Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности - доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим. Мы говорим о проблеме СДВГ, его диагностики и коррекции, анонсируем новый раздел сайта effecton.ru, посвященный проблемам СДВГ.


www.effecton.ru
#8
СДВГ
2006-03-28
Effecton.Ru: Эффективная психодиагностика и коррекция
Горячие новости
ТВ — Ящик Пандоры?
Тема номера
СДВГ — симптомы, причины, диагностика и коррекция
На правах шутки
Остается только один шанс...
 

От редактора

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища "трудный", "неуправляемый". В медицинской карточке у них записано СДВГ (ADHD) — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Для многих родителей эта аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их ребенка в детский сад. При большой численности групп даже в современных детских садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будет трудно.

Очень много проблем и переживаний СДВГ приносит родителям и учителям, но многие не задумываются о том, каково самому ребенку быть таким. Сегодня мы обсудим основные симптомы, причины СДВГ и методы его психодиагностики, рассмотрим взгляды медиков, психологов и психотерапевтов на эту проблему, поговорим о возможностях ее коррекции.

Горячие новости

27.03.2006

Комикс про доктора БредбергаТВ — Ящик Пандоры?:
Влияет ли телевизор на возникновение СДВГ?
Ребенок неуправляем, он не умеет общаться, он невнимателен, с ним невозможно справиться, говорят Вам в школе. Очень может быть, что он не 'плохо воспитан', не 'разболтан' и не 'лентяй', а просто страдает от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
подробнее...

26.03.2006

How much is the fish?:
Пища влияет на настроение и поведение
Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, могут влиять на настроение, поведение и свойства личности, говорится в исследовании ученых из университета Питтсбурга.
подробнее...

25.03.2006

Риск смерти после потери супруга:
Белые американцы тяжелее, чем черные справляются с потерей супруга
Гарвардские социологи исследовали, как влияет потеря супруга на продолжительность жизни пожилых американцев. Выяснилось, что белые американцы более предрасположены в этом случае к скорой смерти, чем черные.
подробнее...

24.03.2006

Решения мужчины и женщины:
Женщина выбирает в какой магазин пойти, а мужчина — какое авто купить
В результате опроса 51 тыс. американских семей исследовательская фирма NPD выяснила, что основную часть решений принимает женщина. Мужчина же предпочитает распоряжаться семейным бюджетом. Новые данные предлагается использовать в психологии рекламы.
подробнее...

Тема номера

СДВГ — симптомы, причины, диагностика и коррекция

Многие беспокойные родители часто подозревают в своих чадах синдром дефицита внимания и гиперактивности, водят их по врачам, собирают справки, пытаются выявлять причины. Однако статистика говорит, что только 3 — 5 % от общего количества детей действительно являются обладателями СДВГ.

Раньше трудность детей приписывали возрасту и темпераменту и не пытались лечить, надеясь, что со временем симптомы гиперактивности и дефицита внимания пройдут. Отчасти это правда, поскольку по мере взросления ребенка с СДВГ снижается уровень гиперактивности, и его поведение с точки зрения окружающих людей нормализуется. Проблема в том, что дефицит внимания с годами не проходит, и взрослым с СДВГ трудней приспособиться к жизни, трудней учиться, работать, общаться, устраивать личную жизнь, чем остальным людям.

Варианты проявления СДВГ

Согласно американской классификации болезней DSM-IV:

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность — смешанный тип — СДВГ;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности — невнимательный тип — СДВ(Г);
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания — гиперактивный тип — С(ДВ)Г.

Чаще всего встречается первый вариант заболевания — сочетание гиперактивности и невнимательности. Также есть различия по половому признаку — на одну девочку с СДВГ приходится 8 мальчиков. Ученые объясняют это соотношение тем, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается невнимательный тип СДВ(Г), который характеризуется избыточной мечтательностью, витанием в облаках, и меньше заметен для окружающих.

Критерии наличия СДВГ

"Проявлять" себя СДВГ начинает к 4 — 5 годам жизни ребенка. Если в этот период родители и воспитатели детского сада замечают, что ребенок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такого ребенка рекомендуют показать специалистам. Установлено, что бить тревогу и задумываться о походе к врачу родители должны в том случае, если на протяжении полугода они заметили хотя бы 6 характеристик из приведенного ниже списка:

  1. Неспособность сосредоточиться на деталях.
  2. Ошибки по невнимательности.
  3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  4. Неспособность доводить задания до конца.
  5. Низкие организаторские способности.
  6. Негативное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  7. Потери необходимых предметов при выполнении задания.
  8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  9. 3абывчивость.

Дополнительным свойством, часто встречающимся у детей с СДВГ, являются нарушения в моторной сфере психики (неразвитая координация движений, неуклюжесть). Это следствие дефицита внимания, которое также обнаруживается в низкоразвитой мелкой моторике (ребенок плохо прорисовывает мелкие детали, ему трудно шить, вязать, играть на музыкальных инструментах). Нарушения координации мешают ребенку научиться писать, так как работать правой и левой рукой одновременно он не может. Неуклюжесть в движениях объясняется расстройством зрительно-моторной координации.

Кроме нарушения формирования навыка письма (дисграфии) у детей с СДВГ наблюдаются также нарушение формирования навыка счета (дискалькулия) и чтения (дислексия) вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Они ведут к трудностям в школе, которые отравляют жизнь и ребенку, и его родителям.

Исследования СДВГ

Начиная с 1902 года, когда была написана первая работа по СДВГ, и до 1970-х годов причинами СДВГ считались внешние, социальные факторы (неблагополучные семьи, дурное воспитание, гиперопека). С расцветом генетики заговорили о генетических причинах данного синдрома. В частности, в некоторых семьях были выявлены несколько людей, страдающих этим заболеванием. Это дало возможность установить биологическую природу СДВГ.

Среди биологических факторов, влияющих на возникновение данного синдрома, основную роль играют органические поражения мозга, токсикологическое или механическое воздействие на плод во время беременности, трудные или ранние роды, задержка дыхания у новорожденного. Сейчас изучаются также эндокринные причины развития СДВГ — нарушения обмена веществ, пищевой фактор и т.п.

Основные психические функции, которые страдают от влияния вышеперечисленных факторов — концентрация внимания на длительный период, активная память, самоконтроль. Мозг ребенка с СДВГ работает циклично: через каждые 10 минут работы — отключение на 5 — 7 минут. В это время ребенок начинает вертеться, срываться с места, отвлекаться на дополнительные стимулы. Установлено, что в этот момент энцефалограмма такого ребенка показывает альфа-ритм, то есть мозг скачущего сорванца попросту спит. Происходит это вследствие нарушения допаминового обмена. Допамин — близкий родственник адреналина, поэтому люди с СДВГ склонны к риску и постоянно ищут острых ощущений. Детей с СДВГ Вы увидите катающимися на высоченных горках в парке аттракционов, прыгающими с крыши в сугроб, заплывающими далеко от берега.

Данные многих исследований, посвященных СДВГ, показывают, что люди, страдающие этим заболеванием, способны в некоторых случаях концентрировать свое внимание на одном виде деятельности достаточно длительное время. Главный фактор здесь — интерес к занятию. Известно, что дети с СДВГ слабо мотивированы. Поэтому их обучение и воспитание требуют эмоционально насыщенных и увлекательных занятий. Педагоги должны обращать на это внимание.

Психодиагностика СДВГ

Психодиагностика СДВГ — сложный и тонкий процесс. Прежде, чем определить, с какими именно проблемами сталкивается ребенок, его поведение наблюдается в течение определенного времени дома и в детском саду (школе). Только после этого, сравнивая наблюдения, психологи и педагоги могут говорить о конкретных трудностях, которые испытывает ребенок.

Современные компьютерные программы диагностики основных психических функций могут помочь специалистам. Они представляют собой диагностические игры, в которых ребенок (или взрослый) показывают свои способности и особенности протекания психических процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления, воли. В базе Effecton Studio имеются целые комплексы диагностических игр под названием "Зоопарк" и "Внимание", исследующие сенсомоторные реакции и психические процессы.

Большинство авторов сходятся на том, что СДВГ нельзя вылечить, но можно корректировать, тренируя отдельные психические процессы и свойства. Основной проблемной сферой СДВГ, по мнению эксперта в области СДВГ Роберта Бакли, является воля. Главная трудность здесь — это невозможность сдерживания и самоконтроля (неразвитость волевых процессов). Она влечет за собой неусидчивость, невозможность контроля эмоций и поведения, концентрации на одном виде деятельности, переключения с одного вида деятельности на другой. Это способствует плохой памяти, неразвитым прогностическим способностям и невозможности правильного ощущения времени.

В комплексе Effecton Studio, тестированию точности восприятия времени посвящена методика "Рыбалка" пакета психологических тестов "Ягуар". Как показывает практика, при систематическом выполнении методики, точность восприятия временных интервалов повышается как по показателям самого теста, так и по результатам независимых измерений. Методика применима как для занятий с детьми, в том числе с СДВГ, так и для тестирования/тренировки взрослых.

Для тестирования и тренировки скорости переключения внимания хорошо подходят, например, тесты "Накорми обезъян" из пакета "Зоопарк", и более взрослая методика "Чет-нечет" из пакета "Внимание". При помощи последнего пакета можно комплексно изучить все характеристики внимания как психического процесса: интенсивность, устойчивость, избирательность, переключаемость. Одним из предназначений  пакета "Зоопарк", является диагностика СДВГ, а также тренировок тех психических процессов, которые ограничивает данное заболевание.

Если следовать гигиеническим требованиям, то 1 — 2 часа в день ребенок может тренировать свои психические функции и свойства в увлекательных играх. Известно, например, что работа с компьютерной мышью уже способствует повышению концентрации внимания и развитию зрительно-моторной координации.

Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Родители и учителя должны очень хорошо знать характеристики детей с СДВГ, знать, что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь такому ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.

Ольга Данилова.

Новый раздел на Effecton.Ru

Мы понимаем важность проблемы и необходимость правильной информационной поддержки людей, взаимодействующих с детьми, имеющими этот синдром. Поэтому, с сегодняшнего дня, на сайте Effecton.Ru,  открывается раздел, посвященный проблемам СДВГ-детей. В этом разделе публикуются материалы, разработанные нашим автором Еленой Паршиной. Статьи будут полезны родителям, учителям, воспитателям СДВГ-детей. Здесь собраны практические советы, теоретические сведения, описания занятий, игры с СДВГ-детьми и многие другие материалы, способные облегчить взаимодействие с обладателями синдрома, сделать общение более приятным и гармоничным.

СДВГ. Определение проблемы:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Eсли чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.
подробнее...
Особенности СДВГ и коррекция:
Особенности внимания у СДВГ-детей, тестирование и тренировка
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие.
подробнее...
Исполнительные функции у СДВГ детей:
Нарушение, тренировка исполнительных функций при СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций — ММД. Для расстройства характерны патологически низкие показатели внимания, памяти, слабые мыслительные процессы при нормальном или высоком уровне интеллекта.
подробнее...
Этиология и возможные причины СДВГ:
Нарушения, вызывающие СДВГ, генетические, токсические и др
СДВГ — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, которое проявляется в различных областях функционирования и поведения. Хотя причины СДВГ с точной достоверностью пока не установлены, различные теории и исследования делают предположения.
подробнее...
Сопутствующие СДВГ состояния:
Нарушение зрительного восприятия, координации, чувствительности при СДВГ
К сожалению, синдром дефицита внимания — не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребёнку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ.
подробнее...
Эмоциональные особенности:
Эмоциональные особенности развития детей с СДВГ
Побуждение и мотивация, невнимательность, задержка эмоционального развития, несоответствие развития и интеллекта, система интересов, страхи и тревожность, реакции родителей, реакции учителей, наказания и поощрения.
подробнее...
Социальные отношения:
Особенности социальных отношений у детей с СДВГ
Отношения со сверстниками и взрослыми у детей с СДВГ складываются не просто. Очень часто их не понимают и не принимают. Они в свою очередь докучают своим поведением другим людям. Как адаптировать таких детей к обществу и как обществу адаптироваться к ним?
подробнее...
СДВГ: Методы организации деятельности:
Методы организации учебной и трудовой деятельности детей с СДВГ
Организация пространства, организация времени, правила общения и занятий с СДВГ-детьми. Особенности интеллектуальной деятельности, мышления, тренировка и развитие слабых функций мозга.
подробнее...
Игры для детей с СДВГ:
Тренировки функций, нарушенных вследствие СДВГ
Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новому окружению, занятиям и правилам.
подробнее...

На правах шутки

Остается только один шанс...: Психологический юмор на сайте Effecton.Ru

Остается, Один, Шанс, Психологический, Юмор, Сайте, Effecton, Ru, Психология, Юмор, Прикольные, Картинки

Все комиксы на сайте Effecton.Ru...

Архив рассылки: www.effecton.ru/172.html

Обратная связь: subscribe@effecton.ru


В избранное