Помнится, лет десять назад модно было доказывать, почему "славянская фэнтези" не
может существовать в принципе. Убедительнее всех был пан Сапковский,
в знаменитом "Варенике..." утверждавший, что слабы мы против англосаксов, ибо нет
у нас "архетипа фэнтези" a`la Артуровский цикл. Так вот, господа, ничего подобного!
К вашему сведению, вся история России, от Рюрика до Горбачева
- один сплошной миф. С литературным талантом и знанием истории из любого эпизода
можно слепить такой роман, что американцы с англичанами будут локти кусать. "Колодезь"
Логинова, "Двое
у подножия Вечности" Вершинина,
"Рубеж", наконец... По-моему, каждая
из этих вещей - достойный ответ всем и всяческим чемберленам. "Небеса
ликуют", полагаю, займут почетное место в этом ряду.
История
давно и прочно прописалась в произведениях Андрея
Валентинова. Древняя Греция, средневековая Франция, революционная Россия...
А теперь - католическая Италия и охваченная восстанием Богдана Хмельницкого Украина
XVII столетия. Эпоха мрачная, кровавая и насыщенная событиями, этапными для всей
нашей цивилизации. Как и любая другая эпоха, впрочем.
Уже дважды
события романов Валентинова
разворачивались в католических странах. Действие новой книги начинается не где-нибудь,
а в самом Риме, католической столице мира. Главный герой - иезуит отец Ада!
м де Гуаира, исповедник четырех обетов и коадъюнктор Общества Иисуса С
ладчайшего - один из тех "людей не от мира сего", кто в кровавом XVII веке пытался
построить коммунистическую утопию посреди южноамериканской сельвы, тех, кто посмел
возвысить голос против института рабства и признать индейцев такими же людьми, как
и все добрые христиане. Верный сын католической церкви, готовый поставить под сомнение
букву, дабы соблюсти дух, - и при этом презирающий Лютера
за слабость. Этому противоречивому человеку высшие иерархи церкви поручают провести
расследование чудесного спасения двух отцов-иезуитов, случившееся во время погрома
католической миссии, расположенной в далеком городе схизматиков - Киеве. Естественно,
дело оказывается совсем не таким простым, как можно было предположить, а истинные
цели церкви - далекими от декларированных. Все, кто читал другой мистический детектив
автора, роман "Овернский клирик",
могут спокой!
но браться за "Небеса...".
Ничего общего, уверяю вас, разве что и там, и тут главные действующие лица - монахи.
Так ведь и в "Повестях Белкина" все больше действуют помещики и военные, а сходства
между разными вещами Пушкина
- чуть.
К счастью, описывая противостояние католиков и лютеран, Андрей
Валентинов не поддался искушению и не сделал последователей Лютера
дьяволами во плоти, а сынов католической церкви - белыми и пушистыми жертвами навета.
Действительно, историк-Валентинов развенчивает некоторые мифы, связанные с личностями
великих еретиков, от Галилея до Кампанеллы:
"не так оно было, совсем не так". Но при этом автор не питает иллюзий. Католическая
церковь так же мало симпатична ему, как и реформаторская. Да, лютеранин, мыслящий
самостоятельно, Андрею милее католика, верующего "по инерции". Однако писатель избегает
черно-белой палитры, о его героях не скажешь однозначно: вот этот - молодец и лапочка,
а вон тот - мерзавец и бяка. На мой взгляд, именно в полном отсутствии разделения
на "своих" и "чужих" - главн!
ый плюс романа. Раньше Валентинов четко выделял Главного Врага и нескольких мелких
бесов, с которыми бились его герои. Здесь же центральные персонажи сражаются, скорее,
сами с собой.
В "Небесах..."
Андрей Валентинов
собрал воедино целый пучок кровоточащих тем современной социальной и философской
фантастики. Вечная проблема несоответствия высокой цели и низменных средств, мучительный
выбор между долгом и жизнью, противоречие между "книжной" верой и верой-откровением,
верой-прозрением. Боль ясновидца, который видит будущее, но не может существенно
его изменить... На фоне реальных исторических событий каждая из этих тем актуализируется,
обретает новую плоть и кровь. Куда там усредненно-фэнтезийным представлениям европейцев
об "артуровской эпохе"!
Теперь о минусах. Точнее, о минусе - главном
и, пожалуй, единственном бро!
сающемся в глаза: когда читаешь эту книгу, периодически возникает ощущ
ение, что перед тобой - очередное сочинение Генри
Лайона Олди. Валентинов
активно использует приемы, которые до недавнего времени были присущи, в основном,
прозе Дмитрия Громова
и Олега Ладыженского:
все эти постоянно повторяющиеся и несколько утомительные рефрены, в том числе стихотворные,
эта отрывочность, фрагментарность повествования... Другие писатели тоже порой грешат
чем-то подобным, но только для сэра Олди, эсквайра, такой стиль стал своего рода
"торговой маркой". И вот теперь то же самое пытается повторить Андрей Валентинов.
Напрасно: его проза достаточно хороша и сама по себе. По крайней мере, лучшие вещи
- "Дезертир", "Овернский клирик"... Все-таки длительное соавторство не
прошло для писателя даром. Впрочем, не исключено, что это только мне представляется
недостатком. Кому-нибудь такое положение дел может, напротив, показаться несомненным
достижением и признаком творческого роста
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе
и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов
почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте,
при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные
в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".