У одного старика была дочь по имени Сангба. Она
была очень красива, и за нее сваталось много мужчин. Но когда женихи приходили
просить руки Сангбы, отец отвечал каждому, что он получит его дочь лишь в том
случае, если сначала сумеет поймать и принести живого оленя. Одни сразу
отказывались от невесты, другие отправлялись за оленем, но даже самые
быстроногие и умелые охотники каждый раз терпели неудачу и тоже уходили ни с
чем.
Но однажды к дому
старика пришли два друга, два юноши из дальней деревни и сказали:
—
Мы пришли к человеку, у которого есть дочь по имени Сангба.
Старик вышел к гостям и приветствовал их.
— Я отец Сангбы,— сказал он,— Чего вы хотите? Один из
юношей, которого звали Ньила, сказал: — Я пришел просить в жены вашу дочь.
Другой юноша, Сефу, сказал то же самое. Отец им ответил:
‑ У меня только
одна дочь. Вы же пришли за ней вдвоем. Я отдам ее в жены тому из вас, кто
принесет мне живого оленя.
Отправились юноши в
лес на поиски оленя. Вскоре они напали на след, потом увидели и самого оленя и
что было сил помчались за ним.
Сефу, не такой быстрый, как Ньила, скоро отстал от
друга и, обессиленный, опустился под деревом.
«С меня хватит,—сказал он сам себе.—Я не собираюсь больше гнаться за
оленем ради женщины. Почему я должен доводить себя до изнеможения и вгонять себя
в гроб из-за Сангбы? На свете есть и другие женщины, можно найти себе жену
гораздо проще. И вообще, что это за сватовство с живым оленем? Я никогда прежде
ничего подобного не слыхивал. Останусь здесь и подожду, пока вернется Ньила».— И
он заснул.
Проснувшись, Сефу увидел своего друга. Ньила нес за спиной связанного
живого оленя и в восторге кричал:
— Вот он, живой олень для старика! Я догнал его и поймал, потому что мне
очень правится Сангба!
Они вместе пошли в деревню и принесли оленя отцу Сангбы. Тот велел его
убить и приготовить еду для юношей. Когда олень был готов, старик сказал обоим:
— Берите мясо, друзья. Ешьте, пожалуйста. А потом мы обсудим ваше
сватовство.
Когда они поели, отец собрал на совет старейшин
деревни и обратился к ним:
— Вы знаете, что у меня есть единственная дочь Сангба, которая мне дороже
жизни. Теперь я должен выбрать себе зятя, хорошего, благородного сердцем
человека. Эти юноши пришли ко мне и попросили мою дочь в жены. Я велел им
сначала принести мне живого оленя. И вот они вместе принесли оленя, но только
одного. Почему один из них вернулся без оленя? Старейшины, я передаю это дело
вам. Решите, кому из двоих быть нашим зятем.
Старейшины обратились к
юношам.
— Вы пришли сюда вместе,— сказали они,— и оба попросили в жены Сангбу. Но
оленя поймал один из вас. Почему другой вернулся без оленя? Первым ответил
Ньнла.
— Мы пришли в лес,— сказал он,— и стали искать оленя, а когда нашли,
пустились за ним в погоню. Сефу, мой друг, отстал от меня. Я же был так пленен
красотой Сангбы, что продолжал гнаться за оленем, пока не поймал его. Я связал
оленя и понес его назад. Потом я встретил своего друга. Он очень устал и ждал
меня, чтобы только проводить сюда.
Потом заговорил Сефу:
—Я никогда еще нигде не слышал, чтобы для сватовства требовался живой
олень,— сказал он.— Но все-таки я отправился со своим другом поискать его, а
может, и поймать, если удастся. Но он так скакал, что я выбился из сил и
подумал: не, очень-то мне надо загонять себя до смерти. Женщин много, и получить
их в жены легче, чем Сангбу. Я сел под деревом и стал дожидаться Ньилу, чтобы
вернуться с ним вместе. Скоро я увидел его с оленем и пришел сюда, просто
сопровождая его. Я не собираюсь больше просить в жены вашу дочь.
Старейшины посовещались и
наконец решили:
—Ты, Сефу, который не стал гнаться за оленем,— ты будешь нашим зятем.
Ньила поймал оленя, он упорный человек. Если он захочет кого-то убить, его ничем
не остановишь, пока он не исполнит свое желание. Он не обратит внимания ни на
упреки, ни на советы. Если мы отдадим ему нашу дочь и она что-нибудь сделает не
так, он станет ее бить, не слушая ничьей мольбы. Мы не хотимего в зятья. Сефу —
другое дело. Он .способен: прислушаться к голосу рассудка. И если он поссорится
с нашей дочерью, а мы придем их примирить, он сумеет проявить благоразумие. Как
ни велик будет его гнев, он сможет себя сдержать. Он добр и кроток. Он наш зять!
Комментарий
Условие, которое отец Сангбы ставит перед
кандидатами в зятья, формулируется так: сначала поймать и принести живого
оленя. Слово «сначала» может означать, что поставленное условие не является
достаточным. Иными словами, сначала поймай и принеси оленя, а там видно
будет. Мы не знаем, как обернулось бы дело, если пришел только один быстрый
Ньила и поймал оленя. Но юноши пришли вдвоем. И отец Сангбы сказал: «Я отдам ее
в жены тому из вас, кто принесет мне живого оленя». Здесь отсутствует и слово,
«сначала» и слово «поймать». Далее в сказке говорится: они принесли оленя
отцу Сангбы. На эти детали следует обратить внимание. Старик не нарушил договор,
не обманул юношу, поймавшего оленя, как может сразу показаться . Из того, что он
им сказал, следует: не важно, кто поймал, важно, кто принес. А принесли они
вместе.
Может быть, старик сам не знал, как ему быть. Ведь
совет старейшин не предполагался, когда он объяснял претендентам свое условие.
Выступая перед старейшинами, он откровенен в своем затруднении. Он передает им
дело и просит решить, кому должна достаться Сангба. Главное, чтобы зять был
хороший, благородного сердца человек.
Между прочим, хотя старик и сказал, что юноши
принесли оленя вместе, он знал, что один из них оленя не поймал. Почему не
поймал? Вот вопрос, который очень интересует старейшин. Первым отвечает Ньила,
поймавший оленя. Он обо всем обстоятельно рассказал, и мы узнали, в дополнение к
тому, что уже знали, что Сефу, не поймавший оленя, пришел в деревню с охоты
только затем, чтобы проводить своего более удачливого друга. Он ни на что не
надеялся. Это он и сам говорит, когда наступает его черед отвечать. Даже
определеннее и резче высказывается: «Я не собираюсь больше просить в жены вашу
дочь».
Итак, Сефу, не поймавший оленя, не собирается
больше просить руки Сангбы, а старейшины сами отдают ему красавицу. Они
объясняют, почему приняли это решение. Они не хотят видеть своим зятем (обратим
внимание на любопытную перемену: вначале старик выбирает себе зятя, а в
конце старейшины деревни выбрали нашего зятя) упорного, очень
настойчивого человека. Такие люди опасны, это – фанатики. Они идут
напролом к поставленной цели. Они активны, сильны и считаются только с силой.
Они слишком принципиальны, чтобы быть добрыми. Нет, такого зятя
нам не нужно, решают старейшины. Выберем другого – доброго и кроткого,
способного прислушаться к голосу рассудка.
Да, Сефу рассудителен. А первый признак
рассудительности – здоровый консерватизм, опора на обычай, традицию.
Слово «консерватизм» не очень-то жалуют активисты и революционеры, т.е.
разрушители традиций. Но все чаще оно используется в положительном смысле.
Отказавшись участвовать в смертельной гонке, Сефу говорит сам себе: «что это за
сватовство с живым оленем? Я никогда прежде ничего подобного не слыхивал». Этой
же мыслью он начинает свою речь на совете: «Я никогда еще нигде не слышал, чтобы
для сватовства требовался живой олень». Иными словами, что это за причуда?
Существует же обычай сватовства, зачем эта выдумка? Традиционализм в мышлении
Сефу очевиден. И потом, для рассудительного человека во всем должна быть мера.
Хорошо, я попробую поискать и поймать оленя. Но стоит ли убиваться из-за
женщины, можно найти жену гораздо проще. Романтическим натурам рассудительные
люди не симпатичны. Но тем, кто ценит основательность и благоразумие, они по
душе.