ШШБ
* ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ *
/ахам эвасам эвагренанйат кинчантарам бахих
самджнана-матрам авйактампрасуптам ива вишватах/
"До сотворения этого проявленного космоса существовал лишь Я
один, вооруженный моими особыми духовными энергиями. Сознание пребывало
тогда в
непроявленном состоянии, подобном тому, что имеет место во время сна."
КОММЕНТАРИЙ:Слово ахам указывает на личность. Веды говорят,
нитйо нитйанам четанаш четананам: Господь является верховным живым
существом,
вечным повелителем бесчисленных живых существ, Его вечных слуг.
Господь-личность, но Он выступает и в безличном аспекте. Как сказано в
Шримад-Бхагаватам (1.2.11):
ваданти тат таттва-видастаттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматметибхагаван ити шабдйате
"Образованные трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину,
называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или же
Бхагаваном." Аспекты Параматмы и безличного Брахмана проявляются лишь
после творения- до того не существовало ничего, кроме Верховной Личности
Бога. В Бхагавад-гите (18.55) ясно сказано: постичь Господа можно только
посредством бхакти-йоги. Изначальной, высшей причиной творения является
Верховная Божественная Личность, открывающая Себя только в процессе
бхакти-йоги. Ни глубокие философские исследования, ни медитация, ни на
йоту не приблизят нас к бытию Верховной Личности, поскольку все эти
методы возникли уже после сотворения мира. На наших представлениях о
Верховном Господе, ограниченных безличным или же локализованным
аспектом, в большей или меньшей степени лежит печать материального
осквернения. Единственным поистине духовным процессом является
бхакти-йога. Как сказал Господь, бхактйа мам абхиджанати: "Только
преданное служение дает возможность познать Меня." До начала творения
Господь существовал как личность, о чем свидетельствует употребленное в
данном стихе слово ахам. Когда Господь предстал перед Праджапати Дакшей
во всем великолепии Своей личности, облаченный в роскошные одежды и
блистающий неземным убранством, истинный смысл слова ахам открылся ему
благодаря его преданному служению.
Любая личность по природе своей вечна. Поскольку Господь
утверждает, что существовал как личность до сотворения мира (агре) и
будет существовать после его уничтожения, Он является вечной личностью.
В связи с этим Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура приводит следующую
цитату из Шримад-Бхагаватам (10.9.13-14):
на чантар на бахир йасйана пурвам напи чапарам
пурвапарам бахиш чантарджагато йо джагач ча йах
там матватмаджам авйактаммартйа-лингам адхокшаджам
гопиколукхале дамнабабандха пракртам йатха
Верховный Господь явил Себя миру на земле Вриндавана как сын матери
Яшоды, которая связывала Его веревками, совсем, как обыкновенная мать
связывает материального ребенка. На самом деле, когда речь идет о
Верховной Личности Бога всякое различие между внешней формой
(сач-чит-ананда-виграха) и ее внутренним содержанием полностью исчезает,
но, когда Он является в Своем истинном облике, неразумные люди видят в
Нем обычного человека. Аваджананти мам мудха манушим танум ашритам:
даже, когда Он предстает перед нами в Своем собственном теле,
неподвластном никаким переменам, мудхи, глупцы, утвержают, будто
безличный Брахман, желая принять человеческий облик, воплотился в
материальном теле. В материальном теле воплощается обыкновенное живое
существо, но только не Верховная Личность Бога. Поскольку Верховная
Личность Бога представляет собой вершину сознания, в данном стихе
сказано: самджнана-матрам, что означает всеобъемлющее сознание или
сознание Кришны, которое до сотворения мира пребывало в непроявленном
состоянии, несмотря на то, что сознание Верховной Личности Бога является
источником всего сущего. В Бхагавад-гите (2.12)
Господь говорит: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я или ты или
все эти цари; никто из нас не прекратит свое существование и в будущем."
Таким образом, Личность Бога была, есть и будет Абсолютной Истиной.
В связи с этим Мадхвачарья приводит два стиха из Матсья
Пураны:
нана-варно харис тв экобаху-ширша-бхуджо рупат
асил лайе тад-анйат тусукшма-рупам шрийам вина
асуптах супта ива чамилитакшо 'бхавад дхарих
анйатранадарад вишнаушриш ча линева катхйате
сукшматвена харау стханаллинам анйад апишйате
После гибели всего материального мира Верховный Господь остается в
Своей изначальной форме сач-чид-ананда-виграха, однако, другим живым
существам, приходится расставаться со своими грубыми материальными
оболочками, в то время, как тонкие оболоки живой души находят пристанище
в теле Господа. В отличие от Господа, который никогда не спит,
обыкновенные живые существа не пробуждаются до следующего акта творения.
Неразумные люди полагают, что с уничтожением этого мира Верховная
Личность Бога лишается всех Своих достояний, однако, это вовсе не так.
Пусть сгинет весь материальный мир - Всевышний все равно будет
наслаждаться Своим могуществом в безбрежных просторах духовного мира.
Брахма-лина, слияние с Верховным Брахманом, не имеет ничего общего с
линой, понимаемой в смысле полного уничтожения, поскольку тонкому телу
живого существа, сохранившемуся в сиянии Брахмана, суждено вновь
вернуться в материальный мир, чтобы вновь обрести материальную форму.
Все это находит свое выражение в формуле бхутва бхутва пралийате. После
гибели материального тела душа все еще пребывает в своей тонкой
оболочке, которая позже вновь обрастает новым материальным телом. Все
вышесказанное относится к обусловленным душам, но не к Верховной
Личности Бога, который никогда не расстается со Своим духовным телом,
исполненным изначального сознания.
( ШШБ 6.4.47)
Ваш слуга
Симха дас.