Здравствуйте, Ирина! В Ваших ответах на письма читателей четко прослеживается одна стабильная рекомендация – если есть проблемы, всегда надо их озвучивать и формулировать свои требования руководству. Я принял Вашу точку зрения, но периодически возникают сомнения:
Во-первых, когда слышишь высказывания, особенно людей в возрасте: «мы никогда за себя не ходили и не просили!» или «работник, который думает о деле, а не о своих хотелках, более уважаем и чаще продвигается, чем работник, который излишне печется о своей карьереи условиях работы, который постоянно чего-то требует и просит!»
Во-вторых, некоторые авторы книг по менеджменту, описывают такие качества руководителей, как «большое желание получать высокое жалование и иметь личный комфорт», «забота о собственной персоне и положении», как причины неудач в карьере.
В-третьих, мой опыт использования Ваших рекомендаций оказался неудачным. Я долго размышлял, как мне выйти из тяжелой ситуации, в которой я оказался (назначен вторым руководителем в некотором городе, но не получил обещанных вознаграждений и дальнейших продвижений, столкнулся с враждебностью). После Ваших рассылок я решил откровенно говорить руководству о проблемах. Сначала мой непосредственный руководитель меня не понял, точнее, сказал, что все понимает, но ни чего не изменил. Затем, при
первой же возможности, я обратился к высшему руководству и заявил о своих ожиданиях. Меня выслушали, покивали, согласились, и сделали наоборот. Чувствовал себя раздавленным… Сомневаюсь, что поступил правильно. Подозреваю, что данный разговор снизил мою репутацию. Как правило, следующий Ваш совет: «ищите другую работу». К сожалению, это не всегда просто, точнее, всегда не просто. И не факт, что новая работа будет удачнее предыдущей.
К чему я все это написал? Может быть, не всегда надо говорить о своих проблемах в карьере? Может быть, надо терпеть и ждать? Иногда ничего другого не остается, как просто качественно выполнять свою работу. Раньше, когда я вообще о карьере не думал и был увлечен работой, меня продвигали так быстро, что я не успевал привыкать к новым должностям. Теперь я думаю о карьере, работа не приносит былого удовольствия, а ожидания не сбываются….
PS: не в коем случае не обвиняю Вас в неккоректности рекомендаций. Ваши советы мне очень помогли. А опыт, особенно неудачный – ценный жизненный багаж.
С уважением, подписываюсь Александром.
3 мая 2005
Здравствуйте, Александр!
Рассылки существенно отличаются от настоящей психологической помощи, которую Вы можете получить у консультанта или психотерапевта. И, в первую очередь, тем, что в письме, как правило, описываются лишь часть проблем, да и то не всегда самая значимая часть. Потому и рекомендации носят характер "ликбеза", а не инструкции к действию.
Ваша ситуация оказалась сложнее и многограннее, чем представилась по первому письму.
Кроме того, одно и то же действие можно выполнить самыми разными способами. К примеру, разговор с руководством о собственных ожиданиях можно вести с позиции равного по статусу. Можно вести снисходительно, как бы свысока. А можно просительно, унижаясь и не веря в собственную правоту. Во всех трех случаях Вы получите разную реакцию руководства. Более того, разным начальникам подходит разный стиль.
Мне почему-то кажется по Вашему тону, что у Вас интонация была униженно-просительной. В такой ситуации отказать проще всего. Для того, чтобы отстоять свои права, надо почувствовать себя увереннее. А чтобы почувствовать себя увереннее, надо найти причины неуверенности и с ними поработать. В любом случае, если заниматься этим вопросом серьезно, лучше проконсультироваться у психолога напрямую.