Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психотехники бессознательного 66


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сайт Илюши Шальнова


Доброго времени суток, дорогие читатели рассылки!

Психотерапия дури

Проблема не имеет решения?

Дурь - это своего рода вирус, программа, управляющая человеком. Программа эта, как всякий вирус, умеет передавать себя от носителя к носителю, обеспечивая себе полусамостоятельное бытие. Не так давно нарисовалась новая наука "меметика", как раз исследующая бытие такого рода программ.

Дурь, понятное дело, портит жизнь и самому человеку и его окружению. Сам человек всегда симпатичен. Самому человеку хочется помочь. Но сделать это бывает предельно трудно. Все сигналы, которые вы пытаетесь ему послать, злополучная программа перехватывает. Вы думаете, что общаетесь с человеком, но реально имеете дело с программой. Ее можно уподобить оболочке (также в смысле операционной системы), через которую весьма трудно пробиться. Способность дури плавно переходить в откровенный бред и способность бреда плавно переходить в откровенную дурь иллюстрируют наглядно, что это одного поля ягоды.

Почему программа берет верх над человеком. Потому что он несовершенен. Вероятно, человеку еще предстоит прийти к совершенству, путешествуя от жизни к жизни. Вероятно, ему еще предстоит разобраться со своими программами. Вероятно, запутанность носит временный характер, и для вечной души является ничтожно малым злом... Но на данный момент времени человек несовершенен и принятие дури - его вина. И пассивное принятие - разрешение себе быть загипнотизированным теми, кто внушает тебе неполноценность. И активное - использование этого гипноза против других.

Кто знает, быть может, вину можно только искупить, то есть для того чтобы освободиться, необходимо пройти через страдание. Стараясь освободить человека от вины безболезненным для него образом, не пытаемся ли мы сделать то, что сделать невозможно, как невозможно сделать вечный двигатель.

Вкладывая свою энергию в дурных, не нарушаем ли мы сами этические законы, давая уважение тем, кто его не заслужил, отнимая его у тех, кто его достоин? Так много ребят хорошим, которым нужно наше внимание, почему мы должны заниматься дурнями? Вопрос, "как говорить с дурными, чтобы сделать их свободными?"не подобен ли вопросу "как метать бисер перед свиньями, чтобы они перестали быть свиньями?"

С другой стороны, именно случайность определяет в наше время многое. Случайно во многих отношениях люди становятся дурными. Что могут противопоставить дети, родителям, целенаправленно формирующим их именно в этом направлении?

Зачем дурь ведет психологические беседы

Если человек приходит к психотерапевту (и готов платить деньги), это уже говорит о том, что он хочет в чем-то разобраться. По-настоящему потерянные души у психотерапевта, который учит конструктивности, долго не задерживаются.

Если дурной человек приходит к психотерапевту (или просто собеседнику), то не для того, чтобы разобраться в своих проблемах, а для того, чтобы освоить новые способы атаки или новые способы защиты. Дурь ведь всегда имеет ДВЕ свои ИПОСТАСИ - ДУРЬ АТАКУЮЩУЮ (другие плохие!) и ДУРЬ ПРИКРЫВАЮЩУЮ (я хороший!). Дурень может как будто слушать собеседника, даже как будто соглашаться, но лишь до тех пор, пока надеется найти в нем союзника. Как только он увидит, что никто в затеянной им игре не собирается держать его сторону, что от него хотят именно отказа от игры, все "понимание" будет отброшено всецело и безусловно.

Способность к непониманию

Дурни нередко общаются с конструктивными собеседниками. Не для того, чтобы что-то понять и прийти к правде, а для того, чтобы обрести еще большую уверенность в отрицании правды. Чем успешнее он обесценивает конструктивные подходы, тем увереннее чувствует себя по жизни.

Чем яснее становятся ваши аргументы и очевиднее правда, тем тупее становится он, доводя свою тупость и невменяемость до совершенно невероятных степеней. Сначала развивается избирательная тупость, потом она развивается в тотальную. Как далеко зайдет человек в разрушении собственного ума не всегда можно предсказать, но уже на ранней стадии своего развития, дурной теряет то, что называется культурой мышления.

Человек становится способным к самокритике и открытым для критики с момента, когда его критика и самокритика перестают быть злой. Поэтому самокритичные люди не бывают злыми, а злые люди не бывают самокритичными. Тот, кто пользуется критикой для борьбы против ближнего, тем более не отдавая себе в этом отчета, не может поверить, что критика может иметь своей целью помощь.

Дурь кодирует человека на непонимание. Чтобы снять кодировки нужно достигнуть понимания. Чтобы достигнуть понимания нужно снять кодировки. Это пример классического порочного (обратите внимание на слово) круга, разомкнуть который бывает непросто.

Дурная воля так же несгибаема, как воля революционера. Законы духовной природы также бескомпромиссны и прочны, как и законы физического мира. Трудно поверить в полную неспособность понимать очевидное, но именно с нею приходится иметь дело тому, кто вступает с дурными в спор.

Бесполезно указывать человеку на алгоритмы его сознания, блокирующие понимание, то есть показывать ему приемы его психологической защиты. Дурные программы запрещают ему осознавать запрограммированность.

Загипнотизированному человеку можно дать приказ по выходу из транса о своем пребывании в трансе забыть. Выполняя эту инструкцию, он будет отрицать свое недавнее пребывание в трансе, отрицать свою гипнабельность. Он будет настаивать на своей негипнабельности, на самом деле свою гипнабельность демонстрируя и укрепляя. Подобный трюк дурь проделывает с человеком, не изредка, но практически всегда. Дурь заставляет человека отрицать ее власть над собой, реально свою власть в этот момент только утверждая.

Как только вы начнете показывать закодированному ЕГО коды, он начнет критиковать ВАШУ линию. Если вы предложите ему разобрать ВАШУ линию, на предмет правильна она или неправильна, в середине разбирательства он переведет разговор на СВОИ проблемы. Если вы ему покажете, что он ВСЕ ВРЕМЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ, не давая разговору задержаться на одной теме, он станет настаивать на этом конкретном переключении, как особо важном, но от стратегии переключений не откажется. Общение по такому сценарию может продолжаться бесконечно долго, ни к какому пониманию не приводя.

Если вы будете показывать ему его психотехники, которые он бессознательно использует и объяснить ему суть этих психотехник, он будет спорить с вами, ОТРИЦАТЬ ВАШИ СЛОВА, ЭТИ САМЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ В РАЗГОВОРЕ ИСПОЛЬЗУЯ, давая всему, что вы говорите своеобразное такое подтверждение. Если, например, отчаянному спорщику сказать, что он отрицает все сходу, то он сходу будет отрицать и свое отрицание - это известный пример, наиболее наглядная демонстрация сути явления широко распространенного, но мало изученного. Если вы покажете человеку, как он использует проекцию, он свою проекцию спроецирует на вас (обвинит вас в том, что это вы свои грехи в других находите). Если вы скажете ему, что он обычно не вовремя прерывает разговоры, он ответит, что это чепуха, и что продолжать разговор с человеком, утверждающим такую чепуху, не имеет смысла, встанет и уйдет.

Если он видит, что от него хотят понимания, он его не может дать, просто потому, что он никогда не дает другим то, что им нужно. Если вы действительно очень хотите ему помочь, того, что вы очень хотите, вы не получите.

Бесполезно дурному человеку предлагать знания, которых ему так катастрофически не хватает для решения его проблем. Если бы он в свое время не научился от них отгораживаться, знания бы эти были бы у него в распоряжении, и проблем бы не было. Вы предлагаете морковку тому, кому не хватает витамина А, но ему именно потому не хватает витамина А, что он уже давно категорически от морковки отказывается.

Майевтика

Предлагать человеку свое миросозерцание, чтобы заполнить пробелы в его миросозерцании... О том, что это редко помогает, знал уже Сократ две с лишним тысячи лет тому назад. Он не предлагал человеку свои знания, он задавал вопросы, которые приводили человека, считавшего что ему уже все ясно, к пониманию противоречивости его взглядов на мир, к пониманию необходимости думать глубже, критичней. Свой метод Сократ назвал майевтикой.

Суперлогика и супераргументация

Майевтика работает в общении с теми, кто заинтересован в поиске истины. Тех, кто заинтересован в неправде, майевтикой не пробьешь. У них как в анекдоте.

- Подружка, отдай мне мой кувшин, который ты взяла у меня.

- Во-первых, я его не брала, во-вторых, я его отдала, в-третьих, я его разбила.

Чем руководствуется рационально мыслящий человек? Если доказательства видятся непротиворечивыми, значит выводу надо верить. Но, с другой стороны, если из доказательств вытекает, что дважды два - пять, значит, доказательства ошибочны, какими бы убедительными они ни казались. Эту логику также можно понять.

Если соседка подводит к мысли, что кувшин надо отдать, значит, ее рассуждения ошибочны, потому что кувшин отдавать, очевидно, не надо. ВСЕ АРГУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ОТРИЦАЮТ ОШИБОЧНЫЕ ВЫВОДЫ, ПРАВИЛЬНЫ! СУПЕРЛОГИЧНО, не правда ли?

Понятно, что душу, которая руководствуется такой вот СУПЕРЛОГИКОЙ, не побудить к мышлению, не подвести к пониманию противоречий. Чем очевидней будут аргументы, тем тупее будут ответы. Предлагать очевидные аргументы - только упражнять в способности к непониманию очевидного (наводить невменяемость).

Суперлогика обычно сопровождается СУПЕРАРГУМЕНТАЦИЕЙ. Вот примеры супераргументов: Подрастешь - поймешь. В тебе говорит юношеский максимализм. Тебе этого не понять. Ты просто глуп. Ты недостаточно образован, чтобы судить об этом. Ты не можешь судить об этом, потому что ты через это не прошел.

Обычная аргументация, как понимаете, супераргументации противостоять не может.

Дурное перенесение

Перенесение - явление с которым любому психотерапевту (или просто собеседнику) приходится иметь дело. Если проблема человека в том, что ему не хватает понимания, он будет бессознательно ждать понимания от психотерапевта. Если человеку не хватает любви по жизни, бессознательно он будет стремиться получить любовь от психотерапевта и так далее. Дурному проблема его жизни видится в том, что ему не удается опускать людей ("ставить на место"). Соответственно, он будет стремиться опустить психотерапевта... С такой агрессией придется психотерапевту иметь дело. А если учесть, что дурь лежит в основе очень многих человеческих проблем, удивляться тому, что с агрессией психотерапевту постоянно приходится иметь дело не приходится.

Сопротивление

Фрейд в работе со своими пациентами направлял свое исследование именно в том направлении, в котором встречал сопротивление. Его анализ был в большой степени анализом сопротивления. НЛПисты Бендлер и Гриндер выдвинули контртезис: "Нет сопротивления - есть плохие психотерапевты". Фрейд направлял свой корабль к источнику холода, двигаясь туда, где больше льдин, вместе с пациентом, ломая льдины. НЛПисты в своей работе подобны капитану, который старается маневрировать между льдин. Если не ставить цели идти к самому полюсу холода, можно действовать по стратегии НЛПистов. Если стремиться к устранению причины причин всех несчастий, начиная с какого-то момента, придется встретиться со стеной льда, обойти которую уже не удастся.

НЛПисты, впрочем, нередко делают именно то, чего хотят от них покупатели их услуг (американского типа личности). Они стараются "помочь" человеку, не вступая в конфликт с его пороками. Научить человека быть успешным, оставаясь скрытым трусом, вором, лжецом, подлецом и так далее... Их техники позволяют подчас проводить психотерапию так, что сам пациент не принимает в ней участия. Впрочем, нередко они заставляют пациента работать, не понимая его проблем и не желая их понять (другой социальный заказ Америки). Оказывается и такое возможно...

Но, может быть, можно помочь человеку, не давая ему никакого решения, не предлагая ему свои карты, но просто помогая ему разобраться в его собственных картах? Эта конструктивная работа будет вести к осознанию жизненной ориентации, к пониманию, где карты врут. Дурень будет избегать всего того, что проясняет ситуацию и, следовательно, выявляет долги и необходимость признания чужой свободы. Перехитрить дурь и привести человека к пониманию вопреки его собственной воле (то есть навязать понимание) практически невозможно.

Пишите по адресу:
shalnov@oss.ru
Ведущему рассылки Илюше Шальнову.
Имейте ввиду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное