Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 66

2006-12-03

Тираж: 2386 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Межрегиональная конференция «Образование и гражданское общество в Российской Федерации». Итоги работы[прочитать]
  • Выступление И.В.Михалевича на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ [прочитать]
  • Детские игры (играемся с мыльными пузырями) [прочитать]



 

Межрегиональная конференция

«Образование и гражданское общество в Российской Федерации».

Итоги работы

Информация предоставлена интернет-сайтом http://www.odv.reability.ru/



25 ноября Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ пригласила О. Н. Смолина и движение "Образование для всех" к участию в Межрегиональной конференции "Образование и гражданское общество в Российской Федерации", которая состоялась в гостиничном комплексе "Измайлово". Мы организовали и провели Круглый стол "Проблемы развития и доступности образования граждан с ограниченными возможностями здоровья", в котором приняли участие 48 представителей общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами образования людей с ограниченными возможностями из 16 регионов страны.

Во время конференции "Образование и гражданское общество", перед началом заседания круглого стола "Проблемы развития и доступности образования граждан с ограниченными возможностями здоровья", к его участникам пришел член Общественной палаты РФ, руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Сергей Никифорович Пузин.

Участники круглого стола сообщили С. Н. Пузину о многочисленных случаях, когда заключения МСЭК становились препятствием для получения полноценного образования ребенком-инвалидом или молодым человеком с инвалидностью. С другой стороны, руководитель Федерального бюро МСЭ рассказал о многочисленных случаях необоснованного отказа родителей детей-инвалидов от направления их ребенка в образовательные учреждения для получения общего или профессионального образования, а также о случаях отказа инвалидов от обучения или переобучения с целью приобретения новой профессии. Обе стороны дискуссии пришли к выводу, что сейчас необходима совместная работа по совершенствованию деятельности МСЭК и выразили готовность к этой работе.

Мы договорились о встрече в декабре 2006 года О. Н. Смолина и С. Н. Пузина для обсуждения плана конкретных мероприятий, направленных на преодоление дискриминации инвалидов в образовании и о формировании Рабочей группы для совместной работы с руководством и специалистами Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

Таким образом, появились перспективы сотрудничества движения "Образование для всех" с Федеральным бюро МСЭК.

Участниками круглого стола была принята Резолюция,



Р Е З О Л Ю Ц И Я

КРУГЛОГО СТОЛА

"Проблемы развития и доступности образования

граждан с ограниченными возможностями здоровья"

25 ноября 2006г.

(в рамках Межрегиональной конференции "Образование и гражданское общество в РФ", проводимой Комиссией общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации)

1. Участники Круглого стола - ученые, педагоги, работающие в области общего профессионального, а также специального (коррекционного) образования, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов, представители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов - выражают глубокую обеспокоенность нарастающей дискриминацией инвалидов в области образования и требуют от органов государственной власти принять неотложные меры для решения данной проблемы, в том числе:

включить мероприятия по преодолению дискриминации инвалидов и развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве раздела в Федеральную целевую программу развития образования на 2006 – 2010 гг. и приоритетный национальный проект "Образование";

привести законодательство РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов федерации в соответствие с международными обязательствами РФ и Конституцией РФ с целью недопущения дискриминации инвалидов в сфере образования и профессиональной деятельности;

восстановить в Министерстве образования и науки РФ структурное подразделение, ответственное за разработку государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие системы ранней коррекционной помощи, специального (коррекционного) общего и профессионального образования, а также развитие современных форм и технологий образования для этой категории граждан;

разработать нормативно-правовую и методическую базу для внедрения на территории РФ современных форм и технологий образования инвалидов - интегрированного и дистанционного образования;

не допускать закрытия учреждений специального (коррекционного) образования, включая спецучреждения начального и среднего профессионального образования, без согласования с родительскими и инвалидными общественными организациями, действующими в регионе нахождения образовательного учреждения;

при установлении нормативов финансирования образовательных услуг детям-инвалидам или лицам с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях учитывать многоаспектный характер индивидуальных потребностей в комплексной педагогической помощи.

2. Участники Круглого стола поддерживают подготовленный рабочей группой Комитета по образованию и науке Государственной думы законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья)" и требуют скорейшего осуществления необходимых действий по доработке этого законопроекта и его принятию.

3. Участники Круглого стола присоединяются к Обращению Общероссийского общественного движения "Образование - для всех" к руководству страны о необходимости преодоления дискриминации инвалидов в сфере образования в России, к которому в настоящее время уже присоединились более 1000 российских организаций гражданского общества, объединяющих в общей сложности почти 80 тысяч человек.

4. Участники Круглого стола поддерживают рекомендации, изложенные в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации" (10 мая 2006 г.)

5. Участники Круглого стола выражают глубокую благодарность организаторам конференции за организацию отдельного Круглого стола, посвященного проблемам образования граждан с ограниченными возможностями и обращаются к Общественной палате Российской Федерации с просьбой включить в Доклад Общественной палаты "Образование и общество" основные положения "Обращения движения "Образование для всех" и довести до руководства страны глубокую обеспокоенность российских организаций гражданского общества нарастающей дискриминацией части граждан нашей страны в сфере образования и наши предложения по решению этой проблемы.

Принято участниками Круглого стола прямым голосованием единогласно.



 

Выступление И.В.Михалевича на общественных слушаниях

в Государственной Думе РФ



Выступление советника Управления по правам ребёнка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации здесь сегодня не случайно. Потому что именно сегодня мы отмечаем Международный День инвалидов, который был провозглашен в 1992 году Генеральной ассамблеей ООН. Этот день – особый для всего человечества. Он напоминает нам об ответственности общества перед теми, кто слаб, болен, кто нуждается в содействии и поддержке. Это – дань мужеству людей, вынужденных жить в трудных жизненных обстоятельствах, будучи ограниченными в своих возможностях.



Дорогие коллеги, я выступал неоднократно на слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации, но это были другие темы, связанные с совершенствованием деятельности правоохранительных органов или проблемы местного самоуправления, и др. Я продолжительное время служил в правоохранительных органах (МВД, Генеральная прокуратура), полковник милиции, старший советник юстиции Генеральной прокуратуры. Но то, что я сейчас работаю в Аппарате Уполномоченного по правам человека – это, видимо, закономерный итог моего жизненного пути. Могу объяснить, почему? Потому что только тогда, когда за плечами имеешь три высших образования и два полковничьих звания, можно с чиновниками иногда о чём-то договориться. Я убедился, что опасность работы по защите прав детей в несколько раз выше, чем в правоохранительных органах. Поэтому нужно к иному наглому чиновнику идти в "бронежилете", взяв с собой несколько "гранат" и тогда он, может быть, что-то соизволит сделать в интересах ребенка.

Повестка дня данных слушаний заинтересовала Уполномоченного по правам человека и начальника нашего Управления по правам ребенка Яковлеву Наталью Алексеевну, и они оба - и Лукин Владимир Петрович, и Яковлева Н.А хотели выступать на этих слушаниях, но именно сегодня 29 сентября 2006 года в Афинах (Греция) начала работу международная конференция, которая проходит в рамках председательства нашей страны в "восьмёрке" и под председательством нашего российского Уполномоченного собираются все омбудсманы европейских стран обсуждать проблемы защиты прав детей, в том числе и вопросы соблюдения прав детей-инвалидов. В этих целях на английский язык был переведен Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". И я бы хотел бы передать Олегу Николаевичу Смолину английский вариант Спецдоклада, потому что у Вас тоже много есть возможностей общения с парламентариями других стран.

Участникам слушаний был роздан русский вариант данного Спецдоклада, который вчера только был отпечатан типографским способом, поэтому можно считать, что сегодня презентация Спецдоклада (первое представление Спецдоклада состоялось 31 мая 2006 года в Российском Государственном Социальном Университете)

Перед тем как кратко остановиться на основных положениях Спецдоклада, я хочу поддержать Олега Николаевича Смолина и не согласиться, с блестяще выступившим до меня оратором, который утверждал, что итоговый документ слушаний очень "накрученный".

Вот подтверждение моих слов. Сегодня 29.09.06. в "Парламентской газете" напечатана маленькая заметка "Лежачего бьют". Это касается как раз детей-инвалидов. Просто-напросто тульская муниципальная служба единого заказчика объявила, что с сентября месяца 2006 года в соответствии с "долгожданным" новым Жилищным кодеком Российской Федерации 50-процентная скидка на оплату жилого помещения распространяется только на обитателей государственного и муниципального жилого фонда. А в связи с тем, что более 70 процентов жителей уже имели "неосторожность" приватизировать свое жилье, а это, знаете сколько... 170 тысяч инвалидов; 40 тысяч семей только в Туле. Это только по Тульской области каждый десятый житель области лишается этой льготы. Вот как просто. Понимаете, на основании закона, который надо выполнять!

Сейчас все бросились спасать ситуацию: администрация региона, прокуратура и другие организации, шлют письма. А кто мешал эти законы стреножить, и не давать им хода. Поэтому я поддерживаю Резолюцию наших Слушаний полностью.

Разрешите кратко остановиться на основных положениях Спецдоклада Уполномоченного от 10 мая 2006 года..

1.В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в совершенно неудовлетворительном состоянии.

За последние восемь лет численность детей в России уменьшилась с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей, живущих в интернатных учреждениях, составляет 477,8 тысячи, половина из них – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Главная причина создавшейся ситуации

- не выполняются обязанности государства по специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту детей, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка .

2. Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права, на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что является одной из главных причин их социального сиротства.

Множество детей-инвалидов помещается в интернатные учреждения системы социальной защиты, где нередко подвергается жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

Многие основополагающие требования международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве.

По-прежнему отсутствует: нормативно-правовое регулирование интегрированного образования; ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; патронатного семейного воспитания; независимого контроля за соблюдением прав детей.

3. В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ граждане в своих обращениях к Уполномоченному неоднократно выражали обеспокоенность значительным ухудшением положения детей-инвалидов и их семей.

4.Государственная политика в отношении детей с нарушениями в умственном развития до их пор была построена на приоритете "изъятия" их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. Так по данным Минобразованияя России за 2004 год дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью, получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно. Например, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучалось только 50, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучалось 70, в Ставропольском крае ? всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов. Дети с расстройствами аутистического спектра, которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования.

4. В нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о "необучаемости" некоторых категорий детей-инвалидов и направляют их в интернатные учреждения системы социальной защиты, тем самым лишая возможности получить образование.

Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих этим детям жить свободно и независимо.

Особое место среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают невозможность доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

5. Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

Не реализуется право на реабилитацию ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, поскольку Федеральный перечень реабилитационных мероприятий не содержит основных необходимых детям-инвалидам реабилитационных мероприятий.

Важнейшей составляющей процесса реабилитации является профессиональная подготовка с обеспечением возможности дальнейшего трудоустройства. Так называемые "трудовые рекомендации", которые получают инвалиды в результате освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, нередко не только не способствуют их рациональному трудоустройству, но и часто препятствуют ему. Установление инвалидам с детства по результатам МСЭ ограничений способности к трудовой деятельности III степени создает непреодолимые препятствия к их трудоустройству и приводит к тому, что теряют работу уже трудоустроенные инвалиды.

6. Особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов – воспитанников интернатных учреждений.

Со всей определенностью это было установлено в ходе проверок, проведенных аппаратом Уполномоченного совместно со специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей.

В этих учреждениях должны содержаться дети с умственными и физическими недостатками, не способные себя обслужить и нуждающиеся в постоянном уходе. На самом деле, там находится значительное число детей, которые не только не утратили способности к самообслуживанию, но и используются в домах-интернатах в качестве бесплатной рабочей силы. Так, прокурором Тверской области подтверждены наши выводы ? в Кашаровском детском интернате семь девушек в возрасте от 15 до 17 лет выполняли в подсобных хозяйствах весь комплекс работ по уходу за животными без оплаты.

В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство. Обо всех этих случаях Уполномоченным проинформированы главы администраций и прокуроры субъектов Федерации.

Особую тревогу вызывает положение детей, находящихся на "постоянном постельном режиме", а также детей, содержащихся в отделениях для "необучаемых". Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на "постоянном постельном режиме" находилось 17,2 процента (4 917) детей, а к категории "необучаемых" относилось 37 процентов (10 461) детей.

7. Как следует из поступающих к Уполномоченному обращений, а также по данным, полученным в результате проверок, проведенных аппаратом, имеют место многочисленные факты, когда к детям "в дисциплинарных целях" применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в том же Кашаровском интернате Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых.

Одной из причин полной незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

Для устранения причин нарушения прав детей-инвалидов представляется необходимым:

усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;

качественное улучшение судебной защиты их прав;

изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов;

модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье.

8. В докладе содержатся конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

Среди законодательных мер особое значение имеет скорейшее принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья".

Этот закон определит механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, в том числе в общеобразовательных.

Внесены также предложения Правительству РФ, соответствующим министерствам, Генеральной прокуратуре и Верховному Суду РФ.

10 мая 2006 года подписан Уполномоченным этот Спецдоклад и в мае этого года мы разослали первую рассылку, то есть сброшюровали сами, без типографии 20 Спкецдокладов, в том числе Президенту России, правительству, министрам, ведомствам и так далее.

Кроме одного комитета Государственной Думы, одним из руководителей которого является уважаемый Смолин Олег Николаевич и звонка из Администрации Президента России, никто не ответил на предложения Уполномоченного, никто!

Вот мы сейчас и решили воспользоваться правом Уполномоченного и в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" ещё раз, вдогонку, 20 экземпляров вновь пошлем министрам повторно и просим их рассказать, что они сделали после того, как была изложена позиция Уполномоченного. А это было не только мнение Уполномоченного, но и учёных, общественности. Среди них великолепные организации, которые нам очень много помогали: "Право ребёнка" (Руководитель-Альтшулер Б.Л.); "Центр лечебной педагогики" (Руководитель – Диминштейн Р.П.; "Ассоциация Даун синдром" (Руководитель - Колосков С.А..) И вот здесь присутствующий Морозов Сергей Алексеевич, возглавляющий "Общество помощи аутичным детям "Добро" и ещё ряд организаций, всего 11 организаций, материалы нам давали очень серьёзные.

31 мая 2006 года на базе РГСУ (Ректор- Жуков В.И., академик РАН) у нас была большая презентация. Очень вас просил бы: у тех, у кого на руках Спецдоклад, и вы представляете какую-то организацию, пришлите предложения и ваши мнения по этому докладу. Мы сделаем специально накопительный банк, чтобы мы могли собрать ваши отклики и предложения.

Главное, чтобы нас услышал Президент России, так как у нас всё делается по команде президента. Заметили? Вот что ни скажешь, дай Бог, чтобы дошло до президента.

Поэтому мне понравилась фраза из Резолюции Слушаний: участники общественных слушаний обращаются ко всем руководителям депутатских фракций - использовать своё право на личную встречу с Президентом России, чтобы всё-таки изложить ему лично что происходит с инвалидами.. Вдруг он проснётся однажды утром и скажет, вот ещё одна национальная программа. Считайте, что будет всё в порядке. Вот только надежда на это.

Я хочу закончить всё-таки на мажорной ноте.

У нас есть возможность справиться с некоторыми зарвавшимися чиновниками. Один пример в заключении выступления я сейчас приведу. Уже две недели наше управление во главе с Яковлевой Натальей Алексеевной, борется за то, чтобы не отключали тепло от в Марфо-Марининской обители, где живут несколько девочек. Бывшая настоятельница за тепло "платила" ежемесячно до 300 тысяч рублей (непонятно только-откуда деньги брала). Пришла новая настоятельница и не может найти и выделить такие чудовищные суммы. А руководители теплоцентрали сказали: "Будем отключать". Первый раз Наталья Алексеевна Яковлева подключила тепло две недели назад. И вот в этот понедельник они ещё раз отключили, и тогда поехал как меня называют "бульдозер Михалевич".

Итогом этой битвы было подключение воды и списание многотысячного долга с обители. Значит есть возможность бороться за правое дело. Давайте вместе, кто здесь находится будем бороться дальше, и это очень большая сила, и не бойтесь никаких чиновников. Если вы чувствуете правоту, всё получится!

Разрешите мне в заключении прочитать вам стихи, которые я сочинил в 2000 году, посвятив их Омбуцману (Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации), тогда это был Миронов О.О., а сегодня – это Лукин В.П. к которому я сегодня отношу эти слова:

В России Великой Права Человека

Хранились всегда под замком,

Но вот на исходе двадцатого века

Вдруг начал работать Закон.



Чиновник в тревоге: беда на пороге,

Он требует всё объяснить…

Права Человека? С чем кушают это?

И чем надо это запить?



Чиновник в печали, ему рассказали,

Что нужно Права защищать.

Омбуцманом очень его напугали -

Он должен Права защищать.



Теперь Президенту подмога поспела,

Гарант он ведь Прав и Свобод.

Вам вместе бороться за правое дело,

Вас в этом поддержит Народ.



И этим законом уполномочен

Омбуцман права защищать.

Удар по чиновнику верен и точен,

Ведь люди не станут молчать.



Хоть раньше в России Права Человека

Хранились всегда под замком,

Но мы на пороге нового века

И новые песни поём.

Да, мы на пороге нового века,

Права Человека - в наш дом!!!



Спасибо.



 

Детские игры



Игры с мыльными пузырями всегда нравились как взрослым, так и малышам. Сегодня я расскажу о более сложных вариантах этих игр. Уверена - и Вам и Вашим деткам понравится



Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Наслаждаемся цветом, размером и, может быть, даже вкусом.

Общие замечания:

. Для этого только "советское" хозяйственное мыло подходит!

Настругайте в воду, можно даже вскипятить при помешивании, чтобы быстрее стружки растворились. Только осторожно, густой горячий мыльный раствор - то же самое, что горячий кисель - можно сильно обжечься.

Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и, держа ее отвесно, так, чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх.

Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор пока можно будет выдувать пузыри указанного размера.

Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть. Если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно.

Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.

Вот несколько занимательных опытов с пузырями.

Мыльный пузырь вокруг цветка.

В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм вышины; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой.

Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь. Когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняют воронку, высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуги.

Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора, а, затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.

Несколько пузырей друг в друге.

Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь.

Затем, погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра. Медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в первом, в нем - третий, четвертый и т. д.

Цилиндр из мыльной пленки

Получается он между двумя проволочными кольцами. Для этого на нижнее кольцо спускают обыкновенный шарообразный пузырь. Затем, сверху к пузырю прикладывают смоченное второе кольцо и, поднимая его вверх, растягивают пузырь, пока он не сделается цилиндрическим.

Любопытно, что если вы поднимете верхнее кольцо на высоту большую, чем длина окружности кольца, то цилиндр в одной половине сузится, в другой расширится и затем распадется на два пузыря.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2006 гг.

В избранное