Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2004-10-25

[sbo] Re: Правила

Доброго времени суток!

Леонид, для начала приведу вам официальную методику. Отрывок взят из книги
Наумова "ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ".

"Для упражнений сначала берется перекресток без светофоров с небольшим
движением. Нужно натренировать слепого определять край тротуара перед
пересекающей улицей. Для этого он должен пользоваться осязательными и
слуховыми ориентирами. Например, приближающиеся звуки транспорта говорят
слепому о приближении пересекающей улицы. Применяя прием "скольжение" и
следя за границами тротуара, слепой легко может обнаружить край. Подойдя к
краю тротуара у пересекающей улицы, слепой выравнивает положение своего тела
по передней кромке тротуара. Перед началом перехода он должен встать у той
кромки тротуара, которая дальше от проезжей части. Если у перекрестка нет
обозначенной пешеходной дорожки, а пешеходов переходит мало, то слепому
целесообразнее выбрать другое место перехода, удалившись на 8-10 м от
перекрестка. В ожидании момента перехода слепой стоит у кромки тротуара,
проверяя тростью зону перед собой, куда предстоит двигаться. Сигнал для
перехода - остановка движения транспорта на пересекающей улице и начало
движения на параллельной улице. Ориентир для поддержания правильного
направления перехода - звуки параллельно идущего транспорта или переходящие
улицу пешеходы. Пересекать улицу нужно быстро. Подойдя к противоположной
стороне улицы и обнаружив тростью край тротуара, слепой должен проверить
тростью зону перед собой и убедившись, что нет препятствий, продолжать
движение. Во время тренировок по переходу улицы преподаватель наблюдает за
действиями слепого, находясь позади него.
После упражнения "переход улицы у перекрестка без светофора", надо
проделать упражнение "переход у перекрестков со светофором". Лучше, чтобы
улицы были неширокие. У перекрестков со светофорами, как правило, более
интенсивное движение транспорта и пешеходов. Незрячему целесообразнее
пересекать улицу вместе с другими пешеходами по переходной дорожке. Основные
приемы перехода те же, что и у перекрестков без светофора. Но здесь слепому
необходимо натренироваться определять смену сигналов светофора и момент
начала перехода. Сигнал светофора определяется по звукам автомобилей. Если
двигатель работает на холостом ходу, это значит, что автомобили стоят:
красный свет. Когда слышен звук двигателей, набирающих обороты, значит
красный свет сменился на желтый. Звуки двигателя, набирающего мощность перед
началом движения, и начало движения автомобилей означает, что желтый свет
сменился на зеленый. Когда слепой услышит звуки транспорта, движущегося по
параллельной улице, он может ступить на проезжую часть пересекающей улицы и
по пешеходной дорожке быстро ее пересечь. Одновременно надо следить и за
звуками транспорта на пересекающей улице.
Упражнение по переходу через улицы у перекрестков других типов, через
подземные и наземные переходы, через железнодорожные переезды нужно
проводить при изучении тех пешеходных маршрутов по городу, где они
встречаются.

С уважением,
Алексей Любимов
mailto:orientati***@m*****.ru

Дискуссионный лист: "[sbo] Re: Правила"
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 47
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Адрес данного письма в архиве:
http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation/msg/250216

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-10-25 08:29:56 (#250216)

[sbo] этапы формирования навыков ориентировки у детей

Доброго времени суток!

Предлагаю вашему вниманию отрывок книги Солнцевой, в котором она перечисляет
шесть этапов формирования у незрячего ребёнка навыков пространственной
ориентировки и мобильности.

Если у вас будут какие-либо возражения или дополнения, то прошу
высказываться. Данный отрывок демонстрирует взгляд официальной методики, а
не субъективный опыт.

" Первое направление - это ознакомление детей с миром окружающих их
вещей, расширение их кругозора, знаний предметного мира с его многообразием
свойств и качеств в процессе усвоения программы дошкольного и школьного
обучения, усвоения закономерностей развития природы и общества.
Второе направление - это реализация задач развития познавательной
деятельности и сенсорики детей. В первую очередь хотелось бы сказать о
работе с первично нарушенным анализатором, направленной на медикаментозное,
плеоптическое, ортоптическое, стереооптическое и другие воздействия.
Психологические к педагогические методики по развитию остаточного зрения,
обучение детей использованию своих знаний об окружающем, полученных через
осязание, слух, обоняние, при зрительном восприятии объектов имеют
неоценимое значение. Сюда должна включаться также работа по формированию
навыков использования сохранных анализаторов и нарушенного остаточного
зрения, навыков обследования объектов.
Развитие сенсорики для целей ориентировки требует специального обучения
умениям определять объекты по отдельным признакам и их комплексам,
превращения этих действий в автоматизмы, обладающие свойствами коррекции
ориентировки поведения.
Третье направление, обеспечивающее успешность ориентировки - это
физическое развитие детей с недостатками зрения, формирование такого уровня
моторики слепого, который позволил бы ему контролировать свои движения,
используя проприочувствительность для свободного владения своим телом, В
физическом развитии слепых детей целые комплексы движений должны стать
хорошо автоматизированными. Автоматизация навыков ходьбы позволит слепому
уделять больше внимания не на технику передвижения, а на своевременное и
точное восприятие пути движения, пространственных и временных ориентиров,
что в значительной мере облегчит ему ориентировку и движение в пространстве.
Четвертое направление - воспитание личностных качеств, таких, как
стремление к преодолению трудностей, упорство в достижении цели, преодоление
боязни пространства и людей, выработка активной жизненной позиции. Кроме
волевых качеств личности, огромное значение имеет формирование
направленности личностных процессов, объема и распределения внимания.
Формирование этих качеств происходит в процессе всей школьной деятельности,
особенно на уроках труда и физической культуры. Проблемы обучения
ориентировке и мобильности необходимо решать комплексно.
Пятое направление - использование технических средств обучения. Однако
ни при каких условиях ни одно техническое средство не может быть
использовано без умения детей воспринимать и анализировать сигналы,
исходящие от объектов внешнего мира, и умения анализировать свои собственные
восприятия.
Шестое направление - введение специальных занятий по обучению
ориентировке в разных условиях, усложняющихся по мере роста и развития
ребенка, на которых дети должны получать сведения по технике ориентировки,
использования трости, схем движения, планов, макетов и т. д.
В обучении слепых детей начальных классов ориентировка в пространстве и
мобильность являются важной составной частью системы реабилитации слепых и
подготовки их к жизни и труду."

С уважением,
модератор листа - Алексей Любимов

Дискуссионный лист: "[sbo] этапы формирования навыков ориентировки у детей"
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 47
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Адрес данного письма в архиве:
http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation/msg/250213

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-10-25 08:19:42 (#250213)

[sbo] Правила

Добрый день, рассылка! Можно ли осветить основные правила перехода через
проезжую часть улицы в различных ситуациях,заранее благодарен.
С уважением, Леонид Жилин.

Дискуссионный лист: "[sbo] Правила"
Модератор листа, Алексей Любимов - orientati***@m*****.ru
Сейчас на лист подписано 47
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru
Адрес данного письма в архиве:
http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation/msg/250212

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.orientation
Написать в лист: mailto:psychology.orientation-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:psychology.orientation--unsub@subscribe.ru?subject=psychology.orientation

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "Леонид Жилин" 2004-10-25 08:05:52 (#250212)