Профессор математики имеет примерно тот же уровень развития, что и профессор, изучающий иностранный язык. А профессор, изучающий иностранный язык, имеет тот же уровень владения языком, что и... восьмилетний ребенок! Он, правда, еще много чего знает - марксизм-ленинизм в его "научном" варианте, историю партии, морфологию, синтаксис...
На самом деле, профессор отличается от простого носителя языка. У него другой уровень мышления. Ум его в большей степени дисциплинирован. Выучить язык в среде, которая сама тебя ведет, в благоприятном "поле", - довольно просто. Самому создать "поле" и освоить язык самостоятельно - для этого требуется высокий уровень самодисциплины, которого не может быть у восьмилетнего ребенка.
Критерием развития является способность создать вокруг себя конструктивное поле, в котором подъем естественен, когда вокруг управляет деструктивное поле, в котором естественна суета сует.
Профессор, способный создать конструктивное поле, может учить сам - тому, кто будет учиться под его руководством, будет проще выучить язык, чем не выучить. Впрочем, шалопаям, вечно поддерживающим вокруг себя деструктивное поле, и самый хороший учитель не поможет.
Человек, живущий в среде двух-трех языков, может освоить два-три языка и остаться при этом потрясающе примитивным, интеллектуально сниженным. Профессор, выучивший два-три языка, не будет интеллектуально сниженным (хотя духовная сниженность возможна и даже весьма вероятна).
Дети, что вырастают в "элитной" среде, осваивают язык общения своей среды. Дается им освоение легко, каких-либо духовных усилий оно от них не требует. Способность чувствовать себя уверенно, преподносить себя, устанавливать полезные связи - все это дается им само собой, и об уровне их духовного развития не говорит ничего. Другое дело - освоить эти навыки в среде, которая к тому не располагает. Это как выучить иностранный без учителей и учебников, общаясь с теми, кто не хочет с тобой разговаривать.
"Посмотрите на меня - у меня все и всегда легко получалось! Я, стало быть, могу этому научить лучше, чем кто-либо другой! Я учу тому, что сам умею!" Не спешите верить таким учителям. Научить подъему может тот, кто имел опыт подъема, а не тот, кто всю жизнь провел на небесах.
Если вы хотите похудеть, к кому вы пойдете учиться? К тому, кто всегда был худым или к тому, кто когда-то был сверхтяжеловесом, а теперь весит немного больше среднего?
Подход естественный и "правильный" подход.
Ребенок слушает сказку. Потом как будто перестает слушать и начинает играть. Мама спрашивает: "Зачем я тебе читаю, если ты не слушаешь?" "Я слушаю, я слушаю и играю". "Так не бывает, ты либо слушай, либо играй. Два дела одновременно не делают". Так и отучают ребенка делать два дела одновременно, а ведь это такое важное умение. Потом, на курсах быстрого чтения может быть, его именно этому искусству учить будут...
Таким же образом учат ребенка совсем не отвлекаться, в то время как, умение отстраиваться от задачи столь же важно, как и умение на задачу настраиваться...
Так вот и учат детей воевать со своей природой. Не потому, что желают ребенку зла, а потому, что в глубине души не верят в свободу, а верят в необходимость вмешательства, конфронтации (дурную веру исповедуют)...
Естественное обучение начинается постепенно, свободно, на все свободное время оно не претендует. Противоестественное претендует на все свободное время. А ведь самолет взлетает не сразу, сначала медленно движется по аэродрому, выходит на взлетную полосу, еще какое-то время медлит и лишь потом идет на взлет - быстро, сильно, красиво и уверенно набирает высоту и скорость. Также неторопливо начинает свое движение сильный ум.
Естественное обучение настроено на поиск жизни... Противоестественное - стремится заполнить человека знаниями. Так при естественном изучении истории, человек стремится узнать, чем жили люди в прошлые времена, во что верили, чего боялись, как работали... При противоестественном подходе заучиваются даты, имена политиков, названия государств и границ... При естественном подходе к географии - стремятся узнать, чем люди живут, во что верят, как работают, как встречают, как провожают, каким воздухом дышат... При противоестественном - изучают урбанизацию и агломерации... Интересные научно-популярные фильмы сняты в интересном, естественном ключе. Школьные учебники - написаны в противоестественном.
К зубрежке можно относиться как к чему-то неприятному, но необходимому. Такой смотрится зубрежка при противоестественном подходе. Но можно увидеть в ней возможность поработать над своей памятью, алгоритмами запоминания. В этом случае зубрежка становится полигоном для отработки положительных психотехник, интересной игрой... Но тут, говорят, есть опасность уйти в "перпендикуляры". Для решения задачи начать строить метод, для построения этого метода - другой метод, для его построения - опять метод и так далее. В перпендикулярах можно увязнуть на долгие годы...
Пишите по адресу:
shalnov@oss.ru
Ведущему рассылки Илюше Шальнову.
Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием
имени автора и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.