ШШБ
* ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ *
ТЕКСТ 29
/йад йан нируктам вачаса нирупитам
дхийакшабхир ва манасота йасйа
ма бхут сварупам гуна-рупам хи тат тат
са ваи гунапайа-висарга-лакшанах/
"Все, что может быть выражено посредством материальных
вибраций, все, что установлено посредством материального разума и
исследовано
посредством материальных чувств или порождено материальным умом, есть ни
что
иное, как проявление трех состояний материальной природы, и потому не
имеет
никакого отношения к истинной природе Верховной Личности Бога. Верховный
Господь превыше этого материального творения, ибо Сам является
источником творения и его материальных качеств. Будучи причиной всех
причин, Он существовал до сотворения этой вселенной, и останется после
ее уничтожения. С глубочайшим почтением я склоняюсь к Его лотосным
стопам."
КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто произвольно приписывет Господу те или иные
имена, формы, качества и атрибуты, никогда не познает Его, ибо никому не
под силу сотворить Творца. Верховный Господь является создателем всего
сущего, а это значит, что Он существовал и до начала творения. Иными
словами, Его имя, формы и качества не могут быть порождением этого
материального мира, они не имеют никакого отношения к материи. Поэтому
никакие материальные звуки, мысли или идеи не помогут нам постичь
Верховного Господа. Атах шри-кршна-намади на бхавед грахйам
индрийаих-сказано в стихе.
Молитва Прачетаса Дакши обращена ко Всевышнему, а вовсе не к
какому-либо обитателю этого материального мира. Одни лишь глупцы и
негодяи считают Бога материальным созданием. Так говорит Сам Господь в
Бхагавад-гите (9.11):
аваджананти мам мудхаманушим танум ашритам
парам бхавам аджанантомама бхута-махешварам
"Когда Я нисхожу на эту грешную Землю в облике человека, глупцы
пренебрегают Мной, не ведая того, что природа Моя трансцендентна и что Я
- Верховный Владыка всего сущего." Поэтому нам следует получать знания
от того, кому Сам Господь открыл глаза на Свою истинную природу. От
вымышленного имени и воображаемой формы Господа не будет никакой пользы.
Даже будучи имперсоналистом, Шрила Шанкарачарья утверждал, нарайанах
паро 'вйактат: Нараяна, Верховная Личность Бога, не принадлежит
материальному миру. Безумные попытки втиснуть Нараяну в рамки
материальных обозначений, таких как, например, даридра-нарайана (нищий
Нараяна), заранее обречены на провал. Нараяна всегда остается
трансцендентным по отношению к этому материальному творению. Как же в
таком случае он может сделаться даридра-нараяной? Нищета является
характерной чертой материального мира - духовный мир не знает нищеты.
Так что идея дараидра-нараяны - не более, чем плод больного воображения.
Дакша очень точно замечает, что материальные обозначения не
могут служить именами Господа, которому он поклоняется: йад йан нируктам
вачаса нирупитам. Слово нируктам означает выраженное словами Вед.
Невозможно воистину познать Верховную Личность Бога, просто выдергивая
из Вед те или иные термины. Вознося молитвы Господу, Дакша не желает
поклоняться материальным именам и формам; напротив, он хочет поклоняться
Богу, который существовал задолго до появления любых материальных
объектов и обозначающих их слов. Веды утверждают, йато вачо нивартанте/
апрапйа манаса саха: никакими материальными словами не описать имя,
форму, атрибуты и украшения Господа. Тому же, кто достиг
трансцендентного уровня осознания Верховной Личности Бога, открывется
все, как материальное, так и духовное. Об этом говорит другая Ведическая
мантра: там эва видитватимртйум эти. Тот, кто милостью Господа так или
иначе осознал Его трансцендентное положение, побеждает смерть. Сам
Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (4.9):
джанма карма ча ме дивйамэвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанманаити мам эти со 'рджуна
"Познавшему трансцендентную природу Моего явления и Моих деяний, уже
не грозит, покинув это тело, вновь родиться в материальном мире,
напротив, о Арджуна, пред ним открываются врата Моей вечной обители."
Просто ососзнав Верховного Господа, человек возвышается над рождением,
смертью, старостью и болезнями. Именно поэтому Шукадева Госвами дает
Махарадже Парикшиту следующий совет (Шрмиад-Бхагаватам (2.1.5)):
тасмад бхарата сарватмабхагаван ишваро харих
шротавйах киртитавйаш часмартавйаш чеччхатабхайам
"О потомок царя Бхараты, тот, кто желает покончить со всеми
несчастьями, должен слушать, прославлять и никогда не забывать Личность
Бога, который, будучи Сверхдушой и повелителем всего сущего, способен
отвести любую беду."
( ШШБ 6.4.29)
Ваш слуга
Симха дас.