Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Высшие ступени аутогенной тренировки


 Выпуск 22

 Секреты самогипноза и аутотренинга

 Дмитрий Петухов

 

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

Упражнение "Ритмическое Погружение". Углубляем состояние аутогенного погружения

В этом выпуске

Высшие ступени аутогенной тренировки


Судя по вашим письмам, пришло время ответить еще на один вопрос, который, кстати, постоянно мне задают и на очных и заочных курсах: "Что такое вторая ступень АТ"?

Когда Иоган Шульц создавал аутогенную тренировку, он видел основной ее смысл в развитии у своих пациентов способности (используя образное мышление, оперируя зрительными образами) работать над глубинными психологическими проблемами, которые по тем или иным причинам были вытеснены в область бессознательного. Однако наиболее широкое распространение получили занятия именно первой ступени, которые сам Шульц считал лишь вспомогательными при подготовке к аутогенной тренировке высшей ступени.

Основные упражнения высшей стадии аутогенной тренировки направлены на:

  • усиление способности занимающихся к глубокому вхождению в состояние аутогенного погружения;
  • обучение способности к ярким мысленным зрительным представлениям заданных цветов;
  • развитие способности вызывать мысленные представления конкретных предметов (объектов);
  • развитие способности к представлению («видению») абстрактных понятий, таких как «красота», «справедливость», «ненависть» и др.

Предполагается, что человек, достигнувший высших ступеней аутогенной тренировки, находясь в состоянии аутогенного погружения, может получать из глубин бессознательного ответы на такие сложные мировоззренческие вопросы, как, например: «В чем смысл моей жизни?» или «Что я из себя представляю?» и т.п.

Шульц считал, что приемы высших ступеней аутогенной тренировки помогают нейтрализовать те отрицательные переживания, которые возникают при неврозах, что в конечном итоге приводит к избавлению от них.

Для освоения приемов, рекомендованных Шульцем, требуется много времени. Сам Шульц рассчитывал, что овладение полным курсом аутогенной тренировки занимает минимум полтора года.

Аутогенную тренировку высших ступеней Шульц называл аутогенной медитацией. Он считал, что приступать к аутогенной медитации можно лишь после прочного усвоения базовых упражнений. Критерием хорошо выработанных навыков аутогенного погружения является способность войти в это состояние за 20-30 секунд и удержание себя в этом состоянии в течение 1 часа и более.

Для овладения упражнениями высшей ступени аутогенной тренировки также выделяется подготовительный и основной этапы.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе следует отработать навыки пассивной концентрации. В состоянии пассивной концентрации могут возникать различные зрительные или слуховые ощущения. Особое значение придается здесь зрительным образам, которые сами собой возникают при закрытых глазах. Эти образы могут принимать четкую форму, а могут быть весьма расплывчатыми, цветными или черно-белыми, неподвижными или двигающимися.

По мнению Шульца, этот этап должен длиться 8 месяцев. После этого обучаемые приступают к первому упражнению высшей стадии аутогенной тренировки.

Основной этап 

Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки

Первое упражнение - фиксация спонтанно возникающих образов. Это могут быть совершенно определенные образы озеро, небо, яблоко либо устойчивый цвет, доминирующий на мысленном экране. На этот этап Шульц отводит 2-4 недели.

Второе упражнение - целенаправленное представление заданного цвета. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: "цвет - эмоциональные ощущения", например оранжевый - ощущение тепла, расслабления; черный - общая тревога и т.д. Длительность освоения второго упражнения - до 4 мес.

Третье упражнение - целенаправленное вызывание образных представлений предметов. Вначале не конкретных предметов, а как бы предметов вообще (например, "стул вообще"). После этого можно приступать к вызыванию образов конкретных предметов, со всеми их характерными особенностями (например, сломанный стул, старинное кресло и т.д.), в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длиться 4-6 месяцев, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

Четвертое упражнение - вызывание образных "эквивалентов" абстрактных понятий, таких, как доброта, радость, справедливость и др. Эти "эквиваленты" обычно глубоко индивидуальны. Например, у одних людей понятие "свобода" ассоциируется с "белой лошадью, скачущей по прерии"; у других - с "орлом, парящим в облаках"; у третьих - с небом и т.д. Четвертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес.

Пятое упражнение - вызывание зрительных образов, связанных с переживаниями своих личных проблем, устремлений, ограничений. В ходе развертывающихся мысленных представлений основным действующим лицом часто становится сам обучающийся.

Шестое упражнение - целенаправленное вызывание образов других людей. Сначала вызываются образы людей, к которым у обучающегося нет эмоционально окрашенных отношений, а затем эмоционально окрашенные образы людей, с которыми у занимающегося существуют определенные отношения.

Как правило, используются "крайние" типы эмоциональных отношений: симпатия - антипатия. При этом, как отмечает Шульц, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет "подсознательного" подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, их отталкивающих (для занимающегося) свойств. Однако, в процессе систематических упражнений, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению Шульца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале "аутогенной нейтрализации".

Седьмое упражнение, которое Шульц назвал «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации. После того, как человек овладел способностью к вызыванию образов, он получает возможность обращаться к самому себе с вопросами, ответы на которые даются его подсознанием в виде тех или иных зрительных образов. Ответом является интерпретация содержания этих образов, которая производится самим обучающимся. Чаще всего при выполнении этого упражнения человек ставит перед собой такие глобальные вопросы, как: «Что мне мешает добиться поставленной цели?», «В чем состоят мои важнейшие жизненные цели?» и т.п. 


 Вот, собственно, что представляет из себя АТ-2 в классическом виде. Честно говоря, этот вариант не нашел особой популярности ни у нас, ни за рубежом. А сейчас, весь комплекс выглядит по меньшей мере архаичным и слишком громоздким.

Тем не менее, задача создания дополнительных упражнений АТ направленных на дальнейшее совершенствование навыков ПСР и особенно, на практическое применение АТ действительно очень важна. И сейчас созданы разные варианты АТ-2 или высших ступеней аутогенной тренировки. И с ними мы обязательно будем знакомиться подробнее в следующих выпусках рассылки.

А начнем мы такой темы как управление настроением. Это вобщем-то подтема более общей задачи - управления состоянием. Зачем это нужно? Во-первых, очевидна полезность способности произвольно менять свое состояние, вызывая, например, состояние вдохновения, "куража" перед публичным выступлением или написанием книги или статьи. Во-вторых, это новый этап в продвижении по пути более глубокого освоения приемов ПСР.

Сегодня, я не хочу давать каких-то новых упражнений АТ. Во-первых, потому, что упражнение на отслеживание пульса, которое я дал вам в предыдущем выпуске требует достаточно время для хорошего освоения. А во-вторых задание я вам все-же дам на эту неделю. И задание это - отслеживать свое настроение. Постарайтесь определить и записать, какое настроение вы испытывали наиболее часто в течение следующей недели. Что способствовало возникновению того или иного настроения, обратите внимание на мышечный тонус. Например, если вы сердиты или раздражены, какие мышцы напрягаются. Постарайтесь определить, какая музыка, запахи, цвета ассоциируются у вас с тем или иным настроением.

Да, и не поленитесь все это записать, конечно! Вот кто начал регулярно вести дневник, уже понимают, какая огромная от этого польза. А вот кто не начал, так вы даже и не представляете :-)

Удачи всем и во всем и успешных тренировок! 


Заглядывайте на мой сайт www.egoland.ru

По-прежнему, жду вас на своих дистанционных курсах Психической СамоРегуляции.

До следующей недели!

Дмитрий Петухов
mailto:dp@egoland.ru

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции

 

 Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете - гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 


В избранное