Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образы человека: религия и эзотерика, наука и философия.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА

Многие сейчас увлеченно ищут нечто необыкновенное, выслеживая загадочных пришельцев или неопознанные летающие объекты. Но самое чудесное и сверхзагадочное скрывается в самом человеке, ведь наиболее непознанные существа в этом мире – это мы сами. Еще будучи 18-летним тинейджером, Федор Достоевский писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Казалось бы, мировая культура за свою многотысячелетнюю историю накопила необозримое количество различных взглядов и представлений о природе, сущности и предназначении человека – в мифологии, религии, мистике, эзотерике, философии, науке, искусстве. Но в этой множественности образов человека и заключается трудность понимания нами самих себя.

Автор рассылки, доктор философских наук, профессор Вячеслав Иванович Кудашов, попытался сделать эту пугающую множественность образов человека легко обозримой и доступной любому читателю.

В предлагаемой рассылке будут представлены важнейшие фрагменты его трилогии «Образы человека», готовящейся к публикации.
В первой части трилогии «Образы человека: религия и эзотерика» дается один из первых в отечественной и мировой литературе комплексный обзор религиозных, мистических и эзотерических представлений о структуре человеческого существа. Наряду с традиционной для западной культуры идеей разделенности человеческой телесности и духовности показано понимание глубинного единства энергетической природы человека в дальневосточной и древнеамериканской традициях. Во второй книге «Образы человека: наука и философия» человек рассматривается как космопланетарный феномен, обладающий интегральной природой. Систематический обзор научных и философских образов человека выявляет его «биопсихосоциальное единство» с хаотичностью и упорядоченностью Вселенной. В последней книге «Образы человека: возможности преображения» рассматриваются различные подходы к преобразованию человека в новый, более совершенный тип разумного существа.
Популярное изложение накопленных мировой культурой сведений о скрытой сущности человека будет интересно не только специалистам гуманитарного профиля, но и самому широкому кругу читателей, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. Все желающие могут сделать персональный заказ книги, задать свои вопросы, что-то предложить непосредственно автору.


 
 
 
 


Глава 1. Древние религиозные представления о человеке

(продолжение)

От первобытно-архаических представлений о человеке и шаманских психотехник перейдем к древним учениям, которые заложили основы образа человека в мировых религиях и культурах. Самой древней человеческой цивилизацией, сохранившей письменные источники, раскрывающие сущность природы человека, является древнеегипетская. Можно, конечно, приводить множество мифических сведений и новейших фантазий о других древних земных цивилизациях, наиболее известной из которых считается легендарная Атлантида, но, к сожалению, никаких достоверных источников, кроме тиражируемых западной культурой легенд, эти гипотетические цивилизации нам не оставили.

Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6 — 4 тысяче­летиями до н.э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Утверждается, что Египет — это греческое название страны Кем, что в переводе означает «тайна, загадка». Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать «детством человечества». Напротив, мощь древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о масштабах и логике преемственности в культурном разви­тии человечества. Ведь греки, обязанные своим «древнегре­ческим чудом» именно знаниям, вывезенным из Древнего Египта, не особенно распространялись об источниках и авторстве. Из­вестно, что даже сама знаменитая теорема Пифагора существовала задолго до математических изысканий эллинов,  как геометрическая конст­рукция древнеегипетских мудрецов.

Итак, чем же выделяется, кроме своего бесспорно древней­шего возраста, древнеегипетская культура? Ответ найти не­просто из-за отсутствия полных и систематических источни­ков. Его можно лишь реконструировать, опираясь на остав­шиеся памятники мудрости древних: «Книгу мертвых», «Тек­сты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книг о том, что в загробном мире», «Кни­гу дыхания», а также труды античных авторов: Ге­родота, посетившего Египет в 5-7 в. до н.э., и Плутарха, оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе». Однако оценка, согласно которой из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, которые оказали силь­ное влияние на философию всех рас и народов, потому что именно из этих учений заимствовали свои знания и Ин­дия, и Персия, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим, вполне оправдана. Так как почти одновремен­но возникшие в цивилизации Древнего Египта многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство име­ют самый древний возраст из всех ныне известных и суще­ствующих систем.

Египетские медики поражали своим знанием анатомии человека и точным описанием течения многих болезней. Мифология Древнего Египта, развиваясь на базе доста­точно высокой цивилизации, сопровождалась изобретением письменности. Однако дешифровать египетские иероглифы крайне трудно. Некоторые из папирусных свитков, храня­щихся в европейских музеях, и по сей день не разгаданы. Можно понять, что в них речь идет о магических операци­ях, магических текстах, заговорах, заклятиях, но что этим достигается — остается неясным. Трудности в изучении египетской магии объясняются еще и тем, что она была тайной, хранимой жрецами, ко­торые строго следили, чтобы тайные знания не проникли в народ. Об этом свидетельствуют фрагменты из «Книги мертвых», в которой строго запрещается совершать при свидетелях описываемые там церемонии, при них не мо­гут присутствовать даже отец и сын покойника. Строго на­казывалась каждая попытка завладеть магическими свя­щенными книгами, а тем более употреблять их для каких-либо целей. Этим объясняется и ставшее известным изре­чение древнеегипетских жрецов: «Все для народа, но че­рез народ ничто».

Священный числовой ряд тайных учений Древнего Египта весьма мно­гозначен. Как правило, он подходит не только к религиозным учениям о строении вселенной, но и к представ­лениям о человеке (микрокосм человека сим­волически равнозначен макрокосму вселенной). Например, распространённое деление мира на сферы — небесную, зем­ную и подземную — отвечает пред­ставлениям о троичности природы человека (дух, душа, тело); «семь не­бес» соответствуют семи человече­ским составам. Существовали и другие «алгорит­мы» посвящения: ступеней могло быть три (вариант, известный едва ли не всем народам), семь (пожалуй, эта схема тяготеет к куль­турам Месопотамии, а также древней Америки), девять (шаманские таин­ства Сибири и Центральной Азии, да­осская «внутренняя алхимия» Китая; число это чтили и египтяне — ве­ликая девятка богов Гелиополя). Что же касается 12-ступенчатых таинств, они, по мнению Рене Генона (круп­нейшего французского исследователя тайного знания XX в.), восходят к древнейшей, первичной традиции че­ловечества, ко временам, которые предшествовали библейскому грехо­падению. С помощью священных ­чисел можно отыскать среди известных нам явлений духовной жизни «наборы» из 12 символов, помогающие лучше постичь и мистерии Исиды, и смысл египетских «Книг загробного мира» (например, символические ас­пекты знаков Зодиака, «шкалы» из 12 цветов или камней-талисманов и т. д.).

Значит, древние египтяне долж­ны были учить о 12 составах челове­ка? Может быть, в каких-то тайных жреческих школах такое учение и су­ществовало, но до нас свидетельства об этом не дошли. Египтологи назы­вают от шести до десяти составов человеческого существа. Пока безусловно ясно одно: смерть, по воззрениям египтян, нарушала гармоничное единство всех этих составов, и для обеспечения веч­ной жизни усопшему это единство нужно было восстановить (даже солнечный бог для воскрешения обязательно должен соединиться со своей мумией).

В египетских источниках упоми­наются такие составляющие человека, как его телесная плоть, двойник ка, душа ба, сердце (амулетом которого был скарабей), тень, персонифициро­ванная воля, имя, «светлый дух»... Глав­ные из них (во всяком случае, наибо­лее часто упоминаемые) — это ка и ба. Египтяне верили, что знание имени дает власть над ее но­сителем. Сущность человека мыслилась в неразрывном един­стве его тела и душ «ка» и «ба». Русское слово «душа» не является точным соответ­ствием египетским понятиям имени и тени. Ка представляет собой невидимо­го двойника, который рождается и рас­тёт вместе с человеком. Этот двойник безгрешен; он своего рода ангел-хра­нитель. После смерти тела он не дол­жен испытывать нужды ни в чём. Муми­фикация — одно из таких условий. Заупокойные приношения еды и питья обеспечивают «материальную» жизнь ка, а магические тексты на стенах гроб­ницы или на папирусных свитках, по­ложенных в саркофаг, — возможность для ка выходить из гробницы. Нанесе­ние вреда гробнице и мумии причиня­ет ка страдания и грозит нарушителю божественной карой. Ка имеют и боги, причём у них не один, а несколько двойников. У бога Ра, например, 14 ка. Естественно, и фараон — живой бог — тоже обла­дал несколькими ка.

Ба можно довольно уверенно трактовать как душу человека или бога. Ба изображается в виде птицы с человеческой головой; ба не связана с гробницей так жёстко, как ка, и удаляется, куда захочет. Именно ба отве­чает на загробном «суде Осириса» за грехи, совершённые человеком при жизни. Впечатляющие описания это­го суда есть в «Книгах загробного мира»: на одну чашу божественных весов кладётся сердце человека, на другую помещается фигурка богини истины (это так называемая «психостасия» — «взвешивание ду­ши»). Грешников пожирает сидящее рядом чудовище, и это — их окончательная смерть... Праведники же отправляются на «блаженные поля Налу» и либо сами наслаждаются там мирным земледельческим трудом, либо руководят работой ушебти — «ответчиков» (фигурки ушебти клали в гробницы, сопровождая магически­ми формулами, чтобы они ожили в за­гробном мире).

Пожалуй, именно учение о многосоставности человека помогает понять перипетии его посмертной судьбы: он одновременно лежит в гробнице, встречает нисходящую к нему барку солнечного бога и плывёт в ней, отож­дествляется с богом Солнца и с за­гробным владыкой Осирисом, сияет в облике звезды на небе... Вероятно, по представлениям египтян, именно свои­ми различными сущностями человек присутствует во всех этих ситуациях. Кроме того, ба усопшего способна при­нимать различные формы: всевозможных животных и т.п.

Весь вырастающий их древнеегипетских учений оккультизм и эзотеризм аккумулирует в себе смысловые токи основной идеи, согласно которой именно человек есть центр магических сил. Еще Корнелий Агриппа в своей четырехтомной «Оккультной филосо­фии» писал: «Однако знай, что мы не должны искать причины столь великих действий вне нас самих, внутри же нас живет де­ятельное существо, могущее без оскорбления Божества и рели­гии выполнять все, что обещают астрологи, алхимики... Я утвер­ждаю, что в нас самих живет начало, творящее чудеса». В его «Ок­культной философии» многократно проводится мысль, что маги­ческие действия совершают не только при содействии звезд, де­монов, но силами нашей души.

В эзотеризме конкурируют или сосуществуют две концепции человека. Согласно одной из них, природа человека двойствен­на. Согласно другой — триедина. Общий принцип гласит: «Что сверху, то и вни­зу». Он указывает на прямое отождествление души и Бога. Чело­век как микрокосм (его символ — пятиконечная звезда) связан многочисленными невидимыми нитями с макрокосмосом Вселенной (ее знак — шестиконечная звезда, или знак Соломона). При объяснении двойственной природы человека в качестве первоисточника обращаются к древней идее, что в человеке сосредоточены и мудрость, и чув­ства, и не следует отказываться ни от одной из этих частей, но лишь иметь в виду, что есть первое (мудрость, добро), а что — второе (чувства).

Когда речь идет о триединстве человека, образованном ду­шой, телом и Духом, то эти три Я человека понимаются как три его измерения в ментальном (интеллектуальном), астральном (энергетическом) и физическом (телесном) проявлениях. В этой традиции строение человека представлено следующим образом:

1) физическое тело (или труп);

2) жизнь или пластический посредник (астральное тело);

3) бессмертный разум, проявляющийся в уме и воле.

Мир физического тела, плана телесных ощущений, является двойником плана невидимого, который ощущается только существом, наделенным сверх­сенсорными способностями, находящимися в зародышевом состоянии у большей части людей. Считается, что астральное тело является хозяином тела фи­зического и одновременно служителем Ума. Ум только форму­лирует приказания через фиксирование идей, которые он хочет реализовать, и тотчас же астральное тело приходит в движение, посвящая свои усилия, по мере своих средств, послушанию мо­гущественному хозяину.

Одна из древнеегипетских схем образа человека — в теософской обра­ботке стала достоянием тысяч совре­менных людей. Она толкует о телах астральном и ментальном, о будхи, манасе и атме, о семи чакрах. В эзотерической литературе можно встретить и более деталь­ную трактовку планов человеческого бытия, включающую в себя семь подуровней существования:

1. Физическое тело — «Ка» (индийский вариант  - рута).

2. Эфирное тело, образованное жизненной энергией, — «Ба» (праной — по-индийски). Энергетический двойник человека. Экстрасен­сы могут видеть его как ауру, при специальных методах его мож­но сфотографировать. Ему соответствует стихия огня.

3. Астральное тело, образованное нашими эмоциями, которые не являются чисто духовными, но имеют вибрационно-материальный коррелят. Это «Кхаба» — тень. Астральные тела образуют мир теней. Астральное тело может отделяться от человека, когда тот засыпает. Ему соответствует стихия воды.

4. Ментальное тело, образованное нашими мыслями, составля­ющими самостоятельный живой организм, есть мир логических построений. Это — «Апху» — душа (манас — инд.).

5. Причинное, или каузальное, тело передает информацию в следующие воплощения души в виде неосознанных стремлений, оно также отвечает за все врожденные заболевания. Это — «Сеп» (карма— инд.).

6. Духовное, производящее смысл — «Путах» (будхи — инд.) — возможное лишь при наличии сознания и отражаю­щее его жизнь.

7. Атман — чистый дух, частица абсолюта, высший уровень сознания, египетское Атму.

Очевидно, в этом контексте можно понять одно из главных положений, так называемую формулу превращения телесного в бестелесное. Она гласит: «Если ты не лишишь тела их телесного состояния и если ты не преобразуешь тела в субстанции, лишенные телесности, то ты не достигнешь того, чего ожидаешь».

Если прислушаться к мнению известного египтолога Уоллиса Баджа, то теория о составляющих человека, сформулированная между периодом доисторических захоронений и IV династией египтян, выглядит примерно так. Физическое тело называлось Хат — это слово обозначает то, чему присуще разложение. Именно Хат по­мещали в гробницу и предохраняли от разложения при помощи амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом Хат особым образом было связано Ка, или «двойник» человека, его можно определить как абстрактную индивидуальность или лич­ность, наделенную всеми атрибутами человека и способную су­ществовать независимо от него. Ка мог по своему усмотрению свободно перемещаться по земле или беседовать с богами. Душа называлась Ба, но воззрения египтян в отношении Ба были противоречивы. Ба часто изображалась в виде сокола с головой человека. Считалось, что по природе и веществу она была эфирной и способна была подниматься на небеса. Духовный разум, или дух человека, назывался Ху. Он имел вид сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. Другая часть человеческой сущности Схем была персонифицирован­ной жизненной силой человека. А следующей составляющей че­ловека была Хаибит, или «тень», которая всегда находится возле души. И наконец, Рен — имя человека, которому египтяне при­давали очень большое значение, так как считали, что при его уничтожении и разрушении уничтожается и разрушается сама сущность человека. Рен — имя было тесно связано с индивиду­альностью человека. Безымянное же существо не могло быть представлено Богам, и ни одна сотворенная вещь не могла су­ществовать без имени.

Учения о духовной эволюции начал человека относятся к со­кровенным эзотерическим знаниям, которые в древности мог­ли быть переданы только «из уст в уши». Строящаяся на этом система совершенствования сознания начинается с подчинения тела пу­тем специальных физических упражнений. Затем предполага­ется овладение энергией при помощи духовных упражнений, которые бы позволили перераспределять поток энергии, при­ходящей из Космоса. Следующая ступень отведена подчинению страстей, т.е. овладению астральным телом и обучению искус­ству останавливать мысли. И затем следует умение управления ментальным телом, руководство деятельностью ума. Таким об­разом, тело, энергии, желания, разум оказываются под контро­лем сознания. Символом этого состояния в Египте был крест. Четыре его конца соответствовали четырем стихиям, в центре же находил­ся созерцающий разум. И именно он, дающий безоценочное ви­дение, признавался управляющим. В современных системах вос­питания ментальные и рациональные принципы признаются ве­дущими в ущерб синтетической целостности человека.

Однако с падением последнего царства Древнего Египта развитие идеи о многосоставности человека не было закончено. Все эти оккультные представления о «телах» человека неожиданно плотно срослись с индийской йогой. Семь цветов, стихии и вертикально-ори­ентированная лестница Иакова настолько «органично» легли на йогические семь чакр, что в итоге стали сегодня одним из представлений ищущей российской интеллигенции, занимающейся самопознанием. То есть они по сути стали одним из рычагов, определяющих выживание нашей нации, поскольку не только дают возможность оценить уровень ду­ховного развития человека и его поведение, но, в какой-то мере, определяют и саму цель существования.

В современном виде ступени образа человека в индийской йогической традиции выглядит при­мерно так:

Нижняя ступень, Муладхара, красный цвет, стихия Земля, находится в районе копчика. Приблизительно означает аг­рессию, ярость, борьбу за выживание.

Вторая ступень — чакра Свадхистхана, оранжевый цвет, стихия Вода, находится пониже пупка, означает сексуальную устремленность.

Третья чакра — Манипура, желтый цвет, стихия Огонь, в районе солнечного сплетения; про «манипурных» людей в наро­де сказали бы, что у них руки к себе гребут.

Четвертая — Анахата, зеленый цвет, стихия воздух, центр груди. С этой чакры, «если она у человека раскрыта», начинается положительная оценка человека.

Пятая — Вишудха, голубой цвет, стихия — «эфир», район горла.

Шестая — Аджна, синий цвет, лоб.

Седьмая — Сахасрара, фиолетовый, макушка.

Современный мистик считает, что раз человек сотворен из праха, то есть из Земли, то и двигаться к Богу надо вверх, то есть последовательно вскрывать в себе одну чакру за другой от низших к высшим, пока не будет достигнуто освобождение. Такое библейско-йогическое смешение отнюдь не есть нечто абсолютно новое. Ранний христианский мистицизм совершенно определенно использовал не так уж мало медитационных техник, заимствованных у ин­дийских йогов.

Поскольку это мистическое освобождение осуществляется через верхний, тысячелепестковый лотос, Сахасрару, то без ма­лейшего сомнения принимается на веру необходимость поступа­тельного раскрытия чакр от Муладхары до Сахасрары для того, чтобы достичь христианского «Бога на облаке». Более того, со­здается впечатление полного взаимоподтверждения различными системами друг друга. Тем более что и система даосских Котлов — Дань-Тяней (См. Главу 6), с помощью которых выращивается «бес­смертный зародыш», в чем-то подтверждает приведенную схему, помещая нижний Дань-Тянь — Котел силы — ниже пупка, а остальные располагая в теле человека последовательно вверх в местах, примерно соответствующих чакрам. Сюда же, ниже пупка, помещает Силу и древнеиндейская магическая система нагуализма (См. Главу 7).

В результате создается впечатление, что все системы образов человека созда­вались или на основе какого-то единого древнего знания, или на основе реального видения структуры сознания человека. Именно эти вполне очевидные закономерности и подтолкнули, видимо, современный мистицизм к поиску некоей синтетической систе­мы, объединяющей все эти, в общем-то, очень разные пути духовного совершенствова­ния. Попытка эта вполне закономерна, вопрос только в том - удачна ли она?!

Если присмотреться внимательно, то впечатление, будто йога подтверждает христианскую идею устремленности к Богу по вер­тикали, создалось в результате чисто механического совпадения высшей чакры с самым высоким местом стоящего человека - теменем. То, что даосы и Кастанеда признают важной зону то ли ниже пупка, то ли ниже солнечного сплетения, фактически ис­толковывается как подтверждение вертикальной устремленности, хотя для даосов она весьма ус­ловна, а для Кастанеды и вовсе отсутствует. Впрочем, как и для суфиев, которые в основном нацелены на проработку сердечно­го уровня.

Для йоги же весь вертикальный рост есть лишь физиологи­ческий акт разворачивания по чакрам таящейся в копчике «зме­иной» или огненной силы, Кундалини. Но при всем том, что она разворачивается от крестца до макушки, это вовсе не озна­чает для йога вертикали ни в пространственном, ни в христиан­ском смысле. Пространственно разворачиваться она может и не только в направлении от земли к небу, но и горизонтально, как это естественно происходит, если адепт инициирует ее развора­чивание в одной из лежачих поз. Но и после выхода через Сахасрару адепт йоги не устремляется на христианское небо.

И все же, несмотря на эклектичность и уязвимость этой «универ­сальной системы» современной эзотерики, откуда-то этот «дым» идет, и идет уже тысячелетия. Причем, древность истоков этих воззрений позволяет предположить, что родились они у людей видящих, то есть отражают некую объективную реальность чело­веческого устройства. Искажения и осознанные отклонения от первоначального образа ради отличия от других, безусловно, накапливались в веках. Но первооснова может быть верной про­сто потому, что она — физика и метафизика человеческого естества. А если это так, то игнорировать ее - означает искусственно удерживать себя в тупике!

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное