Напомним, что признание лица инвалидом осуществляется при проведении
медико-социальной экспертизы, в результате комплексной оценки состояния его
здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
Человеку может присваиваться I, II или III группа инвалидности в зависимости
от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности.
Лицам в возрасте до 16 лет устанавливают категорию <ребенок-инвалид>.
Многочисленные меры социальной поддержки инвалидов прописаны в
законодательных актах различных отраслей отечественного права.
Одним из самых значимых условий полноценной жизни человека является
возможность работать и зарабатывать себе на жизнь. Труд - не только способ
экономически обеспечить жизнь, но и возможность находиться в коллективе,
проявить свою индивидуальность и одновременно чувствовать себя на равных с
другими людьми.
Льготы в сфере трудового законодательства позволяют инвалидам осуществлять
свое право на труд без дальнейшего ухудшения здоровья.
Условия труда инвалидов регулируются Федеральным законом о <О социальной
защите инвалидов в РФ>.
Инвалид имеет право:
- на необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации, независимо от формы собственности организации, в которой он
занят;
- для инвалидов I и II групп должен быть установлен сокращенный рабочий день
(не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда. Кроме того,
предоставлен ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней;
- привлекаться к сверхурочной работе инвалид может только по собственному
желанию, при условии, что такая работа разрешена ему по медицинским
показаниям.
Для облегчения трудоустройства людей с ограниченными возможностями,
государство
разработало перечень профессий, которые позволяют инвалидам закрепиться на
рынке труда. Например, библиотекарь, архивариус, закройщик, кондитер,
лаборант, лифтер, маникюрша, обувщик и другие.
Другая важная государственная мера - установление квот (минимальное
количество рабочих мест) для приема на работу граждан, которые нуждаются в
социальной защите.
Но, если ранее эта квота составляла не менее 3 % от среднесписочной
численности работников, которых должен трудоустроить работодатель, то теперь
количество рабочих мест для инвалидов допустимо от 2 % до 4 %. Кроме того,
раньше, в случае невыполнения квоты для приема на работу, работодатель
выплачивал средства в фонд центра занятости с целью создания новых рабочих
мест для инвалидов. Теперь же квота устанавливается местными властями
субъектов РФ, и соответственно туда же идут денежные компенсации
невыполнения квот.
Однако условие обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов не
решает сложной ситуации, которая сложилась в реальности.
Она особенно обострилась в условиях спада производства, массового закрытия
спецпредприятий и увеличения числа частных фирм. Поэтому вакансий,
соответствующих возможностям ограниченных в трудоспособности людей, все
меньше. С целью возвращения инвалида к нормальной, трудовой жизни
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы даются рекомендации
такого типа: <противопоказан тяжелый труд, нетрудоспособен в обычных
производственных условиях>. Однако на деле это мешает трудоустройству
инвалида, так как подобрать вакансию с учетом подобных условий очень
проблематично. И поиск работы превращается в формальность.
Причиной, препятствующей конкурентоспособности инвалидов на рынке труда,
являются и барьеры инфраструктуры: трудности с транспортировкой к месту
работы, часто отсутствие необходимых технических приспособлений, тех же
пандусов.
Таким образом, социальное признание инвалидов, несмотря на защиту
федерального законодательства, затрудняется из-за целого комплекса проблем.
info@p*****.ru
@@
Гнев есть кратковременное безумие.
Гораций