Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Articulus

  Все выпуски  

И при юридически точном исполнении договора может появиться чувство несправедливости.


2007-07-01
Номер выпуска: 72

Articulus

Притча о работниках в винограднике

Владимир Шкода

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.

3. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4. И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли.

5. Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же.

6. Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó стоите здесь целый день праздно?

7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет полýчите.

8. Когда же наступил вечер, говорит хозяин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию;

11. И получившие стали роптать на хозяина дома

12 И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной?

14. Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, чтò и тебе;

15. Разве я не властен в своем делать, чтò хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

 

Комментарий

 

Перед нами начало двадцатой главы Евангелия от Матфея. Притча эта разъясняет смысл слов Христа из последнего стиха предыдущей главы. Поэтому начинается она словом «ибо». А слова Христа такие: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Фраза действительно темная и требует пояснения. Этими словами Христос закончил ответ на вопрос Петра: чтó будет им – его ученикам, какое вознаграждение их ожидает за то, что они последовали за ним. А начало ответа Христова обнадеживающее: тот, кто оставил все – дом, мать с отцом, жену или детей, и последовал за Учителем «получит во сто крат и наследуют жизнь вечную». Но… многие же будут первые последними. Здесь принципиально исключается необходимость. Если ты бросил все и пошел за Учителем, жизнь вечная тебе не гарантируется автоматически. Но конечно, и последние не станут автоматически первыми. Таков богословский смысл этой притчи.

Нас же интересует юридическая сторона описанного события. Итак, рано утром хозяин виноградника нанимает работников, договорившись с ними по динарию за день. Затем на протяжении дня он еще четырежды выходит за ворота и призывает на работу новых людей. Исследователи Библии установили, что третий час у древних евреев соответствовал нашему девятому часу утра, шестой – полудню, а одиннадцатый час – концу дня или пяти часам. Если предположить, что первые работники были наняты часов в шесть утра, а последние, это известно, успели поработать всего один час, то соотношение рабочего времени первых к последним окажется одиннадцать к одному. При расчете же все получили одинаково – по динарию. Это и возмутило пришедших на работу первыми. Как же так: «ты сравнял их с нами». Мы, перенесшие тягость дня и зной, и они, под вечер поработавшие всего час, получили одинаковую плату!

И вот, хозяин дружелюбно говорит одному из ропчущих: «Не за динарий ли ты договорился со мной?» Действительно, договор ведь не нарушен, чем же возмущаться? С теми, кто был призван после первых, договор вообще не заключался. Сказано было: «Чтó следовать будет, дам вам». То, что он дал им тоже по динарию, - его добрая воля, и никто ему не судья. Может быть, хозяин платил им не за объем работы, а в благодарность за то, что они откликнулись на его призыв. Главное, что он никого не обидел, а иных приятно удивил. А у пришедших рано по утру, после того, как они увидели расчет с последними, вдруг появилась надежда. Они решили, что получат больше, чем полагалось по договору. Они рассчитывали быть первыми и в оплате. Экономически эти работники мыслили верно: видимо, хозяин передумал и перешел на почасовую оплату. И когда они получили тоже по динарию, сразу сочли такой расчет несправедливым. Странно, один работник чувствует несправедливость к себе, от того, что хозяин добр к другому работнику. Но ведь за динарий же договорились!

Итак, мы имеем здесь два типа отношений. Отношение юридическое: хозяин нанял работников и рассчитался с ними сполна. Оснований для недовольства быть не может, хозяин поступил справедливо. Отношение этическое: человек предложил людям поработать у него («идите и вы»), и они пошли не зная, чем он их отблагодарит. Первые работники возмутились расчетом с ними, после того, как узнали о расчете с последними. Если бы расчет шел от первых к последним, первые получили бы свое и пошли безропотно. Но так не было, и они возмутились. А напрасно. Их надежда питалась расчетом. А там, где бескорыстно творится добро, экономические расчеты не уместны.

 

 



Copyright © Владимир Шкода
Web-верстка и подготовка рассылки к выпуску: © Evgeny Ukhanov

В избранное