Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

При договоре хранения хранитель может впасть в искушение и попытаться присвоить вещь,


2007-07-22
Номер выпуска: 75

Articulus

Волшебные щипцы из Пагана

Владимир Шкода

В одной из многочисленных пагод Пагана в давние времена стояли огромные щипцы. Царские судьи приводили обыкновенно тяжущихся в пагоду, и каждая из сторон должна была сделать заявление, держа руки в раскрытых щипцах.

Всякий раз, когда кто-либо лгал, щипцы сразу же больно сжимали руки. Поэтому в государстве перевелись мошенники и воры, а судьи, не имея никаких дел, обрели полный покой.

И вот как-то некий купец, один из многочисленных покровителей монастырей благословенного Будды, отправляясь в дальний путь, оставил на хранение монаху, который был в своей обители и экономом, слиток золота.

Монах, получив золото, решил уже с ним не расставаться и долго ломал голову, как провести купца, а главное – щипцы.

В конце концов ему пришла на ум замечательная мысль. Он расплавил слиток и залил жидкое золото в полый посох.

Когда купец возвратился в Паган и потребовал свое золото обратно, монах заявил, что уже отдал его. Потерпевший воззвал к правосудию. И тогда судья привел тяжущихся к щипцам. Держа руки в щипцах, купец заявил:

‑ Я утверждаю, что доверил этому монаху один слиток золота. Я также утверждаю, что он не вернул мне его назад.

Народ выжидательно смотрел на щипцы. Но те оставались неподвижными. Тогда, опираясь на свой посох, вперед вышел монах.

‑ Подержи-ка, дружок мой посох, пока мои руки будут в щипцах, ‑сказа он потерпевшему

Ничего не подозревавший купец взял посох, а монах заявил:

‑ Я утверждаю, что взял на хранение золото, но также утверждаю, что возвратил его и теперь оно находится у хозяина.

Все с надеждой смотрели на щипцы, но они по-прежнему молчали. Судья был озадачен, а народ закричал:

‑ Щипцы никуда не годятся!…Один из них – вор!…Где же истина?!

И люди стали насмехаться над щипцами.

Однако судья, погрузившись в размышления, все-таки разгадал уловку монаха. Купец получил обратно свое золото, а монах был наказан. Но после этой истории щипцы, казалось, почувствовали отвращение к людям и перестали помогать вершить правосудие. Они никогда больше не сжимают рук тяжущимся. Даже если те заведомо лгут.

 

Комментарий

 

Понятно, что при испытании монаха щипцы действовали исправно. И они помогли судье найти истину. Ход его размышлений мог быть таким. Щипцам надо доверять, они прошли проверку временем, много лет служили делу правосудия. Значит, оба испытуемых говорили правду. Монах взял золото на хранение, он сам это признал. Вернул ли он золото – вот вопрос. Купец утверждает, что не вернул, и щипцы это подтвердили. Выходит, что монах – вор. Почему же щипцы оставались неподвижными, когда он отрицал свою вину? Получается, что и он говорил правду, т.е. в момент испытания золото действительно находилось у купца. А если монах вор, то золото находилось у него все время, исключая момент испытания. Значит, превращение монаха из вора в честного человека произошло вот здесь, в храме. Ага! Посох переходил из рук в руки. Посох и есть золото. Следовательно, золото в посохе.

Впрочем, это – логика. И судье надо уметь ею пользоваться. А какова мораль сей сказки, каков ее смысл? Во-первых, намек здесь на то, что мошенникам, подобным монаху, мошенникам-дилетантам, не имеющим порочного опыта, лучше не вступать в соревнование с профессионалом. За плечами профессионала огромный опыт разоблачений, а начинающий мошенник задумал только один-единственный обман. Силы явно неравные, велика вероятность проигрыша. Судья правильно истолковал странное, на первый взгляд, поведение щипцов. Во-вторых, в сказке содержится совет: никогда не суди опрометчиво! Люди, наблюдавшие ход процесса, полагали, что щипцы дадут ответ непосредственно, сразу покажут, кто лжет. А вышло так, что оба испытуемых говорили правду, и щипцы это засвидетельствовали. Между тем ни судья, ни народ не знали, что утверждение купца правдиво вообще - он действительно отдал монаху золото на хранение, а монах говорил правду только в момент испытания. Судья был озадачен, он напряженно искал ответ на вопрос: что все это значит? А народ судил опрометчиво: щипцы, мол, пришли в негодность.

Обобщая эти соображения, можно сделать такой вывод. Если хорошо проверенное средство действует не так, как обычно, то имеется тому две причины. Либо оно вышло из строя и требует ремонта, либо дело не в нем, а в нас. Мы просто не понимаем, что происходит. Умный мастер в таких случаях сначала винит не инструмент, а себя. Пока не поймет, что дело не в нем.

 

 



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное