Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психотехники бессознательного 62


Информационный Канал Subscribe.Ru

Сайт Илюши Шальнова


Доброго времени суток, дорогие читатели рассылки!

[Читатель] Доброго времени суток, Илья.

По моемому, вы "созданы" с Евгением Витальевичем друг для друга. То, как вы критикуете свои теории, а внешне это на критику не похоже, особенно у Евгения Витальевича, выглядит мне смешным и интересным. На самом деле вы говорите об одном и том же, но на разных языках, так как используете разные психотехники. Причём вы оба этого понять не можете. Хотя, может быть, и понимаете, но в рассылках этого не указывается. Только намёки разные. Почему?


[Света] Привет, Илья!

Я вот тут перечитываю рассылки, начиная с 1, и вот чем хотелось бы поделиться.

Необходимо, для нормальной жизнедеятельности быть АДЕКВАТНЫМ. И спасибо тебе, что дал имена некоторым вещам. Дело в том, что порой очень сложно "обозвать" то или иное чувство, понятие, ощущение, понимание... Порой невозможно. Вот напасала АДЕКВАТНЫМ, а сама задумалась: "А верно ли слово?" Может быть, оно включает ВОСПРИИМЧИВЫМ, АКТУАЛЬНЫМ, скорее всего.

И еще по поводу слов. Каждое слово - Отдельное понятие. Недаром оно существует. О нехватке не говорим сейчас. Но вот что мне помогло. Для меня слова-понятия: ПОНЯТЬ-ПРОСТИТЬ-ПРИНЯТЬ, долгое время были синонимами, словами, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны были быть вместе, а потом пришло понимание, что можно понимать, но не прощать и не принимать, прощать (на то оно и прощение!), не понимая и не принимая, ну и т.д.

Света.

[И.Ш.] Спасибо за интерес, Света. А на многое, рассмотренное в первых рассылках, я бы теперь взглянул с другой стороны. Подходы в чем-то изменились. Так что к текстам этим я вернусь, и что-то, написанное в стиле близком к НЛП, рассмотрю с совсем не НЛПистских позиций (в ключе ТЕХНИКИ С ПОНИМАНИЕМ И БЕЗ)...


[Женя] Привет!

...Что да, то да: МНОГИЕ хотят [вернуться в душевное состояние, в котором пребывали до рождения]. Но не все. Тут вот оно в чем дело, как нам рассказывал наш тренер по дыханию [по теории Грофа]...

Многие люди после рождения застревают на одной из первых трех базовых перинатальных матриц:

  • БПМ1 - океанический экстаз благополучного пребывания в матке;
  • БПМ2 - вселенская катастрофа схваток и закрытого родового канала;
  • БПМ3 - вулканический экстаз "бури и натиска", борьбы и страсти процесса родов;
  • БПМ4 - катарсис рождения и освобождения.

Когда это получается на первой, человек не чувствует особого желания вернуться в матку, так как он психологически как-то не совсем оторвался от нее. Такие люди встречаются нечасто - наивные, "бессеребренники", чувствующие себя невинными. Это большая редкость, кстати, и слава богу - ими пользуются все кому ни лень, и не обманет и предаст их разве что святой.

А вот те, кто застрял на второй БПМ... Это да. Они хотят вернуться в матку. ОЧЕНЬ хотят. То, что ты написал [процитировал] в рассылке - это именно о них. Но не все люди заражены депрессией. Если человек застрял на третьей, у него это желание... скажем, гораздо слабее. У него сохраняется память о преграде, лежащей между его нынешними проблемами и блаженством матки - вторая БПМ. Уж лучше так, как сейчас - борьба, гнев, сексуальные отклонения и извращения, внутренняя неудовлетворенность жизнью - чем пытаться "прорваться в матку", рискуя пройти (а может, и застрять) на экзистенциальном ужасе и безысходности второй.

Единственный выход для всех них - это идти только вперед: от наивности и невинности - к осознанию своих грехов и справедливости принятия мук за них; от страданий безысходности - к страстной борьбе за свое освобождение, кровавой и опасной борьбе. И только так можно ПРОРВАТЬСЯ. А на четвертой базовой, говорят, никто не застревает :) Вот такие вот пироги.

А что касается холотропного дыхания... Прикол, но и год назад, и даже еще две недели назад у меня был каждый раз иной ответ. Я могу рассказать, как вижу это сейчас :) Как на мой взгляд, такая встреча со своим бессознательным никому не может повредить. Если, конечно, человек имеет смелость ПРОЙТИ через - временный! - дискомфорт и страх, связанный с решением определенных своих проблем. Я дышу на специальных психотерапевтических семинарах, на которых основной акцент все же уделяется более аналитическим методам - гештальт-терапии, психодраме и прочей "работе над собой" в ясном сознании. Холотропка здесь служит скорее подспорьем, позволяющим быстрее "завершать гештальт" зацепленных на таких группах внутренних проблем.

Когда дышишь, есть хорошие шансы "проработать" за пять минут незавершенные гештальты, которые мучили годами и десятилетиями. И вот, если в сеансе хорошо поработаешь, бессознательное дает "пряник" трансцендентных путешествий, встреч со значимыми образами, божественными архетипами. У меня были образы, которые можно трактовать только как то, что будет со мной в будущем; в измененном состоянии дыхания можно решать проблемы взаимоотношений с близкими людьми (естественно, даже когда они сейчас находятся за сотни километров); или получать что-то вроде плана действий (опять же по решению каких-то проблем) на ближайшее будущее. У каждого здесь свое.

Важным моментом в холотропке является процесс рождения. Лично у меня он прошел "по частям" и не особенно "зубодробительно", но некоторые "рождаются" очень мучительно и бывает что даже не один раз.

Но, как на мой взгляд, чтобы получить результат "при дыхании", нужен какой-то базовый задел - в виде предыдущей работы "над собой" - и смелость. Смелость пройти через временный дискомфорт (относительно временный, конечно :) дело в том, что когда ОН начинается, кажется, что это всё и навсегда).

А вот еще какой интересный момент :) Я заметила, что когда у меня сейчас случаются сильные нервные срывы или какие иные стрессы, я неосознанно начинаю часто и связно дышать :)

---------------------

А какой у тебя был опыт дыхания? Дышать дальше не было возможности - или ты сам не захотел?

[И.Ш.] Когда я дышал, мое тело сводило в сильных судорогах, так что я не мог ни подняться с кровати, ни произнести слово членораздельно.

[Женя] Это круто! Ты сам, в одиночку правильно вошел в это состояние. Это мало кто смог бы такое. И что да, то да - почти все дышащие в первый раз проходят через скрючивания и сильные физические боли. И это недолго - обычно проходит через один-два сеанса. Я и сама бы не прошла - меня, правда, не крючило; для меня непроходимой была эмоциональная преграда горечи и скорби. Я тогда решилась попросить помощь. Мне помогли, я вошла в процесс. И первый "опыт", первое понимание... Нет, все было достаточно просто, быстро и почти банально, и тем не менее хватило для того, чтобы он оказался в списке краеугольных событий в моей жизни :) ...А ту помощь мне потом пришлось отрабатывать, возвращаясь к тому месту и проходить через него самой. Но я уже знала, куда иду, и это было уже не так страшно :))

[И.Ш.] Эти эксперименты я проводил один, что, видимо, не рекомендуется.

[Женя] Да, это не желательно. Можно, конечно, но лучше поберечься. Анекдот хочешь?

Сидят в тюремной камере зоофил, гомосексуалист, садист, некрофил и экстремал.

Зоофил (мечтательно): Эх, котеночка бы сюда...

Гомо: И трахнуть его бы в ****!

Садист: А потом его за пасть - и порвать!!

Некро: И снова трахнуть в ****!

Экстремал (спокойно и негромко): мяу...

---------------

[И.Ш.] ...но как раз я не люблю показывать себя с проблемной стороны окружающим (и нагружать их таким образом). По жизни я часто рассказываю о своих проблемах, но реально это не проблемы - только задачи. Фактически, я говорю о том, что меня реально совсем не достает. Другое дело, когда все наблюдают, как тебя закручивает в судороги, перекашивает, когда тебе, действительно, плохо...

[Женя] Что ж, гордыня принимает и такие формы... :)

[И.Ш.] Гордыня - это от комплексов. Видимо, есть еще какие-то...

[Женя] Знаешь, о чем я думаю, когда вижу такие вещи у других? Думаю - вот повезло людям. Такие интересные переживания, сильные... экстремальные... :)))

P.S. К разговору о желании вернуться в матку. У Высоцкого есть песня, две строчки по памяти оттуда: "Первый срок отбывал я в утробе - ничего там хорошего нет"

Женя

------------------

О шизофрении как расплате за дурь.

/Эдгар По/

- Быть может, именно простота случившегося и сбивает вас с толку, - сказал мой друг.

- Ну, какой вздор вы изволите говорить! - ответил префект, смеясь от души.

- Быть может, тайна чуть-чуть слишком прозрачна, - сказал Дюпен.

- Бог мой! Что за идея!

- Чуть-чуть слишком очевидна.

- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! - загремел наш гость, которого эти слова чрезвычайно позабавили...

Эдгар По "Похищенное письмо"

[И.Ш.] О загадочной болезни, причин которой официальная психиатрия знать не знает. Более того - отстаивает мнение, что психологам в принципе не дано найти причину, потому, что болезнь психологической причины и не имеет. А если заболевание наступает после какой-то травмы, то травма - не более, чем спусковой крючок для того процесса, которому все равно суждено случиться. Это будто обвал лавины, событие, повод для которого может быть ничтожным, но которое рано или поздно должно случиться, если снежная масса на склоне горы накапливается.

О шизоидном расщеплении психики, описанном доктором Ленгом и о паранойе мы будем говорить в другой раз, когда речь пойдет об установках и соответствующих им акцентуациях.

Вообще слово шизофрения не обозначает ничего конкретного. Многие психиатры считают его не более конкретным, чем слово "горячка", которым еще в недалеком прошлом описывали самые разные заболевания. Тем более серьезной критике подвергается это понятие в антипсихиатрии. Антипсихиатры доказывают, что это не более, чем ярлык, ярлык с помощью которого репрессируются достаточно нестандартные личности. Те, кто столкнулся с политическими репрессиями, знают, какой это мощный инструмент.

Под понятие шизофрения в наше время нередко подпадают проявления духовного кризиса. Это явления совершенно разного порядка, прямо противоположные явления, но современная психиатрия в них путается. Если принять в расчет, что многие психиатры о психологии вообще не имеют представления, а современная медицинская "культура" во многом воинствующе антипсихолгична, удивляться этому не приходится. Подробнее о психозе и о "похожем" на него духовном кризисе можно почитать у Грофа.

Но, как ни называй, безумие - это нередко печальная реальность. А что к нему приводит?

Душевные (и телесные) болезни бывают двух типов. Первые связаны с поломками в теле, вторые с неправильным функционированием его исправных систем. Проведем аналогию с компьютером. Проблемы могут быть либо с оборудованием, либо с программным обеспечением.

Если душевная болезнь является следствием неправильных установок и вытекающих из них нерациональных реакций, фармакологическое вмешательство в подавляющем большинстве случаев совершенно неуместно. Если у компьютера проблема с программным обеспечением - незачем лезть в него с паяльником. Государственная же психиатрия мыслит исключительно таблетками.

С другой стороны, когда у человека разлаживается физическое здоровье и то, что было простым, становится трудным, когда мелочи перестают быть мелочами, - тогда отрицательные черты характера начинают открыто себя проявлять (как подводные скалы проявляют себя во время отлива). Положительные свойства личности - тоже, но окружающие этого не замечают. Когда дисгармоничные личности демонстрируют психотическое поведение, это бросается в глаза, когда гармоничные личности продолжают жить с трудом, но достойно - это остается незамеченным (наоборот, в этом случае гармоничным личностям нередко инкриминируется низкая эффективность, которая интерпретируется дурнями именно как дефект личности).

Сначала цитата (из одного из словарей).

Теория двойной связи (double-bind theory)- концептуальная модель, предложенная Г. Бейтсоном в 1956 г. В силу того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями [Неконгруэнтность по НЛП]. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при посещении своего сына-шизофреника в клинике в ответ на его радость сначала выражает - на невербальном уровне, мимикой и жестами, - негативное отношение к нему, так как ей неприятно быть вместе с ним. Но когда он вполне адекватно реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает - уже на уровне вербальных реакций - упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в своем излечении и остается скованным и лишенным эмоциональности. При этом все возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности будут восприниматься ею как проявление его умственной неполноценности. Таким образом, в отношении одного и того же предмета или явления происходит применение разных, противоречащих друг другу, систем оценивания ("двойная связь"), являющихся к тому же директивными. Невозможность ребенка разобраться и отнестись к данной противоречивости обусловливает, по мнению авторов, уход в болезнь, в которой наилучшей стратегией становится "девальвирование" продуктов собственного восприятия, что характерно для шизофрении.

[И.Ш.] Происходит отказ от собственного восприятия, собственного мышления. Потому что оно репрессируется родительской агрессией. Но те, кто ставят цель зачмошить, на самом деле, всегда репрессируют любую самостоятельность (самостоятельность мышления в том числе). Тем более мышления, которое могло бы помочь во всем "виноватому" ребенку почувствовать себя человеком. Ребенку трудно противостоять родителям-врагам, выдающим себя за друзей. Если он общается с матерью и правильно чувствует, что один из них двоих - большая сволочь, ему, быть может, проще согласиться, что сволочь он, а не мать... Ведь мать-сволочь для ребенка означает, что он сам не случайно сбившийся с пути, но безнадежно обреченный.

Если запрещено мышление, цель которого обнаружение истины, остается мышление, цель которого изобретение не соответствующих жизни схем, с которыми удобно по жизни. Такой выбор еще и копирование мышления родителей (копирование типично поощряется временным снижением уровня агрессии). Если родители атакуют ребенка всегда, когда он действует самостоятельно, и не атакуют, когда он становится на них похожим, что можно ожидать от ребенка? Будет ли эта психотехника менее шизофренирующей, чем double-bind.

И другие дурные психотехники имеют для души столь же разрушительные последствия. Вообще говоря, дурное общение имеет сверхзадачей подчинение человека, превращение его в раба. Эта цель не декларируется, декларируются другие неплохие мотивы. Поэтому double-bind, двойная связь - неконгруэнтность и репрессия попыток разобраться в противоречиях коммуникаций (защита неконгруэнтности) имманентно присутствует во всех дурных психотехниках.

Но полное крушение психики происходит тогда, когда человек сам принимает дурь, как средство выживания в описанной экстремальной ситуации. Первая вина - позволить себе быть гипнабельным. Вторая вина - начать гипнотизировать самому. Пояснение для мисинтерпретаторов моих текстов - вина не в том смысле, что это "плохо", а в том смысле, что за это отвечать приходится по естественным законам природы.

Дурная шизофрения.

Говорят, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.

Тот, кто создает системы, цель которых запутать других, рано или поздно сам в них запутывается. Если дело заходит слишком далеко, у человека развивается выраженный психоз, с галлюцинациями, бредом, нарушениями памяти и другой симптоматикой.

Психиатрические больницы потому и называются дурдомами, что имеют дело по большей части не столько с душевными болезнями, сколько с дурью человеческой во всем многообразии ее проявлений.

В случае дурной шизофрении можно было бы сказать, что нет болезни, но есть распоясавшаяся дурь. Считается, однако, что больным надо помогать, потому запредельная дурь нередко оправдывается диагнозом. Тут как с алкоголизмом. Вроде болезнь, но лечится почему-то только палкой - жестокой и систематической. На использовании замаскированной палки (болезненных видов терапии) обычно и строится современное "лечение" недугов этого рода. При чем врачи дают понять больным, что ПАЛКО-ТЕРАПИЯ применяется именно как наказание - ломают больных и, естественно, не скрывают этого от них. Скрывают, однако, суть того, чем занимаются, от общественности.

До диагноза "шизофрения", до клинических проявлений дурь доводит редко. В случаях средней тяжести говорят о плохом характере. В легких случаях человек воспринимается нормальным во всех отношениях. Однако все равно наблюдаются неестественность общения, снижение способностей. В наше время, впрочем, и неестественность общения и снижение способностей стали настолько обычными, что воспринимаются как норма. То же, что является нормой, воспринимается современниками как харизма и сверхспособности.

Откуда приходят глюки?

Конфликтные отношения между разными сторонами души человека (субличностями, бытностями) отражают его конфликты во внешнем мире (являются их продолжениями). Также и внешние конфликты являются продолжением внутренних. Одни и те же приемы используются как во внешних, так и во внутренних разборках. Можно сказать, что КОНФЛИКТНОСТЬ границ не знает и СВОБОДНО ПЕРЕХОДИТ ИЗ ВНЕШНЕГО МИРА ВО ВНУТРЕННИЙ И ОБРАТНО.

Ложь во внешнем мире помогает человеку вести свою деструктивную линию, оставаясь вне контроля со стороны. Ложь помогает субличностям проводить свою деструктивную линию в душе человека, оставаясь вне контроля со стороны конструктивного сознания. В конце концов, деструктивные субличности могут совсем уйти в тень, в бессознательное. По такому сценарию происходит дурное расщепление личности (потеря чувства себя, нарушение конструктивного раппорта со своими же внутренними сущностями).

Субличности, которые обрели независимое бытие, могут восприниматься как "голоса". Они часто имеют огромную власть над человеком, потому что знают его слабые места и знают техники наведения транса (на вроде эриксоновских), внушают, подчиняют, запутывают, но представляются друзьями, любовниками, союзниками... Они-то умеют построить раппорт, но совсем не конструктивный...

Цели у них обычно недобрые (недобрые - это и заставило их в свое время уйти в тень). Все, что делает человек в состоянии дурной шизофрении, может КАЗАТЬСЯ НЕЛОГИЧНЫМ, НО, НА САМОМ ДЕЛЕ, ВСЕГДА ИМЕЕТ СВОЮ ВНУТРЕННЮЮ ЛОГИКУ. Все, что ни делается в этом состоянии, направленно на реализацию скрытой агрессии и на подчинение себе окружения. Бред в этом случае тоже "логичен" - оправдывает враждебные по отношению к окружению действия.

К выводу о том, что голоса представляют собой субличности, которые человек не воспринимает как часть своего Я, прийти естественнее всего. Другое предположение однозначно уводит в мистику. Можно ведь допустить, что голоса принадлежат внешним по отношению к человеку сущностям со своими целями и понятиями. Неизвестно впрочем, в какой степени вообще правомерно противопоставление внешнего и внутреннего в этом случае - не ясно, приходят ли гости из того мира, что называется личным бессознательным или из того мира, описанного Юнгом, что называется коллективным бессознательным.

Но болезнь заключается не в том, что голоса есть, а в том, что человек не может (то есть не хочет) достойно общаться с ними, не способен видеть их лесть как лесть, ложь как ложь, грубую манипуляцию как грубую манипуляцию, гипноз как гипноз. Если они и приходят со стороны, то выбирают себе в жертву тех, кого легко дезориентировать, кто уже сам дезориентировал себя.

Проблема не в наличии глюков, а в том, что критическое к ним отношение отключается. Критические замечания ближних также отбрасываются - те, кто призывают к критике, встречают враждебность, агрессию. Невменяемость - вот с чем приходится иметь дело.

Локальная невменяемость - явление самое, что ни на есть обычное в наше время. Она стоит за многими иррациональностями поведения. В формировании клинической невменяемости обычно особое место занимают споры. Споры, в которых дурень утверждает неправду. Чем сильнее и очевиднее становятся аргументы его оппонента, тем мощнее становится способность дурня не видеть очевидное. Если такие разговоры идут из месяца в месяц, из года в год, тот, кто утверждает правду, развивает свои способности к аргументации, а тот, кто утверждает неправду, развивает свою невменяемость и уходит в психоз. Как раз те, кому такие разговоры особенно противопоказаны, готовы их вести бесконечно себе на погибель.

Невменяемость, впрочем, часто начинается в раннем детском возрасте. Когда дети делают то, что хотят (что родители запрещают), а на слова родителей учатся не обращать внимания. И у благополучных родителей могут быть в этом отношении неблагополучные дети - не все от родителей зависит.

Использование психоделиков - тоже момент немаловажный. Когда глюки на подходе, они настраивают человека на то поведение, что обеспечивает биохимические сдвиги. Курение вне всякой меры, кофе в неимоверных дозах, сокращение сна, сокращение питания... Психоделия плюс непрерывная напряженная работа мысли по утверждению вранья, "работа" по развитию способностей не понимать оппонентов - все это приводит к формированию дурного психоза.

Зачем люди сходят с ума.

Фрейд ввел понятия первичной и вторичной выгоды от невроза. В случае первичной выгоды, человек с помощью иррационального поведения избавляется от психологического напряжения. К примеру, человек может испытывать навязчивую потребность в мытье рук, если хочет как бы смыть грязь от общения с плохими людьми. Страх перед темнотой, может отражать страх перед миром, в котором трудно разобраться. В этом случае, отстаивая свое нежелание входить в темноту, человек иррациональным образом отстаивает свое право не входить в мир, в котором он не может разобраться. С момента осознания невротического симптома как иррационального стремления к первичной выгоде, человек от симптома освобождается.

Но существует и вторичная выгода от болезни (невроза ли, психоза ли, соматического ли заболевания). Адлер придавал ей куда большее значение, чем Фрейд. Болезнь дает человеку немалые привилегии - возможность самому не подстраиваться, право требовать подстройки от других. Плюс освобождение от работы, санатории и так далее... В случае первичной выгоды сам человек страдает от своего иррационального поведения. В случае вторичной выгоды, от его иррационального поведения страдают другие. Потому осознание симптома как похода за вторичной выгодой далеко не всегда приводит к его устранению. Потому сопротивление рациональному мышлению, показывающему симптом, как воровство особого рода, бывает особенно жестким и агрессивным.

Необходимо оговориться, что вторичная выгода далеко не всегда является движущей силой расстройств. Но дурная шизофрения - это в очень большой степени поход за вторичной выгодой.

Эта болезнь часто маскируется под алкоголизм (и другие виды наркомании). В этом случае "больной" ведет себя совершенно неадекватно только после того, как выпьет. И наивные близкие верят, что он-то хороший, а виновата водка. Думают, что он дурит, потому что пьет. На самом деле, он пьет, потому что психоз (распоясавшаяся вне всякой меры дурь) того требует, чтобы себя проявить. Если у такого алкоголика не будет возможности пить, психоз его все равно себя проявит - найдет способ.

Часто психоз маскируется под фанатичную религиозность... Дурная религиозность, алкоголизм и шизофрения - три наиболее популярных способа дурного беспредела.

Дурные неврозы и дурные психозы совершенно несовместимы с пониманием дури. Поэтому понимание означает прекращение болезни, поэтому болезнь борется с пониманием, не допускает его. С тем же, кто не встал на путь вранья, эта беда не случится никогда.

Пишите по адресу:
shalnov@oss.ru
Ведущему рассылки Илюше Шальнову.
Имейте ввиду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное