Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о детях. Выпуск № 4.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск № 4 «Все, что вы хотели знать о детях»

 

День добрый, друзья! С вами  ведущий рассылки - психолог Светлана Сушинских!

Рада приветствовать вас в нашем Родительском клубе!

 

Организационные вопросы

Дорогие мои подписчики! Сегодня мы с вами продолжим разговор о детско-родительских отношениях. Тема насилия в семьях становится в последнее время очень распространенной. Что же становится причиной такого отношения к детям. Предлагаю прочитать статью и поделиться своим мнением.

В «Психологической консультации» у нас сегодня письма.  

Пока пустует раздел «Делимся опытом». Присылайте конкретные ситуации  - мы будем их рассматривать, устроим дискуссию и поделимся собственным опытом.

Итак, сегодня в выпуске….

Детская психология для родителей.

В прошлых выпусках мы начали разговор  о детско-родительских отношениях. Я привела вам примеры семей как благополучных, так и нет. Рассказала, как формируются детско-родительские отношения и какие проблемы возникают от недопонимания и неправильно построенных отношений. В прошлом выпуске я привела типы семей. Сегодня – продолжение…

О видах насилия в семье и причинах.

Насилие в семьях

Анна В.  вышла замуж в 17 лет, после рождения первого ребенка сразу забеременела вторым. Родила и этого. А через 2 месяца, когда муж со свекровью ушли в гости, Анна В. взяла младшенького за ноги и трижды ударила его головкой об угол...

В современной отечественной литературе до последних лет вы­деляли 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физиче­ское насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обо­значаемое как моральное насилие.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание. Эти повреждения могут при­вести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставание в возрастном развитии. Сре­ди причин применения физического насилия на первом месте стоят алкоголизм родителей и желание снять раздражение. Нередко дети рассматриваются как помеха в решении социально-бытовых, лич­ных проблем, отсюда - избиение детей, их устранение («не надо кормить, одевать», «можно удачнее выйти вновь замуж» и т. д.).

В ночь с 7 на 8 ноября 1991 г. жительница поселка Тимирязевский Н-ского района П. пришла к участковому с заявлением о пропаже шестилетней дочери. На поиск ребенка была поднята вся област­ная" милиция, ориентировка ушла и в другие регионы России. Мать все это время держалась спокойно, справлялась у соседки, была ли зарплата. Через неделю милиция обнаружила расчленен­ный труп девочки в погребе, в нескольких метрах от дома. На во­прос, что хранится в леднике, мать ответила: «Мясо». На предва­рительном следствии несколько раз меняла показания. Одно из признаний было таким: »Я сделала это потому, что дочь напоми­нала всем о моих прошлых грехах (девочка была мулаткой) и мешала мне устроить личную жизнь...»

Перечень подобных примеров, к сожалению, можно продолжить и дальше...

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или нео­сознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовле­чение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Отец регулярно принуждал пятнадцатилетнюю дочь к сожительст­ву. Сказать об этом матери девочка боялась - отец обещал ее за это убить. Все всплыло, когда явными стали признаки бере­менности. Судебно-медицинская экспертиза признала отца впол­не дееспособным...

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуаль­ных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает сво­бодой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Исследования показывают, что отчимы (небиологические отцы) чаще вовлечены в сексуальное насилие по отношению к детям су­пруги. Однако в последнее время увеличилось число изнасилова­ний малолетних детей отцами и дедами. Так, в мае 1999 г. газеты со­общали о том, что 70-летний дед пытался изнасиловать свою пятилетнюю внучку...

Фиксируется все больше фактов материнского инцеста. Так, га­зета «Совершенно секретно» ( 1999 г. - №9. - Сентябрь ) проводит вместе с отцом пятилетнего ребенка расследование сексуальных до­могательств родной матери ребенка...

По статистике МВД, в России регистрируется семь-восемь ты­сяч случаев сексуального насилия над детьми в год, однако реаль­ное число пострадавших по меньшей мере в десять раз больше. По данным «Независимой газеты» ежегодно в России более 300 тыс. девушек в возрасте до 19 лет делают аборты.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей, опе­кунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт харак­тера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме на­силия относятся:

 - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

 - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

 - оскорбления и унижение достоинства ребенка;

 - преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

 - предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту и возможностям;

 - ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

 - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму, и др.

То есть происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Этот вид жесто­кого отношения к детям наиболее распространен и наименее реша­ем практической психологией.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - от­сутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, от­ветственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появ­ляется угроза его здоровью или развитию.

Формы моральной жестокости могут быть различными:

 - недостаточное возрасту и потребностям ребенка наличие пита­ния, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

 - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ре­бенок может стать жертвой несчастного случая;

 - вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в со­вершение преступления.

Недостаток заботы со стороны родителей может быть и непреду­мышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности или невежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Последнее время выделяется еще одна, наиболее бесчеловечная, форма жестокости в детско-родительских отноше­ниях - торговля детьми. Так, в одном из номеров газеты «МК» описывались действия оперативной службы по задержанию молодых родителей, пытавшихся продать своего 11-месячного сына за 25 тыс. долларов...

Постоянные издевательства - моральные и физические - стано­вятся причиной ухода детей из дома.

Некто М., слывший примерным работником, требовал от сына рабского подчинения, за малейшую провинность избивал. Од­нажды за то, что тринадцатилетний парень ушел без спроса гу­лять с собакой, он раздел его догола, избил бельевой веревкой, а потом, связав, запер на балконе без одежды, хотя был уже но­ябрь. После этого мальчишка сбежал из дома и 8 дней прятался на чердаках.

Статистика последних лет отмечает неуклонный рост само­убийств среди школьников. Анализ причин суицидов, судебно-психиатрическая экспертиза позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психиче­ского и морального насилия.

 

 

 

Продолжение следует…

Психологическая консультация.

Сегодня у нас два письма…

Проявления самостоятельности у ребенка 2 лет.

 

Здравствуйте! У меня дочечка, ей 2 годика. У нее сейчас такой период, что она все хочет сделать сама, за все берется, но если у нее не получается, это будет такой скандал, сразу такая истерика, все бросает и кричит так, что стены трясутся. Подскажите, пожалуйста, что я делаю неправильно, ведь я ей даю полную свободу, но она никогда не доводит дело до конца, как я только ни старалась ей объяснить, но конец - один крик...

За ранее благодарю!

 

 

Здравствуйте!

Причин такого поведения у детишек этого возраста может быть несколько.

Хотя мне кажется, что у вас начался  так называемый переходный или кризисный период развития. Хотя обычно он начинается  в возрасте около 3 лет, но возникает и раньше и позже, проходит бурно или сглажено – зависит от темперамента ребенка, его характера и ситуации в воспитании. Это так называемый период «Я сам».

Кризис  трех лет - это изменения отношений между родителями и ребенком. Взрослый становится образцом для подражания и ребенок стремится быть таким, как мама и папа – в действиях, поступках, словах. Феномен "Я сам" означает не

только  возникновение внешне  заметной  самостоятельности, но и одновременно

отделение  ребенка  от  взрослого человека.  Признаки кризиса - негативизм, упрямство,   строптивость,   своеволие,   обесценивание  взрослых.

Конечно, она закатывает истерику – у девочки не может получиться так, как у взрослого. И доделать до конца она не может, так как для детей этого возраста имеет значение процесс, а не результат. И в силу психических особенностей, дети еще не могут надолго сосредотачивать свое внимание на каком-либо действии.

У девочки сейчас происходит несовпадение желания и возможностей, поэтому она и ведет себя так, как вы описали. Хорошо, что у вас хватает терпения и возможности давать ей свободу и возможность делать что-то самой. Если она не доделала что-то, скажите, что доделаете завтра, к тому же в этом возрасте еще возможно переключить внимание ребенка на другой объект, более яркий и интересный, чем то, чем она занималась на данный момент.. И терпения вам – очень хорошо, если вы дадите возможность дочке самой одеть курточку, пусть пыхтит, старайтесь спокойно отнестись к тому, что бросит, закричит, в конце концов вы всегда ей поможете, дайте ей эту уверенность. Чем больше терпения вы проявите, тем быстрее пройдет этот сложный период!

Всего вам доброго!

 

Истерики у ребенка 1.5 лет

Здравствуйте, Светлана!

Посоветуйте, что делать? У моего полуторагодовалого ребенка постоянные истерики.

Самое плохое - я не знаю, как правильно поступать в этих ситуациях

Чуть что не по его- пружинит на коленях, топает ногами, бьется головой об окружающие предметы и выдавливает (глаза при этом могут быть абсолютно живыми и сияющими) из себя оглушительный  визг...
Если я в курсе, в чем дело – помогаю. Если понять не могу - не могу и добиться, что нужно сделать? Показывать он не хочет, такое ощущение, что считает - я должна сама догадаться и сделать, как ему надо.
Истерики могут длиться бесконечно (больше 7 минут, правда, никогда не выдерживала), иногда очень трудно успокоить, т.к. меня он отталкивает, с рук спрыгивает. Не реагировать? Но в однокомнатной квартире (если не собираюсь уступать), зритель будет всегда - все же на виду...
Как себя вести, чтобы и вредно малышу не было, и разрушить его иллюзии относительно мамы-феи по выполнению желаний?

Тамара

 

Здравствуйте, Тамара!

Детки растут и начинают потихоньку опробовать новые способы отношений. Им же интересно - что будет и как себя поведет горячо любимая мамочка, если я сделаю так? А если так? Ого, как здорово, оказывается, стоит мне выдавить из себя этот крик, мне все разрешают и все делают за меня!!!!
Дети сообразительны и очень хорошо чувствуют нюансы отношений с ними. Они наблюдательны и изобретательны, на то оно и развитие.
От мамы же требуется терпение и железные нервы. До определенного возраста детей еще можно отвлечь, заинтересовать, переключить внимание. Делать это надо эмоционально и весело, используя удивленные возгласы и жесты, привлекая внимание к яркому объекту.
Наказывать ребенка будет бесполезно, кричать и игнорировать тоже. Но модели своего поведения постараться с ребенком не менять, то есть не идти на поводу и не пытаться предугадать, что он захочет через минуту. Вполне допустимо, что будет и категоричное "нет", и насильное оттаскивание без слов, но как было у вас всегда заведено (например, вот это – трогать нельзя!), так и будет. Уходим в 7 часов с прогулки, значит, со всеми прощаемся и уходим, пусть на руках и в истерике, которая пройдет довольно быстро, когда ребенок поймет, что многие вещи останутся такими, какими были всегда!

Один главный нюанс в этой ситуации – ребенок не только пробует новые стили поведения, но и устраивает маме своеобразные проверки ее любви к себе. Любит ли меня мама таким, какой я есть? Поэтому нужно внимательно относиться к своим словам и наказаниям, оценивать не ребенка, а только его поступки, комментировать свое отношение к ним, говорить о своих чувствах.

Терпения вам и любви!

 

Детская мастерская

 

Конструирование

Возраст: 1,5-3 года.

Покажите и назовите малышу те геометрические тела, которые есть в вашем строительном наборе. Это могут быть: кубики, кирпичики, цилиндры, треугольные призмы, арки, брусочки, конусы, другие фигуры. Можете добавить к этому еще и мячики.  Попросите малыша разложить фигуры по форме в кучки или раздать те или иные фигуры разным игрушкам (мишке – кубики, зайке – кирпичики и т.д.).

Сложите несколько фигур в небольшой мешочек и попросите малыша достать из него не глядя ту или иную, показывая такую же или называя.

Играя с малышом, обязательно называйте цвета деталей. Можете поиграть в игру, с раскладыванием фигур по «своим домикам» (домики можно просто вырезать из цветной бумаги, или сделав из коробок от обуви, покрасив их в нужные цвета, но этот вариант более трудоемкий). Если есть одинаковые геометрические тела разного размера, рассмотрите, где большие, а где маленькие. Сделайте «домики» разного размера (бумажные силуэты одного цвета (нейтрального) или коробки двух и более размеров, по необходимости).

Покажите ребенку, как строить башенки. Пусть он сам попробует. Рассмотрите с ним, какие фигуры можно ставить друг на друга, а какие невозможно (шарики, например, цилиндрики боком, треугольные призмы).

Попробуйте катать разные  геометрические тела катать с горочки. Горочкой может послужить любая досочка, поставленная на большой кубики или стопку книг. Кубики и кирпичики, призмы медленно «сползают» с горки, шарики и цилиндрики (если поставить их на бок), быстро скатываются. Понаблюдайте, как меняется скорость движения фигур с горки, если менять угол ее наклона в тут или иную сторону.

Расскажите малышу, как называются части фигур – грань, угол, ребро. Попросите показать вам их у разных фигур.

Нарисуйте на листе бумаги дорожку, а вдоль нее с двух сторон контуры граней геометрических тел (приложите кубики, кирпичики, цилиндры прямо на лист и обведите). Это будет проект нового города. Пусть ребенок расставит дома в городе, согласно проекту.

 

Делимся опытом

 

Жду ваших писем!

Для Души

Георгий Шатов

Любовь, как дикая, белая...

Любовь, как дикая, белая лошадь. Сильная, как ураган и такая же неукротимая. Она несется среди толпы незнакомых и серых людей. Они чужие. Каждый, сам по себе, шлепает ботинками по жидкой грязи в свою сторону, не замечая никого, кто рядом...

И высоко подняты воротники, и глубоко надвинуты шляпы. У каждого свои мысли и заботы. Серые шляпы, серые плащи, серые сердца... Серая грязь. Серая толпа, без цвета и солнца под названием РАВНОДУШИЕ...

Множество снующих людей, да только все черствые и враждебные. Взгляды сквозь. В них нет главного - желания жить. Они смотрят, но не видят. Нет края у толпы. Нет ей конца. Нет у нее цели... Просто толпа... И сквозь эту безликую и невыразительную, топочущую кучу людей несется прекрасная, дикая, белая лошадь. Имя ей - Любовь.

Расталкивая своей мощной грудью, она, как бы играючи, дразнит тех, кто хоть мельком ее заметил. Кто-то тянет к ней руку, кто-то делает шажок, но тщетно, не в силах этой толпе остановить это чудо. Надо что-то, не присущее этим серым людям, чтобы это удалось. Им остается лишь проводить ее взглядом и сожалеть. И только двум людям, избранным судьбой и богами, позволено одновременно протянуть руки и схватить ее за удила.

Еще мгновенье назад они были частью толпы. Без имени и цвета глаз, лишенные малейшего интереса друг к другу и вдруг... Они несутся, оседлав Лошадь-Любовь к краю земли. Туда где кончаются печали. Где не бывает больно и страшно. Где счастье бьется волнами о берег...

Лошадь-любовь, это воплощение силы и неукротимости, вдруг становится кроткой и послушной, увозя двух избранных и до зависти удачливых человечка. Дальше, по жизни, поведет их она...

Давно оставлен за спиной последний, серый человек. Двум избранным они не кампания. Для них сейчас не существует толпа. Она осталась в прошлом, только они, и только друг для друга.

Рука в руке. Лошадь-Любовь стоит рядом. Ей некуда нестись. Это ее цель. Привести двоих к этому берегу, к этим волнам. Они, обнявшись, стоят у самой пены. Твердый, мокрый песок под ногами. Вставшим на него влюбленным он кажется таким незыблемым и неизменным, как прошлое. Кажется, что в любой момент можно будет сделать шаг назад. Когда захочется, в любую минуту. Но волны не ждут. Они накатываются на ноги счастливых, щекоча своей пеной. Схлынула одна, за ней еще. Не стоит их считать. Влюбленные расточительны и к времени и к чувствам. И вот уже не двинуться с места. Ноги намертво схвачены обманчивым песком. Обратно так просто не выбраться. Если уйти с края земли, то часть себя придется оставить. Не каждый к этому готов. Расстаться с частью, или со всем сердцем...

 

 

До встречи в следующем выпуске!

 

 

 

Светлана Сушинских, психолог.

Жду ваших писем по адресу svetlana-sushinskikh@yandex.ru

Приглашаю на мой сайт.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.detki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное