Приводится сокращенный вариант дискуссии на Виртусе по поводу рассылок Санрайзера (мои посты отредактированы).
Адекватность, настроение, критерии истины
[Санрайзер] Что ж ты так заботишься о "настроении"? Это - дело десятое. Чтобы действовать успешно - надо действовать АДЕКВАТНО. А настроение при этом может быть и плохим, и будет временами плохим - это не так важно.
А для того, чтобы действовать адекватно, надо научиться разбирать свои ошибки. А для этого, надо сначала иметь в себе смелость признать (себе! не другим!), что это именно ТВОИ ошибки, а не "обстоятельства".
А это может временно испортить настроение, согласен. Но что для тебя важнее - стабильность настроения или результат?
[И.Ш.] Важна не только адекватность, но и энергия. И адекватность и энергия - дана тем, у кого правильное (адекватное) настроение. Оно включает в себя и настроенность на работу, и настроенность на разбор своих полетов. Настроение - дело решающее! Это ключевая мысль.
Кстати, готовность действовать, несмотря на "плохое" настроение, - тоже настроение и очень конструктивное.
Настроения - это многоуровневая система. На низшем физическом уровне настроения - это баланс гормонов и состояние нервов. Аутогенными тренировками обычно пытаются изменить настроения низких уровней.
Готовность честно и самокритично исследовать мир, готовность действовать в любом низкоуровневом настроении - это настроения высокого уровня, экзистенциального. Классическими АТ оно не формируется.
Понимание - производная настроений высоких уровней.
Настроения - это тоже мир внешний по отношению к человеку, тоже обстоятельства, с которыми мы играем.
Попытка игнорировать настроения - тоже неадекватность (неразумность).
Нет во мне таких причин, чтобы осознание их могло бы испортить мне настроение. Найти свою ошибку - повысить эффективность, обрести ресурс. Найти свою этическую ошибку (вину) - означает подняться на новый уровень бытия и открыть для себя бездну новых ресурсов. Найти этическую ошибку - сделать самое ценное открытие по жизни. Это самая большая удача.
По поводу того, что вера в возможность победы - обязательное условие победы: Сильному человеку верить не обязательно. Начнешь действовать, разберешься, насколько достижение цели возможно.
К примеру, я не уверен, что есть слова, которые могут глубокого дурня освободить от дури. Быть может, в принципе нет способа освободить дурня словами, как нет способа сделать вечный двигатель. Быть может, для своего освобождения он должен пройти через ад. Веры в возможность убеждения у меня нет, но это не мешает мне ее (возможность) искать.
Вера - то самое настроение (низкоуровневое весьма), без которого можно обойтись, в зависимость от которого ставить себя не надо.
[Тронк] Чтобы действовать успешно, надо действовать адекватно. Ну да! А действовать адекватно, - это действовать успешно! Что, с тобой еще кто-то спорит, Сережа?
[И.Ш.] Итак, Тронк указал Сану на порочный логический круг в его рассуждениях. Как показал дальнейший разговор, Сан не обратил на это указание никакого внимания.
Дальше я предлагаю этот логический круг разомкнуть.
Из представлений о мире мы выбираем те, что видятся нам адекватными, чтобы действовать успешно. Выбор делается в тот момент, когда практики еще нет (или ее недостаточно). Всякая новая задача - шаг в неизвестное.
Значит, нужен критерий адекватности, помимо успешной практики. А что это за критерий? Нет другого критерия, кроме как соответствие настроения тому, в котором ошибки менее вероятны.
Если человек настроен на самооправдания и прочее вранье, его видение будет неадекватным. Или если настроен на победу в споре, или если настроен на вытеснение сомнений, или если настроен на веру, или... ну и так далее...
Если человек настроен на поиск решения - другое дело.
Итак, нет критерия адекватности, кроме настроения! Странно, да???
[Санрайзер] Илюша, ты конечно можешь придумать себе любой критерий адекватности, но я в рассылке критерием адекватности буду считать соответствие полученного результата предполагавшемуся.
[И.Ш.] Практики еще нет, ты пока не попробовал! А отличать адекватное от неадекватного уже надо.
Практика будет потом. Но и она ничего тебе не скажет. Опять-таки практику ты будешь интерпретировать. Ты! В соответствии со своим настроем (настроением).
Один разбежался, но не взбежал на горку. О чем говорит практика? О том, что взбежать невозможно, или о том, что лучше надо было разбегаться? И вопрос этот после любой неудачной попытки будет вставать, что бы ты ни попробовал.
И удачная попытка тоже сама по себе ни о чем не говорит. То, что сработало при одних обстоятельствах, может не сработать при других.
Говорить тебе будет не результат твоей попытки, а твоя интуиция. А на что она настроена?
Значит, нужен критерий адекватности, помимо успешной практики. А что это за критерий? Нет другого критерия, кроме как соответствие настроения тому, в котором ошибки менее вероятны. Надо стать честным заинтересованным мыслителем (поймать это настроение), а не вралем.
То есть адекватной скорее всего будет решение, которое вырабатывалось в том самом настроении, в котором вырабатывались многие другие решения, впоследствии оказавшиеся правильными.
Истина не критерий практики. Это по определению, истина - то, что работает на практике.
Но что есть истина, что работает лучше в нашем мире со многими неизвестными, кто определит? Какая теория эффективней? Тут только твоя интуиция тебе подскажет.
[И.Ш.] (Ирония по поводу результата, как "единственного" критерия адекватности) Если сексуальный маньяк добивается, чего хочет, то "придется признать", что его представления о мире адекватны. Критерий один - результат. Тот, кто выиграл в лотерею, адекватней того, кому не повезло. Критерий один - результат.
Дела идут - значит адекватен. Дела начали расстраиваться - значит неадекватен. Дела опять пошли - опять адекватен. Один и тот же человек, с одними и теми же представлениями, с одним и тем же уровнем адекватности в соответствии с единственным критерием Санрайзера будет получать разные оценки.
Говорят, что русский мужик задним умом крепок. Критерий результат - это критерий заднего ума. Санрайзер, может укрепление заднего ума не столь актуально. Задним умом мы и так крепки.
Может пора и другие критерии подключать? Может не надо до такой степени собственное мышление примитивизировать.