Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов 4 продолжение


Взгляд со стороны – 2

/Продолжение/

А теперь –  барабанный бой –  наступает важный момент. Если его понять –  полдела сделано.

Сначала вопрос: чем человек отличается от животного? Один из вариантов ответа: тем, что может посмотреть на себя со стороны. Взгляните: вот вы сидите за столом перед компьютером, крутите колесико мышки, с чем-то не соглашаетесь. Вы можете зафиксировать, когда вы сосредоточены, когда  отвлекаетесь, какие вы испытываете переживания и воспоминания, нравятся ли они вам, как строится ход ваших мыслей и т.д.

Это способность к самосознанию.

Так вот, у животных за стимулом следует реакция (привет профессору Павлову). Махнули палкой перед собакой –  та загавкала. Показали  КитиКэт -  слюньки закапали.

Но у человека есть уникальная возможность –  взглянуть на себя со стороны  решить: устраивает ли его собственная реакция на происходящее или нет! Точнее так: хочет ли он просто реагировать на происходящее или же целеустремленно выстраивает  коммуникацию? Может, раскрасневшийся в попытках доказать что-то, брызжущий слюной, ругающийся и бьющий тарелки – не тот образ, к которому он стремится? :-) Может, это не очень способствует взаимопониманию с партнером по конфликту?

Еще раз: человек может находится  одновременно в разных позициях. Например, в позиции ругающегося и конфликтующего и в  тоже время в позиции наблюдающего за конфликтом и даже организующего коммуникацию.

Эдакое безопасное раздвоение личности :-).

Оп! Тут то мы  и договорились до главного: если одна часть человека  смотрит на конфликт «со стороны», то она (эта часть, не захваченная эмоциями) может начать организовывать конструктивный диалог со второй стороной.

(Забегая вперед скажу, что если эмоции и предубеждения «зашкаливают», то лучше  в качестве третьей стороны приглашать нейтрального посредника, медиатора, который поможет организовать диалог, но не будет выносить какое-либо решение.)

 

Одна из основных сложностей в  конфликте –  выйти из реактивного животного состояния (то есть  состояния, в котором мы только реагируем на происходящее) в состояние, когда мы управляем  своими эмоциями, обидой, гневом, а  также эмоциями собеседника. И постепенно начинаем управлять коммуникацией.

 

На практике  это может оказаться не так сложно. Одним из простых приемов  может стать  внесение правил общения. Например: «Давай договоримся не кричать и не перебивать друг друга; говорить по очереди».  Если вы выполняете правила, то можно призвать к этому и партнера: «Я тебя выслушал не перебивая до конца, понял, что для тебя важно, теперь я тоже хочу, чтобы меня услышали не перебивая».

 

Д/з  (домашнее задание).

Попробуйте в простом и относительно «безопасном» конфликте (например, между детьми или родственниками) встать на нейтральную позицию  и, «снизив градус эмоций» у  участников, помочь им услышать друг друга. Напишите, что получилось или нет, в чем были сложности. Задача –  вжиться в нейтральную позицию управляющего конфликтом  (сначала чужим, а потом – собственным).

Пишите: Konovalov-A(тут стоит довольная  собачка)yandex.ru

 


В избранное