В теме номера мы обсуждаем основные приемы и методики диагностики дошкольников, проективные и арт-терапевтические методы коррекции. У нас есть новости о счастье, альтруизме, депрессии и первом впечатлении. Продолжается конкурс с призом 1000 рублей!
До окончания конкурса, о котором мы рассказывали в предыдущем выпуске рассылки, осталось всего 5 дней. Мы ждем Ваших писем! Ознакомьтесь с правилами — вполне возможно, что именно Вы находитесь на расстоянии одного единственного
сообщения от приза размером в 1000 рублей!
Этот выпуск рассылки посвящен методам диагностики и коррекции личности дошкольников. На сегодняшний день методов изучения личности ребенка и психологических приемов коррекции очень много, но все они имеют общую природу. Поскольку трудно провести с малышом стандартизованные методики построения личностного профиля, на помощь психологу и психотерапевту приходят проективные
методы.
Проективными называются методы диагностики личности по содержанию бессознательного в продуктах труда человека, а также в стиле восприятии образов мира. Самые известные методы — рисунок, лепка, ассоциативные тесты (ТАТ, тест Люшера, песочный тест, тест чернильных пятен Роршаха). Естественно, для ребенка-дошкольника эти занятия более привлекательные, чем только ответы на вопросы взрослого.
Проекция личности во вне также лежит в основе коррекционных приемов, применяющихся психотерапевтами при работе с малышами. Так называемая арт-терапия сегодня очень популярна. Западные специалисты широко практикуют ее в коррекционной работе с людьми всех возрастов.
В нашей стране это направление только получает свое развитие. Арт-терапевты считают, что через создание творческой продукции (рисунков, скульптур, панно и т.п.) совершается переход проблемной области из бессознательного в сознательное. Кроме того, человек реализует в творчестве собственные эстетические потребности и потребности самовыражения. Для специалиста по детской коррекции это зачастую единственный комплексный подход к данной работе.
В теме номера мы обсудим основные приемы и методики диагностики дошкольников, особенности анализа получаемой информации, и ее надежность. Также поговорим подробно об арт-терапевтических методах коррекции детской личности.
Деньги и растущий уровень благосостояния делают счастливыми очень
немногих. Секрет счастья — в более прозаичных вещах: дружбе, любви и работе… Стать счастливчиком довольно просто, но, оказывается, не все этого хотят.
Немецкие исследователи обнаружили, что уже в 18 месяцев младенцы начинают проявлять альтруистическое
поведение, что говорит о врожденном альтруизме у человека. В экспериментах, о которых сообщает журнал Science, малыши помогали незнакомцам.
По данным исследований, очень часто причиной депрессивного состояния подростков является
насилие родителей по отношению друг к другу. В некоторых случаях такое состояние может довести подростка до суицида.
Формирование первого впечатления при восприятии незнакомого человека давно интересовало общих и социальных
психологов. Недавние исследования показали интересные механизмы — наш мозг работает наподобие популярного некогда фотоаппарата 'Поляроид'.
Комментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.
Проблемы могут быть различными — вызванными физическими отклонениями (например, проблема межличностного взаимодействия ввиду нарушений речи) или внешними социальными факторами (замкнутость, агрессия, фобии ребенка вследствие неблагополучных отношений в семье).
Разные направления психологии по-разному оценивают возраст формирования человеческой личности. Известна психоаналитическая точка зрения о том, что вся наша личность и поведение закладываются до 3-х лет. Гуманистические психологи рассматривают человеческую личность в постоянном развитии. Академическая психология считает, что человеческая личность только начинает формироваться с 2,5 — 3-х
лет. То есть психотерапевты, работающие с дошкольниками, имеют дело с личностью, только начавшей развиваться. В этом одновременно и простота, и сложность такой работы.
С одной стороны, гибкость и податливость свойств и черт характера помогает конструировать развитие ребенка по заданной линии. С другой, трудность установления контакта, невозможность общения логическими схемами (логика мышления у дошкольников еще в зародыше) мешает этому процессу. Кроме того, целостное восприятие мира ребенком и неразвитые волевые процессы заставляют его переносить свою проблему
на все сферы жизни — он еще не умеет абстрагироваться и выполнять какое-либо дело, не думая о ней. Если ему плохо — значит плохо всегда и со всеми.
Проективные методики
По отношению к проективным методикам, принято дискутировать на предмет надежности получаемой с их помощью информации. Дело в том, что в отличие от количественных стандартизованных методик, где интерпретация полученных данных является общей для каждого случая, в анализе проективных методик присутствует опасность субъективного мнения диагноста. К примеру, если человек рассматривает чернильное пятно и говорит, что видит в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации данного образа восприятия будет очень много.
Оппоненты данного мнения утверждают, что необходимо использовать проективные методики в комплексе со стандартизованными для более точного изучения личности. Единственной точкой согласия ученых в применении данных методов диагностики является детская диагностика.
На сегодняшний день существует две разновидности проективных методов: анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или сделанные из других материалов, панно, инсталляции) и анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира (детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера, детский вариант чернильных пятен Роршаха).
Начнем с рисунка. Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования домика, дерева, семьи, собственного портрета, несуществующего животного, но и радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе. Основные акценты психотерапевты расставляют на положении рисунка на листе бумаги, размере, наличии или отсутствии границ (рамок), яркости линий, цветовой гамме.
Важен и эффект первого впечатления — те детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребенок пытается выразить свою проблему. Так, например, дети, пострадавшие от сексуального насилия или домогательств, в рисунке человека акцентируют внимание на области таза (яркие линии, полосы, обрисовывающие талию, пояса).
Помимо этого, выясняется смысл для ребенка целого образа рисунка — посредством вопросов "Что это?", "Что будет с ним дальше?". Вопросы о настроении изображенного существа или человека также уместны. Аналогично происходит лепка, создание инсталляций (маленьких объемных картинок из подручных материалов) и последующий анализ полученных произведений.
Результаты анализа дают пищу для размышлений об общем психическом здоровье и уровне развития ребенка, уровне агрессии и наличии фобий, о развитии коммуникативных способностей, вероятности развития акцентуаций (детский вариант теста акцентуаций Шмишека).
Ассоциативные тесты проводить сложнее — возникает необходимость мотивирования ребенка на рассматривание карточек, пятен и других материалов. Обычно психотерапевты выкладывают их в процессе игры. При проведении данных методик задается больше вопросов, поэтому малыша необходимо настроить. Проективные методы требуют чуткости и тонкости диагноста.
Кроме информации о вышеперечисленных личностных особенностях, ассоциативные тесты дают психологу представление о развитии мышления ребенка и всех нарушениях этого процесса. Поскольку некоторые виды мышления (наглядно-образное) в дошкольном возрасте еще формируются, то и корректировать какие-либо нарушения будет значительно легче.
Арт-терапия
Для коррекции детской личности и отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегают к арт-терапии. На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьей.
Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама. Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции.
Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.
Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.
В следующем выпуске рассылки мы подробнее поговорим о психодраме, ее особенностях, а также тех проблемах личности ребенка, которые можно решить с ее помощью.