Игра в книгах Акунина появляется как элемент сюжета, но одновременно она определяет и отношение автора к создаваемой им действительности. Одну из книг Акунин многозначительно назвал "Турецкий гамбит"; Ахимас – наемный убийца из книги "Смерть Ахиллеса" – больше всего любит рулетку, карты присутствуют в названии повести о мошенниках: "Пиковый валет" из книги "Особые поручения", в повести "Азазель" одним из конструктивных элементов фабулы является американская рулетка – бывшая "русская рулетка", которой автор возвращает первоначальное имя времен золотой лихорадки американского "дикого" запада.
В эпизодах с игрой у Акунина находим многочисленные параллели с Лермонтовым. В повести "Азазель" упоминается счастливец Улич, которого, как и лермонтовского Вулича из рассказа "Фаталист" ("Герой нашего времени"), судьба хранит на поле боя, в этом же рассказе присутствует и американская рулетка. Фандорин, герой серии повестей-детективов, наделен счастливой способностью всегда выходить победителем в играх со случаем; стремится к победе над случаем и наемный убийца Ахимас. В "Турецком гамбите" герои заканчивают играть в шахматы и начинают говорить о взаимоотношениях человека с Богом, у Лермонтова в "Фаталисте" "офицеры, наскучив бостоном и бросив карты под стол", заговорили о мусульманском поверье о предопределении, о том, что "судьба человека написана на небесах". Как и у Лермонтова, у Акунина этот разговор заканчивается пари. Позже в том же "Турецком гамбите" приводятся слова шпиона Анвара о том, что "беда Запада в том, что он пренебрежительно относится к мудрости Востока".
Литературные параллели и аллюзии у Акунина отмечаются всеми, кто говорит об этом авторе: здесь и простое упоминание известных героев (Поприщин или граф Безухов в "Турецком гамбите") и исторических персонажей, связанных с литературным процессом (Толстой-Американец в "Азазеле"); и игра с известными литературными персонажами и идеями из книг Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чернышевского, Тургенева и других. Литературный текст становится для автора полем игры, а сама литература – игрушкой: турецкий шпион и герой книги "Турецкий гамбит" так отзывается о русской литературе: "Хорошая литература, не хуже английской или французской. Но литература – игрушка, в нормальной стране она не может иметь важного значения. ...Надо делом заниматься, а не сочинять душещипательные сказки. Вон в Швейцарии великой литературы нет, а жизнь там не в пример достойнее, чем в вашей России". Не намек ли здесь на князя Мышкина, который едет лечиться от безумия в сугубо нелитературную, по словам Акунина, Швейцарию? И не является ли такая анти-литературная прививка в жизни методом лечения, прописанным Акуниным?
Автор, взявший себе литературный псевдоним Борис Акунин (Б. АКУНИН), – занимается литературными мистификациями, чтоб не сказать литературным терроризмом под стать анархистам из его книг. Акунин создает игровой мир, насыщая повествование литературными аллюзиями и параллелями. Игра со знаменитыми текстами русской литературы перерастает у Акунина простую стилизацию – автор в своем игровом поле заменяет литературой историю, так как по логике повествования с завершением романов из серии о сыщике Фандорине история заканчивается и наступает сумеречное время Апокалипсиса. Тема Апокалипсиса присутствует и в романах новой серии Акунина – о провинциальной монашенке Пелагии. Так, в первом из этих романов, "Пелагия и белый бульдог", приезд столичного инспектора описан автором как пришествие дьявола, во втором, "Пелагия и черный монах", – с первых же строк заявлена тема конца света.
Как же показан закат истории у Акунина, и кто в этом виноват? Никак не пресловутый дворецкий из известного английского выражения “the butler did it!”, хотя в книгах Акунина недостатка в дворецких нет. А косвенно во всем виноват как раз главный герой – проницательный красавец-детектив и борец с темными преступными силами Эраст Петрович Фандорин, который "словно сошел с картинки парижского журнала, воспевающего моды летнего сезона 1882 года: светло-песочный чесучовый костюм, широкополая шляпа итальянской соломки, остроносые туфли с белыми гамашами и серебряными кнопками, в руке – изящная тросточка с серебряным же набалдашником". Герой Акунина "высок, строен, широкоплеч, на мир смотрел ясными голубыми глазами, ему необычайно шли тонкие подкрученные усики, а черные, аккуратно причесанные волосы имели странную особенность – интригующе серебрились на висках".
Интернет-магазин
"Озон" - мощная спpавочно-инфоpмационная
система, посвященная литературе, кино,
музыке и программному обеспечению.
Оплата заказов почтовым
переводом, наложенным платежом, через
Сбербанк, по кредитной карте, наличными
курьеру.
Доставка заказов почтой
по всему миру, экспресс-почтой (DHL),
курьерская доставка (Санкт-Петербург, Москва и область, Калиниград, Израиль).