Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новая тема - идеомоторные акты. Устанавливаем двустороннюю связь с подсознанием


 Выпуск 30

 Секреты самогипноза и аутотренинга

 Дмитрий Петухов

 

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

Размышления на тему интуиции

В этом выпуске

Новая тема - идеомоторные акты. Устанавливаем двустороннюю связь с подсознанием


До сегодняшнего дня, говоря о возможностях АТ в плане воздействия на подсознание, обычно имелась ввиду односторонняя связь. Т.е., с помощью формул и соответствующих образов мы вводим в подсознание различные программы (или убираем ненужные).

Но, у подсознания есть своя логика действия и масса задач с различными приоритетами. Например, ему (подсознанию) приходиться следить за такими вещами, как работа внутренних органов, иммунной системы, сортировка полученной за день информации и т.д. Т.е. оно и без наших "затей" с самопрограммированием загружено "будь здоров".

Возникает очевидная идея, что нужно установить с подсознанием двустороннюю связь. Тогда появиться возможность знать, например, как быстро подсознание может начать решать данную проблему, сколько времени на это потребуется, есть ли какие задачи, которые желательно решить до того, как подступаться к какой-то проблеме и т.д.

Собственно, в гипнозе (особенно в Эриксоновском) сейчас это активно используется. Многие уже наверное догадались, что речь идет об идеомоторных актах. Одним из наиболее известных и широко используемых является "левитация руки". Это когда рука как бы сама начинает подниматься и повисает в воздухе. Но, давайте по-порядку.

"Идеа" - слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга.

Любое движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его "картинка") переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы н т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу. Почему так происходит?

Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, этого не замечая, производите". Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах.

На глаз эти микропроцессы не заметны. Но есть очень простая возможность убедиться в их реальном существовании. Для этого нужно взять обычную нитку длиной около метра, привязать к одному ее концу грузик весом в 5-15 граммов (например, колечко, небольшой ключик или винтик), а другой конец намотать на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (правой - у правшей, левой - у левшей). Намотать так, чтобы расстояние между пальцем и грузиком было приблизительно 70-80 сантиметров. После этого надо вытянуть прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесить груз. А затем, спокойно сосредоточившись на висящем предмете, мысленно представить, что он начинает раскачиваться, как маятник: слева-направо, справа-налево. И буквально через несколько секунд, груз действительно придет в соответствующее движение. Его можно изменить - представить, например, что грузик движется вперед-назад или вращается по кругу. И он начнет двигаться по заданной мыслью траектории.

Между прочим, по размаху раскачиваний можно судить, насколько хороши связи между мозгом и мышцами у данного человека. Если расстояние между крайними точками маятникообразных движений составит около метра, такая связь по пятибалльной системе оценивается на "пятерку". Если же это расстояние будет около 5 сантиметров, то тут оценка уже "единица" и т. д.

Процессы, которые в виде мысленных представлений движений, или, говоря другими словами, в виде идей, родившись в сознании, затем реализуются в моторике - в реальном физическом движении соответствующих мышц, получили в науке название идео моторных актов.

Продолжим опыт и начнем громко произносить слова, согласно движениям грузика - "влево-вправо, влево-вправо..."- и амплитуда движений сразу же увеличится. Следовательно, с помощью слов мы можем усилить действие мысленных образов. Вот почему я всегда рекомендую использовать для самовнушения не только образы, но и словесные формулы (правда, это не единственная причина).

Использование маятника - самый простой способ установить обратную связь с бессознательным. Для этого, продолжая наш опыт, нужно спросить у своего подсознания, какое движение будет означать "Да". Через некоторое время, маятник начнет совершать одно из 4-х возможных движений: вверх-вниз; из стороны в сторону; вращаясь по часовой или против часовой стрелки.

Следующий вопрос - какое движение будет означать "нет". И опять маятник начнет совершать одно из 3-х оставшихся движений. Имеет смысл предусмотреть еще один вариант ответа - "не знаю" или "не уверен".

В общем, как ни грустно это кому-то покажется – никакой магии и потусторонних сил. Сплошная психофизиология

Итак, теперь вы готовы задавать вопросы своему подсознанию. Хочу лишь напомнить вам о том, что говорилось в предыдущей рассылке о возможностях подсознания. Т.е. там находиться только то, что вы туда уже «положили» в виде врожденных способностей и приобретенного опыта и знаний.

Поэтому, если вы спросите у «маятника» (т.е. у своего подсознания),  есть ли жизнь на Марсе, оно вам может и ответить, но ответ этот будет основан на том, что вы когда-либо читали, видели или слышали об этой проблеме, а не на каком-то «истинном» знании, начертанном в «небесных скрижалях» :-)   

Кстати, по поводу предыдущей рассылки. Я получил очень интересный вопрос от одного из читателей. Вот что он пишет:


 Здравствуйте, Дмитрий!

 Пишу в продолжении темы с "шахматистами". Кажется у Вас на сайте читал про такой эксперимент когда испытуемому  внушался определенный возраст. Так вот, когда испытуемому внушался возраст  2-х месячного ребенка (фактически новорежденного), то у исп-го наблюдались  все его признаки  (поведение глаз, рук и т.д.), которые даже при всем  желании очень трудно воспроизвести. Кроме того об этих признаках знают  только профессионалы. А испытуемый о них никак знать не мог (по крайней мере  так было написано в источнике). Как же это согласуется с шахматистами? Нет  ли здесь противоречия?


Никакого противоречия. На самом деле, все признаки новорожденного ребенка знает каждый человек, только это "знание" хранится в подсознании. Ведь каждый был когда-то новорожденным, т.е. каждый человек имеет "большой опыт" в этой области. А вот то, что на сознательном уровне он не знает ОПИСАНИЯ этих феноменов, в данном эксперименте было гарантией того, что испытуемый не сможет "подыграть" экспериментатору.

Итак, теперь о практике освоения работы с маятником.

1. В положении стоя, как было описано выше, тренируетесь мысленно «заставлять» двигаться маятник определенным образом (вверх-вниз; из стороны в сторону; вращаясь по часовой или против часовой стрелки). Добившись хорошо различимой амплитуды движений, переходите к следующему этапу.

2. Теперь все тоже самое, только в положении сидя. Для этого варианта вам понадобится тот же грузик (удобно использовать какую-нибудь гайку, т.к. ее легко привязывать) и нитка длинной 12-16 см. Вес груза и длину нити подберете в процессе, из соображений удобства.

Свободный кончик нити зажимается между большим и указательным пальцем ведущей руки. Держать нить нужно без лишнего напряжения (для этого удобно привязать на конец нити кусочек обычной спички, чтобы нить не выскальзывала из пальцев). Кисть руки мягко сгибается в лучезапястном суставе. Локоть ставится на столе или на прочной подставке (возможно вам будет удобнее, если подложите под локоть толстую книжку).

3. Калибровка маятника. Тоже уже выше описано (как будет «да», «нет» и т.д.).

4. И последнее задание на эту неделю – простейшие вопросы типа: лежит ли такая-то книга на столе? Выключил ли я свет, когда последний раз вышел из ванной и т.д. :-)

Задача этого этапа просто получить первое знакомство с идеомоторными техниками.

В дальнейшем, для таких вопросов, на которые можно однозначно ответить «да», «нет», «не уверен» и т.д., я предложу более, на мой взгляд, простую и элегантную технику, не требующую какого-то оборудования, а маятник будем использовать для более развернутых вопросов.

Но, все это в следующих выпусках. 

Удачи всем и успешных тренировок! 


Заглядывайте на мой сайт www.egoland.ru

Хочу напомнить, что теперь материалы диска Электронный самоучитель "Аутогенная тренировка" доступены в варианте файлов для скачивания (электронная книга и 6 аудиофайлов). Причем, этот вариант получается дешевле диска и если вы оплачиваете электронными деньгами, скачать его вы смоможете уже через пару минут.  Скачивайте!

Опять же, хочу напомнить, что существенную помощь в освоении аутотренинга вам окажет мой электнонный биоуправляемый тренажер НейроТренер-ТМ1.

До следующей недели!

Дмитрий Петухов
mailto:dp@egoland.ru

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции

 

 Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете - гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 


В избранное