ШШБ
* ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ *
/манишино 'нтар-хрди саннивешитам
сва-шактибхир навабхиш ча триврдбхих
вахним йатха даруни панчадашйам
манишайа нишкаршанти гудхам
са ваи мамашеша-вишеша-майанишедха-нирвана-сукханубхутих са сарва-нама
са ча вишва-рупах прасидатам анируктатма-шактих/
"Подобно тому, как ученые брахманы, обладающие большим опытом
в совершении ритуальных церемоний и жертвоприношений, в подтверждение
могущества Ведических мантр, воспевая гимны Самидхени, вызывают к жизни
огонь, дремлющий в поленьях, те, чье сознание находится на высоком
уровне развития, иначе говоря, те, кто пребывает в сознании Кришны,
способны ощутить присутствие Сверхдуши, которая, благодаря Своему
непостижимому духовному могуществу, обитает в сердце каждого из нас.
Сердце покрыто тремя качествами материальной природы и девятью
материальными элементами [материальной природой, совокупной материальной
энергией, эго, умом и пятью объектами чувственного удовлетворения], а
также пятью материальными элементами и десятью чувствами. Эти двадцать
семь элементов составляют внешнюю энергию Господа. Великие йоги
медитируют на Господа, который в образе Сверхдуши, Параматмы,
присутствует в самой глубине сердца. Да пребудет со мной милость
Сверхдуши! Постичь Параматму способен лишь тот, кто отринул любые формы
материальной жизни и не мечтает ни о чем, кроме освобождения. Однако,
истиннного освобождения достоин лишь тот, кто всего себя посвятил
трансцендентному любовному служению Господу и, благодаря своему
служению, обрел сознание Бога. Обращаясь к Господу, можно использовать
бесчисленные духовные имена, недоступные материальным чувствам. Когда же
мне удастся удовлетворить Верховную Личность Бога?"
КОММЕНТАРИЙ:В своем комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха
Чакраварти Тхакура использует слово дурвиджнейам, что значит
"чрезвычайно трудный для понимания". Состояние чистого бытия описано в
Бхагавад-гите (7.28), где Кришна говорит:
йешам тв анта-гатам папамджананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмуктабхаджанте мам дрдха-вратах
"Тот, чья нынешняя жизнь, равно, как и предыдущие жизни, отмечены
печатью благости, кто до конца искупил все свои прегрешения и полностью
освободился от обманчивой двойственности, бесповоротно посвящает себя
преданному служению Мне."
Более того, в Бхагавад-гите (9.14) Господь утверждает:
сататам киртайанто мамйатанташ ча дрдха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйанитйа-йукта упасате
"Неустанно воспевая Мои славные деяния, не отступая ни перед чем,
эти великие души от века служат Мне с преданностью и смирением."
Только преодолев все материальные преграды, человек может
познать Верховную Личность Бога. Поэтому Господь Кришна в Гите (7.3)
говорит также следующее:
манушйанам сахасрешукашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханамкашчин мам ветти таттватах
"Из многих тысяч людей, быть может, один стремится к совершенству, а
из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня."
Чтобы постичь Кришну, Верховную Личность Бога, нужно пройти
через суровые аскезы и покаяния, однако, следуя исполненным совершенства
путем преданного служения, человек способен без труда возвыситься до
духовного уровня и осознать Господа. Эта идея находит свое подтверждение
в Бхагавад-гите (18.55), где Кришна говорит:
бхактйа мам абхиджанатийаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатвавишате тад-анантарам
"Лишь в процессе преданного служения можно постичь Господа,
Верховную Личность, таким, каков Он есть. Пред тем, кто, благодаря своей
безграничной преданности пребывает в полном сознании Верховного Господа,
открывается путь в царство Божие".
Несмотря на то, что поставленная цель названа дурвиджнейам,
практически недостижимой, задача становится совсем не трудной, если
следовать вышеуказанному методу. Предстать перед лицом Верховной
Личности Бога становится возможным благодаря чистому преданному
служению, который начинается со шраванам киртанам вишнох. В связи с этим
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура цитирует стих из Шримад Бхагаватам
(2.8.5): правиштах карна-рандхрена сванам бхава-сарорухам. Процесс
слушания и воспевания затрагивает самые потаенные глубины сердца,
превращая человека в чистого преданного. Неуклонно следуя этому пути,
преданный достигает состояния трансцендентной любви, позволяющей ему
оценить все величие трансцендентного имени, формы, качеств и деяний
Верховной Личности Бога. Иными словами, чистый преданный, благодаря
своему бескорыстному служению, способен воочию лицезреть Верховную
Личность Бога невзирая на бесчисленные препятствия, воздвигаемые
материальной энергией, которая также подвластна Верховному Господу.
Легко сметая все преграды со своего пути к Господу, преданный в конце
концов попадает прямо в Его объятия. Заметим, что материальные
препятствия, описанные в вышеприведенных стихах, есть ни что иное, как
разнообразные проявления энергии Господа. Преданный, жаждущий увидеть
Верховную Личность Бога, молит Его:
айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крпайа тава пада-панкаджастхита-дхули-садршам вичинтайа
"О сын Махараджи Нанды [Кришна], я -Твой вечный слуга, волею
судеб брошенный в водоворот родений и смертей. Прошу Тебя, вызволи меня
из этого океана смерти, я мечтаю сделаться хотя бы пылинкой на Твоих
лотосных стопах."
Удовлетворенный стараниями преданного, Господь обращает все препятствия,
воздвигнутые на его пути, на пользу духовному служению. В связи с этим
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура приводит цитату из Вишну Пураны:
хладини сандхини самвиттвайй эка сарва-самстхитау
хлада-тапа-кари мишратвайи но гуна-варджите
В материальном мире духовная энергия Верховной Личности Бога
проявляется как тапа-кари, что означает "несущая страдания". Каждый из
нас стремится к счастью, но, хотя счастье изначально проистекает из
энергии наслаждения Верховной Личности Бога, в материальном мире,
вследствие материальной деятельности, энергия наслаждения Господа
становится источиком страданий (хлада-тапа-кари). Призрачное счастье
материального мира несет лишь горе, но стоит человеку трансформировать
свою жажду счастья в стремление доставить удовольствие Верховной
Личности Бога, от тапа-кари не останется и следа. В связи с этим уместен
такой пример: добывать огонь трением, конечно, нелегко, но, возникнув,
он без труда обращает в пепел куски дерева, с помощью которых его
зажигали. Иными словами, тому, кто не знает преданного служения, постичь
Верховную Личность Бога практически невозможно, однако, для преданного
это не составляет никакого труда, и нет ничего удивительного в том, что
однажды ему доведется лицом к лицу повстречаться с Верховным Господом.
Из вышепрведенных молитв следует, что форма Господа не имеет
никакого отношения к материальным формам и потому непостижима.
Преданный, однако, взывает ко Всевышнему: "О мой Господь, что я должен
сделать, чтобы Ты был доволен мной и позволил мне вечно наслаждаться
Твоей трансцендентной формой и несказанным могуществом?" Непреданные
тщатся осознать Верховный Брахман в рамках концепции нети нети.
Нишедха-нирвана-сукханубхутих: преданный же, просто повторяя святое имя
Бога, избегает утомительных рассуждений и без собого труда постигает
бытие Господа.
( ШШБ 6.4.27-28)
Ваш слуга
Симха дас.