Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологический Консультарий


Информационный Канал Subscribe.Ru

Почтовая рассылка    "ЗАСТРОЙЩИК"
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Подпишись прямо сейчас! Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов. 
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов.

Надо бы подписаться! Загляните в архив рассылки!

Выпуск N 86 Читателей - 2491
Психологический КОНСУЛЬТАРИЙ
Рассылку ведет центр "Триалог"
[Другие темы]   [Задать вопрос]

Одержимые Анимой
Психологическое эссе

  Есть многое на свете, друг Горацио,
Что вовсе не приснится мудрецам...

     Очень часто мы ведем себя не так, как нам хотелось бы. Эмоции поглощают нас настолько, что разум слепнет и глохнет, и только время спустя мы хватаемся за голову, в ужасе восклицая "где же ты была, чертова голова!". И хотя сложившееся мнение заключается в том, что мужчинами руководят разум и логика, а женщинами - чувства, именно мужчины часто оказываются в такой "эмоциональной ловушке". Представьте себе, например, во всех смыслах положительного отца семейства, который вдруг влюбляется без памяти в ничем не выдающуюся молоденькую девицу. Или ученого, который женится на посудомойке вопреки жестокой критике своего социального окружения. Каждый из нас знает много таких случаев. Им удивляются, их со смехом рассказывают до тех пор, пока сами не попадают в подобное положение. И тогда (куда только исчезает память?!) умудренные жизненным опытом мужчины оказываются охвачены таким щенячьим исступлением, что их разума и логики хватает лишь на то, чтобы подыскивать все более и более неубедительные аргументы в пользу своего умопомрачения. А потом, как Сван в романе М.Пруста, они сетуют, что потратили пол жизни на женщину, которая даже "не в их вкусе".

     В кого тогда они были влюблены? Кто морочил им голову и водил за нос? Психологи-юнгианцы (последователи К.Г.Юнга, швейцарского психотерапевта, ученика, последователя, а потом и оппонента З.Фрейда) сказали бы, что это была особа по имени Анима ("душа"), та женщина, которую каждый мужчина носит в своем сердце. И иногда она вырывается на волю, чтобы отомстить мужчине за не должное обращение с самим собой и со своей душой. Таких мужчин называют "одержимыми Анимой". Их поведение, слова, мысли и чувства продиктованы коварной суфлершей, которая прикидывается несуществующей для того, чтобы быть абсолютно безнаказанной. Ведь именно в таком странном, измененном состоянии мужчины более всего склонны считать, что душа - выдумка попов, а их собственные странные и переменчивые настроения продиктованы вполне разумными внешними причинами (например, изменившимся отношением домочадцев). Таким мужчинам невдомек, что их тиранические капризы, изводящие окружающих, их мнения и оценки находятся под сильнейшим влиянием Анимы и потому кажутся странными и беспочвенными другим людям.

     Анима многолика и у каждого мужчины она своя, со своим, только ей одной присущим "почерком". Однако есть и нечто общее, что трогает нас, когда мы читаем рассказы Э.По со странными, мистическими героинями, или Г.Гессе, или Р.Хаггарда "Она", или А.Блока с его томлением по Таинственной Незнакомке. Во всех этих художественных образах запечатлены ее черты: изменчивость настроения, лукавая двойственность полуулыбки, экзотические увлечения (магией; оккультизмом; спиритизмом; "тайными" науками - алхимией, гностицизмом; гаданиями; древними языками и многим другим, далеким по понятиями житейского разума от реальной современной жизни), особая сексуальность (часто адрогинная бисексуальность, или смесь яркого женского эротизма с подростковой асексуальностью) и особая атмосфера значимости и таинственности всего, с ней происходящего.

     Там, где Анима правит бал, реальные женщины становятся ее заложницами. Мужчины обожествляют их или проклинают, видя в них то Мадонн, то служительниц Сатаны. Они курят им фимиам или подвергают травле и издевательствам (причем не обязательно для этого сжигать женщин на кострах, можно превратить в "костер" и домашний очаг). А женщины радуются поклонению и недоуменно страдают от беспричинной мужской злобы, наивно приписывая все своим личностным качествам и особенностям. Анима хохочет, втравливая в карусель жизни новые поколения. А сама, как искусный режиссер, всегда остается за кадром.

     Но не стоит думать, что Анима - злобное существо, и хотя она (как дитя Природы) "вне политики" и вне морали, ее цели далеки от того, чтобы мучить людской род. Она, говорят юнгианцы, хранительница и пособница жизни и если и ведет к разрушению и страданию, то во имя новой, более правильной и гармоничной, более насыщенной жизни. Поэтому Анима морочит голову лишь тем людям, которые обошлись с ней неправильно и жестоко; тем, кто, умертвив ее, психологически умертвили себя. Анима (как судьба) помогает тем, кто помогает ей, и мстит тем, кто дурно с ней обращается.

     Поэтому Анима может быть не только коварной соблазнительницей, но и лучшей на свете помощницей - сильной и мудрой как сама Природа. А для этого с ней нужно правильно обращаться, потому что она тоже нуждается в добром к ней отношении и помощи. А чтобы из циничной ведьмы она превратилась в Василису Премудрую, нужно терпение и внимание к ее нуждам. В этом мужчинам могут помочь женщины, став более чуткими, и видя в Аниме не свою соперницу, а свою союзницу и учительницу.

     Но прежде чем посмотреть, как это сделать, нужно еще раз сказать об Аниме. Анима - это персонификация той части психических сил, которая ответственна за воображение, фантазии, грезы и настроения у мужчин, а также все то, что имеет "женский" оттенок (интонации голоса, капризы, неожиданные мнения, странные убеждения часто архаического характера) в жизни мужчин. Она - "внутренняя" женщина, чаще всего неосознаваемая, а потому иногда появляющаяся в снах и фантазиях мужчин как Незнакомка, с которой, однако, установлена какая-то непонятная, но очень волнующая и значимая связь. В крайнем случае, когда Анима завладевает мужчиной почти полностью, ему снятся сны, где он видит себя женщиной. Один из таких снов я бы хотела рассмотреть подробно.

     Наш сновидец (некто М.) видит за одну ночь серию снов. Последним оказывается сон, в котором он предстает в образе молоденькой девушки. Следует сказать, что в предыдущих снах он видел себя мужчиной, но динамика сновидений была такова, что он все больше и больше оказывался во власти неосознаваемой им Анимы. Итак:

     "Я - молодая девушка. В неизвестном мне городе. Я спешу к какой-то неизвестной мне цели. Я быстро иду мимо домов, на мне - длинное женское платье. Я чувствую, что со мной происходит что-то не то. Наконец я понимаю, что не могу удерживать фекалии."

     Уже сам по себе этот фрагмент перенасыщен смыслами. Предыдущие сны показывали, как М. "погружался" в "страну" Анимы, отходя все дальше от привычных дневному сознанию жизненных ориентиров. И вот он оказался в незнакомом городе - это образ неизвестной ему самому части его психики. Для простоты (и понимая, что это только метафора) мы могли бы представить нашу душу (психику) как некоторую местность. В ней будет хорошо известная нам область (это наше Эго, наше "Я") и та сфера, о которой мы практически ничего не знаем (наши соседи могут быть осведомлены о ней гораздо лучше нас). Наш герой минует привычный ландшафт и попадает в "Неизвестный Город". Представьте, что вы приехали в реальный неизвестный вам город. Все - ново, дома, улица, даже правила дорожного движения могут быть другими. В пору растеряться. Но наш герой (всегда довольно активный молодой человек, человек действия) ведет себя очень целеустремленно. Даже если цели нет или она не ясна. Но что особенно важно, он предстает как молодая девушка. Поэтому мы могли бы сказать, что некоторая доля его активности (склонности действовать во что бы то ни стало) принадлежит его Аниме. Эта молодая особа (по возрасту моложе его лет на пятнадцать) не знает сомнений, быстра и решительна, но с ней явно "что-то не то". Наконец это "не то" обнаруживается в форме экскрементов.

     Тема фекалий очень насыщена ассоциациями, как в психоаналитическом, так и мифологическом аспектах. Для психоаналитически ориентированного психотерапевта фекалии связаны со становлением "анальной" эротики, окрашенной в тона власти и подчинения, удержания и дарения, концентрации и мотовства. Для мифопоэтического пласта ассоциаций фекалии связаны с драгоценностями (в частности - золотом), с богатствами, достоинствами воздержания (аскезы) или, наоборот, священного порока как проводника плодородия и здоровья (оргии в честь богов, принятие грязевых ванн). Для нашего же случая подходит более прямое значение - не возможность удерживать "дерьмо", то есть не умение "сохранять марку", "не падать в грязь лицом". Но есть и другая тема - тема "пометки дороги". В сказках, например, некий герой (например, Мальчик-с-пальчик) по дороге бросает камешки, или зерна, или крошки хлеба, чтобы по ним потом найти обратный путь. Так что случившееся с девушкой из сновидения можно понимать одновременно как "разоблачение", "недержание" (например, дурных, пагубных эмоций) и как способ "пометить" дорогу, чтобы не заблудиться в незнакомой местности.

     "Маленькие порции сухого говна вываливаются из меня. Это странно для меня, но заметного беспокойства я не испытываю. В быстром движении почти не пахнущее оно рассыпается за мной незаметно для окружающих."

     Таким образом, Девушка (Анима нашего героя) скорее метит дорогу (запаха еще нет, он появится только в конце сновидения), чем обнаруживает свой дурной нрав. Более того, для нее самой это не дико, не стыдно, это скорее доставляет некоторое неудобство, но "заметного беспокойства" не вызывает, поскольку "окружающие" еще ничего не заметили.

     "Но вот я обнаруживаю себя в высоком современном билдинге, стоящем вплотную к старому кирпичному зданию с огромными арчатыми окнами, закрытыми решетками, покрытыми пылью и паутиной. Стекла абсолютно не проницаемы. Свет и движение не проникает внутрь и не покидает этих странных окон. Я замечаю, что стены здания, в котором я нахожусь, прозрачны. Логичным кажется объяснение о возможности читать объявления, появляющиеся на стенах этого старого особняка. Мне известно содержание этих неведомо как и откуда появляющихся листочков. Это информация о поиске людей. Весь город ждет появления новых объявлений. Это главное событие в жизни каждого жителя. Я понимаю как неслучайно я оказался здесь. Это связано с моим путешествием, с моим состоянием. Никогда так близко я не видел этих окон. Никогда так сильно не хотел представить себе то, что находится внутри. В это мгновение я чувствую, что здание существует только для меня. Внутри меня звучат слова, приходящие из этих окон. "Еще можно понять".

     Это очень важный фрагмент. Особенно он важен потому, что появляется наставление: "Еще можно понять". Оно говорит о том, что, несмотря на все сделанные промахи и ошибки, еще не поздно, возможности для понимания и изменения оставлены. И они оставлены явно не Девушкой, поскольку эти слова звучат и для нее тоже. Поэтому, чтобы нагляднее представить происходящее, попробуем посмотреть на самих себя как бы со стороны "Бессознательного", со стороны "психики". В этом случае мы бы увидели себя в качестве некоего персонажа (нашего привычного нам "Я"), окруженного другими персонажами (например, Анимой в виде Девушки, или Анимусом ("духом") в виде Молодого человека. Но могут быть и другие персонажи - животные, люди, сказочные и мифологические существа и так далее). Все эти существа находились бы в какой-нибудь местности: в деревне, городе, доме, в лесу или на улице, и так далее. Местность как бы указывала на саму "психику", а персонажи - на "психические силы". В нашем случае Девушка приближается к кентаврической постройке: с одной стороны - это современный билдинг, с другой - старинный дом с запыленными окнами. Это сооружение манифестирует структуру личности нашего сновидца: часть его личности современна и вполне ориентирована на свой век, а другая (заброшенная и неухоженная часть) - наследуема от предков и является составной частью его модернового "Я". Это здание остается для М. тайной, его окна - "полностью непроницаемы" и "забраны решетками". Ему нет доступа в эту часть своей души. Она кажется совершенно автономной (в психологии К.Г.Юнга большую роль играет выделение так называемых "автономных комплексов"), но тем не менее это не так - на стенах здания появляются листовки о поиске людей. Это предельно важные сообщения, настолько важные, что "весь город ждет появления новых объявлений".

     Здесь следует быть очень внимательными. Непроницаемость для взгляда извне кирпичного здания компенсируется его спонтанной активностью - появлением объявлений. Наш герой может читать эти объявления потому, что стены современного билдинга - прозрачные. Мотив стекла - очень многозначный и весьма удачно представляет двойственность психологических защит. С одной стороны, стекло прозрачно и в силу этого позволяет видеть (а не оставаться "слепым" в ситуации), с другой стороны - это твердый материал, не дающий соприкоснуться с видимым. Стекло пускает и не пускает, пропускает и не пропускает одновременно. Поэтому наш герой находится со старым зданием (частью своей личности) и поступающими оттуда "сигналами" в отношении, которое в юнгианской психологии называется перцептивным отношением. То есть "видит око, да зуб неймет". Это отношение характеризуется тем, что вы уже в курсе происходящего (например, уже понимаете, что ваши телесные недомогания коренятся не в органических нарушениях, а в чем-то другом), но изменить свое состояние еще не можете. Вот и наш герой видит, что самое важное - это поиск людей, но ничего предпринять пока не может.

     Поиск людей можно понимать двояко (как и многие образы сновидений). Можно объектно, а можно - субъективно. "Объектно" - это значит "в окружающей действительности" (то есть герой должен заняться поиском людей, например, для решения каких-то своих проблем), "субъективно" - это значит "в своей душе", когда "люди" должны пониматься метафорически, например, как силы, которые могут выполнить какую-то внутреннюю работу, например, работу понимания. Более того, объявления о "поиске людей" могут быть адресованы только нашему герою, иными словами он и есть тот, кого ищут. Именно это он и понимает, когда понимает, что "здание существует только для него". Ведь у каждого своя история, а потому и свое "кирпичное старое здание". И когда герой это понимает, для него из этих старинных окон звучат слова, что "еще можно понять". Но этого не происходит, ведь наш герой одержим Анимой, которая заставляет его не понимать, а действовать. Он не может остановиться, как не может остановиться одержимый амоком. Бег продолжается. Но он уже качественно иной.

     "Я продолжаю свой бег, отмечая свой путь дорожкой сухих зеленоватых фекалий. Теряя на каждом шагу кроличьи порции, я уже боюсь быть замеченной окружающими. Именно замеченной, потому что я использую преимущества женского платья. На мне нет нижнего белья. Я наигранно приседаю, нелепо двигаюсь, чтобы скрыть момент выпадения очередного факта унижения."

     Теперь одержимость Анимой уже не может быть незамечена окружающими. С "пометки пути" акцент все больше смещается на демонстрацию неуместности происходящего, на явно "гнусный" характер Анимы и ее поведения. И чем больше она демонстрирует свою женственность, используя "преимущества" женской личины (одежда как манера себя вести, "персона", "маска"), тем меньше она приятна окружающим, тем "дурнее" распространяемый ею аромат. И вот она уже паясничает, нелепо движется, теряя грацию и дерзкую уверенность юной девушки.

     "Я, вероятно, в метро. Вокруг плотная толпа людей. Я не могу двигаться. Я в панике. Я не могу ничего сдерживать. Запах выдает меня. Толпа расступается. Я в центре. Обездвиженный. Опозоренный. Опустошенный."

     Это финал сновидения. Путь Девушки проходил сначала по улицам города (наземная часть, что говорило о еще связанности происходящего с возможностью быть осознанным), теперь же он переместился в метро (подземная часть города, бессознательная часть души). Там - люди, они стоят плотной толпой. Запах выдает героя. Запах - это важная деталь, потому что часто обоняние (как осязание, возможность "попробовать на зуб") противостоит зрению (перцептивной установке). Это проверка на подлинность. Зрение может обманываться, но нюх, даже для людей, служит более точным эталоном происходящего (часто говорят, что "пахнет жареным", или "я чую, тут что-то не так", когда видимых причин беспокоиться еще нет). Аниму выдает запах, дурная аура, распространяемая ее "выделениями": эмоциями, словами, движениями.

     Многие психологи-юнгианцы вообще часто пишут о том, что Анима "берется на нюх". Опытный психолог сразу "чует" ее присутствие, поскольку она окружает события и людей особой атмосферой, как бы обволакивая особой, различимой как аромат, эмоциональностью. Причем гамма ароматов огромна: от тончайшего мистически-религиозного трепета до брутального фанатизма, от нежной как майская зеленая дымка интеллектуальной эротики до тяжелого смрада похотливого извращения. Поэтому дурной запах Анимы нашего героя не приговор и в действительности не финал, а только этап на пути знакомства М. со своей Анимой. И когда его Анима будет принята и понята, и когда ей не надо будет завоевывать себе место под солнцем столь неприятным способом, она еще порадует его самого и его окружение волшебными сказками, чудесными мечтами и волнующими душу легендами о "Неизвестном Городе".

Наталия Орлова.
Центр на Пятницкой "Триалог"
Телефон (095) 951-54-54

Сейчас "Консультарий" включает 5 рассылок:

    Психологический Консультарий
Вопросы и ответы по психологии.
Ведет психологический центр на Пятницкой "Триалог"
    Секс, ложь и деньги. [НОВАЯ!!!] Психологические проблемы деловых взаимоотношений.
    Медицинский Консультарий
Вопросы на медицинские темы. Отвечают специалисты медицинского центра "Эхинацея".
    Консультарий - Салон Красоты
Уход за телом и волосами, о косметика, парфюмерия. Ведут: PERFUME-SHINE (парфюмерия), Салон Красоты Very, Чаровница.
    Консультарий
Базовая рассылка. Вопросы по всем остальным темам + избранные вопросы из других рассылок.

Чтобы подписаться, воспользуйтесь формой справа --

Подписался сам - подпиши друзей
Subscribe.Ru
Консультарий
Секс, ложь и деньги
Психологический Консультарий
Медицинский Консультарий
Консультарий - Салон Красоты
eManual.ru - вся компьютерная документация от Majordomo.ru
ИМ(с)Б Интернет для малого (и среднего) бизнеса
Застройщик

Задайте свой вопрос:[http://48.drvo.ru/faq.html]  (он будет опубликован!)
Ваш E-Mail:
Ваше имя:
Просьба не публиковать e-mail
Просьба не публиковать мое имя
Какому специалисту вопрос:
Ваш вопрос:
или
Вы получаете рассылку в текстовом виде? Можете также отправить вопрос на адрес consult@drvo.ru
Сначала проверьте, возможно у кого-то была подобная проблема? - http://48.drvo.ru/q_and_a.html
ВНИМАНИЕ! Бездумное использование заочных советов может быть опасным!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное