л. Павлищев. 387.


Мать рассказала, что когда родился второй сын, она хотела назвать его Николаем, но Пушкин пожелал почтить память одного из своих предков, казненных в смутное время, и предоставил ей выбор между двумя именами: Гаврила и Григорий. Она предпочла последнее.
А. П. АРАПОВА (дочь Н. Н. Пушкиной-Ланской). Новое Время, 1908, № 11425.


Я вижу себя вынужденным положить конец тратам, которые ведут только к долгам и которые готовят мне будущее, полное беспокойства и затруднений, если не нищеты и отчаяния. Три или четыре года пребывания в деревне мне доставят снова возможность возвратиться в Петербург и взяться за занятия, которыми я обязан доброте его величества. Я был осыпан благодеяниями государя, я был бы в отчаянии, если бы его величество увидел в моем желании уехать из Петербурга другой мо-тив кроме мотива абсолютной необходимости . Малейший признак неудовольствия или подозрения был бы до-статочен, чтобы удержать меня в положении, в котором я нахожусь; в конце концов я предпочитаю испытывать затруднения в своих делах, чем потерять во мнении того, кто был моим благодетелем,, не как государь, не из чувства долга и справедливости, но из свободного чувства благородного и великодушного благоволения.
ПУШКИН-гр. А. X. БЕНКЕНДОРФУ, 1 июня 1835 г.(ФР.).


П. В. Киреевский один раз вместе с Жуковским был у Пушкина. Киреевский хорошо помнит большую ком-нату, со шкалами по бокам и с длинным столом посередине, заваленным бумагами. Пушкин говорил им, между прочим, о своем сильном желании совсем оставить Петербург и уехать совсем в деревню, читал Жуковскому свое письмо к Бенкендорфу, которого просил о позволении выехать из Петербурга, где ему очень было тяжело жить. Рассказами своими о Петре Пушкин удивлял Жуковского. Пушкин с великою радостью смотрел на труды Киреевского, перебирал с ним его собрание, много читал из собранных им песен и обнаруживал самое близкое знакомство с этим предметом. Еще прежде, через Соболевского, он доставил Киреевскому тетрадку Псковских песен, записанных с голоса, частью собствен-ною рукою Пушкина, частью другою рукою (около 40 пьес).
П. И. БАРТЕНЕВ со слов П. В. КИРЕЕВСКОГО. Рассказы о Пушкине, 52.

 

П. В. Киреевский заявлял, что Пушкин доставил ему замечательную тетрадь песен, собранных им в Псковской губернии, и прибавил: "когда-нибудь, от нечего делать, разберите-ка, которые поет народ и которые смастерил я сам". Сколько Киреевский ни старался разгадать эту загадку, никак не мог сладить.
Ф. И. БУСЛАЕВ. Мои воспоминания. М, 1897, стр. 293.


Третьего дня д-р Кошец, вместе с Александром, провожал обеих Аннет Вульф и Керн. Обе уехали... Наташа (жена Пушкина) слаба, недавно вышла из спальни и не может ни читать, ни писать, ни работать; между тем у нее большие планы повеселиться на петергофском празднике 1 июля - в день рождения императрицы, ездить верхом со своими сестрами на острова, нанять дачу на Черной речке, и не хочет отправиться дальше, как желал бы Александр. В конце концов, "чего женщина хочет, того хочет 6or".
Н. О. ПУШКИНА-О. С. ПАВЛИЩЕВОЙ, 8 июня 1835 г. Л. Павлищев, 388.


Пушкину дал бог второго сына, по имени Григорий... Давно с ним не видался и потому не знаю, что с ним делается, знаю только, что он давно ничего не пишет и нуждается в деньгах.
М. Л. ЯКОВЛЕВ-В. Д. ВОЛЬХОВСКОМУ, 11 июня 1935 г. Н. Гастфрейнд. Товарищи Пушкина по лицею, СПб., 1912, т. 1, 154.


Государю угодно было отметить на письме моем к ва-шему сиятельству, что нельзя мне будет отправиться на несколько лет в деревню иначе, как взяв отставку. Предаю совершенно судьбу мою в царскую волю и желаю только, чтоб решение его величества не было для меня знаком немилости и чтобы вход в архивы, когда обстоя-тельства позволят мне оставаться в Петербурге, не был мне запрещен.
ПУШКИН-гр. А. X. БЕНКЕНДОРФУ, 4 июля 1835г., из Петербурга.


Мы с братом ходили каждый день купаться в большую купальню, устроенную на Неве против Летнего сада; один раз, барахтаясь в воде и кой-как еще тогда пла-вая, я не заметил, как ко мне подплыл какой-то кудрявый человек и звонким, приветливым голосом сказал:
"позвольте мне вам показать, как надо плавать, вы не так размахиваете руками, надо по-лягушечьему", и тут кудрявый человек стал нам показывать настоящую манеру;но вдруг от нас отплыв, сказал вошедшему в купальню господину: "А, здравствуй, Вяземский!" Мы с братом будто обомлели и в одно слово сказали: это должен быть Пушкин. После этой встречи я не видел Пушкина до Петергофского праздника. Государь с царской фамилией и придворными ехал в линейке и, увидав шедшего близ дороги Пушкина, закричал ему: "Bonjour, Pouchkine!"- "Bonjour, Sir!" {- почтительно, но непринужденно отвечал ему Пушкин.
С. (С. М; СУХОТИН). Из воспоминаний молодости. Рус. Арх.. 1864, 981, Ср. Рус. Л/и-., 1894, III, 71.


Т. Н. Грановский, познакомившийся с Пушкиным у Плетнева, раз шел с ним пешком с дачи в Петербург. Они говорили, и этот разговор Грановский причисляет к приятнейшим в своей жизни. Говоря о Булгарине, Пушкин сказал, что напрасно его слишком бранят, что где-нибудь в переулке он с охотою с ним встретится, но чтоб остановиться и вступить с ним в разговор на улице, на видном месте, на это он, Пушкин, никак не решится.
П. И. БАРТЕНЕВ. Рассказы о П-не,31.


О знакомстве с Пушкиным А. С. Данилевский (близкий друг Гоголя) припоминал следующее. Однажды летом отправились они с Гоголем в Лесной на дачу к Плетневу, у которого довольно часто бывали запросто. Через несколько времени, почти следом за ними, явились Пушкин с Соболевским. Они пришли почему-то пешком с зонтиками на плечах. Вскоре к Плетневу приехала еще вдова Н. М. Карамзина, и Пушкин затеял с нею спор. Карамзина выразилась о ком-то: "она в интересном по-ложении". Пушкин стал горячо возражать против этого выражения, утверждая с жаром, что его напрасно употребляют вместо коренного, чисто русского выражения:"она брюхата", что последнее выражение совершенно прилично, а напротив, неприлично говорить: "она в интересном положении".- После обеда был любопытный разговор. Плетнев сказал, что Пушкина надо рассер-дить, и тогда только он будет настоящим Пушкиным, и стал ему противоречить. Впечатление, произведенное на Данилевского Пушкиным, было то, что он и в обыкновенном разговоре являлся замечательным человеком, каждое слово его было веско и носило печать гениальности;
в нем не было ни малейшей натянутости или жеманства;но особенно поражал его долго не выходивший из па-мяти совершенно детский, задушевный смех. Он бывал с женой у Плетнева.
В. И. ШЕНРОК. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892, т. I, стр. 362.

 

У Пушкина был дальний родственник, некто Оболенский, человек без правил, но не без ума. Он постоянно вел игру. Раз Пушкин в Петербурге (жил тогда на Черной речке; дочери его Марье тогда было не более 2 лет) не имел вовсе денег; он пешком пришел к Оболенскому просить взаймы. Он застал его за игрою в банк. Оболенский предлагал ему играть. Не имея денег, Пушкин отказывается, но принимает вызов Оболенского играть пополам. По окончании игры Оболенский остался в выигрыше большом и по уходе проигравшего, отсчитывая Пушкину следующую ему часть, сказал: "Каково! Ты не заметил, ведь я играл наверное!" Как ни нужны были Пушкину деньги, но, услышав это, он, как сам выразился, до того пришел вне себя, что едва дошел до двери и поспешил домой.
П. В. НАЩОКИН по записи БАРТЕНЕВА. Рассказы о Пушкине, 46,


Император, удостоив взять меня на свою службу, сделал милость определить мне жалование в 5.000 руб. Эта сумма огромна, но тем не менее не хватает мне для проживания в Петербурге, где я принужден тратить 25.000 р. и иметь возможность жить, чтоб заплатить свои долги, устроить свои семейные дела, и, наконец, получить свободу отдаться без забот моим работам и занятиям. За четыре года, как я женат, я сделал долгов на 60.000 руб-лей.
ПУШКИН в черновиках писем своих к гр. А. X. БЕНКЕНДОРФУ в середине июля 1835 г. (фр.).


Единственные способы, которыми я мог бы упорядочить мои дела, были - либо уехать в деревню, либо получить взаймы сразу большую сумму денег... Благодарность для меня не является чувством тягостным, и моя преданность персоне государя не затемнена никакими задними мыслями стыда или угрызений, но я не могу скрывать от себя, что я не имею решительно никакого права на благодеяния его величества и что мне невоз-можно чего-нибудь просить.
ПУШКИН-гр. А. X. БЕНКЕНДОРФУ, 22 июля 1835 г. (фр.).


(По просьбе Пушкина, ему было выдано взаймы из казны тридцать тысяч рублей, на погашение которых должно было удерживаться получаемое им жалование).
В августе, по возвращении гвардии из лагеря, на Черной речке, на водах, давались еженедельные балы, куда собирался Ie monde elegant ' и где в особенности преобладало общество кавалергардских офицеров. Расхаживая по зале, вдруг увидел я входящую даму, поразившую меня своей грацией и прелестью: возле нее шел высокий белокурый господин, ей что-то весело рассказывавший, а сзади Пушкин, очень быстро оглядывавший залу, с веселым лицом, и принимавший, по-видимому, участие в разговоре предшествовавшей ему дамы. Это была его жена, а белокурый господин С. А. Соболевский. Это трио подошло к танцующему кругу, из которого вышел Дантес и, как мне помнится, пригласил Пушкину на какой-то танец. Дантес очень много суетился, танцовал ловко, болтал, смешил публику и воображал себя настоящим героем бала; это был белокурый, плотный и коренастый офицер среднего роста; на меня произвел он неприятное впечатление своим ломанием и самонадеянностью, так что я, кажется, уподобил его a un garcon d'ecurie - молодому конюху (фр.).-
С. (С. М. СУХОТИН). Из воспоминаний молодости. Рус. Арх.. 1864, стр. 982 3.

 

(В двадцатых числах августа). Мы поехали к Александру и встретили его на подъезде с кипой бумаг подмышкой. Он обрадовался, воротился со мной, представил своим женам: теперь у него целых три, как тебе известно. Его свояченицы красивы, но они - ничто в сравнении с Натали, которую я нашла очень похорошевшей.

С. М. Сухотин в июле 1833 г. приехал в Петербург с родителями для определения старшего брата в школу гвардейских подпрапорщиков; в конце лета, по его словам, он возвратился в Москву и переехал в Петербург через два года, в 1835 г., для поступления в ту же школу гвардейских подпрапорщиков. Все свои встречи с Пушкиным (в купальне, на петергофском гулянье,-см. выше,-и на балу на минеральных водах) Сухотин относит к 1833 г. Но в то время Дантес еще не приехал в Россию; в 1833 г. Пушкин жил на углу Б. Морской и Гороховой,- ходить купаться к Летнему саду было бы ему далеко. В 1835 же году он жил около Прачешного моста,- до Летнего сада два шага. Все эти соображения приводят нас к заключению, что описанные встречи происходили в 1835 r.

у ней теперь красивый цвет лица, и она немного пополнела,- единственное, что ей недоставало.
О. С. ПАВЛИЩЕВА-Н. И. ПАВЛИЩЕВУ. 12 сент. 1835 г. П-н и его совр-ки, XVII-XVIII. 168 (фр.).

 

Писать стихи любил он преимущественно осенью. Тогда он до такой степени чувствовал себя расположенным к этому занятию, что и из Петербурга в половине сентября нарочно уезжал в деревню, где оставался до половины декабря. Редко не успевал он тогда оканчивать всего, что у него заготовлено было в течение года. Теплую и сухую осень называл он негодною, потому что не имел твердости отказываться от лишней рассеянности. Туманов, сереньких тучек, продолжительных дождей ждал он, как своего вдохновения. Странно, что приближение весны, сияние солнца всегда наводили на него тоску. Он это изъяснял расположением своим к чахотке.
Летнее купанье было в числе самых любимых его привычек, от чего не отставал он до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуряемые пристрастием к ходьбе. Он был самого крепкого сложения, и к этому много способствовала гимнастика, которою он забавлял-ся иногда с терпеливостью атлета. Как бы долго и скоро ни шел, он дышал всегда свободно и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии.
П. А. ПЛЕТНЕВ. Соч.. т. I, стр. 375. 384. 405

 

 


О НАСУЩНОМ

 

Внимание! Вводится новое правило участия в московских тренингах. Гарантируется участие только тем, кто не позднее, чем за десять дней до проведения тренинга, сделает аванс в 2500 рублей. По желанию участника для получения аванса из Центра выезжает курьер.

Расписание проведения тренингов в Москве в ноябре 2003 года

Тренинг "Голос Клеопатры" состоится 15-17 ноября с.г.
В нем могут принять участие дамы прошедшие речевой тренинг. Для них этот тренинг будет проходить 16 ноября с 16.00. до 20.00. и 17 ноября с 12.00. до 20.00. Это будет работа только с новым текстом. Соответственно цена уменьшается в 2 раза и составит 150 евро.
Тренинг "Голос и Успех. Распетая речь" состоится 29- ноября - 1 декабря с.г.

Тренинг "В Новый год с новым голосом!" Египет, Хургада пройдет в диапазоне с 9 по 23 декабря 2003 г. Это будет 40-часовой 8-и дневный тренинг. В тренинге будет участвовать не более 8 человек. Минимальная стоимость 8-и дней (гостиница*** питание, самолет туда - обратно) 230 долларов при условии, что отправление из Москвы. Каждое увеличение на одну звезду * увеличивает стоимость проживания в отеле на 70-80 долларов.-В Рождество цены в 5 раз больше. . Визы оформляются в аэропорту Шереметьево непосредственно перед вылетом. Пока путевки в продажу не поступили. Более подробная информация в любом тур- агентстве. Ориентировочная стоимость 40 часового тренинга - 400 евро. По сути дела участник тренинга, кроме великолепного отдыха менее, чем за тысячу долларов приобретает новую профессию "настройщик голоса".

Режим работы: 2 часа в первой половине дня и три - во второй.
Главным критерием отбора кандидатур на этот тренинг будет дата получения заявки на мой эл. адрес: voice@bagratid.com (предложения начали поступать)

Оперативная связь по моб.тел.8-911-973-05-25 Владимир Багрунов

В Питере занятия проходят в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс.
Участвуют 4 человека. Следующая группа начнет занятия после тренинга в Хургаде.

Будьте в голосе!

Владимир Багрунов

 

 

 

 



 

Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид, 2001-2003 г

Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное