Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологическая коррекция методом психодраммы - методом раскрытия внутриличностных особенностей и переживаний, комплексов и фобий, скрытых влечений личности. Новости о депрессии, тревожности и использовании психологии в решении экономических вопросов.


www.effecton.ru
#7
Психодрама
2006-03-23
Effecton.Ru: Эффективная психодиагностика и коррекция
Горячие новости
Депрессия зависит от генов
Тема номера
Психодрама. Техники и приемы
На правах шутки
Кто это к нам ползет?
 

От редактора

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Всего за месяц, тираж нашей рассылки перешагнул отметку в 1000 экземпляров и продолжает расти — большое спасибо, за то что подписались и приветствуем всех тех, кто присоединился к нам с момента прошлого выпуска.

Сегодня мы продолжаем говорить о коррекционных методах в детской психологии. Около полувека назад социальный психолог Якоб Морено, наблюдая за играми детей в Венском парке и за тем, как они выбирают себе роли и решают конфликты, пришел к выводу о терапевтическом эффекте ролевых игр. Позже он пробует с помощью проигрывания различных ролей и сюжетов помочь беженцам справиться с горем, озлобленностью и жизненным кризисом. Он создает театр спонтанности, в котором уже широко применяется метод групповой психотерапии, получивший распространение и признание во всем мире. Морено называет его психодрамой.

Психодрама используется в настоящее время в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине. Потому как своеобразными вдохновителями Морено на создание психодрамы стали дети, именно они, зачастую, и являются основными пациентами психодраматических сеансов. Они вольготно чувствуют себя, играя какую-то роль, любят кого-то изображать. Они непосредственны и легче проявляют свое "Я" во вне. В теме номера, речь пойдет о механизмах, которые лежат в основе психодрамы, а также об особенностях психодраматической терапии у дошкольников.

Между тем, до окончания конкурса, о котором мы рассказывали в предыдущем выпуске рассылки, осталось всего 3 дня. Большое спасибо всем, кто прислал свои вопросы, мы обязательно ответим на них лично, а лучшие из них — опубликуем в выпусках этой рассылки. Прием вопросов продолжается! Пожалуйста ознакомьтесь с правилами конкурса — вполне возможно, что именно Вы находитесь на расстоянии одного единственного сообщения от приза размером в 1000 рублей!

Горячие новости

23.03.2006

Комикс про доктора БредбергаДепрессия зависит от генов:
21% населения предрасположен к депрессии
Согласно британскому исследованию, почти третья часть человечества имеет генетическую предрасположенность к депрессии. Лишь 26 процентов людей имеет генотип устойчивости к депрессии.
подробнее...

22.03.2006

Экономические вопросы решают… психологи!:
Нейроэкономика — о механизмах принятия финансовых решений и склонности к риску
Нейроэкономика — новая наука, в рамках которой процесс принятия экономических решений изучают теперь не только сами экономисты, но и нейробиологи, психологи и психиатры. Ими выявлена область человеческого мозга, которая отвечает за способность к риску.
подробнее...

21.03.2006

Недоношенные дети:
Недоношенные дети депрессивны и замкнуты?
Недоношенные дети, в особенности девочки, больше, чем их вовремя рожденные сверстники склонны к тревожности, депрессии и замкнутости, сообщают ученые лондонского Института Психиатрии.
подробнее...

Тема номера

Психодрама. Техники и приемы: Психодрама и эффективность ее использования у дошкольников

Психодрама

Психодрама — групповой метод, поэтому ее часто путают с тренингами. Действительно, и тот, и другой методы способствуют обучению новым схемам поведения. Но психодрама, по сравнению с тренингом, ретроспективна. Она обращается к прошлому, тогда как тренинг — к будущему. В ходе психодраматической терапии раскрываются внутриличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Как метод арт-терапии, психодрама призвана переводить бессознательные элементы личности в область сознательных. Помимо этого механизма, в психодраме активно воздействуют на личность:

  • Проигрывание роли других людей, находящихся в группе, предметов одежды и обстановки, их окружающих; проигрывание ситуаций из их жизни
  • Проигрывание другими людьми Вашей роли, Ваших жизненных ситуаций

Другие представители группы, играющие Вашу роль в целом или роль одной из особенностей Вашей личности, в психодраматической терапии называются второстепенными "я". Их значение варьируется в зависимости от цели, которую преследует проигрывание роли. Второстепенные "я" могут быть зеркалом, отражая те качества и манеры поведения, которые скрыты для самого пациента. Другое значение второстепенных "я" — подкрепление мнения пациента, в котором он сомневается. При этом, человек, играющий роль второстепенного "я", становится за спиной главного героя и начинает тихо вторить его словам, иногда перефразируя их, а иногда считывая их межстрочный смысл.

Конечно, психодраматическая терапия с детьми дошкольного возраста весьма специфична. Здесь возникает целый ряд сложностей, начиная с банальных принципов групповой работы и кончая обратной связью. Время проведения сеанса психодрамы для малышей и численность группы значительно меньше, чем у взрослых (время — до 50 минут, численность 4-5 человек; варьируются в зависимости от возраста). Многие авторы считают, что психодраматическая терапия с дошкольниками теряет много полезных ортодоксальных приемов, которые не применимы к ребенку 3 — 5 лет. Однако опытные терапевты, работающие в этой области, полагают, что, кроме физиологических параметров (к примеру, перерывы на еду и туалет), разницы между взрослой и детской психодрамой нет. Главное — говорить на языке ребенка.

Специфичность работы с детьми обусловлена общими особенностями их развития на данном жизненном этапе. Это и неустойчивость психики, и неразвитые процессы торможения и волевые процессы, и эгоцентризм (ребенок не включает себя в систему мира). Помимо общих особенностей не будем забывать и о том, что на психокоррекцию, в основном, приводят детей с различными проблемами, которые также отражаются на поведении ребенка. Большую трудность составляют уже проявляющиеся акцентуации характера малыша (тест акцентуаций детский вариант). Детям, к примеру, шизоидного типа трудно сосредоточиться на процессе, а психастенику сложно выдержать эмоциональное напряжение, неизбежно появляющееся в психодраматическом сеансе при вскрытии проблем.

Часто психодраматические сеансы с дошкольником проводятся один на один с терапевтом, а роль второстепенных "я" играют куклы из кукольного театра и игрушки. Такой индивидуальный подход применяется в тяжелых случаях, когда ребенок не способен работать в группе. Впоследствии, по мере улучшения психического здоровья, он включается в групповую терапию.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми дошкольного возраста?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, малыш переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее.

К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации. В литературе описан случай, когда маленькая девочка проигрывала случай сексуального домогательства к ней со стороны отца. Сначала изображая себя, по ходу разыгрывания сцены она захотела поменяться ролями с терапевтом. Ребенок буквально на несколько секунд онемел, когда получил в ответ на страшные речи своего отца, которого он изображал, не хныканья, а суровый отпор, уверенный взгляд и твердые интонации. Девочка поняла, что схему поведения можно менять. Кстати, это хороший пример объяснения ребенку сложных вещей на его языке.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче применяется у дошкольников, чем у взрослых, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой малыш (или психотерапевт) может генерировать новые способы поведения (как в случае с девочкой, описанном выше).

Изменяем статусы

Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к родителям и другим взрослым.

В статьях на эту тему упоминается пятилетний мальчик, который сознательно бил свою мать. На психодраматическом сеансе ему была дана роль немого принца, мать которого была королевой большой страны. Таким образом, и ребенку, и матери был придан социальный статус, который не позволял мальчику бить мать, так как "принц не бьет королеву". Немота принца — специально заданные условия для большей эмоциональной напряженности. Обычно ребенок выражал эмоции кулаками, здесь же он не мог ни сказать, ни ударить. Постепенно снижая статусы, сближая их с реальной жизнью, мальчик научился играть самого себя, не бьющим свою маму.

Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" — первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода. В статье, посвященной психодраме, описывается такой случай. "Разве можно бить ногой подушку?" — спрашивал во время терапевтической сессии один тревожный (тест личностной тревожности) пятилетний мальчик. Терапевт не только подтвердила, что можно, но и помогла ему сильнее ударить. "На кого мы так злимся?" — спросила она, едва переводя дыхание, после того как они вдоволь наколотили подушку. "На м оего папу и на все это", — ответил малыш, впервые начав разговор "обо всем этом".

Еще раз хочу напомнить о высоком значении личности терапевта, степени его профессионализма в процессе детской арт-терапии и психодрамы. В большинстве случаев именно эти параметры — залог успешной коррекции психики маленького человека.

Ольга Данилова.

На правах шутки

Кто это к нам ползет?: Психологический юмор на сайте Effecton.Ru

Кто, Нам, Ползет?, Психологический, Юмор, Сайте, Effecton, Ru, Психология, Юмор, Прикольные, Картинки

Все комиксы на сайте Effecton.Ru...

Архив рассылки: www.effecton.ru/172.html

Обратная связь: subscribe@effecton.ru


В избранное