И при юридически точном исполнении договора может появиться чувство несправедливости.
2007-07-01
Номер выпуска:
72
Articulus
Притча о работниках в винограднике
Владимир Шкода
Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который
вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2. И, договорившись с работниками по динарию на
день, послал их в виноградник свой.
3. Вышед около третьего часа, он увидел других,
стоящих на торжище праздно,
4. И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó
следовать будет, дам вам. Они пошли.
5. Опять вышед около шестого и девятого часа,
сделал то же.
6. Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он
нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó стоите здесь целый день
праздно?
7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит
им: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет полýчите.
8. Когда же наступил вечер, говорит хозяин
виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с
последних до первых.
9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по
динарию.
10. Пришедшие же первыми думали, что они получат
больше; но получили и они по динарию;
11. И получившие стали роптать на хозяина дома
12 И говорили: эти последние работали один час, и
ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не
обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной?
14. Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому
последнему то же, чтò и тебе;
15. Разве я не властен в своем делать, чтò хочу?
или глаз твой завистлив от того, что я добр?
Комментарий
Перед нами начало двадцатой главы Евангелия от
Матфея. Притча эта разъясняет смысл слов Христа из последнего стиха предыдущей
главы. Поэтому начинается она словом «ибо». А слова Христа такие: «Многие же
будут первые последними, и последние первыми». Фраза действительно темная и
требует пояснения. Этими словами Христос закончил ответ на вопрос Петра: чтó
будет им – его ученикам, какое вознаграждение их ожидает за то, что они
последовали за ним. А начало ответа Христова обнадеживающее: тот, кто оставил
все – дом, мать с отцом, жену или детей, и последовал за Учителем «получит во
сто крат и наследуют жизнь вечную». Но… многие же будут первые последними.
Здесь принципиально исключается необходимость. Если ты бросил все и пошел
за Учителем, жизнь вечная тебе не гарантируется автоматически. Но
конечно, и последние не станут автоматически первыми. Таков богословский смысл
этой притчи.
Нас же интересует юридическая сторона описанного
события. Итак, рано утром хозяин виноградника нанимает работников, договорившись
с ними по динарию за день. Затем на протяжении дня он еще четырежды выходит за
ворота и призывает на работу новых людей. Исследователи Библии установили, что
третий час у древних евреев соответствовал нашему девятому часу утра, шестой –
полудню, а одиннадцатый час – концу дня или пяти часам. Если предположить, что
первые работники были наняты часов в шесть утра, а последние, это известно,
успели поработать всего один час, то соотношение рабочего времени первых к
последним окажется одиннадцать к одному. При расчете же все получили одинаково –
по динарию. Это и возмутило пришедших на работу первыми. Как же так: «ты сравнял
их с нами». Мы, перенесшие тягость дня и зной, и они, под вечер поработавшие
всего час, получили одинаковую плату!
И вот, хозяин дружелюбно говорит одному из
ропчущих: «Не за динарий ли ты договорился со мной?» Действительно, договор ведь
не нарушен, чем же возмущаться? С теми, кто был призван после первых, договор
вообще не заключался. Сказано было: «Чтó следовать будет, дам вам». То, что он
дал им тоже по динарию, - его добрая воля, и никто ему не судья. Может быть,
хозяин платил им не за объем работы, а в благодарность за то, что они
откликнулись на его призыв. Главное, что он никого не обидел, а иных приятно
удивил. А у пришедших рано по утру, после того, как они увидели расчет с
последними, вдруг появилась надежда. Они решили, что получат больше, чем
полагалось по договору. Они рассчитывали быть первыми и в оплате.
Экономически эти работники мыслили верно: видимо, хозяин передумал и перешел
на почасовую оплату. И когда они получили тоже по динарию, сразу сочли такой
расчет несправедливым. Странно, один работник чувствует несправедливость
к себе, от того, что хозяин добр к другому работнику. Но ведь за
динарий же договорились!
Итак, мы имеем здесь два типа отношений. Отношение
юридическое: хозяин нанял работников и рассчитался с ними сполна.
Оснований для недовольства быть не может, хозяин поступил справедливо.
Отношение этическое: человек предложил людям поработать у него
(«идите и вы»), и они пошли не зная, чем он их отблагодарит. Первые
работники возмутились расчетом с ними, после того, как узнали о расчете с
последними. Если бы расчет шел от первых к последним, первые получили бы свое и
пошли безропотно. Но так не было, и они возмутились. А напрасно. Их надежда
питалась расчетом. А там, где бескорыстно творится добро, экономические
расчеты не уместны.