Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Доклад о развитии институтов гражданского общества в России
"Третий сектор" в России: текущее состояние и возможные модели развития
Введение
В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная
основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются
оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью,
защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля
способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и
судебной системы. НКО -- катализатор реализации механизмов обратной связи
между гражданами и правительством.
Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства
патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию
активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.
Задачей данного доклада является исследование текущего состояния <<третьего
сектора>> в России и возможных моделей его развития, а также выявление
необходимых ресурсов для этого развития -- законодательных, политических,
организационных и финансовых.
Основные выводы доклада и предложения
Гражданское общество в России находится в стадии формирования. Количество
организаций и людей, занятых в некоммерческом секторе, постоянно растет.
По данным на 14.03.2013 г., в разделе <<Информация о зарегистрированных
некоммерческих организациях>> на сайте Министерства юстиции РФ[1] числятся
405 720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус
<<исключенных>> (184 647), так и статус <<зарегистрированных>> (221 073).
Из 221 073 зарегистрированных НКО к <<третьему сектору>> можно отнести 192
956
организаций (в это число не входят политические партии, государственные
корпорации, государственно-общественные объединения, ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие,
огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных
образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения).
Количество людей, занятых в <<третьем секторе>>, составляет 1,1%
экономически
активного населения[2] или более 828 тыс. человек. В то же время уровень
государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от
развитых стран.
Сегодня мировой опыт показывает, что развитие <<третьего сектора>>
невозможно
без активного участия и поддержки со стороны государства (подробнее об
этом -- см. главу 2. <<Финансирование НКО: международная практика>>, стр.
16).
В 2012 году на государственную поддержку НКО в России было выделено 4,7
млрд. руб. (из них 1 млрд. руб. -- на гранты Президента РФ). В 2013 году
сумма поддержки увеличится: в федеральный бюджет заложено 8,285 млрд. руб.
на поддержку <<третьего сектора>> (из них 2,37 млрд. руб. -- на
президентские
гранты).
В настоящее время обсуждается вопрос о совершенствовании системы
финансирования некоммерческих организаций. Дискуссия ведется в преддверии
обнародования Президентской грантовой программы поддержки НКО на 2013 год и
предложений по стимулированию уровня развития <<третьего сектора>> в России.
Цель преобразований -- обеспечение устойчивого развития <<третьего сектора>>
в
России, которое позволило бы вывести его на уровень современных развитых
стран.
В современных демократиях политическая элита придает большое значение
поддержке <<третьего сектора>>, волонтерского и добровольческого движения.
Традиционно специалисты, занятые в некоммерческом секторе и участвующие в
волонтерской деятельности, пользуются особым уважением. В некоторых странах
это закреплено на законодательном уровне. Так, Конгресс США в марте 2009
года принял <<Акт о служении Америке>> (Serve America Act). В нём
отмечается,
что работа в третьем секторе играет важную роль на протяжении всей истории
США, а участие американцев в таких формах общественной активности как
благотворительность и социальная опека является <<жемчужиной национальной
традиции страны>>. Первая леди Соединенных Штатов Америки Мишель Обама
является исполнительным директором программы Public Allies Chiсago, в рамках
которой проходит подготовка сотен руководителей для некоммерческих
организаций. Канцлер ФРГ Ангела Меркель является волонтером движения "Белое
кольцо" (Weisser Ring), которое оказывает помощь пострадавшим от криминала.
В Великобритании члены королевской семьи работают в ряде социально
ориентированных НКО и курируют некоторые из них. Например, принц Уильям
патронирует около двух десятков общественных организаций.
По мнению авторов доклада, для обеспечения устойчивого развития <<третьего
сектора>> в России необходимо:
* Выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки
<<третьего сектора>> в России. Она должна обеспечить не только создание
благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для
стимулирования развития третьего сектора, но и реализацию ряда госпрограмм,
предполагающих делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг
населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации
<<третьего сектора>>: должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные
услуги населению, в то время как сейчас заметно преобладают организации,
которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы.
По мнению авторов доклада, переориентация НКО приведет к изменению отношения
граждан к людям, занятым в <<третьем секторе>>. Для сравнения: доля
социально-ориентированных НКО об общего числа НКО в развитых странах
составляет 60-70%, в то время как в России всего 13,5%.
* Создать единую информационную площадку о деятельности <<третьего
сектора>>. Предусмотреть появление в её рамках единой базы данных по
грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства.
* Обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к
государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым,
открытым, равнодоступным и транспарентным.
* Установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и
т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально
ориентированным НКО.
* Ввести налоговые льготы для организаций <<третьего сектора>>, которые
оказывают социальные услуги населению.
* Предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов
и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность.
* Во всем мире государственное финансирование получают религиозные
организации -- как правило, на образовательные программы и помощь социально
незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий
также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности.
Для достижения этих целей предлагается рассмотреть следующий управленческий
алгоритм:
* Создать пул некоммерческих организаций -- операторов (Автономная
некоммерческая организация (АНО) -- как наиболее оптимальная
организационно-правовая форма[3]), ответственных за распределение грантов по
направлениям + формирование легитимных экспертных советов при них. Подобные
структуры, представляющие собой <<зонтичные>> организации, эффективно
функционируют в странах Европейского союза. Так, например, в Великобритании
к ним относится Ассоциация руководителей добровольных объединений, в ФРГ --
Союз германских неправительственных организаций по вопросам политики
развития, организация <<Белое кольцо>>, в Швеции -- <<Форум Сид>>,
организация
<<Спасем детей>>, в Дании -- Датский совет организаций инвалидов, Датский
молодежный совет и др.
* Предусмотреть, что эти же АНО-операторы должны выступать в качестве
партнёров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции
частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему
сектору в лице социально ориентированных НКО (например, Минобраз --
различные
формы внешкольного образования и детского отдыха, Минздрав -- вопросы ухода
за больными и престарелыми, Минспорттуризма -- студенческий спорт, Минсвязи