Сегодня мы рады представить
вам новый, сто двадцать восьмой учебный курс Элитариума, благодаря которому
вы можете изучить самый молодой раздел финансов -- поведенческие финансы.
Несмотря на свою молодость, поведенческие финансы приобретают все большее
число приверженцев как в академическом мире, так и среди практиков.
Наглядным подтверждением этого стало вручение Нобелевской премии по
экономике за 2002 г. одному из основателей поведенческих финансов Дэвиду
Канеману. Результат нескольких месяцев работы группы разработчиков
представлен в курсе «Поведенческая
экономика. Психология в экономике и финансах», с программой которого вы
можете ознакомиться на сайте в разделе «Каталог курсов».
Как это ни печально, но
экономика не представляет собой точную науку. Психологический фактор в
оценках и действиях людей играет определяющую роль в экономике. Экономика
-- это, с одной стороны, наука цифр, расчетов, числовых показателей, а с
другой стороны -- наука суждений, предположений, мнений, умозаключений,
утверждений. Изучение современной теории финансов даст возможность
определить, что лучшее время купить что-то было в прошлом году. Все это
из-за одного-единственного предположения, на котором построены современные
финансы. Оно гласит, что поведение участников рынка рационально.
Поведенческие финансы подвергают сомнению предположения о рациональном
поведении участников рынка, пытаются обнаружить в поведении людей
систематические отклонения от модели рационального принятия решений и
учесть эти отклонения. В курсе изучаются важнейшие отклонения в поведении
людей, рассматриваются эмпирические исследования, подтверждающие значимость
этих отклонений, и даются финансовые приложения каждого из отклонений.
Вы можете изучить этот курс
при обучении по годичной или пятилетней индивидуальной
программе, включив в свой учебный план этот и любые другие курсы каталога.
Предвидение и прогнозирование в
принятии управленческих решений
Предвидение
-- это отображение будущего состояния объектов либо тех изменений, которые
могут в них произойти, либо информация о событиях, которые могут
свершиться. Предвидеть -- значит давать опережающую картину возможной
действительности. Предвидение дает возможность уменьшить степень
неопределенности. Успешность прогнозирования зависит от объема и качества
информации, правильности формулирования задачи прогнозирования и
обоснованности выбора способа ее решения. В настоящее время уже разработаны
рекомендации и методы выполнения прогнозирования, многие из которых могут
быть использованы для предвидения. Рекомендации по успешному предвидению
основаны на следующих постулатах.
Для
классификации ценовых стратегий, ориентированных на спрос, можно
использовать несколько критериев. По уровню цен на новые товары выделяют
стратегии снятия сливок, цены проникновения и среднерыночных цен. По
степени изменения цены выделяют стратегии стабильных цен, скользящей
падающей цены или исчерпания, а также роста проникающей цены. По степени
дифференциации товаров и потребительских цен выделяют стратегии
дифференциации цен на взаимосвязанные товары, ценовых линий и ценовой
дискриминации.