Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Голос и Успех Секреты Постановки Голоса |
2 октября 2003 г. Выпуск 9.
Думать,что какое нибудь дело невозможно - значит сделать его таковым" - из книги Морисон Свет Марден "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ".
Ответ на загадку.
Тембр, который завораживал многих, принадлежал Зиновию Герду. До своего
появления на экране он озвучивал многие фильмы и передачи и был главным
исполнителем в спектакле театра кукол Сергея Образцова. Его роль конферансье
в спектакле "Необыкновенный концерт" - это шедевр актерского
мастерства, где все принадлежит голосу. Такова специфика жанра. В свое
время мне посчастливилось видеть этот спектакль вживую. Словами - это
невозможно передать. Это было беспрерывное восхищение. А голос конферансье
дирижировал этим неподражаемым действом.
А загадку я задал после просмотра передачи по Культуре 27.09.03. Советую
всем по мере возможностей смотреть этот канал.
Новая загадка. Назовите название рассказа О.Генри, в котором голос, а не деньги явился главным фактором в судьбе одного из двух претендентов на руку красавицы. Подписчик, который пришлет мне копию текста этого рассказа, бесплатно получит самоучитель.
Природа женской психики
Предыдущий выпуск заканчивался фразой о путях для девочек.
Напомню, что весь опыт человечества и последние достижения теоретической
биологии, где бесспорный приоритет принадлежит В.А.Геодакяну, говорит
о том, что девочек нельзя ориентировать как мальчиков на достижение высших
результатов. Природа женского пола очень метко была выражена многими поэтами
и писателями. Наиболее лаконично это выразил А.С. Пушкин в "Евгении
Онегине": "А милый пол, как пух легок". Это же, но в других
словах выражено в знаменитой песенки герцога из "Риголетто ".
"La donna e mobile… Сердце красавиц". Дословный ее перевод на
русский такой: "Женщина подвижна, как перышко на ветру, изменчива
в поведении и мыслях".
Эти слова точно отражают природу женского организма. Уверен, что вам будет
интересна предыстория самой теории, которая ставит все точки над и…
Когда я слышу эти дискусии в телепередачах, где всегда свой голос, как
правило, не по делу возвышают дамы с высоким содержанием М, то так и хочется
воскликнуть, что все, о чем вы толкуете, касается 5-10% женщин, в число
которых вы случайно попали. И если применить, в национальном масштабе
ваши идеи равноправия полов, то это будет гибелью нации.
Тут же отмечу, что любые арифметические, механистические, волевые решения
всегда оборачиваются трагедиями для той системы, где они были применены.
Перечислю эти уровни: индивидуальность (следование какой - либо догме,
например, с дыханием, питанием, закалке, физическими нагрузками и др.
приводит к смерти. На моих глазах скоропостижно умер мой хороший знакомый,
бывший участник олимпийских игр 1952 г. в тройном прыжке, В.П.Филиппов,
уверовавший в систему раздельного питания Шелтона);
семья (распад семьи - главная причина: следование догме одинаковости полов
и непонимание женой и мужем, что каждый из них обладает отличительными
психическими половыми различиями): школа, вуз, производство (догматизм
непонимания важности использования принципов полового диморфизма несет
многомиллиардные убытки стране ежегодно).
Итак, предыстория проблемы. Перенесемся мысленно в блокадный Ленинград1941-43
гг. Молодой ученый-биолог Павел Светлов обратил внимание, что при одинаковости
блокадного пайка, женщины выживают лучше, чем мужчины. Будучи эвакуированным
в Казань, он проводит опыты на выживание на самых разнообразных видах
животных и обнаруживает, что процент живучести самок гораздо выше, чем
у самцов. Также было замечено, что первыми и последними от голода погибали
самцы. То есть, они были и самыми слабыми и самыми сильными. Теоретиком
П.Светлов не был и поэтому объяснил, так как традиционно объясняли непонятное
явление: а именно, с помощью какого-либо физиологического механизма, который
в свою очередь требовал объяснения, но об этом уже голова ученого не болела.
В данном случае он эти различия объяснил повышенным метаболизмом (обменом
веществ) у мужского пола. В начале 60-х годов В.А. Геодакян, молодой кандидат
технических наук, приезжает из Еревана в Москву и начинет свою научную
карьеру с преподавания физики в одном из артиллерийских училищ. В артиллерии
в числе главных понятий существуют недолет и перелет. Факты, о которых
только что говорилось, а также известные ранее закономерности более высокой
рождаемости мальчиков в военные годы, большую их смертность в утробном
возрасте, а также в первые месяцы и годы после рождения, позволили ему
все это объеденить в единую концепцию, которую он лично изложил академику
Шмальгаузену. Понятия недолет и перелет им были использованы в эволюционном
смысле по отношению к мужскому полу. Природа ведет поиск на мужском поле,
попадание в цель - это женский пол. Экспериментировать с женским полом
природа не может: количество особей женского пола определяет количество
будущего потомства. А, мужской пол определяет качество этого потомства.
Поэтому в природе лишь два-три процента самцов оставляют свое потомство.
И эти проценты - самые нужные на данный момент эволюции. Природа не предсказуема
и поэтому разнообразие самцов должно быть максимальным. Например, для
насекомых главным врагом являются другие животные (птицы и др.), с которыми
прямую борьбу вести невозможно и поэтому им выгодно быть маленького размера.
Именно, поэтому самцы насекомых меньше самок. А у млекопитающих все наоборот.
Это противоречие не могла объяснить, по сути, механистическая теория Дарвина.
Поэтому Шмальгаузену все это так понравилось, что он сразу предложил молодому
преподавателю военного училища работу в своем институте. После смерти
академика, В.А.Геодакяну, потерявшему опору в лице всемирно известного
ученого пришлось преодолеть немало трудностей, но все же летом 1988 года
ему удалось защитить докторскую по биологии на тему: "ЭВОЛЮЦИОННАЯ
ЛОГИКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОЛОВ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ". Мне удалось
быть на защите и даже выступить в дискуссии в его поддержку. Затем у него
дома был товарищеский ужин, на котором было несколько широко известных
ученых. Из происходившего общения для меня было очевидно, насколько стиль
мышления Геодакяна выше, чем у светил науки. Мое личное знакомство с Геодакяном
состоялось в 1972 году. В дальнейшем мы не раз встречались и у него дома
и на конференциях. Дважды я приглашал его в Питер. Весной 1989 года он
провел свой трехдневный девятичасовой семинар в помещении НИИКСИ. Второй
раз, летом 1990 года я организовал межрегиональную конференцию по проблемам
полового диморфизма в Старом Петергофе в здании матмеха. Центральной фигурой
был Геодакян. Кульминацией конференции было возвращение участников в город.
Каким-то чудом удалось организовать экипаж "Юнги", одной их
лучших яхт города и участники конференции навсегда запомнили плавание
под парусом в этот солнечный июньский день.
Среди обсуждавшихся вопросов были и те, которые имеют важное практическое
значение.В частности, были доложены материалы, выполненные под моим руководством
выпускницей факультета психологии того года Татьяной Бычковой.
Она специализировалась по медицинской психологии в институте им. В.М.Бехтерева.
В институте есть чисто женское отделение, где находились женщины с расстройствами
психики от неврозов до психозов. Замечу, что психозы значительно более
серьезное расстройство, чем неврозы. Оказалось, что психозы чаще встречались
у женщин (возраст 28-45лет), которых с раннего детства родители ориентировали
на профессиональную карьеру. Эта работа подтвердила исследования американского
ученого J.Garai,1969,1971 о том, что стремление к профессиональной карьере
у женщин оборачивается различного рода нарушеними психики.
Поэтому, дорогие родители вывод делайте сами - что важнее для дочери:
большая карьера и потеря здоровья или замужество, семья и дети?
Практика
Повторяем пройденное и добавляем два новых упражнения. Одно должно вытекать
их другого.
Цикл 2 Интонирование (суть голоса)
В этих упражнениях мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической
модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном
- в том, что звук не связан с физическими усилиями, - мы должны сделать
важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся
поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке
примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем
не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго
рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном
дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую
модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на
любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не
теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню
3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное).
1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт
(опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове.
При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного
резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
2-е подготовительное положение', рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты
и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена
гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае
голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении
физического напряжения во всём теле.
3-е основное положение', рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты,
но так, что мизинцу не пролезть), "второй рот" открыт (опущена
гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди.
Во всех трёх положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных
ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по открытию "второго рта" -1-2 мин.
Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин.
После этого приступаем к третьему уроку.
Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения
- 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во "второй
нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности:
закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений
этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение.
Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате,
и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё
ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений: ,
темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность
звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется
навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а
затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
начинаем все упражнения с примарного тона, с фундамента голоса. Примерно
половина времени уходит на примарный тон, другая половина на упражнение.
Запустили примарный тон, удостоверились, что нет напряжений, все идет
легко и только после этого начали выпонять основное упражнение. Делается
это для того, чтобы сохранялась преемственность от усвоенного к новому.
Упражнение 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях
рта. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между
"а-а" и "о-о"): одна рука на груди, другая выполняет
жест, смысл которого: "Подойдите!".
То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий
жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.
Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного
низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом
и открытом положениях рта.
Упражнение 2 (новое). Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте,
что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной
звуковой сигнал для передачи слов "не то, не то", похожий на
"э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе.
Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем
в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3 (новое). Двойной сигнал с противоположным смыслом.
Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией
даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу
(двойной звуковой сигнал для передачи слов "да-да", похожий
на "ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но
интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом,
полузакрытом и открытом положениях рта.
Переписка с подписчиками
Здравствуйте, Владимир Павлович.
Получила Вашу рассылку, было приятно, что обо мне вспомнили. Мой
график работы ещё не уточнён, поэтому планирую нашу следующую встречу
на 15-17 ноября.
Изменения в голосе заметили абсолютно все, подруга сказала, что такого
расслабляющего тембра и чистой дикции она давно не слышала. По ее
словам, я обязательно должна пойти работать диктором. Не совсем то,
что я хочу, но безумно приятно.
И это только начало...
До встречи в ноябре. Оксана.
Маленький комментарий.
Предложение работать диктором сделали и моему ученику на Шведском радио
после того, как он у меня прошел индивидуальный 4-х дневный 20-часовой
курс в Хельсинки в апреле с.г.
Три года назад четыре индивидуальных урока брал у меня Вадим Гусев, ставший
ведущим диктором информ-тв на Петербургском телевидении.
Могу сказать, что хорошо поставленный голос является сейчас большой редкостью
и на радио и на телевидении.
О НАСУЩНОМ
Внимание! Вводится новое правило участия в московских тренингах. Гарантируется участие только тем, кто не позднее, чем за десять дней до проведения тренинга, сделает аванс в 2500 рублей. По желанию участника для получения аванса из Центра выезжает курьер.
Расписание проведения тренингов в Москве в ноябре 2003 года
Тренинг "Голос Клеопатры" состоится 15-17 ноября с.г.
В нем могут принять участие дамы прошедшие речевой тренинг. Для них этот
тренинг будет проходить 16 ноября с 16.00. до 20.00. и
17 ноября с 12.00. до 20.00. Это будет работа только с новым текстом.
Соответственно цена уменьшается в 2 раза и составит 150 евро. Две участницы
сентябрьского тренинга дали предварительное согласие на участие в ноябрьском
тренинге. Поэтому если они во время сделают 50% процентную предоплату,
то останется только одно место.
На основной 3-х дневный тренинг "Голос Клеопатры" остается
два места.
Тренинг "Голос и Успех. Распетая речь" состоится 29-30
ноября - 1 декабря с.г.
Тренинг "В Новый год с новым голосом!" Египет, Хургада пройдет в диапазоне с 10 по 22 декабря 2003 г.(в эти дни я буду там).40-часовой 8-и дневный тренинг. В тренинге будет участвовать не более 8 человек. Минимальная стоимость 8-и дней (гостиница питание, самолет туда - обратно) 230 долларов. В Рождество цены в 5 раз больше. Отправление из Москвы. Визы оформляются в аэропорту Шереметьево непосредственно перед вылетом. Все туристские агентства при желании могут просветить обо всем этом более подробно. Стоимость 40 часового тренинга 400 евро.
Режим работы: 2 часа в первой половине дня и три - во второй.
Главным критерием отбора кандидатур на этот тренинг будет дата получения
заявки на мой эл. адрес: voice@bagratid.com (предложения начали поступать)
Оперативная связь по моб.тел.8-911-973-05-25 Владимир Багрунов
Мое выступление "Голос - логос жизни" на факультете
психологии СПбГУ с
демонстрацией состоится 9 октября. Будет исполнено 10-15 произведений
(под гитару, баян,фортепиано - все уровни пения).Телефон психологического
общества
305-06-42
В Питере занятия проходят в ДК 1-ой Пятилетки, 7 подъезд, 3 этаж, 33 класс.
Участвуют 4 человека.
Следующая группа из 4-х человек начнет занятия в конце ноября. Цена занятий
определится на презентации.
Запись voice@bagratid.com
Будьте в голосе!
Владимир Багрунов
Почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com
Copyright (с) Международная психоакустическая шаляпинская школа Багратид,
2001-2003 г
Полная и частичная перепечатка материалов рассылки разрешается
только с разрешения автора и указанием адреса сайта www.bagratid.com.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||