К моему великому удовольствию, уже появились первые — интересные и содержательные — ответы. К моему не менее великому огорчению, их пока немного (лето, наверное, сказывается). Поэтому приглашаю высказаться тех, кто «воздержался»! А пока — наиболее интересные ответы:
Александр
Как было сказано о продажах — «Время пулеметных очередей прошло — патроны подорожали. Наступило время снайперских попаданий.» Выскажу некоторые наблюдения продажника, работающего в регионе, на примере строительных фирм, одного нашего направления.
Чем характеризуется кризис для наших клиентов? — элементарно отсутствием эаказов и, следовательно, денег (крупные строители). Поэтому в какой то момент мы всем отделом поставили задачу — перелопатить ВСЮ клиентскую базу и установить точно — в данный момент кто из наших клиентов чем занимается. выяснилось, что строительный рынок ужался на 60−65%. то есть из 10 компаний строят (достраивают) 3−4 фирмы, (в общем-то известный факт), но мы уже точно знали, кто именно
и на каком этапе находится. Это позволило нам запланировать на 2−3 месяца оптимальное состояние склада под конкретных заказчиков.
Вторая составляющая кризиса — жесточайшая экономия оборотных средств у заказчиков.
И третья составляющая — среди поставщиков развернулись настоящие ценовые войны в регионе.
Т. о. я считаю что агрессивные продажи — это рискованное средство. Если предприятие реально работает, то снабженцу или исполнительному директору важна в первую очередь информация — кто, что, и по чем продает. Поэтому мы в первую очередь узнаем — работает ли фирма, есть ли у нее объекты, и т.д., если таковые есть, назначить встречу как правило, не составляет труда, главное, выяснить, что нужно конкретно здесь и сейчас, и что уже предлагают.
Возросла многократно ценность личных взаимоотношений между менеджером и снабженцем. А вот телефонные обзвоны, напротив, не дают прежних результатов, более того (мне лично жалуются мои клиенты) просто «достали»
Объявление о возможности БЕСПЛАТНО пройти дистанционную стажировку в Учебном Центре одного из страховых гигантов России — компании РОСНО – вызвало поток писем:
Многие оценили эту возможность, и прислали свои заявки – таких писем уже довольно много, поэтому настоятельно рекомендуем “не оттягивать” и выслать свои заявки.
Некоторые выразили свое неудовольствие, и не упустили случая проект обхаять. Флаг им в руки. Критиковать чужую активность легче, чем проявить собственную.
Третьи прислали свои вопросы. На некоторые мы ответили индивидуально, а на некоторые — наиболее часто повторяющиеся — сегодня отвечаем “оптом”.
Итак, слово предоставляется руководителю проекта Корпоративного университета РОСНО Екатерине Высоцкой. (А для тех, кто эту информацию “пропустил”, настоятельно рекомендуем сначала зайти сюда >>):
Для кого стажировка подходит больше всего?
Мы рассчитываем получить в стажеры практикующих тренеров. При этом нам интересно принимать в стажеры тренеров – новичков, которым с одной стороны – интересно обучаться и развиваться, с другой стороны – у вас должен быть опыт профессионального обучения и базовое понимание учебного процесса. Начинающий тренер – с опытом работы от полугода до трех – видит обучение свежим взглядом, задает вопросы, активно ищет ответы, готов учитывать в развитии обратную связь и
развиваться вместе с нами.
Возможно, вы помните — в конце прошлого года я писал о своей знакомой Марине — владелице маленького ивент-агентства (этого блога тогда еще не было, поэтому материал вышел на моем основном сайте >> и в ЖЖ >>). Материал был о том, как ей удалось преодолеть панику среди сотрудников в условиях, когда заказчики один за другим отказывались от сотрудничества, и никаких
перспектив продавать свои услуги в кризис не предвиделось.
Контакт с Мариной поддерживаю довольно регулярный — мы с ней давние друзья. Соответственно, как у них обстоят дела, знаю очень хорошо. Сказать, что им приходится тяжко — ничего не сказать. Им приходится ОЧЕНЬ тяжко, потому что бюджеты на развлекательные мероприятия посокращали — именно их услуги в кризис — в первую очередь. Я бы так сказал, что тренеры и маркетологи по сравнению с ними просто как сыры в масле катаются. А уж стоны тех, у которых продажи сократились «всего»
на 10−20%, на фоне положения этой компании выглядят просто издевкой.
Численность ее немногочисленного персонала еще уменьшилась — их осталось менее половины от предновогоднего количества. Тем не менее, Марина как стойкий оловянный солдатик продолжает развивать свое дело. По моей просьбе, мы с нею вместе попробовали накидать ключевые вехи — какие решения были приняты, и какие мероприятия осуществлены, чтобы их услуги в кризис все равно продавались. Вот какой список получился:
Общим решением, всем (кроме бухгалтера), кто не зарабатывал компании деньги непосредственно — т.е. не продает или не оказывает услуги в кризис, было предложено начать это делать. Сократили тех, кто заниматься продажами и прочей полезной деятельностью отказался (ресепшионистку, и кое-кого еще). Что любопытно, бухгалтер тоже (по своей инициативе) начала работать с клиентами, что лишний раз доказывает — было бы желание.
По согласованию с сотрудниками, было произведено изменение системы оплаты: все были переведены на процентную форму оплаты. Несогласным было предложено начать подыскивать другую работу (некоторые этим правом воспользовались). Впоследствии, увольнений и сокращений уже больше не было.
Осуществлена работа с подрядчиками (они правда этого слова не употребляют, но в широком смысле оно будет наиболее уместно) на предмет снижения стоимости их услуг. В ряде случаев удалось добиться значительного улучшения условий. В итоге, появилась возможность предлагать клиентам очень разнообразные по цене предложения (разница на аналогичные условия — до 3-х раз)
Активизирована работа с заказчиками, на предмет того чтобы не отказывались от сотрудничества вовсе, а сотрудничали по значительно меньшей сумме. Удалось сохранить более половины тех клиентов, которые заявили о своем намерении сотрудничество прекратить. Был взят курс на «углубление отношений» с существующими клиентами.
Проведен мозговой штурм на тему «Кто еще может быть нашим клиентом, и что мы можем делать еще». Среди многих прочих, принципиально самая ценная идея — что можно работать не только с компаниями, а с частными лицами — т.к. несмотря ни на что, люди женятся, празднуют юбилеи, отмечают рождения детей, и пр. — соответственно такого рода услуги в кризис все равно будут востребованы, а все это организовывать Марининой команде — как раз плюнуть.
Сделали своего рода «пакет предложений», с разного вида услугами, и по каждому виду — линейка вариантов (от «эконом» — с хором октябрят, до «VIP» — с Жанной Фриске)
Были намечены «мишени», т.е. целевые аудитории и места их «кучкования» (одна из «кучек» — Рублевское шоссе). По принципу «пяти рукопожатий», были составлены контактные списки — куда идти, кому звонить, кого беспокоить. На основании списков, составлены планы действий.
А дальше — пошли этот план реализовывать. Итоги этой истории таковы. Компания продолжает работать, несмотря ни на что, и продавать свои дорогие услуги в кризис. Численность персонала сократилась, но стабилизировалась. Сотрудники регулярно получают зарплату. Вопрос о закрытии бизнеса не стоит. Несмотря на значительное снижение цен (точнее, не столько снижение, сколько расширение ассортимента в нижнюю сторону), компании удалось остаться в премиальном сегменте. Компания привлекла некоторое
количество новых клиентов, проведя «ревизию» своих возможностей, и открыв в них неиспользовавшийся до сего момента рыночный потенциал. Одним словом, дела идут!
Внимание!
Благодаря активности читателей
рассылки,
начала пополняться наша <<Деловая
Библиотека>>. Деловая библиотека A.S.Consult -
это взаимообмен любой интересной
бизнес-информацией
на тему продаж, управления, личностного
роста и пр.
Вы можете не только скачивать материалы,
но и добавлять их. Будем полезными друг
другу! Как пройти в
библиотеку?