Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги оЗона: Рекомендации

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
НОВАЯ ПРЕМЬЕРА В `ТЕАТРЕ ТЕНЕЙ`
Рецензия на роман Кира Булычева `Операция `Гадюка`

Василий Владимирский

Меня всегда восхищала и поражала та легкость, с которой в сознании профессиональных историков во множестве уживаются рядом разнообразнейшие имена и события. Рубенс и Мао, Тит Ливий и Лев Толстой, Фермопилы и московская Олимпиада 1980 года, сексуальная революция и Крещение Руси... Искусство и наука, политика и юриспруденция... Игорь Всеволодович Можейко, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН (Москва), он же писатель-фантаст Кир Булычев, нашел, кажется, почти идеальный сюжет для романа, который может написать историк.

"Операция "Гадюка" продолжает самый свежий "взрослый" цикл Кира Булычева: "Театр теней". Две книги в этой серии уже! вышли: "Старый год" и "Вид на битву с высоты". Представьте себе, что в самый последний миг старого года вы всей душой пожелали не переходить вместе со всем человечеством в год наступающий, а навсегда остаться в этом. Страх или стыд тому причиной - не важно, но если ваше желание действительно было достаточно искренним и сильным, оно исполнится. Вы окажетесь в странном параллельном мире, мире безвременья, этаком Инферно для людей, потерявших всякую надежду. В этом театре теней никогда не меняется погода, тут не дуют ветры и не идет дождь, не растет трава и не живут звери. Здесь нет смерти, но и жизни в полном смысле этого слова тоже нет. Жители этого мира не нуждаются в пище и сне, не чувствуют боли, не могут заниматься сексом. Человек превращается в подобие зомби, существо не живое и не мертвое. Тела изнашиваются, да - но для того, чтобы истрепать се! бя до дыр, требуется сто, двести, триста лет. Здесь легко могут столкн уться лицом к лицу чиновник петровской эпохи и верный большевик-ленинец, сотрудник Третьего Отделения и бывший подчиненный Путина... Естественно, вернуться в наш мир эти живые мертвецы не способны - и не только потому, что дороги назад не существует, но и потому, что возврата их тела попросту не выдержат. А между тем мир живых все чаще и чаще дает о себе знать, все глубже проникая в ткань мира мертвых. Слишком тесно стало на планете Земля к концу XX века, слишком многим неуютно и тоскливо в нашем мире - и люди начинают попадать в "театр теней" не только под новый год, но и в другие дни. А следом грядут и иные перемены, способные развеять ветхий прах Нижнего Мира.

В новом романе Булычева мрачные консулы, правители потустороннего Питера-Ленинграда (среди них - Берия, Победоносцев, Вавилов), принимают решение ударить первыми: покончить с "Верхним Миром", пока тот не уничтожил их самих. Для "акции" мобилизуются двое ученых-химиков, подвизавшихся в области создан! ия новых отравляющих веществ. Им-то и предстоит, рискуя всем, пройти в наш мир сквозь одну из недавно открывшихся "дыр" и осуществить ту самую операцию "Гадюка". Но в мире теней хватает людей, с любовью вспоминающих настоящую жизнь. И кое-кого из них планы консулов не оставляют равнодушными...

Пожалуй, роман слегка эклектичен, как и предыдущие вещи цикла: пришедший из фантастики шестидесятых Институт Экспертизы, изучающий разного рода необъяснимые явления и укомплектованный сплошь милыми талантливыми бессребрениками, спокойно соседствует здесь с мрачным государством живых мертвецов, где правит бал Лаврентий Палыч Берия, цветок душистых прерий; но есть в этой эклектике и свой шарм. Да и как ему не быть, коли перед нами динамичное приключенческое повествование с легким оттенком сюра и психоделики? Недаром в тексте то и дело мелькают термины "Верхний Мир" и "Нижний Мир". Кстати, архитектура Петербурга, где в основном и разворачивается действие новой книги, тож! е эклектична - и в этом немалая часть ее очарования.

Один момент принципиально отличает эту книгу от предыдущих произведений цикла: сам "Нижний Мир" мы на сей раз видим по большей части глазами его давних обитателей, угодивших "на ту сторону" из разных периодов отечественной истории. Наблюдать за забавными и жутковатыми перипетиями этой своеобразной "жизни после жизни" очень интересно. Как отнесся бы Победоносцев к Берии? О чем поспорил бы химик, работавший в сороковых на НКВД, со своим коллегой из девяностых? Что вообще люди одной эпохи могут сказать представителям другой, в чем их сходство и различие? Какой след оставляет то или иное время в психике отдельного человека? И к чему может в итоге привести смешение времен и стран?.. Ясно, что эти вопросы волновали Булычева всегда: и в "Половине жизни", и в "Журавле в руках", и в "Последней войне", и в "Реке Хронос"... Но в цикле "Театр теней" они сформулированы наиболее прямо ! и четко.

Конечно, далеко не на все вопросы Игорь Всеволодович ответил исчерпывающе, да и новых назадавал предостаточно. Не только глобальных, мировоззренческих, но и локальных, имеющих отношение, в первую очередь, к сюжету. Кто, например, та загадочная дама, появляющаяся ближе к финалу и выдающая себя то за бомжиху, то за журналиста? Неведомо... Ну, так ведь цикл только начинается, значит, еще узнаем! Тем паче что три романа в наше время - далеко не предел.


Вид на битву с высоты / Кир Булычев / 1998
Старый год / Кир Булычев / 1998
Операция `Гадюка` / Кир Булычев / 2000

Интернет-магазин "оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата наличными курьеру.

Добро пожаловать за покупками!

К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные в списке позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное