Михаил Валентинович Пшеничнов:
Нейтрализация попыток манипуляций
(продолжение)
Конструктивная альтернатива
Эта модель состоит из нескольких шагов, первым из которых является уточнение деталей. Критика зачастую выражается общими фразами:
"Мне не нравится твое отношение", "Ты совсем не думаешь обо мне" и т.п.
Выяснение подробностей позволит вам уточнить, в чем именно заключаются претензии собеседника. Это не является ни наступательным, ни оборонительным поведением - это всего лишь средство достижения взаимопонимания.
Расспросить о деталях довольно легко - простыми вопросами выясните кто, где, когда, почему и как.
Кого я обидел? Что я сделал такого, что ты считаешь, что я не забочусь о тебе? Когда я проигнорировал тебя? Где я совершил ошибку? Почему ты считаешь, что мне нужно больше времени проводить дома? Как мне поступить, чтобы ты понял, что я изменился?
Чтобы облегчить собеседнику ответы на ваши вопросы, вы можете повторить его замечания и спросить, в чем же проблема. А так как вашей целью является достижение взаимопонимания , вы можете даже спросить, нет ли у собеседника других замечаний. Большинство людей, высказывая критические замечания, ожидают оборонительной позиции собеседника, поэтому постарайтесь, чтобы ваш голос не звучал саркастически.
Например.
- Мне кое-что не нравится в том, как вы ведете занятие.
- Что именно в моих действиях вас не устраивает? (Уточнение деталей.)
- Материал. Он, конечно, полезен, но объем слишком велик.
- Вы бы хотели, чтобы я сократил количество теории или упражнений? (Уточнение деталей.)
- Нет, сокращать не надо, я просто хотел бы, чтобы вы говорили помедленнее и приводили побольше примеров.
Использование такой тактики позволяет участникам точнее и глубже анализировать собственные мысли. Подробное расспрашивание прояснило тот факт, что преподаватель никогда бы не задумался над предложениями студента, которые оказались по-настоящему ценными.
Особенно полезно уточнять детали, когда вы полагаете, что ваш критик может иметь скрытые мотивы.
Точно так же подробно расспрашивая о деталях, вы можете выяснить, что высказывание, принятое вами за критику, на самом деле критикой не является.
После того, как вы уточнили детали и точно выяснили, в чем заключаются претензии вашего собеседника, следующим шагом должно стать признание критики .
Но как можно согласиться с несправедливой критикой? Очень просто. Существует два типа согласия, применяя которые можно оставаться на прежней позиции.
Простейший способ - согласие с правдой.
Если вы изначально не заняли оборонительной позиции, то очень скоро можете обнаружить, что многое из слов собеседника разумно , правильно и истинно. В такой ситуации самым лучшим будет просто согласиться с правдой.
Например:
(в скобках негативный вариант)
ЖЕНА: Пока мы были на пляже, ты засорил видеокамеру песком.
МУЖ: Ты права! В следующий раз я положу ее в пакет. (В следующий раз не проси меня взять ее, когда мы отправимся на прогулку!)
СЕРГЕЙ: Похоже, на этих переговорах тебе не удалось добиться большого успеха.
КАТЯ: Согласна, я была слишком напориста. В следующий раз нужно будет быть помягче. (Я и так была слишком терпелива с этими идиотами!)
АЛЕКСЕЙ: Тебе всегда хочется пойти только в кино!
НАТАША: Правда, мне нравится сходить в кино хотя бы раз в неделю! (А тебе лишь бы пиво пить!)
Обратите внимание, что хотя все участники разговора согласились с правдой , никто не чувствует себя униженным. Такую ситуацию можно охарактеризовать словами "Я в плюсе - ты в плюсе" .
Если вы начинаете разъяснять или извинять свое поведение, ситуация меняется. Теперь ее можно сформулировать так: "Я в минусе - ты в плюсе".
Когда вы начинаете огрызаться , ситуация становится следующей: "Я в плюсе - ты в минусе".
Научиться соглашаться с правдой не очень сложно. Прежде всего, стоит подумать о том, справедлива ли критика в ваш адрес или, по крайней мере, заслуживает ли она внимания. Если вы часто слышите одни и те же критические замечания в свой адрес, то стоит задуматься, а не имеют ли они под собой реальных оснований. И, если вы согласны с критикой, то вам остается лишь подтвердить свое согласие, повторяя ключевые слова собеседника.
Например:
"Ты наверняка опоздаешь" - "Да, ты права, скорее всего, я сегодня задержусь".
"Ты не убрал свою комнату" - "Да, ты права, я не убрал свою комнату".
Такой подход показывает, что вы внимательно отнеслись к критике и согласились с ней.
Если вы не полностью согласны с критикой и не собираетесь поступить в точности так, как хочет ваш собеседник, все равно следует сначала согласиться с правдой , а затем сказать, что именно вы собираетесь сделать по-другому. Таким образом, вам удастся сохранить спокойную атмосферу разговора.
Даже если вы вообще не хотите поступать так, как говорит собеседник, лучше будет утвердительно сказать об этом, после того как вы согласитесь с правдой . То, что вы подтвердили свое внимание к словам вашего критика, вполне удовлетворит его. Он начнет относиться к вам уважительно, так как вы проявили откровенность.
Очень часто критика в ваш адрес высказывается не в категоричной форме . Собеседник использует слова "часто", "всегда", "никогда", чтобы описать неправильность вашего поведения ("Ты всегда опаздываешь", "Ты никогда не прислушиваешься к моему мнению") или просто клеймит вас неприятными характеристиками ("Ты глуп", "Ты неудачник", "Ты эгоист"). Когда вы сталкиваетесь с излишне резкой
и несправедливой критикой, полезнее всего будет согласиться с ней хотя бы частично, в той части, которая кажется вам справедливой, и не согласиться с остальным. Повторение того, с чем вы согласны, поможет вам легче доказать собеседнику ваше несогласие.
Приведем несколько примеров.
- Ты всегда опаздываешь.
- Я действительно сегодня опоздал, хотя весь месяц приходил первым.
- Ну до чего же ты медленно ешь!
- Да, сегодня я отстала от тебя, но в прошлый раз мне пришлось тебя дожидаться.
Обратите внимание, что подчеркивая собственные способности и прежние успехи, вы укрепляете чувство самоуважения и показываете другим, что вы позитивно относитесь к себе.
Иногда критики могут высказывать очевидные истины, чтобы заставить вас согласиться с их пожеланиями в ваш адрес. Но даже в таком случае у вас есть возможность признать истину, но не согласиться со сделанными собеседником заключениями.
Например , вы можете признать общую справедливость критики и согласиться, например, что откладывать деньги необходимо. Но совсем не обязательно немедленно прекращать покупать новую одежду, вкусную еду, перестать ходить на премьеры и не ездить в отпуск. Вы можете согласиться, что нужно помогать людям, но это не означает, что вы должны тут же присоединиться к благотворительной акции, проводимой вашим критиком.
Ваша жизнь превратится в цепь несчастий и лишений, если вы начнете следовать всем общеизвестным истинам. Кроме того, общеизвестные истины часто противоречат друг другу: "Дорога ложка к обеду", но, с другой стороны, "Поспешишь - людей насмешишь".
Таким образом, когда кто-то сообщает вам общеизвестную истину, вы имеете полное основание признать правду, но остаться на собственной позиции . Давайте рассмотрим пример :
- Отложи на часок свою работу. Пойдем лучше в бассейн, поплаваем. Чтобы сохранить здоровье, надо больше заниматься физкультурой.
- Согласен, позаниматься спортом полезно, но завтра мне предстоит сдавать зачет, поэтому сегодня я никак не могу пойти в бассейн. (Согласие с истиной, но сохранение собственной позиции.)
В этом диалоге человек признает очевидное , но сохраняет собственную позицию . Он не стал спорить, доказывая преимущества своего поведения, а предпочел объяснить его.
Если вы полностью отрицаете всяческую критику, то почти всегда наталкиваетесь на неприятие собеседника. Но даже тогда вы можете найти возможность согласиться с ним, найдя в его словах что-то позитивное.
Например:
ПАЦИЕНТ: Вы не похожи на доктора. Вы слишком молоды.
ДОКТОР: Вы не первый говорите об этом. У меня действительно нет ни седины, ни морщин. Единственное, что я могу сказать, - я и правда доктор. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)
Подводя итог, можно сформулировать модель конструктивной альтернативы критике.
Уточнение деталей, согласие с критикой и сохранение своей позиции .
Например:
ЖЕНА: Ты не должен бросать работу в институте и начинать продавать книги.
МУЖ: Почему ты так считаешь? (Уточнение деталей.)
ЖЕНА: Да просто потому, что в институте ты регулярно получаешь зарплату.
МУЖ: Это верно, но она очень маленькая. (Согласие с истиной).
ЖЕНА: И, кроме того, ты не тот человек, которому подойдет торговля.
МУЖ: Что же я такого сделал, что ты так думаешь? (Уточнение деталей.)
ЖЕНА: Ты недостаточно пробивной.
МУЖ: Я понимаю тебя. Но, думаю, что в выбранном мной бизнесе недостаточная пробивная способность пойдет мне только на пользу. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)
ЖЕНА: Если ты не продашь ни одной книги за неделю, ты ничего не заработаешь!
МУЖ: Ты опять права. (Согласие с истиной.)
ЖЕНА: И, кроме того, никто из тех, кто торговал книгами, не добился успеха.
МУЖ: Ты права, это тяжелая работа и большинству она не удается. Надеюсь оказаться в том меньшинстве, которому что-то удается. (Согласие с правом критика на собственное мнение, но сохранение собственной позиции.)
Иногда бывает полезно попросить критика уточнить , что он хочет сказать, или спросить, как бы он поступил на вашем месте. Приемы конструктивного восприятия критики специально разработаны для того, чтобы вы могли решить проблемы и удовлетворить собеседников. В результате вы избегаете обычной в таких случаях конфронтации и скандала. Как и любой новый навык, эта техника требует практики и повторения, чтобы выработать адекватную
реакцию и сделать ее неотъемлемой частью вашего разговора.
Заключительные письма после заочного тренинга Материализации.
Инна: ... Великолепное сочетание различных упражнений (концентрация мысли, релаксация, работа с кристаллом, талисманом и т.д) и приобретение навыков (составление текстов самовнушения, реализационной формулы, работа с лунным календарём и т.д) сделало Ваш курс насыщенным, познавательным и целенаправленным, оздоравливающим и ...полюбившимся многими курсантами из разных стран. ..я хочу от имени Ваших первенцев, из разных стран, сказать Вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за ваш курс, за Ваш талант помогать, ведя за собой и
при этом совершенствуя Ваших учеников !
Лично у меня произошли такие изменения: после анализа трёх целей, из которых я трудно выбирала одну, стала приходить конкретная и очень весомая информация сразу по трём этим направлениям. И хотя я затем все упражнения направляла только на одну цель, информация шла словно потоком по всем целям. Источники были разные: нужная книга, которую передали, разговор близких людей по "нужному мне вопросу", газеты, интернет... Информация, которую я получила за это время, очень важная, есть над чем подумать. Второе: самочувствие
улучшилось - словно безграничный источник энергии вместился в меня. Третье, я почувствовала впервые сильную энергию рук (когда заряжала талисман). Но что интересно, энергию правой руки я чувствовала как дождевые капли, как удар клавишей. А энергию левой руки как морскую тёплую волну . За всё это, за всё то новое, что узнала,что применяла для реализации доброй цели - примите слова благодарности. Удачи, счастья, творческих находок на радость Вашим ученикам... С уважением, Инна
Вы узнаете о необходимых навыках и ступенях материализации, О необходимости анализа жизни и четкой постановке цели, О навыках концентрации и релаксации, О помощи энергии дыхания. Вы научитесь нужному дыханию, релаксации и нескольким техникам концентрации, Определите то, что необходимо получить лично вам, Сможете составлять тексты для самогипноза и самовнушения, Научитесь составлять реализационную формулу для материализации желаемого, Займетесь притягиванием нужных вам событий. Узнаете, как использовать свойства
воды, фазы Луны, силу свечи и специального символа, камней и кристаллов. В целом, научитесь древним правилам материализации желаемого и выполните всё необходимое для материализации ваших желаний. Тренинг дополнен информацией о т.н. "нарезании свечи" для усиления её влияния, о 3х силах действующих на человека в процессе жизни, о том, всех ли желаний стоит добиваться, об основных принципах успеха и вирусах неудач.