Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психотехники бессознательного 41


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

Психотехники бессознательного.
Быстрое чтение. Изучение английского. Обучающие программы.


Доброго времени суток, дорогие читатели рассылки!

        Еще раз поговорим о путях нахождения истины, об эвристических принципах.

        Есть два интересных пути, один из которых можно назвать путем Ученика, другой - путем Спорщика.

        Как возникло НЛП?

        В соответствии с легендой, НЛП возникло в начале 1970-х, как результат сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики, и Ричарда Бэндлера - студента психологии. Они вместе изучали техники трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Бэндлер и Гриндер выявили паттерны и передали их другим.

        Бэндлер и Гриндер сделали осознанными те техники, которые в какой-то степени бессознательно использовались сильными психотерапевтами. Можно сказать, что они шли путем Ученика. В результате получилось мощное психотерапевтическое направление.

        Ученик в этом смысле слова совсем не значит что-то второсортное по отношению к учителю, скорее, быть может наоборот... Идущий путем Ученика может учиться у детей (изучению иностранных языков, например, и многому другому), учиться у кого угодно, даже у домашней кошки - не только у мастеров, но у мастеров в первую очередь...

        Со стороны многое виднее... Мастера не всегда в полной мере осознают техники, которыми пользуются. Внимание к задаче может означать невнимание к себе, решающему задачу, к своим техникам - потому способность изучать собственные техники и способность импровизировать в некотором смысле антагонистичны. И потому великие импровизаторы подчас ничему не могут научить других. Не все те, кто хорошо говорит на родном языке, знают его грамматику...

        Вот, например, цитата из рассылки Евгения Бурякова "Алгоритмы влияния или управляемое общение".

        "Все как обычно, но я обратил внимание на одну делать. Когда выступали предприниматели, зал впадал в уныние и искал развлечений в самом зале. Однако, как только на сцену выходил чиновник, шорох зала съеживался в беззвучие. Предприниматели не жаловали вниманием своих социальных собратьев. Зато к выступлениям чиновников относились с интересом.

        Такое разделение симпатий удивило и возмутило меня. Я попытался разобраться, почему нелюбимые всеми чиновники владеют аудиторией и привлекают к себе внимание, а предпринимателям не удается?"

        В самом деле, почему бы ни задать себе этот вопрос, почему бы ни начать исследование?

        Теперь о пути Спорщика.

        Нет в мире совершенных систем. НЛП, например, будучи интереснейшей системой представлений, также несовершенно. Его лидеры предлагают подходы, которые требуют критического пересмотра. Большинство тех, кто изучает техники НЛПистов, обычно чувствуют, что что-то в их душе сопротивляется НЛП.... Почему бы ни спросить у своей души, что же именно ей не нравится? Почему бы ни расспросить свою интуицию?

        Подход, обратный конструктивному, обычно сам не менее конструктивен, чем тот, что он "отрицает". Чем сильнее и конструктивнее система, тем интереснее вступить с ней в спор. Это, конечно, не тот спор, цель которого снизить ценность чего-то стоящего и утвердиться таким образом - недобрые души любому спорщику этот мотив всегда готовы приписать.

        Итак, имеем два взаимодополняющих (а не взаимоотрицающих) подхода - Спорщика и Ученика:

  1. исследование слабых сторон мастера (или просто игрока),
  2. исследование сильных сторон мастера (или просто игрока).

        И в том и в другом случае, человек получает сообщение от своей интуиции. Остается только ее расспросить. Интуиция, кстати, так и развивается. Если считать ее собеседником умным, интересным, она и будет такой. Считать интуицию интересным собеседникам, значит, всякий раз, получая от нее сообщение, все суетное оставлять в стороне - задавать ей вопросы, и новые вопросы в ответ... И чем больше в таком ключе вы будете говорить с собственной интуицией, тем умней и интересней будет она становиться... Главное только, чтобы она работала на прояснение картины мира, а не отвечала на вопросы типа, как представить себя хорошим, делая дурное, чтобы заморочить голову и себе и другим...

        И свои техники имеет смысл исследовать в ключе этих двух подходов... И к себе надо подходить также с критикой и с готовностью исследовать собственную еще неосознанную силу.

        Опять заметим, что способности и этичность взаимосвязаны... Дурная амбициозность мешает встать на путь Ученика (потому что обычно не хочет она признавать никаких преимуществ в других). Она же мешает встать на путь Спорщика. Амбициозный человек принимает возражения типа "А ТЫ КТО ТАКОЙ, ЧТОБЫ СПОРИТЬ С ВЕЛИКИМИ?" не как смехотворные, а как имеющие право быть, и боится вступать в дискуссию. А принимает он их потому, что сам готов такого типа аргументы в споре с другими использовать...

        Амбициозность может столкнуть с конструктивной критики на деструктивную, цель которой отрицание ценности собеседника и ценности всех его представлений о мире. Она же заставляет реагировать враждебно на конструктивную критику со стороны.

        Нормальный человек (без дурной амбициозности) конструктивному спору будет только рад. Преодолевая его, объясняя все, что кажется странным, кажется противоречивым, он будет чувствовать, что продвигается в разговоре к действительному пониманию. Он будет чувствовать себя подобно мотору, совершающему полезную работу. Передавая новое, не встречая сопротивления, он будет чувствовать себя подобно мотору, вращающемуся вхолостую (что весьма неприятно). А преодолевая деструктивное сопротивление - подобно мотору, перетирающему песок в подшипниках...

        А теперь о пути Среднего Школьника...

        Слушают и воспроизводят, подобно хорошим магнитофонам... Применяют шаблоны к решению задач, как научат. Знают, что признано верным, что ошибочным... Делают массу ненужной и неинтересной работы, потому что задано... Однако же нередко развивают в себе феноменальные способности к переработке больших объемов учебных материалов, и эти способности оказываются полезными по жизни. И общение с умными людьми - исследователями - нередко идет им на пользу... Открытий не делают, но специальность осваивают... Если же сама специальность требует от них способности делать открытия (как специальность психотерапевта, например) - плохие специалисты из них выходят.

Пишите по адресу:
shalnov@oss.ru
Ведущему рассылки Илюше Шальнову.

Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное