Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.


 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.


Глава 2. Человек в библейской традиции

 

Лепя людей, в большое зеркало
Бог на себя смотрел из тьмы,
И так оно Его коверкало,
Что в результате вышли мы.
И.Губерман





 

Под библейской традицией я понимаю религии ближневосточного происхождения, прямо или опосредованно восходящие в своих учениях к Книге Откровения «Библии» – иудаизм, христианство, ислам. Слово «тора» на древнееврейском языке – иврите – означает «учение», «теория». Существует письменная и устная Тора. Письменная Тора – Танах – сборник книг, которому в христианстве соответствует Ветхий Завет. Устная Тора – не вошедшее в письменный текст еврейское религиозное учение, основу которого составляет Талмуд.

Несмотря на разные под­ходы к описанию мира, соответствие Торы, написанной, как принято тра­диционно считать, в конце XIII века до н.э., сегодняшним научным пред­ставлениям просто поразительно. Так, например, Тора утверждает, что все живые существа появились на земле не сразу, а в процессе развития; что жизнь первоначально возникла в воде, и даже происхождение птиц свя­зано именно с водой (Быт. 1.20—21). На земле жизнь стала развиваться позже — на следующий «день». В Торе говорится о том, что человек создан позже всех других существ, а свет предшествовал светилам. И наука при­держивается такого же мнения. Одна­ко эти идеи совершенно расходятся с нашими представлениями о естест­веннонаучном уровне развития чело­вечества времён написания Торы. Впрочем, если в соответствии с древней, но по-прежнему живой тра­дицией считать, что Тора не написа­на, а лишь записана и её единствен­ный автор — Господь Бог (такова точ­ка зрения ортодоксального иудаиз­ма), тогда совпадения рассказа Торы о сотворении мира и современных научных воззрений представляются совершенно естественными.

Каков взгляд иудаизма на человека? Как человек «устроен»? Каково его место в мире? Свободен ли он в своём жизненном выборе, или же этот выбор предопре­делён судьбой? В каком отношении находится человек к Богу и миру, к самому себе и другим людям? Осмыс­ленна ли его жизнь? Кончается ли она смертью? И если нет, то что ждёт че­ловека после смерти?

Две первые главы Торы повествуют о сотворении человека. Что наиболее важно в этом повествовании? Человек, как и весь мир, частью которого он является, возник не сам по себе, не как результат слепой, слу­чайной эволюции. Человек, как и весь мир, создан. И создан он не инопла­нетянами, прибывшими в научную командировку, не ангелами и не какими-то прежде него созданными суще­ствами, но Самим Богом. Творение человека не похоже на творение других живых существ, в ко­тором Бог непосредственно не участ­вовал, а лишь руководил им. Бог гово­рил: «Да произведет вода...» (Быт. 1.20), «Да произведет земля...» (Быт. 1.24), и, исполняя Его волю, вода и земля творили растительный и животный мир по заложенной в них Богом «про­грамме».

Бог сотворил человека из двух «компонентов»: из «праха земного», уже созданного к тому моменту, и души, которую Бог вдохнул в человека и ко­торой прежде не существовало. Так сложно устроен только человек. Все остальные живые существа относятся или только к материальному миру (жи­вотные), или только к духовному (ан­гелы), и лишь человек имеет двойст­венную природу. Один из мудрецов Талмуда так комментирует эту двойст­венность: «У всех существ, сотворён­ных из неба, душа и тело из неба; а у всех существ, сотворённых из земли, душа и тело из земли, кроме человека, душа которого — из неба, а тело — из земли. Поэтому если он соблюдает Тору и волю Отца Небесного, то подо­бен высшим существам, как сказано: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышне­го — все вы...» (Пс. 81.6); а если не соблюдает Тору и волю Отца Небесно­го, то подобен тварям низшим, о кото­рых сказано: «...но вы умрете, как человеки...» (Пс. 81.7).

На самом деле в повествовании о начале мира слово «человек» на иври­те не употребляется. Вместо него ис­пользовано слово «адам» — производ­ное от слова «адама» (земля). «Адам» рождается от «адамы». Уже в корнях слов содержится прямое указание на то, что часть человеческого существа («прах земной») порождена природ­ным миром. Существительное «адам» также очень близко глаголу «адамэ» — «уподоблюсь». То есть речь здесь идёт о подобии Богу — о сверхприродной части человека. Слово «адам» состоит на иврите из трёх букв: «алеф», «далет» и «мем». «Алеф» — первая буква, с которой начинается слово, переводимое на русский язык словом «Бог». «Далет» и «мем» образуют слово «дам» (кровь). Таким образом, сам язык подталкивает к пониманию человека как существа, в котором Бог облекается в плоть и кровь. Очевидно, что подобные толкования невозможны, если иметь дело с переводом.

С одной стороны, человек — это часть природного мира. С другой - человек больше природного мира. О человеке нельзя сказать, что он в принципе такое же существо, как, на­пример, обезьяна или дельфин, но только более развитое. В Торе описывается, как человек пытался найти среди животных по­мощника, «соответственного» себе, но не нашёл (Быт. 2.18—20), потому что в природном мире просто нет суще­ства, «соответственного» ему. Эта идея Торы резко противоположна современным материалистическим и древ­ним тотемистическим представлени­ям, согласно которым человек про­изошёл от животных. Человек не только вмещает в себя всю природу, он — больше, чем природное явление, ибо в нём есть ещё и то, что отсутствует в природе: «дыхание», которым Бог призвал его к жизни. Поэтому мудрецы Талмуда называют человека «олам катан», что значит «малая вселенная», или «мик­рокосм».

Человек создан в последнюю очередь. Им завершается процесс творения. В человеке одновременно заключены и весь материальный мир («прах земной»), и божественный об­раз, поэтому он — венец творения, его главное действующее лицо. Муд­рецы Талмуда задают вопрос: «По­чему человек был создан послед­ним?» — и так на него отвечают: «Чтобы он тут же попал на пир... На что это похоже? На царя, который построил дворец, подготовил пир­шество и лишь затем созвал гостей». Царь в этой притче — Бог; дворец и пиршество — созданный Им мир; гости — люди. Иными словами, мир создан ради людей, ради каждого че­ловека. Без человека он неполон и бессмыслен, как необитаемый дво­рец, как пир без пирующих.

Создание человека завершает тво­рение мира и придаст ему окончатель­ный смысл. Если, завершив творение в предыдущие дни, Бог видит, «что это хорошо», то о шестом, последнем дне творения — только о нём — сказано: «...и вот, хорошо весьма» (Быт. 1.31), только к нему приложено это «весьма». Однако, чтобы человек не возгордился своим высоким положением в мире, на вопрос: «Почему человек был создан последним?» — мудрецы Талмуда пред­лагают и другой ответ: «Если он возгор­дится, ему говорят: „Даже комар был создан раньше тебя!"».

Процитируем полностью фрагмент Торы о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию На­шему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1.26—28, 1.31). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2.7).

Вот как раскрывается смысл сказанного в Торе о сотворении человека в книге «Зогар», главной книге еврейской мистики — каббалы: «Когда сотворил Святой, благословен Он, вселенную... создал Он трёх искусников, которые должны были воплотить Его замысел в этом мире. И это небеса, земля и вода... И руками этих троих творилось всё, что в мире этом. И каждому из этих троих поручил он вывести надлежащие создания в мир... И ру­ками этих троих была произведена вся работа творения. Каждым — в соответствии с природой его. Когда пришёл шестой день, все они были готовы творить так, как в остальные дни. Сказал им Святой, благосло­вен Он: „Ни один из вас не сможет сделать это существо в одиночку, как были сделаны прежние создания. Но все вы должны соединиться вместе, и Я с вами, и сотворим человека, ибо вы не сумеете создать его самостоятельно. И будет тело из вас троих, а душа от Меня". И ради этого созвал их Святой, благословен Он, и сказал им: „Сотворим чело­века, Я и вы, Я — душу, и вы — тело". И так это: тело — из тех троих, которые осуществляли работу творения, а душу даст Святой, благосло­вен Он, Который ею присоединился к ним».

Далее объясняются слова Торы «по образу нашему, по подобию нашему». Понятно, что слово «нашему» пишется тут со строчной бук­вы, поскольку это местоимение относится не только к Богу, но и к Его созданиям — небесам, земле и воде, ибо, говорит Господь, «следует нам в этом теле, которое взято от вас, узнавать подобие ваше, как в том, что взято от Меня, — душу, отделённую от мирских дел».

На примере этого комментария видно, помимо всего прочего, что любой перевод — это всегда ещё и комментарий. Ведь в синодальном пе­реводе слово «Нашему» написано с прописной буквы. При таком написа­нии слово «сотворим» может быть понято только как обращение Бога к Самому Себе. Все другие понимания (в том числе и только что приведён­ное) автоматически отсекаются. А как написано в оригинале, на иврите? Прописная там буква или строчная? В том-то и дело, что в иврите нет прописных и строчных букв: все буквы иврита одинаковы!

Первоначально человек был единым: разделение полов на мужчин и женщин — это следующий шаг в становлении человека. То есть женщина не была создана из ребра мужчины: они были созданы одновре­менно — целостный человек (андрогин) разделён на мужчину и женщину. «Ребро» — это лишь одно из значений употреблённого в оригинале слова «цэла». Другие его значе­ния — «грань» и «сторона». В перево­де использовано наименее абстракт­ное, анатомическое понятие («реб­ро»), что неоднократно давало несве­дущим людям повод для недоумения и насмешек.

Первая и вторая главы Торы рас­сказывают о сотворении мира и чело­века по-разному. Видимое противоре­чие объясняется тем, что, хотя они изображают, казалось бы, одно и то же, цели их повествования совершен­но различны, они описывают творе­ние мира с разных сторон. Если в пер­вой главе важна последовательность творения от первого до седьмого дня, то во второй она не имеет никакого значения. Здесь всё подчинено идее о центральном положении человека в мире. Поэтому, например, о сотворе­нии животных говорится позже, чем о сотворении человека.

Человек связан с Богом двояко. Во-первых, как часть мира и, во-вторых, как существо, состоящее с Богом в уникальных отношениях. Что это значит? Весь мир — начиная от созвез­дий и кончая одуванчиком — несёт на себе печать Создателя. Разумеется, не лишён её и человек. Ведь по своей «природной» сути он, как и весь мир, — создание Божье. В то же вре­мя человек имеет особые, «привилеги­рованные» отношения с Богом, «дыха­ние» и образ Которого только он один из всего созданного Богом мира носит в себе. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» (Быт. 1.26—27). Этот текст Торы требует комментария.

Слово «сотворим» почему-то сто­ит во множественном числе. Сущест­вует несколько объяснений этой на первый взгляд непонятной граммати­ческой формы. Одно из них уже при­водилось. Оно состоит в том, что Бог обращается здесь к небесам, земле и воде. Согласно другому пониманию, Бог обращается к человеку («давай сотворим вместе»), Он приглашает человека к совместной работе по соз­данию самого человека! Бог специ­ально оставляет человека незавер­шённым, давая ему самому возмож­ность участвовать в процессе творче­ства. Образ Божий — это свобода и разум человека, его способность к творчеству.

Образ Божий даётся даром каж­дому человеку, даже глупому, лениво­му и злому. Никакой грех не в со­стоянии лишить его образа Божьего. А вот с «подобием» всё обстоит со­вершенно иначе. Оно даром не да­ётся. Человек может и должен упо­добиться Богу благодаря своим соб­ственным усилиям. В Талмуде об этом сказано: «Бог милосерден — будь и ты милосерден; Он мило­стив — будь и ты милостив; Он пра­веден — будь и ты праведен». Вот жизненная задача человека. Он мо­жет посвятить её решению всё отпу­щенное ему время, однако Бог не принуждает его делать это, ибо чело­век, по замыслу Божьему наделённый таким важнейшим качеством, как свобода, волен отказаться от реше­ния своей задачи и может прожить жизнь вообще не догадываясь, что она стоит перед ним. Так что разные люди в конце жизни оказываются в разной степени уподобленными Богу, а некоторые ока­зываются «неуподобленными» совсем.

Тело человека создано из «праха зем­ного», но это вовсе не означает, что оно плохо само по себе. Если о нём говорят как о «низком», то только для того, чтобы отличить от «высокого» — души. Тело создано Богом. Оно не темница души, а дар Божий. По­этому человек не только не должен пренебрегать своим телом, он обя­зан о нём заботиться. В иудаизме много заповедей связано с телом и заботой о нём.

Существуют разные понимания, что такое «образ Божий». Некоторые убеждены, что он не имеет никакого отношения к человеческому телу. Од­нако мудрецы Талмуда полагали, что слова «образ Божий» определяют все­го человека в неразделённой целост­ности его души и тела. И с этой точки зрения забота о теле приобретает характер выполне­ния религиозного предписания. Об одном из мудрецов Талмуда рассказы­вают: собираясь в баню, он говорил, что идёт выполнять заповедь — возда­вать почести образу Божьему.

С точки зрения иудаизма у человека две души: животная и божественная. Первая, связанная с жизнью тела, явля­ется как бы его продолжением, она стремится «вниз», к «земле», из которой и создана. Вторая душа — божествен­ная — обращена к Богу. Нередко такое различие направлений приводит чело­века к конфликту с самим собой. Человеческое тело не содержит никакого зла, но зло может возник­нуть, если человек позволит своей животной душе руководить жизнью, диктовать, что и как надо делать в том или ином случае. Животная душа не знает и знать не хочет о сущест­вовании в человеке высшего начала, она склонна вести себя так, как буд­то она в человеке одна. Если ей уда­ётся захватить главенство, то еда, от­дых, стремление к власти, безопасно­сти и половой инстинкт становятся главными ценностями человеческой жизни и подчиняют себе всё поведе­ние человека.

Проблема, которую сознательно или бессознательно решает каждый, касается внутреннего «устройства» и соотношения двух душ и двух воль. Она иллюстрируется обычно обра­зами коня и всадника. Правильное соотношение двух душ такое, при котором всадник — душа божественная, а конь — душа животная. Такое подчинение не уни­жает животную душу, это не насилие над ней. В этом случае её устремления оказываются и добрыми, и осмыслен­ными, и уместными, и оправданными: ведь в роли коня — благородного жи­вотного — она служит высшему нача­лу (божественной душе), как ей и предначертано, и тогда действитель­но чувствует себя на своём месте.

Если в человеке главенствует животная душа, то он вынужден вы­полнять прихоти тела. Жизнь его становится бессмысленной, непра­вильной, искажённой. Его божест­венная душа страдает, попав во власть к подчинённому, её бесконеч­ные возможности направлены на об­служивание конечного — телесной жизни. И тогда ни о каком подобии Богу говорить уже не приходится: человек — просто вещь, которую ис­пользуют не по назначению.




Продолжение в следующем выпуске...



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное