Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
17 марта 2015
Закрытие Паралимпиады в Сочи
Об этом блоге:
Ольга Шервуд
Ольга Шервуд - киножурналист, кинокритик, академик российской Академии
кинематографических искусств "НИКА". Член Экспертного совета российской
премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон".
Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась.
В петербургском "Кино&Театр Англетер" режиссер София Гевейлер представила
свою картину "Дух в движении". Премьера некоммерческого фильма на большом
экране нынче уже событие. Тем более, документального. Тем более - первого в
мире официального фильма Паралимпиады.
Одни в объективе, других словно и нет
Кинематограф и новые Олимпиады даже родились почти одновременно - в
последнем десятилетии XIX века. А с 1956-го Международный Олимпийский
комитет закрепил за собой монопольное право создания официального
олимпийского фильма.
Что касается Паралимпиад, которые проводятся с 1960 года, то до последнего
времени официального фильма у них не было, хотя в цивилизованном мире уже
лет 20 создаются неигровые фильмы о людях с ограниченными телесными
возможностями. Одно время даже казалось, что на теме начали спекулировать.
Впрочем, спекуляцию подозреваешь, когда автор не слишком талантлив.
Реклама
Разумеется, в СССР кинематограф о реальных инвалидах и не заикался. На
память приходит только игровой фильм - в 1984 вышла картина Игоря Таланкина
по рассказу Юрия Нагибина "Время отдыха с субботы до понедельника". Мы, дети
гагаринской уже эпохи, таким образом узнали о ссылке калек на Валаам "в
одночасье" в 1952 году. хотя и в начале 60-х встречались сосредоточенные и
поддатые мужички на досках с колесиками - безногие, с калабашками в руках
для отталкивания от асфальта.
Меж тем, сам спорт, впоследствии названный паралимпийским, возник в связи
именно с последствиями войны: в 1948 году английский нейрохирург Людвиг
Гуттман ввел его в процесс реабилитации британских инвалидов.
В 1980-м абсолютное большинство граждан СССР знать не знало об отказе страны
от Паралимпиады. Теперь пишут: "Считалось, что инвалиды портят вид
социалистических городов", а я думаю, Политбюро не желало демонстрировать
народу полноценность жизни увечных людей в других странах.
Отношение к людям с инвалидностью начало меняться после того, как нас стали
выпускать в Европу. Но реально процесс пошел буквально лет десять назад,
хотя продвинулся недалеко от создания пандусов.
Как живут люди с ограниченными возможностями, отлично показал фильм Ивана
Твердовского "Класс коррекции", ставший в прошлом году фестивальным хитом.
Слишком грустно было бы перечислять зарубежные фильмы о слабых телом и
сильных духом - вплоть до "Вселенной Стивена Хокинга" Джеймса Марша, однако
неигровой картины о спортсмене-паралимпийце припомнить не могу.
Дважды дебют
Авторы фильма о Паралимпиаде София Гевейлер, Юлия Бывшева и София Кучер
стали авторами первого официального фильма о Паралимпиаде
Заказ на официальный фильм о Сочинской Олимпиаде получил от МОК Сергей
Мирошниченко. Этот успешный режиссер известен, например, своим многосерийным
фильмом "Рожденные в СССР", который отслеживает судьбу "последних советских"
детей.
Его "Кольца мира" должны выйти в мае и ожидаются более чем с нетерпением,
поскольку поневоле вписаны в политический контекст - почти как "Олимпия",
снятая Лени Рифеншталь об Олимпиаде 1936 года и выпущенная в 1938-м.
Но Мирошниченко сделал больше, чем собственную картину: предложил фильм о
Паралимпиаде выпускницам своей мастерской во ВГИКе - Софии Гевейлер (она
также автор сценария и соавтор драматургии "Колец мира"), Юлии Бывшевой и
Софии Кучер.
Все девушки уже имеют опыт в документальной режиссуре, но "Дух в движении"/
Spirit in Motion (кстати, это девиз Паралимпиады) - это их полноценный
дебют.
Усилиями авторитетного мастера к финансированию и патронату проекта были
привлечены Министерство культуры, Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям, ВГТРК. В ходе съемок, которые начались за год до кульминации
событий в Сочи, ими заинтересовался Международный Паралимпийский комитет - и
задолго до окончания работы "Дух в движении" обрел статус первого в истории
официального фильма Паралимпийских игр.
Стремительно и ярко
В титрах значатся шесть операторов, они "увидели" и героев, и атмосферу, и
детали; сами соревнования снимали пятью камерами одновременно. Из многих
часов материала режиссерами точно отобрано "говорящее", нет ни одного
пустого кадра. К примеру, мимолетно: однорукий жонглер на одной из
бразильских улиц.
Композиция картины подобна хитрой спирали, захватывающей все больше и больше
смысловых оттенков и не забывающей свое начало. Бесконечное движение в
быстром темпе жизни как принципиальное соревнование с самим собой передано
виртуозным монтажом.
София Гевейлер призналась, что средняя длина кадра в 72-минутной картине
составляет несколько секунд. А цветовая яркость и насыщенность этих кадров
говорит о не знающих никаких ограничений эмоциях и переживаниях героев. В
своих чувствах они далеки от инвалидности - в отличие от немалого числа
людей, которых принято называть здоровыми.
Документальные кадры соседствуют с рисованными новеллами. Анимация выполнена
несколькими авторами во главе с Дмитрием Петровым, сыном оскароносного
режиссера-мультипликатора Александра Петрова и его соавтором. Среди прочего,
они вместе создали анимационные сюжеты для церемонии открытия Паралимпиады.
Рисованные главки "Духа в движении" различны изобразительно и по смыслу. Они
отчасти иллюстрируют истории главных героев, отчасти сообщают их судьбам
сказово-мифологический настрой, а все вместе позволяют фильму без натуги
стартовать с эпиграфа - первых слов Моисеева пятикнижия: "В начале сотворил
Бог небо и землю; Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух
Божий носился над водою".
Музыку на основе православных песнопений и русских народных песен написал
композитор Илья Демуцкий - тоже молодой и уже известный в мире своим
творчеством, а в России - гражданской позицией. Это он положил на музыку
фрагменты последнего слова участницы панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной и
сочинил оперу "Новый Иерусалим", премьера которой в Петербурге была в
прошлом году сорвана после звонков с угрозами.
Сочетание как среди создателей картины, так и в ней самой, "официоза" и
сугубо неформального озадачит лишь иностранца: советско-российский опытный
зритель не морщится на "нужных" кадрах. Вот к одному из спортсменов пристают
телевизионщики: "Не думаете ли вы, что матч - отражение взаимоотношений
России и США?" - "Нет, нет, мы здесь ради спорта, а не ради политики"...
Уже на церемонии открытия Паралимпиады 7 марта 2014-го двусмысленно выглядел
огромный корабль с именем "Мир" на борту - нынче кадры с ним демонстрируют
горькую иронию истории даже слепоглухому.
Никуда не денешься и от фигуры национального лидера; что ж, это
документалистика.
О таких героях другим лишь мечтать
К счастью, теперь в истории останутся и герои этого волнующего рассказа.
Скажем, незрячая немецкая биатлонистка, которую ведет по трассе гид, а
целится она по звуку. Лыжник из Китая в пять лет схватился за провода -
дедушка внуку сам отрубил руки без наркоза, и тот научился ногами делать
все. Австралиец-горнолыжник, безногий после передозы. Подорвавшийся на мине
в Ираке американский солдат, теперь следж-хоккеист. Тут и вздохнешь опять о
судьбе не то что инвалидов 70-летней давности, а ветеранов Афгана и Чечни на
досках с колесиками в вагонах метро...
Так же летает по льду и лупит по шайбе Алекси Саламон, родившийся с
дефектами тела из-за Чернобыльской катастрофы; "Спасибо российскому
правительству, что позволили нам усыновить Алекси и его сестру Таню" -
говорит в кадре женщина, которая вместе со своим мужем спасла этих детей; и
публика легко достанет трагический "Закон Димы Яковлева" из авторской
"фигуры умолчания". Наконец, Оксана Слесаренко и Андрей Смирнов, создатели
российской команды по керлингу на колясках...
Представлены все пять видов спорта зимней Паралимпиады, все части света.
Огромен авторский труд: нелегко найти героев, получить откровенный разговор
о пережитом, о страхах, о мечтах. И все красноречивы: "У нас в Бразилии, -
говорит паралимпиец-сноубордист Андре Синтра, - "настоящее" звучит как
"подарок", живите настоящим".
Политкорректность ограничена
"То, что вы увидите здесь, изменит вас не на какое-то время, а навсегда" -
слова президента Международного паралимпийского комитета сэра Филиппа
Крейвена прозвучали на открытии Паралимпиады и в этой картине. Полагаю, даже
нечутких сердцем людей прошибло год назад, если они включали телевизор.
Впрочем, сама Паралимпиада будит эгоистичный оптимизм: этот человек смог - и
я смогу, грех унывать и жаловаться. А фильм "Дух в движении" учит совсем
иному: учитывать другого человека. Так гид биатлонщицы Вивиан признается,
что поймал себя на глупости: нельзя сказать слепой "Увидимся в
понедельник!".
"Не замечать" разницы между людьми с разными физическими и прочими
возможностями есть скудоумие и ханжество. Существенны как раз непохожесть и
многовариантность. Гуманизм парадоксально спорит с политкорректностью и
выигрывает у нее.
16 марта состоялась премьера фильма на "России 1", а с 17 марта он будет в
эфире канала "24 ДОК". Начался прокат в избранных кинотеатрах. Копии
разосланы по фестивалям: заинтересуются?.. Международный Паралимпийский
комитет будет продвигать его на телевидение своих стран-партнеров.
Движение духа есть жизнь.
--
*
Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Это сообщение доставлено 354 подписчикам.
Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru