Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КОРОТКО ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ, или начинаем знакомиться с собой


Информационный Канал Subscribe.Ru

XXI век: психология людей новой цивилизации (Пространство сознания личности: Диалоги о жизни, тайнах и людях)

Психология людей новой цивилизации. №55

* Золотые Врата Урала * Диалоги о жизни, тайнах и людях * Властелин Времени * Дельфийский Оракул * Поздравления * Любовь * Словарь * Музыка * Психология * Каталог библиотеки * Все форумы * Экспресс-опрос по рассылке *

(тема 1: о жизни)

КОРОТКО ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ,
или начинаем знакомиться с собой

Мы решили, не запутывая вас психологическими понятиями, показать реальную картину, связи и причины, а также глубинные корни психологических проблем, которые, на первый взгляд, не всегда заметны и понятны. С этой целью будем использовать образные зарисовки, порой шутливые. Надеемся, что так будет понятней.

Представьте себе двух детей, пришедших в этот мир: девочку и мальчика. Они родились и растут в разных семьях, но у них общий педагог-наставник, дама средних лет, размеров и способностей. Допустим, этот педагог любит своих воспитанников. Располагая своими методами, знаниями и личным жизненным опытом, она старательно делает все, что в ее силах, желая выпустить детей в жизнь максимально подготовленными. Да, такова почти идеальная ситуация. Но даже она таит в себе массу "подводных камней".

А мы рассмотрим не массу, а только один пример.

Например, на одном из уроков, готовящих детей к взрослой жизни, она старательно так объясняет детям (возьмем, для примера, наиболее понятную и знакомую сферу), где и как выбирать одежду и обувь для жизни. Из этого урока следует, что хорошая одежда должна быть 52-го размера, а обувь же 40-го размера, и покупается все это в магазине. Главное же в том, что она сама уже много чего по жизни перебирала и остановилась на этом варианте: и ходить ей во всем этом вроде бы удобно. Да и учит она этому детей с полной уверенностью и не один год, учила даже их родителей. И еще никому не приходило на ум пожаловаться.

В данном примере, размер одежды и обуви - это "правильное", с точки зрения педагога, решение. То, что это "решение" универсально и правильно, сомневаться не принято, так как оно, во-первых, подходит этой учительнице, во-вторых, в методическом пособии так записано, в третьих, в такой форме было удобно тому, кто это решение "открыл" и запустил в жизненную практику. Вот так людям с детства навязываются готовые решения и готовые рецепты (вместо того чтобы учить исследовать, думать и открывать свое решение для того, чтобы по-своему вписаться в этот самый социум). Но детей не учат ни понимать себя, ни подбирать нужное им. И думать не учат.

Да и как это возможно? Вы что! Это же не люди!..

По современным меркам, ЛЮДЕЙ НЕТ, а есть "заготовки" под людей (глина, чистый лист и т.п.). А чтобы вы сильно не ругались, мы уточним: везде говорится "человек", а подразумевается "заготовка", которую до человека еще нужно доводить, т.е. воспитать!

В самом лучшем случае (имеем в виду, так сказать, "индивидуальный подход", модный сегодня и в психологии, и в педагогике), это - "испорченные" наследственностью, воспитанием, средой, экологией и т.д. "деточки", из которых в дальнейшем, может быть, удастся вырастить, или выдрессировать (как выражаются педагоги), личностей, или хотя бы "приличных людей".

Лозунг: "будь человеком!" - это педагогический лозунг, подразумевающий, что в начале человека нет, а есть "заготовка" (может быть, ваш ребенок), которая, в ходе педагогического процесса, проделанного специально отведенными для этих целей образованными людьми, имеет шанс "стать человеком". Подчеркиваем еще раз - только после педагогического процесса! Важнее и нужнее этого процесса люди сегодня ничего не знают!

На людей, с самого рождения (даже с зачатия и раньше, так как делается это не одно поколение), "натягивают" готовые социально-педагогические шаблоны и матрицы, которые иногда слегка варьируются и трансформируемы. Ребенок (а затем и взрослый) должен делать и поступать "правильно" и только так, как удобно обучающему, который действует от себя или от имени утвержденной в высших инстанциях инструкции. Согласно всем этим документам, есть "объект воспитания", объект приложения педагогических усилий. А сам живой ребенок в ситуациях обучения и воспитания практически отсутствует, как индивидуальность и уникальное природное существо. Ему остается проявлять себя и обнаруживать себя лишь в моменты своего явного или скрытого протеста. Когда уже просто становится невмоготу. Но этот "бунт" мягко или жестко, но всегда подавляется. Обществу не нужны "граждане", которые не могут "шагать в ногу" и носить, как все нормальные люди, "52-й" и "40-й" размеры.

Навязанный ребенку (и любому взрослому) педагогически "правильный выбор" влечет за собой массу сложностей и неудобств, о которых педагоги предпочитают не думать. Вот так, слой за слоем, накладывают "педагогическую штукатурку", иногда оформляя ее в формы "красивой" маски. Но как бы эти "протезы" не маскировались, они никогда не оживут и не станут натуральными. Организм (и психика) человека их всегда осознанно или неосознанно будет отторгать! От них человеческая природа всегда устает, и всегда наступает момент, когда "становится невмоготу", как на горячей плите. Отсюда разнообразные немотивированные поступки, которые либо проделываются явно и социально опасно, либо скрываются, загоняются в подсознание и становятся источниками психосоматических и соматических заболеваний. Соединяясь в определенные "комплексы", эти "выборы" и "маски" постепенно перерастают в большие проблемы. Сначала это - проблемы ребенка и родителей, учителей и окружающих. Затем - проблемы семьи, коллектива и т.д. - до проблем общества и цивилизации. А как все просто начиналось: "сюси-пуси, какой славненький ребеночек, какая славная куколка!" Нарадоваться не могли, даже если этот "подарочек" был неожиданным и нежеланным… Продолжение следует! (ЦСкА. 17.09.2002)

* * *

Наш пре-КРАСНЫЙ (L ) уголок: "С КОММЕНТАРИЯМИ"

- SR> А практически … … когда вы все это сами видите вокруг? - Приспосабливаются? Или уже большинство давно приспособилось?

- (наш комментарий: К сожалению, люди не могут приспособиться к такой цивилизации. Поэтому человеки, как вид, упрощаются и массово вымирают прежде времени. А упрощение компенсируется многократным увеличением численности популяции. Продолжительность жизни в среднем 35-75 лет для человека - это смешно и печально, в сравнении с 900-1500-летней продолжительностью в "золотом веке": даже современные биологи "дают" человеку резерв возможностей 200-250 лет! Или Вы весьма далеки от всякой науки?)

(Напоминаем, Ваши отзывы и замечания можете поместить на "СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН" http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101)

До следующих встреч! С уважением, У? Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) http://www.zovu.ru/1d ) и команда ЗоВУ http://www.zovu.ru . Ваши отзывы и замечания можете поместить на http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101. Или пишите: zovu@baza-r.ru . P.S. А ссылки на Ваши публикации можете ввести в наш каталог, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ). У? Пресс-центр ЗоВУ. 2002.

Если у Вас что-то вдруг не сработает при голосовании, то зайдите и проголосуйте по этому адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное