Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эзотерическая энциклопедия" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.
В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии
«Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается
один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных,
мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа.
Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой
телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической
природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй
книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как
космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический
обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное
единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге
«Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы
к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой
сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного
профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию
и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ
книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.
В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии
«Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается
один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных,
мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа.
Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой
телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической
природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй
книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как
космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический
обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное
единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге
«Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы
к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой
сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного
профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию
и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ
книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.
Глава 2. Человек в библейской традиции
Лепя людей, в большое зеркало Бог на себя смотрел из тьмы, И так оно Его коверкало, Что в результате вышли мы. И.Губерман
| |
Под библейской традицией я
понимаю религии ближневосточного происхождения, прямо или опосредованно
восходящие в своих учениях к Книге Откровения «Библии» – иудаизм, христианство,
ислам. Слово «тора» на древнееврейском языке – иврите – означает «учение»,
«теория». Существует письменная и устная Тора. Письменная Тора – Танах –
сборник книг, которому в христианстве соответствует Ветхий Завет. Устная Тора –
не вошедшее в письменный текст еврейское религиозное учение, основу которого
составляет Талмуд.
Несмотря
на разные подходы к описанию мира, соответствие Торы,
написанной, как принято традиционно считать, в конце XIII века до н.э., сегодняшним научным представлениям
просто поразительно. Так, например, Тора утверждает, что все живые существа появились на земле не
сразу, а в процессе развития; что
жизнь первоначально возникла в воде,
и даже происхождение птиц связано
именно с водой (Быт. 1.20—21). На
земле жизнь стала развиваться позже
— на следующий «день». В Торе говорится о том, что человек создан позже всех других существ, а свет предшествовал светилам. И наука придерживается такого же мнения. Однако эти идеи совершенно расходятся с нашими
представлениями о естественнонаучном уровне
развития человечества времён
написания Торы. Впрочем, если в соответствии с древней, но по-прежнему живой традицией считать, что Тора не написана, а лишь записана и её
единственный автор — Господь Бог (такова
точка зрения ортодоксального иудаизма),
тогда совпадения рассказа Торы о
сотворении мира и современных научных
воззрений представляются совершенно
естественными.
Каков
взгляд иудаизма на человека? Как человек «устроен»? Каково
его место в мире? Свободен ли он в своём жизненном выборе,
или же этот выбор предопределён судьбой? В каком отношении находится
человек к Богу и миру, к самому себе и другим людям? Осмысленна
ли его жизнь? Кончается ли она смертью? И если нет, то что ждёт человека
после смерти?
Две
первые главы Торы повествуют о сотворении человека. Что наиболее важно
в этом повествовании? Человек, как и весь мир, частью которого
он является, возник не сам по себе, не как результат слепой, случайной
эволюции. Человек, как и весь мир, создан. И создан он не инопланетянами,
прибывшими в научную командировку, не ангелами и не какими-то
прежде него созданными существами, но Самим Богом. Творение человека не
похоже на творение других живых существ, в котором
Бог непосредственно не участвовал, а лишь руководил им. Бог говорил:
«Да произведет вода...» (Быт. 1.20), «Да произведет земля...» (Быт.
1.24), и, исполняя Его волю, вода и земля творили растительный и
животный мир по заложенной в них Богом «программе».
Бог
сотворил человека из двух «компонентов»: из «праха земного», уже созданного к тому моменту, и
души, которую Бог вдохнул в человека и которой прежде не существовало. Так сложно
устроен только человек. Все остальные живые
существа относятся или только к
материальному миру (животные), или
только к духовному (ангелы), и лишь
человек имеет двойственную природу. Один из мудрецов Талмуда так комментирует эту двойственность: «У всех существ, сотворённых из
неба, душа и тело из неба; а у всех существ,
сотворённых из земли, душа и тело из
земли, кроме человека, душа которого
— из неба, а тело — из земли. Поэтому
если он соблюдает Тору и волю Отца
Небесного, то подобен высшим
существам, как сказано: «Я сказал:
вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы...» (Пс. 81.6); а если не соблюдает Тору и волю Отца Небесного, то подобен тварям низшим, о которых сказано: «...но вы умрете, как человеки...» (Пс. 81.7).
На
самом деле в повествовании о начале мира слово «человек» на иврите не
употребляется. Вместо него использовано слово «адам» — производное от слова
«адама» (земля). «Адам» рождается от «адамы». Уже в корнях слов
содержится прямое указание на то, что часть человеческого существа («прах земной») порождена
природным миром. Существительное «адам» также очень близко глаголу «адамэ» — «уподоблюсь». То есть речь здесь идёт о подобии Богу — о сверхприродной части человека. Слово «адам» состоит на иврите из трёх букв: «алеф», «далет» и «мем». «Алеф» — первая буква, с которой начинается слово, переводимое на русский язык
словом «Бог». «Далет» и «мем»
образуют слово «дам» (кровь). Таким
образом, сам язык подталкивает к пониманию человека как существа, в котором Бог облекается в плоть и кровь. Очевидно, что подобные толкования невозможны, если иметь дело с переводом.
С одной
стороны, человек — это часть природного мира. С другой - человек больше природного мира.
О человеке нельзя сказать, что он в принципе такое же существо,
как, например, обезьяна или дельфин, но только более развитое. В Торе описывается, как человек пытался найти среди животных помощника, «соответственного» себе, но не нашёл (Быт. 2.18—20), потому что в природном мире просто нет существа, «соответственного» ему. Эта идея Торы резко противоположна современным
материалистическим и древним тотемистическим представлениям,
согласно которым человек произошёл от
животных. Человек не только вмещает в себя всю природу, он — больше, чем природное явление, ибо в нём есть ещё и то,
что отсутствует в природе: «дыхание», которым Бог призвал его к жизни. Поэтому
мудрецы Талмуда называют человека «олам
катан», что значит «малая вселенная», или «микрокосм».
Человек
создан в последнюю очередь. Им завершается процесс творения.
В человеке одновременно заключены и весь материальный мир («прах земной»), и божественный
образ, поэтому он — венец творения, его главное действующее лицо. Мудрецы Талмуда задают вопрос: «Почему человек был создан последним?» — и так на него отвечают: «Чтобы он
тут же попал на пир... На что это похоже? На
царя, который построил дворец,
подготовил пиршество и лишь затем созвал гостей». Царь в этой притче —
Бог; дворец и пиршество — созданный Им мир; гости
— люди. Иными словами, мир создан ради людей,
ради каждого человека. Без человека
он неполон и бессмыслен, как
необитаемый дворец, как пир без
пирующих.
Создание
человека завершает творение мира и придаст ему окончательный
смысл. Если, завершив творение в предыдущие дни, Бог видит,
«что это хорошо», то о шестом, последнем дне творения — только о нём — сказано:
«...и вот, хорошо весьма» (Быт. 1.31), только к нему приложено это
«весьма». Однако, чтобы человек не возгордился своим
высоким положением в мире, на вопрос: «Почему человек был создан последним?»
— мудрецы Талмуда предлагают и другой ответ: «Если он возгордится, ему говорят: „Даже
комар был создан раньше тебя!"».
Процитируем
полностью фрагмент Торы о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим
человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над
рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над
всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил
их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1.26—28, 1.31). «И создал
Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2.7).
Вот как
раскрывается смысл сказанного в Торе о сотворении человека в книге «Зогар», главной
книге еврейской мистики — каббалы: «Когда
сотворил Святой, благословен Он, вселенную... создал Он трёх искусников, которые должны были воплотить Его
замысел в этом мире. И это небеса, земля и вода... И руками этих троих творилось всё, что в мире этом.
И каждому из этих троих поручил он
вывести надлежащие создания в мир... И руками этих троих была произведена вся
работа творения. Каждым — в соответствии с природой его. Когда пришёл
шестой день, все они были готовы творить так, как в остальные дни. Сказал им
Святой, благословен Он: „Ни один из вас не
сможет сделать это существо в одиночку, как были сделаны прежние создания. Но все вы должны соединиться вместе, и Я с вами, и сотворим человека, ибо вы
не сумеете создать его самостоятельно.
И будет тело из вас троих, а душа от Меня". И ради этого созвал их
Святой, благословен Он, и сказал им: „Сотворим человека, Я и вы, Я — душу, и вы — тело". И так это: тело — из тех троих,
которые осуществляли работу
творения, а душу даст Святой, благословен
Он, Который ею присоединился к ним».
Далее
объясняются слова Торы «по образу нашему, по подобию нашему». Понятно, что
слово «нашему» пишется тут со строчной буквы, поскольку это местоимение
относится не только к Богу, но и к Его созданиям — небесам, земле и
воде, ибо, говорит Господь, «следует нам в этом теле, которое взято от
вас, узнавать подобие ваше, как в том, что взято от Меня, — душу, отделённую от
мирских дел».
На примере этого комментария
видно, помимо всего прочего, что любой
перевод — это всегда ещё и комментарий. Ведь в синодальном переводе слово «Нашему» написано с прописной буквы.
При таком написании слово «сотворим» может быть понято только как
обращение Бога к Самому Себе. Все другие
понимания (в том числе и только что приведённое) автоматически отсекаются. А как написано в оригинале, на иврите? Прописная
там буква или строчная? В том-то и дело, что в иврите нет прописных и строчных
букв: все буквы иврита одинаковы!
Первоначально человек был
единым: разделение полов на мужчин и женщин — это следующий шаг в становлении
человека. То есть женщина не была создана из
ребра мужчины: они были созданы
одновременно — целостный человек
(андрогин) разделён на мужчину и женщину.
«Ребро» — это лишь одно из значений употреблённого в оригинале
слова «цэла». Другие его значения — «грань» и «сторона». В переводе использовано наименее
абстрактное, анатомическое понятие («ребро»), что неоднократно давало несведущим людям повод для недоумения и насмешек.
Первая
и вторая главы Торы рассказывают о сотворении мира и человека
по-разному. Видимое противоречие объясняется тем, что, хотя они изображают,
казалось бы, одно и то же, цели их повествования совершенно
различны, они описывают творение мира с разных сторон. Если в первой
главе важна последовательность творения от первого до седьмого дня, то во
второй она не имеет никакого значения. Здесь всё подчинено идее о центральном
положении человека в мире. Поэтому, например, о сотворении
животных говорится позже, чем о сотворении человека.
Человек
связан с Богом двояко. Во-первых, как часть мира и, во-вторых, как существо, состоящее с
Богом в уникальных отношениях. Что это значит? Весь мир — начиная от созвездий и кончая одуванчиком — несёт на себе печать Создателя. Разумеется, не лишён
её и человек. Ведь по своей «природной» сути
он, как и весь мир, — создание Божье.
В то же время человек имеет особые,
«привилегированные» отношения с Богом, «дыхание» и образ Которого только он один
из всего созданного Богом мира носит
в себе. «Сотворим человека по образу
Нашему, по подобию Нашему... И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» (Быт. 1.26—27). Этот текст Торы требует комментария.
Слово
«сотворим» почему-то стоит во множественном числе. Существует
несколько объяснений этой на первый взгляд непонятной грамматической
формы. Одно из них уже приводилось. Оно состоит в том, что Бог обращается здесь к небесам,
земле и воде. Согласно другому пониманию, Бог обращается к человеку («давай сотворим
вместе»), Он приглашает человека к
совместной работе по созданию самого
человека! Бог специально оставляет
человека незавершённым, давая ему
самому возможность участвовать в
процессе творчества. Образ Божий —
это свобода и разум человека, его
способность к творчеству.
Образ
Божий даётся даром каждому человеку, даже глупому, ленивому и злому. Никакой грех не
в состоянии лишить его образа Божьего. А
вот с «подобием» всё обстоит совершенно
иначе. Оно даром не даётся. Человек
может и должен уподобиться Богу благодаря своим собственным усилиям. В Талмуде об этом сказано: «Бог милосерден — будь и ты милосерден; Он милостив — будь и ты милостив; Он праведен —
будь и ты праведен». Вот жизненная задача человека. Он может посвятить её решению всё отпущенное ему время, однако Бог не принуждает его делать это, ибо человек, по замыслу Божьему наделённый таким важнейшим качеством, как свобода, волен отказаться от решения своей задачи
и может прожить жизнь вообще не догадываясь,
что она стоит перед ним. Так что
разные люди в конце жизни оказываются в разной степени уподобленными Богу, а некоторые оказываются
«неуподобленными» совсем.
Тело
человека создано из «праха земного», но это вовсе не означает, что оно
плохо само по себе. Если о нём говорят как о «низком», то только для того,
чтобы отличить от «высокого» — души. Тело создано Богом. Оно не
темница души, а дар Божий. Поэтому человек не только не должен пренебрегать
своим телом, он обязан о нём заботиться. В иудаизме много заповедей связано с
телом и заботой о нём.
Существуют
разные понимания, что такое «образ Божий». Некоторые убеждены, что он не
имеет никакого отношения к человеческому телу. Однако
мудрецы Талмуда полагали, что слова «образ Божий» определяют всего
человека в неразделённой целостности его души и тела. И с этой
точки зрения забота о теле приобретает характер выполнения
религиозного предписания. Об одном из мудрецов Талмуда рассказывают:
собираясь в баню, он говорил, что идёт выполнять заповедь — воздавать
почести образу Божьему.
С
точки зрения иудаизма у человека две души: животная и
божественная. Первая, связанная с жизнью тела, является как бы его
продолжением, она стремится «вниз», к
«земле», из которой и создана.
Вторая душа — божественная —
обращена к Богу. Нередко такое различие
направлений приводит человека к
конфликту с самим собой. Человеческое тело не содержит никакого зла, но
зло может возникнуть, если человек позволит
своей животной душе руководить
жизнью, диктовать, что и как надо
делать в том или ином случае.
Животная душа не знает и знать не
хочет о существовании в человеке
высшего начала, она склонна вести
себя так, как будто она в человеке одна. Если ей удаётся захватить главенство, то еда, отдых, стремление к власти, безопасности и половой инстинкт становятся главными ценностями человеческой жизни и подчиняют
себе всё поведение человека.
Проблема,
которую сознательно или бессознательно решает каждый, касается
внутреннего «устройства» и соотношения двух душ и двух воль. Она
иллюстрируется обычно образами коня
и всадника. Правильное соотношение
двух душ такое, при котором всадник — душа
божественная, а конь — душа животная.
Такое подчинение не унижает
животную душу, это не насилие над
ней. В этом случае её устремления оказываются
и добрыми, и осмысленными, и
уместными, и оправданными: ведь в роли коня — благородного животного — она служит высшему началу (божественной душе), как ей и предначертано, и тогда действительно чувствует
себя на своём месте.
Если в человеке главенствует животная душа, то он вынужден выполнять прихоти тела. Жизнь его становится бессмысленной, неправильной, искажённой. Его божественная душа страдает, попав во власть к подчинённому, её бесконечные возможности направлены на обслуживание конечного — телесной жизни. И тогда ни о каком подобии Богу говорить уже не приходится: человек — просто вещь, которую используют не по назначению.
Продолжение в следующем выпуске... |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться |
В избранное | ||