Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продолжаем осваивать урок "Тепло в руках"


 Выпуск 11

 Секреты самогипноза и аутотренинга

 Дмитрий Петухов

 

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

Очередной урок аутотренинга. Осваиваем новое упражнение "Тепло в руках"

В этом выпуске

  • Продолжаем осваивать урок "Тепло в руках"
  • Статья В.Л. Райкова "Управление сновидениями естественного сна в гипнозе"

Урок "Тепло в руках" является очень важным в практике освоения АТ, поэтому, решил дать вам еще недельку для его уверенного освоения. В общем, следующий урок АТ будет через неделю. А сейчас я хотел бы напомнить вам о том, что основные проблемы с освоением данного урока связаны с попытками использования волевых усилий для "вызывания" ощущения тепла в руках. Очень важно понять принцып пассивной концентрации внимания. Суть в том, что вы просто выполняете определенные действия, не заботясь о конечном результате. Т.е., не надо все время проверять, "а как там на самом деле согрелись руки или нет". Любая подобная "проверка" выводит вас из состояния аутогенного погружения.

Еще раз напоминаю задачу. После того, как вы расслабили все мышцы, вы просто повторяете формулы самовнушения и вспоминаете те ощущения, которые вы реально испытывали, погружая руки в очень теплую воду. Все. Вас не должно заботить, что при этом происходит "на самом деле". Дело в том, что если вы достаточно глубоко вошли в состояние аутугенного погружения и ваше внимание сконцентрировано на словах и соответствующих образах, то реакция на эти слова и образы возникнет автоматически. Тренировка в том и заключается, что вы, с каждым занятием, добиваетесь все более глубокого аутогенного погружения и повышается ваша способность в концентрации внимания.

Велик соблазн ввернуть рекламу :-) Это я к тому, что используя мой прибор НейроТренер-ТМ1 вы перекладываете вопрос "а как на самом деле, получается повысить температуру или нет" на него. Т.е., у вас появляются вполне объективные критерии успешности освоения АТ.  Как я уже и говорил, узнать подробности о приборе и заказать его можно здесь...

Ну, а после рекламной паузы, хочу предложить вам очень интересную (на мой взгляд) статью, уже хорошо известного вам гипнотерапевта, Владимира Леонидовича Райкова. Статья тем более интересна, что практически все эффекты, описанные в ней доступны и с помощью самовнушения.


УПРАВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЯМИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА В ГИПНОЗЕ

В. Л. Райков                                                                                                                                           Москва, 1998 г.

        Возвращаясь к теоретической проблеме гипноза и его определению как формы сна, которая была определяющей в течение целого столетия, возникает естественный вопрос, в какой степени все-таки гипноз может коррелировать или так или иначе связываться с естественным сном. <…> Если связи между естественным сном и гипнозом физиологически не существует, то нельзя ли ее каким-либо образом создать, используя исключительно психологический уровень воздействия. Именно такую задачу я поставил в очередной главе формирования сновидений естественного сна в гипнозе. Ведь если такой подход правомерен, то возможность целенаправленного программирования сновидений открывает гигантскую перспективу возможного дополнительного развития личности и мобилизации ее творческого потенциала. Кроме того, возможность управления сновидениями может оказать неоценимое влияние и в лечебной медицинской практике (спонтанные лечебные сны оказывали успешное воздействие). Поэтому несмотря на определенную теоретическую ориентацию проводимой работы, мы с надеждой рассчитываем на получение практических результатов. <…>.

        Одним из наиболее распространенных вариантов состояния глубокого изменения сознания, естественно и периодически возникающего, является естественный сон, который имеет место и у взрослого человека и у ребенка. К нормальным физиологическим проявлениям организма следует отнести и гипноз, который также связан с трансформацией функции сознания. Интересно, что и неонатальный период жизни человека и происходящее в естественном сне и гипнозе как бы отгораживается от нормального бодрствующего сознания определенным «амнестическим барьером», который или совсем невозможно, или очень трудно преодолеть в обычных условиях обычного бодрствующего сознания. Человек, например, не может вспомнить свой период новорожденности. Это представляется, на первый взгляд, явлением естественным и закономерным.

        Человеку как будто нет необходимости вспоминать недифференцированные не сформировавшиеся впечатления неонатального состояния или хаотический алогизм сновиденческой фантасмагории. Однако на самом деле все обстоит гораздо более сложно. Во всяком случае неосознаваемые проявления, безусловно, необходимы для понимания целостности механизма формирования психики и сознания и для возможности его функционирования.

        Сейчас уже можно с определенной достоверностью сказать, что состояния неосознаваемой психической деятельности могут оказывать и оказывают определенное влияние на формирование сознания или его функционирование. И это особенно важно, так как воспоминание о таком влиянии и причинах, его вызвавших, у человека отсутствуют. Не вызывает, например, сомнения тот факт, что условия досознательного существования ребенка могут определенным образом повлиять на формирование его сознания. <…>.

        В одной из фаз эксперимента была сделана попытка решить конкретную творческую программу, связанную с активизацией зрительного пространственного воображения. Всем испытуемым до гипнотического сеанса объяснялись важность и ценность для науки и для них самих осуществляемого исследования. Затем им была предложена психологическая задача, рекомендованная в свое время Я. А. Пономаревым для проверки творческой способности. Задача состоит в следующем: дается четыре точки, расположенные по вершинам квадрата и предлагается провести три замкнутые прямые, которые бы проходили через эти точки. Испытуемые, как правило, начинают решение задачи с манипуляцией внутри квадратического расположения точек. Решение, однако, связано с конструированием прямых, вписывающих четыре точки в равнобедренный треугольник.

        На решение задачи в обычном состоянии сознания давалось пять минут. Все наши испытуемые за это время решить задачи не могли, тогда их вводили в состояние гипноза и в гипнотическом состоянии повторялось условие задачи и внушалась необходимость решения ее уже дома в естественном сне. (Испытуемые, не поддающиеся гипнозу, также участвовали в псевдогипнотической процедуре. Они лежали с закрытыми глазами и слушали внушения гипнолога, проводимые по типу обычных гипнотических внушений, которые использовались для гипнабельных участников). Все испытуемые первой, наиболее хорошо поддающейся гипнозу, группы увидели «программное» творческое сновидение и решили задачу. Одна из испытуемых А. увидела себя во сне на уроке геометрии, когда учитель объяснял данную задачу, и, проснувшись, сообщила, что знает ее решение. Так же хорошо внушаемая испытуемая О. увидела в аналогичном опыте большое пространство, заполненное огромными красивыми разноцветными шарами и такими же большими, но очень длинными разноцветными рейками – линиями. Испытуемая принялась обеими руками расставлять шары и комбинировать линии, и к «необычайному удовлетворению» решение задачи было найдено. Сам процесс решения во сне сопровождался эмоциональным подъемом и отличным настроением, которое сохранялось после решения еще несколько дней. Испытуемый Г. увидел во сне ситуацию своего участия на математической олимпиаде, в условиях которой он с успехом смог решить предлагаемую задачу. Испытуемая К. пришла с не менее интересным сообщением, что она «не помнила самого процесса сновидения, но когда проснулась почему-то точно знала правильное решение.»

        Ни один из наших контрольных испытуемых, слабо поддающихся гипнозу, или не поддающихся гипнозу вообще, не видел творческого сновидения и не смог во сне решить поставленную задачу.

        Мы попытались также осуществить лечебную программу в гипнозе сновидений. Исследование проходило по указанному выше принципу, т.е. объяснялась важность и полезность проводимых исследований, однако гипнотическая программа для последующих сновидений имела строго индивидуальный характер. Из 6 глубокогипнабельных испытуемых 5 смогли мобилизовать резервы своей психики и тем самым улучшить состояние здоровья. Испытуемая К., страдавшая гипертоническими кризами («почти каждую ночь вызываю неотложку»), увидела себя во сне «купающейся в море удивительно синего цвета и чувствовала, как во время купания болезнь исчезает». Действительно, в последующие два года наблюдений К. ни разу не вызывала скорой помощи и не обращалась в поликлинику по поводу гипертонии. У испытуемой Б., страдающей близорукостью, при помощи лечебного сновидения улучшилось зрение. Испытуемая О. исцелилась аналогичным образом от простудного заболевания.

        Только одна испытуемая, слабо поддающаяся гипнозу, смогла смоделировать лечебное сновидение. Она страдала легкой формой гастрита и перед началом сеанса жаловалась на боль в области живота. В состоянии неглубокого гипноза ей было внушено, что она увидит лечебный сон, который «вылечит ей боль». Испытуемая пришла вечером домой и продолжала чувствовать боль и легла спать (обычно она на ночь выпивала стакан молока и болевые ощущения ослаблялись или исчезали, однако на этот раз она от приема молока воздержалась). Во сне испытуемая увидела, как она открывает холодильник, берет пакет молока и выпивает его, и боль немедленно исчезает. Затем она подходит к кровати, ложится в постель, видит «сновидение в сновидении» и запоминает этот сон. Ощущение реальности, происходившего в сновидении, было настолько ярким, что она после пробуждения специально пошла убедиться, что в холодильнике молоко осталось нетронутым.

        Нами был осуществлен ряд экспериментов с глубоко гипнабельной группой испытуемых студентов по мобилизации творческой активности после творческих снов. Студент медицинского института Г. сообщил, что после такого сновидения успешно сделал доклад по патанатомии. Студентка Б. после внушенного творческого сновидения нарисовала очень красивый натюрморт акварелью, который экспонировался на нашей художественной выставке в издательстве «Молодая гвардия» в январе 1984 г. Студенты-физики Н. и А. успешно сдали в аналогичных условиях свои зачеты. Преподаватель К. видела во сне, как она играет концерт Моцарта, а гипнолог дирижирует оркестром. И после указанного сновидения несколько дней с удовольствием играла на рояле. Во всех исследованиях очень ярко доминирует изменение эмоционального фона, улучшение настроения, появление одухотворенности, творческого настроя.


Надеюсь, эта статья даст вам дополнительный мотивационный заряд.

Как всегда, жду вас на своем сайте www.egoland.ru

По прежнему, на моем диске «Электронный самоучитель Аутогенная тренировка» кроме подробных методических материалов есть еще и аудиокурс к каждому уроку.

Также напоминаю, что вы можете записаться на мои дистанционные курсы Психической СамоРегуляции. Тогда вы не только получите самые полные и эксклюзивные материалы но и сможете получать консультации по электронной почте или телефону.

До следующей недели!

Дмитрий Петухов
mailto:dp@egoland.ru

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции

 

 Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете - гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 


В избранное