Почтовая рассылка "ЗАСТРОЙЩИК"
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов.
Бывают сны или близкие к сновидению состояния "грезы наяву", когда нам представляется некоторая предельно критическая ситуация.
Например, я могу ощутить себя сидящей в глубоком колодце, из которого нет выхода. Или я увидеть себя на узкой площадке небоскреба, откуда нет ни двери, ни лестницы. Мне может представиться горное ущелье, узкое и опасное, выходы из которого завалены, сзади - неприступная скала, а впереди - пропасть. Такие ситуации говорят о чрезвычайно критической, безвыходной ситуации, в которой мы оказываемся не всегда по своей вине.
Но бывает и так, что ситуация усугубляется нашим неправильным поведением: колодец становится еще глубже и темнее, ущелье - еще уже. И все это потому, что внутри даже самой безвыходной на первый взгляд ситуации есть довольно большой диапазон возможностей как себя вести. Однако самое странное в таких ситуациях это то, что заранее трудно предугадать, какое именно поведение правильное, а какое - нет. И часто именно самое нелепое для здравого смысла действие и оказывается правильным.
Один мой знакомый, назовем его С., рассказал мне сон:
"Я на узкой площадке где-то под крышей небоскреба. Сзади меня - стена, нет ни двери, ни окна. Я смотрю вниз, перегибаясь через низенький портик, вижу людей, машины. Я хочу туда, к ним, но не знаю, как это сделать. Тут я слышу голос: "Ты должен решиться". Я не понимаю, на что я должен решиться. Я прижимаюсь спиной к стене, отчетливо осознавая, что не прыгну вниз ни за что на свете. И в ту же секунду площадка сужается. Я как будто стою уже на карнизе. Начинает кружиться голова, меня продирает ужас, и я просыпаюсь".
Согласитесь, ситуация не из приятных. Но поведения героя кажется разумным и оправданным. Прыгнуть (говорит нам здравый смысл) - значит наверняка разбиться. Самосохранение - сильнейший инстинкт, и не удивительно, что даже во сне и в "грезах наяву" мы ведем себя так, как если бы угроза была настоящая: тело мобилизуется для защиты и самосохранения.
Но логика снов очень близка к логике волшебных сказок: герой должен искупаться в котлах с кипящей водой или молоком, рискуя свариться заживо; должен спуститься в подземелье, чтобы попасть в замок на горе; должен жениться на лягушке, чтобы спасти царевну; должен умереть, чтобы жить… Он должен рискнуть собой, своим социальным статусом, своим душевным спокойствием и, наконец, в буквальном смысле слова своей шкурой. Самым коротким путем оказывается путь окольный, а непроходимое препятствие - единственно возможным.
Риск, в который герой сказки влипает, как муха в сироп, как только делает шаг за порог отчего дома, это близкий каждому из нас риск, что называется, "по крупному счету". У каждого из нас были ситуации, когда мы оказывались как витязь на распутье, и надо было решать, надо было решаться. Общий тон, в который окрашены такие ситуации, для "дневного" сознания предельно мрачен и может быть выражен фразой "не сносить головы". Испытание на прочность - это испытание смертью. Герой сказки оказывается перед предельным выбором - жить кое-как или умереть за право жить так, как достоин и как хотелось бы жить. Однако было бы наивно полагать, что подвиг заключается в том, чтобы кое-как умереть. Да и сказка хитрее, и мораль - иная.
Логика сказки такова, что герой (а это тот, кто внутренне уже решился, даже если внешне он канючит и жалуется на судьбу) получает волшебное подспорье в виде помощника или волшебного средства. В православном мире говорят в сходных ситуация, что Господь дает силы соразмерные тяжести ситуации (а потому и роптать на судьбу - грех). Так вот, наш герой тоже получил такого помощника (голос, произнесший важные слова), но не был готов, внутренне не решился.
А внутренняя решимость это такая штука, которую извне вживить невозможно. Это то, что древние греки называли словом "этос" и от которого пошло слово "этика". Это внутреннее достоинство вещи или живого существа. Его нельзя прибавить или отнять, но его можно воспитать, совершая определенные сознательные усилия. В этом-то и заключается вся тонкость и каверзность таких критических ситуаций: со стороны кажется, что человек ведет себя в ней инстинктивно, если не сказать рефлекторно, что у него нет выбора, потому что по природе человеку свойственно вести себя только так и никак иначе. Но на деле оказывается, что то, что внешне выглядит как поведение "на автопилоте", изнутри показывает проделанный человеком путь. И это уже не инстинкт и не природа, а искушенность и искусство. Так, например, действия спортсмена или музыканта кажутся созданными "самой природой", за ними не видно труда, усилий, все
получается само собой. Но в действительности это большой и тяжелый труд. Так и внутренний этос образуется за счет многократных усилий вести себя определенным образом. (Не даром римляне говорили, что свободный человек не может быть рабом не потому, что его не могут взять в плен, а потому что он предпочтет смерть рабству.)
Поэтому наше поведение во сне - это сложный сплав наших сознательных усилий, ставших навыком, этосом, бессознательным поведением. Но счастье человека и его ответственность заключается в возможности всегда, в каждый момент сна или яви понять, что он волен поступить иначе. И наш герой мог бы воспользоваться данной ему возможностью. Этим люди и отличаются от героев сказок, которые не размышляют (если это только не поздние психологические вкрапления), а ведут себя соответственно своему этосу: герои ведут себя как герои, злодеи - как злодеи, принцессы - как и положено принцессам. А люди вольны решать, какими путями идти и кем быть, вольны рисковать или отказываться от риска. Даже в самых безвыходных ситуациях.