← Октябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
За последние 60 дней 8 выпусков (3-4 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://saychata.ru/
Открыта:
04-09-2005
Статистика
-1 за неделю
Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск № 5.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск № 5 «Все, что вы хотели знать о детях»
День добрый, друзья! С вами ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!
Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!
Организационные вопросы Дорогие мои подписчики! Мне пришло несколько писем с просьбой рассказать и страхах ребенка, какие бывают страхи, чего больше всего боится ребенок, о том, как помочь ребенку справиться со страхом. Поэтому, начиная с сегодняшнего выпуска, в разделе «Детская психология для родителей» мы начинаем серию статей о детских страхах. В разделе «Психологическая консультация» у нас сегодня письма. В разделе «Детская мастерская» сегодня предлагаю игры Е. Сербиной на развитие внимания. Пока пустует раздел «Делимся опытом». Присылайте конкретные ситуации - мы будем их рассматривать, устроим дискуссию и поделимся собственным опытом. И как всегда предлагаю отдохнуть душой в разделе «Для души». Итак, сегодня в выпуске…. |
Детская психология для родителей. Что такое страхи. Причины страхов. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Наиболее распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа : «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации. К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием. Страх и тревога. В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия ; тревога –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным. В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Причины страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности. Существуют врожденные детерминанты страха, которые называются «природными стимулами и их производными». Природными стимулами страха являются : одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Природные стимулы страха связаны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими. Одиночество считается наиболее глубокой и важной причиной страха. Есть другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества. Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей ; тревожность в отношениях с ребёнком ; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей. Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет ) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе. Биологические предпосылки. Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются, будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ». Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования. Невротические страхи. Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх « быть не тем », о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха « быть не тем » являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.
Продолжение следует….
|
Психологическая консультация. Сегодня у нас два письма… Девочке 8 лет, мне кажется, что период «Я сам» начался только недавно. Светлана, добрый день! Почитала ваши ответы на чужие вопросы и захотелось самой проконсультироваться. Вы писали про период "Я - сам", который бывает у детей в районе 3-х лет. У меня дочке уже 8 лет, и у меня всегда было некоторое удивление, что не было у нас этого периода "Я - сам". Девочка всегда стремилась, чтобы к ней относились как к маленькой, когда я говорила, что "ты уже большая", она всегда поправляла: "я - маленькая". Наверно, я сама где-то недоработала, но и не было со стороны ребенка никогда желания проявить самостоятельность. И только после 8 лет у нее появилась эта фраза "я сама", конечно, это сама относится к делам не для трехлеток, т.е. приготовить какую-нибудь еду (типа прокрутить мясо на мясорубке, порезать салат), зашить свои носки-колготки. Конечно, в 8 лет не бог весть какой подвиг, но и то хорошо. Как мне к этому относиться - это у нас запоздалый переходный период? Как это может быть связано с общим развитием ребенка? В целом она развивается по возрасту, в школу с 6 лет пошла, но в силу, видимо, темперамента, очень неторопливая, мечтательная, я её все время подгоняю, хотя, думаю, зря.
С уважением, Екатерина Кузьмина
Екатерина, добрый день! Спасибо за вопрос. Вы знаете, действительно, этот кризис, как и все другие кризисы детства, может проходить и незаметно. И причиной тому может быть как раз темперамент ребенка и особенности его характера. Чем активнее ребенок, чем больше он хочет быстрее стать как взрослый, тем сильнее проявляются особенности этого периода. Если ориентироваться на психологию ребенка, то «по книгам» ребенок должен стремиться стать «как взрослый», так как это новый этап психического развития, в котором закладываются зачатки его самостоятельности, настойчивость, умение доводить начатое до конца. В этот период дети становятся строптивыми, упрямыми, своевольными, стараются все сделать наоборот. В этот период изменятся отношение ребенка ко взрослым и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослых. Катя, то, что у вашей дочки не было в 3-летнем возрасте желания проявить самостоятельность, может говорить о том, что она слишком зависима от мамы, скорее всего, ей больше чем другим детям, нужна была постоянная забота и внимание, желание быть рядышком с маминой юбкой. Могло случиться и такое – в какой-то момент она по каким-то причинам испугалась будущей «взрослости», испугалась, что если отделиться от вас, то ей не станут уделять уже так много внимания, как той маленькой девочке. Еще один момент – у детей в этом возрасте закладываются основные мотивы, которыми они пользуются для достижения трудновыполнимых целей. В зависимости от ситуации, закладывается либо мотив достижения результата, либо мотив избегания неудач. Понаблюдайте за дочкой в то время, когда нужно выполнить сложную нудную задачу – она настойчива или ищет причины, чтобы отказаться от выполнения. На мой взгляд, с девочкой вашей все в порядке и все в норме. То, что девочка неторопливая и медлительная – говорит о ее темпераменте. А то, что мечтательная – скорее о черте характера. Поэтому вы совершенно правы, что нужно подгонять, стимулировать к действиям, подбрасывать дела посложнее, требующие включения активности и внимания. Хочет сама – пусть делает, и обязательно следите, чтобы все доводила до конца. Учите ставить конкретные цели, желательно записать в какую-нибудь студию танцев, чтобы она могла больше двигаться. Старайтесь не принимать за нее решения и предоставляйте чаще право выбора. В общем, больше самостоятельности, которую некоторые родители иногда путают с вседозволенностью. Думаю, что вы выберете правильный путь и у вас все получится!
Спасибо, просто здорово получить вдумчивый ответ на свой вопрос. Потому что опыт общения с "профессиональными" больничными невропатологами я уже прошла, когда Даша была маленькой и была просто разочарована. Можно еще вытекающий из предыдущего вопрос - у девочки сейчас Действительно не просто строптивый, а просто "ослиный" упрямый, железобетонно-упрямый характер. Если я говорю - черное, она - белое. Спрашиваю:"почему мы не можем договориться мирно?"- молчит или говорит "не знаю". как себя вести? Ведь иногда надо что-то делать именно определенным образом?
С уважением, Екатерина Кузьмина
Екатерина, возможно, что это происходит от того, что на девочку слишком давят, продолжают общаться с ней, как с маленькой девочкой. Ведь подталкивать к действию можно по-разному, а дети не любят давления и начинают проявлять сопротивление. Екатерина, знаете, кроме этой рассылки, у меня есть и рассылка, посвященная подросткам. Я очень много работаю с этим возрастом, и очень печально, что так мало им уделяют внимания. Мне приходит от них куча писем с разными проблемами. Так вот, одной из главных проблем являются отношения с родителями. Когда начнется подростковый возраст (где-то с 11 лет), произойдут колоссальные изменения на физиологическом и психологическом уровне. Дети вдруг начинают быстро взрослеть и ищут поддержки у взрослого, желают, чтобы их воспринимали на равных и относились к ним по-взрослому. А родители, однажды став родителями, не спешат расставаться со своей родительской позицией и продолжают видеть в своих выросших детях лишь маленьких, несмышленых детей. Так же их опекают, приказывают, указывают, что делать. В процессе общения используют все "приемы", которые проходили с малышами, но не пройдут с подростками. Подумайте, может, вы заняли со своей дочерью позицию сверху - часто указываете, приказываете, не признаете того, что она уже достаточно взрослый человечек. Еще немного - и наступит подростковый возраст, успеете ли вы перестроится на то, что через 3-4 года в вашей жизни появится взрослый человек в лице вашей дочери? Так что начинайте подготовку уже сегодня! Удачи вам! С уважением, Светлана
Как отучить ребенка 2 лет спать с родителями
Светлана, доброго времени суток!
У нас Иришке вот-вот будет 2 годика, но в данный момент мы все еще спим все вместе. Не могу сказать хорошо это или плохо. Как Вы считаете, должен ли ребенок в это время спать уже отдельно? Дневной сон проходит нормально в своей кроватке, а на ночь мы пока не пробовали отучать. Помним, что раньше это давалось с трудом. Просто к этому вопросу мы регулярно возвращаемся - сначала, когда нам было меньше годика, Иришка спала отдельно, потом когда начались постоянные боли в животике, мы брали ее к себе в кровать, потом вроде отучили, но, пока жили на даче, опять она стала спать с нами (кровати стояли рядом), потом опять отучили, но поставили кроватку рядом, чтобы ночью, если она начинает хныкать, можно было протянуть ей руку, и она успокоилась бы. Потом опять дача и новая квартира, где кровать рядом уже не поставишь. По правде говоря, мы пробовали отучить несколько раз, но безуспешно. Одно время она засыпала у нас, а мы перекладывали ее к себе в кроватку. Но ночью Иришка опять перебиралась к нам... Вот так вот и происходит. Что Вы нам посоветуете? Вадим.
Здравствуйте, Вадим! Приучение ребенка спать в своей кроватке решается несложно, достаточно набраться терпения и знать кое-какие необходимые вещи. В 2 годика психика ребенка еще достаточно пластична, так что приучить его к переходам с одного режимного момента на другой несложно и не доставляет ему дискомфорта. Для начала вам необходимо выработать некие свои ритуалы перед сном и укладыванием спать. Нужно, чтобы это было определенное время и соблюдение некоторых последовательных действий. Например: играете в спокойные игры, прекращаете все активные, подходите к часам - там стрелочка, которая показывает, что пора спать, затем идете купаться, умываться, одеваете пижамку, укладываетесь в кроватку, читаете сказку. Второе. Нужно создать очень положительную атмосферу того места, где спит девочка. Скажите, что это ее кроватка, самая лучшая, что она ждет ее каждый день, там вместе с ней спят ее любимые игрушки и книжки. Пусть в первое время там ждут ее сюрпризы под подушкой, в одеялке. Третье. Дайте понять, что вы рядом – она должна видеть открытую дверь или если это однокомнатная квартира, то видеть, что вы рядом. Оставьте в первое время ночник, который будет гореть ночью. Четвертое. Самое важное. Можно укладывать первое время с собой, если никак не получается в ее кроватке. Потом относить в ее кровать. Если проснется ночью, отнести к ней в постель и посидеть с ней, пока не уснет. Придется проявить настойчивость и терпение в первое время. Дайте ей понять, что вы настроены на то, чтобы она спала в своей кроватке. Будут искушения вернуться, если Иришка заплачет, пожалеть, но нужно сопротивляться этому, иначе ничего не выйдет. Если вы все будете делать четко и целенаправленно, то сон в своей кроватке установится за 2-3 недели. Всего вам доброго и терпения!)) С уважением, Светлана.
|
Детская мастерская Е. Сербина Игры на внимание В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно. — Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим. Это его право—требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К". Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой — "сурок", третий — "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К". Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. — Давайте вторую букву! — требует он. Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание. В играх часто ищут спрятанный предмет. Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов. В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать". Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры. Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй — вторую часть текста и третий — последнюю часть текста. Посмотрим, как это получится. "Что ты видел сегодня во сне?" — предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста — слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" — допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева". Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана. Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. В количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды. Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре. Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры — названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок. — Тула, — говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города: — Тула, Полтава. — Тула, Полтава, Омск, — объявляет третий. Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например. — Тула, Полтава, Омск, Владивосток. Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них Допустивший ошибку выбывает из игры Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем. Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре. Одного из участников игры выбирают водящим — Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, — говорят ему, — и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений. Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами — Будете в Костроме, — говорит один,— загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой — У меня дядя в Саратове, навестите его,—просит другой—Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры. Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные. Водящий — человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты. "Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова — самовар, скажем, или свисток Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать — это дело несложное "Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков. — Был у вашего дедушки, — обращается водящий к кому-либо из играющих — Он прислал вам ошейник. Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие"
|
Делимся опытом
Жду ваших писем! |
Для Души Dezideratum (Напутствие) Иди спокойно среди шума и суеты, помни о том, какая благодать снисходит в тишине. Двигайся так далеко, насколько это возможно; не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми. Правду свою говори спокойно и ясно; слушай, что тебе говорят другие: ведь даже у дураков и невежд есть, что сказать. Остерегайся людей крикливых и агрессивных: они травмируют твою душу. Если станешь сравнивать себя с другими, можешь стать тщеславным или озлобленным, поскольку всегда найдутся люди лучше или хуже тебя. Радуйся своим успехам и планам. Вкладывай душу в свою работу, какой бы скромной она ни была. Она является вечной ценностью в изменчивых перипетиях судьбы. Будь осторожен в своих намерениях - мир полон обмана. Но пусть это не заслоняет от тебя понятия истинной чести: многие стремятся к возвышенным идеалам, и повсюду жизнь полна героизма. Не будь циничным с любовью, ибо только она перед лицом всеобщей черствости и горечи остается вечной, как жизнь. Относись спокойно к тому, что несут тебе годы, без сожалений отказываясь от утех молодости. Развивай силу духа, чтобы при неожиданном несчастье она стала тебе опорой. Но не терзай себя муками воображения. Много страхов родится от усталости и одиночества. Не забывая о дисциплине, будь добрым к самому себе. Ты - дитя космоса и поэтому имеешь не меньше прав, чем звезды и деревья, находиться здесь; ясно тебе или нет, но не сомневайся в том, что мир таков, каков он есть. Живи в мире с Богом, что бы ты ни думал о Его существовании и чем бы ты ни занимался и к чему бы ни стремился; в шуме улиц и хаосе жизни сохраняй душевный покой. Несмотря на весь обман, тяжкий труд и рухнувшие надежды - все же этот мир прекрасен. Будь внимательным и постарайся быть счастливым. Текст найден в 1692 году в Балтиморе в здании старой церкви.
|
До встречи в следующем выпуске!
Светлана Сушинских, психолог.
Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||