← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
За последние 60 дней 5 выпусков (2-3 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://saychata.ru/
Открыта:
04-09-2005
Статистика
0 за неделю
Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск № 8.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск № 8 «Все, что вы хотели знать о детях»
День добрый, друзья! С вами ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!
Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!
Организационные вопросы Дорогие родители! Спасибо за интерес к рассылке, за ваши письма, отзывы. Ни одно письмо не останется без внимания! В прошлых выпусках в нашей рассылке развивалась тема страхов у детей. Сегодня мы поговорим о страхах у детей от 5 до 7 лет. От вас пришло много писем, действительно, тема страхов очень распространена. Рассказывая о своем ребенке, родители часто упоминают о своих собственных страхах. В ближайших выпусках мы затронем тему о связи страхов родителей и детей. А сегодня в разделе «Детская психология для родителей» – о страхах у детей с 5 до 7 лет. В разделе «Психологическая консультация» письма от родителей и мои ответы на вопросы. Темы сегодняшних консультаций: Как преодолеть страх смерти? Ребенок не хочет читать Ребенок пошел в детский сад и его поведение изменилось. Чем папе заниматься с ребенком вечерами. Раздел «Делимся опытом» у нас периодически пустует. Я еще раз приглашаю вас на дискуссию и обсуждение любой предложенной вами проблемы, чтобы вы смогли почитать мнения других родителей. Ведь зачастую не хватает житейского совета, а не консультации психолога!:) Сегодня в разделе «Для души» - продолжение отрывков из книги Тарасова «Книга для героев» |
Детская психология для родителей. Страхи у детей от 5 до 7 лет. Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний значимых для них авторитетных лиц. В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?» Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий. Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей). Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре «Семья» дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать как «папа» или «мама». Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте. Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, по заполняющей сознание опасности. Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению. Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца. Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына. Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков. Еще одна история про мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать семью, несмотря на просьбу ее изобразить. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей. Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности. Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал и свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием». В беседе с мальчиком обнаружились не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У пего нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях. К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства. Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению. Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку. При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний. В 5—7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на, меня и съел» (отражение связанных со страхом смерти страхов нападения и животных у девочки 5 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется связанный со страхом смерти страх огня). "Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5—7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка как назло вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке. Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: „Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4». Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этане знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Коли ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3—5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения. При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться. Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью. Как мы видим, случай с хомячком пришелся, как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки. Иногда страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?» Непереносимость ожидания проявляется в том, что, ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например прихода гостей, посещения кино и т. д. Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью. Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не укорены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего. Навязчивый страх опоздать — это симптом фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов. Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки, и пр. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета. Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой. Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений. Из книги А. Захарова «Что снится нашим детям» В следующем выпуске – о страхах у детей от 7 до 11 лет.
Продолжение следует….
|
Психологическая консультация.
Как преодолеть страх смерти?
Здравствуйте, Светлана! В прошлом выпуске вы затронули тему страха смерти. Что делать, если в моем ребенке этот страх уже развился? Моему сыну шесть лет и примерно с пяти с половиной у него это буквально навязчивая идея. Все мои попытки деликатно обойти эту тему ни к чему не приводят. Когда я говорю, что люди умирают только очень-очень старыми, он впадает в панику, говоря, что не хочет чтобы умерли бабушка с дедушкой. Не хочет, чтобы я старела и старел он сам, не хочет чтобы кого-то закопали в землю. Он постоянно спрашивает - почему так устроена жизнь, что все должны умереть. А я не знаю что отвечать, потому что жизнь действительно так устроена и я сама в глубине души всю сознательную жизнь боюсь смерти и боюсь потерять своих близких, а особенно боюсь за ребенка, хотя ему этого страха стараюсь конечно не показывать. Посоветуйте, что мне делать, как помочь ребенку преодолеть этот страх. И как преодолеть этот страх в себе? Заранее благодарна. С уважением, Ольга
Оля, здравствуйте! Страх смерти наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, особенно если у вашего сына еще есть способность к абстрактному мышлению. Скорее всего, в детстве он побаивался чужих людей и был привязан к матери. Все это усугубляется тем, что в вас также присутствует страх смерти. Чувствительные дети всегда очень хорошо воспринимают страхи родителей. Когда он задает вопрос о смерти, вы внутренне напрягаетесь, теряетесь и ваши слова успокоения совершенно не производят на него успокаивающего эффекта, а наоборот, он начинает чувствовать, что смерть – это страшно. Как ни странно, но дети всегда боятся того, что боятся взрослые. Смысл страха смерти – в его преодолении. А преодолевается он другими более сильными и более позитивными чувствами. Вам в первую очередь нужно разобраться с причиной собственных страхов, ведь, скорее всего, когда-то страх смерти появился у вас, но со временем психика сумела защититься и вытеснить его. Но проблема осталась непроработанной и сейчас по многим причинам обострилась. Самый лучший вариант – очная консультация психолога. Или занятия с психологом для ребенка. Есть много методов коррекции детских страхов – игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия. Психолог разработает программу коррекции страха и обязательно поможет ребенку. А вы подумайте, какие события происходили в вашей семье в последнее время? Может, был уход члена семьи из дома, разговоры о смерти и старости при ребенке, умерло животное или ребенка потрясло увиденное – смерть по телевизору или авария на улице. Может быть, вы боитесь за будущее, слишком много думаете о нем, забывая о настоящем, считая, что все, что происходит сейчас, не имеет значения, а вот в будущем будет то-то и то-то. Что нужно делать дома? Создайте дома максимально спокойную обстановку, не говорите при ребенке о смерти и старости, если зашел разговор о том, куда уходят люди после смерти, расскажите про ангелов и рай, что все люди там встречаются после смерти, а в землю закапывают только тело. Найдите оптимистичные сказки, читайте много веселых книг. Пообещайте, что не умрете, пока он не вырастет и не станет совсем взрослым. Скажите, что до старости ему еще очень далеко и что в старости люди очень счастливы и полны здоровья и планов. Что любой возраст хорош по-своему и никто никогда не жалел, что он постарел. И все-таки, если вас очень беспокоит тема смерти и потери, обратитесь за очной консультацией. Всего вам самого доброго! С уважением, Светлана
Ребенок не хочет читать. Добрый день, Светлана! Меня зовут Аня. Пишу Вам потому, что уже не знаю, у кого консультироваться и что мне делать. Пишу Вам от отчаяния. Никогда никому вообще через Интернет не писала, а уж психологу тем более. Все дело в том, что у меня есть дочка Ксения. Ей 6 лет. Мы никак не можем научить ее читать уже на протяжении года. И в различные кружки мы ходили, и репетитора нанимали - результата никакого. Ксения вполне здоровый ребенок. Достаточно развита для своих лет. Но вот с чтением проблемы. А на следующий год в школу. У нас ни в одну школу ребенка в первый класс не принимают, если он читать не умеет. Я знаю, Вы скажете: "А при чем тут психолог?" Я как мама думаю, что проблема у Ксении чисто психологического характера - она просто не хочет читать. Не хочет ходить в школу. Мы пробовали все, что только возможно - объяснения, уговоры, похвала, поощрения, даже несколько раз достаточно строго разговаривали на эту тему. Но ничего она и слышать не хочет - "Я не хочу читать". А как только за книжку садиться - на глазах слезы. Пожалуйста, помогите. С уважением, Аня
Аня, здравствуйте! "А при чем тут психолог?" я не скажу, так как проблема ваша чисто психологическая. Сейчас расскажу вам о причинах такого нехотения читать, а вы посмотрите и уже определитесь, что делать дальше. Одной из причин может быть какой-то очень негативный случай или ситуация, связанная с чтением. Например, вы оказывали сильное давление на нее, чтобы она учила буквы и складывала их в слоги, что доставило ей массу неприятных воспоминаний. Все это отложилось, как очень негативное занятие. Либо во время первых попыток чтения она себя чувствовала плохо и в последствии чтение у нее ассоциировалось с болью и ожиданием боли. В итоге – все ушло в бессознательное, а сознательно – у девочки сопротивление к чтению. Причина номер два связана с готовностью к школе. Есть три составляющие, на основе которых можно установить готовность ребенка к школе: - интеллектуальная - эмоциональная - социальная С интеллектуальной зрелостью вам поможет разобраться воспитатель детского сада и психолог, а также учитель школы, в которую вы собираетесь идти. В детских садах проводится диагностическое обследование детей, и делаются показатели уровня интеллекта. В школе также дети проходят проверку знаний и навыков (хотя по большому счету это не положено, но наши школы активно это используют). Если знания и интеллект ребенка соответствуют уровню готовности, то отправлять в школу можно. Далее проверяем эмоциональную готовность. Это поможет вам определить психолог детского сада. Он проверит, насколько сильны импульсивные реакции ребенка для его возраста, сможет ли он выдерживать длительные нагрузки и выполнять очень долго непривлекательные задания (например, писать крючочки в прописях). А вот социальная зрелость, на мой взгляд, одна из главных составляющих в готовности ребенка к школе. У ребенка должна быть к началу обучения сформирована так называемая «внутренняя позиция школьника». В нее входит умение подчинять свое поведение законам детских групп и исполнять роль ученика. Ребенок, который готов к школе, хочет учиться, его больше привлекают знания, которые он получит и те предметы, которые будут в школе, а не внешняя сторона школьного обучения – новый портфель, яркие учебники и тетради, игры на переменах. Я думаю, если причина все же в неготовности к школе, то вам нужно успокоиться и знать, что всему свое время. Чем больше вы будете давить на ребенка, тем меньше шансов, что она будет читать. Конечно, научить силой можно, но представьте, какой негатив будет вызывать у нее школа и все остальные предметы! Поэтому переключитесь с репетитора и своих эмоций на самого ребенка, его личность. Подумайте, может, вы усугубляете ее негатив к чтению своим отношением и ожиданием от нее невозможного. Лучше почитайте ей сами, купите красивые книжки с картинками. Возможно, вам придется пересмотреть всю вашу «методику» обучения чтению. Чтение должно быть радостью и желанием, а не обязанностью. Сходите к психологу на очную консультацию – он поможет разобраться в причинах этой проблемы, протестирует на предмет того, сформирована ли у ребенка позиция школьника и даже разработает программу коррекции для Ксюши, чтобы справиться с негативом к чтению. Всего вам самого доброго! С уважением, Светлана
Ребенок пошел в детский сад и его поведение изменилось. Здравствуйте! Моей дочке сейчас 2 года и 3 месяца. С первого сентября мы пошли в детский сад. Она стала очень капризной, постоянно канючит. Стала часто плакать. В саду ведет себя уверенно, никому не дает спуску. С чем связано подобное поведение? И как сделать так, чтобы она больше смеялась, чем плакала?
Здравствуйте, Женя! Все вполне нормально, ребенок проходит период адаптации. Скорее всего, адаптация к садику немного затянулась, поэтому состояние никак не придет в норму. Обычно привыкание к садику длится 2-3 недели, если привычное поведение ребенка не устанавливается за 2-3 месяца, тогда говорят о тяжелой форме адаптации. То, что девочка в саду ведет себя уверенно и никому не дает спуску, говорит скорее всего о защитной реакции. Такое поведение обычно бывает по следующей схеме – в саду ребенок весел и жизнерадостен, а дома «разряжается»: капризничает и плачет. Чтобы помочь ребенку, нужно соблюдать некоторые вещи. Во-первых, водить в садик нужно регулярно, в одно и то же время приводить и забирать. Не идти на поводу капризов ребенка и не оставлять дома, забирать нерегулярно и т.п. Во-вторых, дать уверенность в том, что вы ее вовремя заберете, так как это имеет для детей большое значение, она начинает больше доверять взрослым и успокаивается, не отвлекается на ожидание. Обязательно говорите о том, как вы ее любите, дайте в садик любимую игрушку или предмет, напоминающий о доме. Некоторые мамы дают ребенку свою фотографию, которую он держит в шкафчике и всегда может прибежать и посмотреть на нее. Дома создайте спокойную, дружелюбную, жизнерадостную обстановку, устраивайте сюрпризы, больше смейтесь сами и держите себя в тонусе. Ведь часто дети реагируют на состояние взрослых и ведут себя соответственно настроению папы или мамы. Удачи вам! С уважением, Светлана.
Чем папе заниматься с ребенком вечерами. Здравствуйте, Светлана! Меня зовут Александр. Меня волнует вопрос общения с ребенком после работы. Сыну 1год и 7месяцев. Жена занимается с ним весь день, и когда я прихожу домой, просто перекладывает все вопросы по общению с сыном на меня. Я прекрасно понимаю ее и, понимая, не знаю, что мне делать. С одной стороны хочется отдыхать, с другой - общаться с сыном в спокойном ритме, а это не получается. Стоит мне переступить порог дома, как ребенок бросает все и начинает меня всюду таскать за собой, предлагая мне заниматься с ним то одним, то другим. Причем половину предлагаемых игр достаточно энергичны, и через короткий промежуток времени моя воля просто отключается и я становлюсь марионеткой сына. Я понимаю, что с ним надо заниматься, но не знаю чем. Помогите. С уважением, Барковский
Александр, здравствуйте! Всегда очень приятно получать вопросы от пап. Ваша жена, конечно, права – чтобы ребенок получал одинаковое количество любви и внимания от обоих родителей, они должны общаться с ним оба. Только вам достается одна из трудных частей общения – вечернее время, да еще и усталый после работы. Значит, нужно так распределять время и силы, чтобы и с ребенком пообщаться и удовольствие от этого процесса получить. Для начала нужно знать следующее: вечером у ребенка не должно присутствовать активных игр и игр очень подвижных, так как излишнее перевозбуждение может повлиять на сон. Для вечера подходят чтение книг, рассматривание картинок, настольные игры (игры с картинками, с маленькими игрушками для развития мелких движений пальчиков), пальчиковые игры, конструктор, сюжетные игры – постройка домика, гаража для машин, постройка шалаша, если у вас есть дома маленький детский домик, где помещается ребенок и часть взрослого (J), поиграйте там с ним. Можно перебрать все игрушки в ящике, поговорить о них и сложить их обратно. Допускается 10-минутный мультфильм и обыгрывание сюжета мультика. Это что касается игр и занятий. Теперь что касается отношений и чувств. Поговорите с женой и попросите, чтобы в течение дня ребенок много двигался, дабы к вечеру основная активность уменьшилась и он мог играть с вами в спокойные игры. И момент номер два. Становиться безвольной марионеткой в глазах ребенка ни в коем случае нельзя. Учитесь вместе с ребенком воспринимать чувства друг друга. Ребенок должен видеть, что вы тоже бываете усталым и хотите отдохнуть, что не можете играть в данный момент в активные игры. Говорите с ним и говорите сыну, что «папа устал и не может сейчас скакать с тобой». Ребенок должен знать и чувствовать, что родители – не автоматы, у которых всегда есть силы и всегда хорошее настроение, чем больше выражений эмоций и чувств ребенок будет видеть, тем более внимательным сыном он вырастет и не будет видеть в папе безвольную марионетку. Кстати, рассказывайте о своей работе, больше говорите о том, что вы чувствуете, что хотите от ребенка и как к нему относитесь. Удачи вам! С уважением, Светлана.
|
Делимся опытом
Жду ваших писем….. |
Для Души Выходите за пределы жизни Жили три брата. Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось, убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог оправдать. Искренне верил в свое объяснение. И прожил жизнь не так уж плохо. Второй ничего не делал зря. Если надо, он кое в чем себя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда верил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не так уж плохо. Третий всегда делал то, что требовалось. Любил соблюдать всякие правила и законы. Никогда ничего не нарушал. И прожил жизнь не так уж плохо. Нам не очень понравились три брата, хотя все они получили неплохой результат. Нам не очень хочется заниматься самообманом, или жить постоянно убегающим завтрашним днем, или идти на поводу у других. Нам хочется чего-то такого, чтобы наша жизнь имела смысл сейчас, и в каждый момент. Тогда надо выходить за пределы жизни. В. Тарасов «Книга для героев» |
До встречи в следующем выпуске!
Светлана Сушинских, психолог.
Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru ( в теме письма укажите «Дети» или напишите тему письма)
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||