ШШБ
* ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ *
/йач-чхактайо вадатам вадинам ваи
вивада-самвада-бхуво бхаванти
курванти чаишам мухур атма-мохам
тасмаи намо 'нанта-гунайа бхумне/
"В глубочайшем почтении я склоняюсь перед всепроникающей
Верховной Личностью Бога, обладающей бесчисленными трансцендентными
качествами. Действуя из глубины сердца, Он повелевает философам,
придерживающимся различных точек зрения, совершенно забыв о своей
духовной природе, то вступать в яростные дискуссии друг с другом, то
приходить к согласию. Так Он создает в этом материальном мире атмосферу
раздоров и противоречий. Я преклоняюсь перед Его несказанным
могуществом."
КОММЕНТАРИЙ:С незапамятных времен, иначе говоря, с самого начала
творения космического проявления обусловленные души придерживаются тех
или иных философских воззрений, чего нельзя сказать о преданных.
Непреданные отстаивают различные идеи творения, развития и уничтожения,
поэтому их называют вади и пративади-сторонниками и противниками. То же
самое говорит
Махабхарата, утверждающая, что на свете живет множество муни, т. е.
мыслителей:
тарко 'пратиштхах шрутайо вибхинна
насав ршир йасйа матам на бхиннам
Очевидно, эти умники никак не могут придти к согласию, иначе откуда
бы взялось такое разнообразие научных течений, каждое из которых
претендует на знание истины в последней инстанции?
Философия - это путь к познанию изначальной причины всего сущего.
Как справедливо отмечено в Веданта-сутре, атхато брахма-джиджнаса:
человеческая жизнь предназначена для постижения Абсолютной Истины.
Преданные сознают, что Абсолютная Истина это Кришна, что подтверждает
вся Ведическая литература, а также Сам Кришна, которому принадлежат
слова, ахам сарвасйа прабхавах: "Я - изначальная причина всего сущего."
Преданным не составляет труда постичь первопричину мироздания, в то
время, как непреданные сталкиваются при этом с непреодолимыми
преградами, поскольку каждый из них мечтает идти к истине своим
собственным путем и, таким образом, прослыть выдающимся ученым. В Индии
существует множество философских школ, таких как дваита-вади,
адваита-вади, ваишешика, мимамсака, Майавади и свабхава-вади, каждая из
которых стоит в оппозиции всем остальным. В западных странах также
многие известные философы придерживаются различных точек зрения на
творение, жизнь, развитие и уничтожение. Таким образом, не оставляет
сомнения тот факт, что в мире существует огромное количество философов,
чьи идеи противоречат друг другу.
Возникает совершенно справедливый вопрос, почему же в мире так
много философов, хотя конечная цель философии одна. Несомненно,
изначальная первопричина бытия одна - Верховный Брахман. Как говорит
Арджуна в Бхагавад-гите (10.12):
парам брахма парам дхамапавитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйамади-девам аджам вибхум
"Ты - Верховный Брахман, конечная цель, высшая обитель и
очищение, Ты - Абсолютная истина и вечная божественная личность.
Ты - Верховный Господь, трансцендентный и изначальный, чья непостижимая
красота озаряет своим сиянием целый мир." Однако, мыслители-непреданные
отрицают изначальную причину всего сущего (сарва-карана-каранам). Эти
невежды сомневаются в существовании души и ее деятельности. Несмотря на
то, что некоторые из них имеют смутные представления о душе, множество
контраргументов окончательно сбивает их с толку. Очевидно, эти философы
так никогда и не достигнут согласия. Все они просто завидуют Верховной
Личности Бога, и, как говорит Кришна в Бхагавад-гите (16.19-20):
тан ахам двишатах крурансамсарешу нарадхаман
кшипамй аджасрам ашубханасуришв эва йонишу
асурим йоним апаннамудха джанмани джанмани
мам апрапйаива каунтейатато йантй адхамам гатим
"Этих худших представителей рода человеческого, зависливых и
злонравных, Я низвергаю в океан материального бытия, в разнообразные
демонические формы жизни. Вновь и вноь рождаясь среди демонов, они
окончательно утрачивают возможность постичь Меня. Постепенно деградируя,
они обрекают себя на самое отвратительное существование." Из-за своей
зависти к Верховной Личности Бога непреданные обречены жизнь за жизнью
появляться на свет в семьях демонов. Все они -ужасные богохульники, и,
наказывая их за нанесенные ими оскорбления, Верховный Господь не
позволяет им избавиться от заблуждений. Курванти чаишам мухур
атма-мохам: Господь, Верховная Личность Бога намеренно держит их в
неведении (атма-мохам).
Вот, что говорит о Верховной Личности Бога величайший авторитет Прашара,
отец Вьясадевы:
джнана-шакти-балаишварйа-вирйа-теджамсй ашешатах
бхагавач-чхабда-вачйанивина хейаир гунадибхих
Мыслители демонического склада не способны постичь трансцендентные
качества, форму, деяния, силу, знание и богатство Верховной Личности
Бога, неподвластные материальному осквернению (вина хейаир гунадибхих).
Эти умники просто завидуют бытию Господа. Джагад ахур анишварам: они
полагают, что весь проявленный космос действует сам по себе, без
какого-либо организующего начала. Именно поэтому они жизнь за жизнью
обречены оставаться во тьме, не имея ни малейшей возможности постичь
истинную причину всех причин. Этим и объясняется такое многообразие школ
и направлений спекулятивной философии.
( ШШБ 6.4.31)
Ваш слуга
Симха дас.