Почтовая рассылка "ЗАСТРОЙЩИК"
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов.
" - Я пришел к вам за советом.
- Это легко получить.
- И за помощью.
- А вот это не всегда так легко."
А. Конан-Дойл
"Записки о Шерлоке Холмсе"
Обожаю классику! Лучше и не придумаешь. С чем приходят к психологу - с вопросом. Что хотят получить - совет. Что будут делать дальше? ДЕЛАТЬ ничего не будут.
Мне кажется, за совет вообще не стоит платить деньги. Разве только вы точно ничего не хотите менять в своей жизни, но решили для "галочки" сходить к психологу. Мол, сделал все, что мог.
Большое заблуждение, что есть на свете кто-то более компетентный в вашей жизни. Даже если это специалист с большим стажем и не менее "большим" именем.
Как такой запрос возник в наших умах - понятно. Сколько раз звучало в детстве - сделай так и так. И если дитятко ослушивалось: "Смотри, будут неприятности", и эти неприятности не заставляли себя ждать. Естественно, закреплялась мысль о том, что старшие лучше знают, как правильно поступать надо, чтобы родителям не было мучительно стыдно, а детям - мучительно больно.
Такое поведение есть в анамнезе всех народов планеты, но Россия - это нечто особенное.
Большинство из нас умудряется ждать указаний и советов не только от своих пенсионеров-родителей, психологов, магов и просто разговорчивых дамочек в салонах-парикмахерских, но и от правительства. А иначе как объяснить происходящее вокруг.
Мне паттерн взаимодействия партии и народа в нашей стране видится так:
Верхушка вещает, упиваясь своей мудростью и прозорливостью, а народ ожидает судьбоносных указаний, чтобы, как испуганный подросток на пороге всякой зрелости, саботировать каждое из них. В итоге желаемый баланс соблюден: кому надо получат деньги и чувство собственной значимости, а остальные - замечательное чувство свободы от всякой ответственности. Самое главное - процесс.
Ну, очень напоминает родительско-детские отношения.
Хотя, возможно, аналогии здесь не уместны. Тем более в зарождающийся период лояльности к правительству.
Вернемся лучше к нашей теме. Итак, если на приеме у психолога за собственные деньги нельзя получить то, что хочешь, то и ходить туда не стоит. Так вроде получается.
Современное развитие психологических услуг напоминает мне историю с импортными приборами, поступившими вначале 80-х в один из многочисленных НИИ (Научно-исследовательский институт - для тех, кто уже забыл).
Итак, на один институт свалились деньги - и их надо было потратить срочно (вот где чудеса - то были!). Быстренько закупили приборы заморские - самые лучшие, конечно. На том деньги и закончились. Работать на этих агрегатах никто, конечно, не умеет. Перевести инструкцию на родной язык было в то время весьма затруднительно (напоминаю, 80-е).
В итоге - на точнейших японских весах развешивали крупы и сахар, в смесителях взбивали коктейли, а на крупных экземплярах достижения науки и прогресса готовили салаты к международным праздникам.
На мой взгляд, сейчас подобная ситуация складывается с психологией. Конечно, для такого положения вещей были объективные (не люблю это слово ) предпосылки. Долгое советское время психологами называли научных сотрудников, которые занимались изучением человеческой природы в лабораториях. Надо отдать им должное, вполне успешно. Эти м.н.с-ы, н.с.-ы и с.н.с.-ы писали доклады, статьи и докторские, из этого материала в итоге получались книги. Никакой другой литературы, кроме фундаментальной, в ту пору почти не было.
В эпоху повальной демократизации в психологию подались все, кому не лень. И со страниц газет и журналов посыпались советы, советы, советы...
Как быть счастливым, как научиться отказывать, как соблазнить, как найти работу. И, конечно, как ПРАВИЛЬНО воспитывать детей.
Советы универсальные, специальные, трудно осознаваемые, совершенно невыполняемые, написанные на слишком гладком и совершенном языке для несовершенного российского гражданина.
Как всегда, на переводчика средств не хватило. Или наоборот, хватило только на переводчика.
Вот такие невеселые размышления посещают меня при осмыслении масштаба недовостребованности качественного психотерапевтического продукта в отдельно взятой стране.
Честно скажу, тема эта мне не чужая. А даже наоборот. Поскольку тружусь не покладая не знаю правда, чего, на психотерапевтическом поприще.
Однако пора переходить к делу.
Результатом титанического труда и явилась нижеследующая инструкция.
Инструкция по использованию психологической помощи.
1. Сядьте удобно, закройте глаза и подумайте, какого рода затруднения вы испытываете: личные, семейные или производственные.
2. Возьмите в левую руку телефонную трубку, правой наберите номер психологической консультации.
3. Выясните, есть ли необходимый специалист в данной консультации.
4. Запишитесь на прием в удобное для вас время.
5. Дойдите до консультации.
6. Внимательно присмотритесь к специалисту - вам придется провести рядом с ним какое-то время.
7. Не рассчитывайте на быстрое решение ваших проблем - вы жили с ними не один день.
8. Если услышите совет - прислушайтесь, два совета - насторожитесь, три - бегите прочь.
9. Не бойтесь зависимости от психотерапевта - хороший специалист заинтересован, чтобы вы сами научились справляться со своими проблемами, а не ходили на приемы всю оставшуюся терапевту жизнь.
Пояснительная записка:
ПСИХОЛОГ - специалист по взаимоотношениям, занимается коррекцией поведения клиента.
КЛИЕНТ- человек, пришедший на прием.
ПРИЕМ - встреча клиента и психолога.
ПСИХОТЕРАПЕВТ - специалист по изменению качества взаимоотношений клиента с другими людьми и с самим собой.
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ - специалист по семейным взаимоотношениям.
ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ - специалист по адаптации ребенка к семейным отношениям.
ОРГКОНСУЛЬТАНТ - специалист по отношениям в организации.
Если вы будете использовать время, проведенное в кабинете психотерапевта, согласно инструкции, то результат, возможно, превзойдет все ваши ожидания.
Да, напоследок. Не все советы бесполезны. Хотите проверить?
Елена Суслова, семейный психотерапевт, сотрудник психологической консультации при Институте практической психологии и психоанализа, сотрудник центра "Триалог" (консультации, психотерапия, тел.951-5454, info@trialog.ru).