Меня всегда восхищала и поражала та легкость, с которой в сознании
профессиональных историков во множестве уживаются рядом разнообразнейшие
имена и события. Рубенс и Мао, Тит Ливий и Лев Толстой,
Фермопилы и московская Олимпиада 1980 года, сексуальная революция и
Крещение Руси... Искусство и наука, политика и юриспруденция... Игорь Всеволодович
Можейко, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН
(Москва), он же писатель-фантаст Кир Булычев,
нашел, кажется, почти идеальный сюжет для романа, который может написать
историк.
"Операция
"Гадюка" продолжает самый свежий "взрослый" цикл Кира Булычева:
"Театр теней". Две книги в этой серии уже!
вышли: "Старый
год" и "Вид
на битву с высоты". Представьте себе, что в самый последний миг
старого года вы всей душой пожелали не переходить вместе со всем
человечеством в год наступающий, а навсегда остаться в этом. Страх или стыд
тому причиной - не важно, но если ваше желание действительно было
достаточно искренним и сильным, оно исполнится. Вы окажетесь в странном
параллельном мире, мире безвременья, этаком Инферно для людей, потерявших
всякую надежду. В этом театре теней никогда не меняется погода, тут не дуют
ветры и не идет дождь, не растет трава и не живут звери. Здесь нет смерти,
но и жизни в полном смысле этого слова тоже нет. Жители этого мира не
нуждаются в пище и сне, не чувствуют боли, не могут заниматься сексом.
Человек превращается в подобие зомби, существо не живое и не мертвое. Тела
изнашиваются, да - но для того, чтобы истрепать се!
бя до дыр, требуется сто, двести, триста лет. Здесь легко могут столкн
уться лицом к лицу чиновник петровской эпохи и верный большевик-ленинец,
сотрудник Третьего Отделения и бывший подчиненный Путина... Естественно,
вернуться в наш мир эти живые мертвецы не способны - и не только потому,
что дороги назад не существует, но и потому, что возврата их тела попросту
не выдержат. А между тем мир живых все чаще и чаще дает о себе знать, все
глубже проникая в ткань мира мертвых. Слишком тесно стало на планете Земля
к концу XX века, слишком многим неуютно и тоскливо в нашем мире - и люди
начинают попадать в "театр теней" не только под новый год, но и в другие
дни. А следом грядут и иные перемены, способные развеять ветхий прах
Нижнего Мира.
В новом романе Булычева мрачные консулы,
правители потустороннего Питера-Ленинграда (среди них - Берия,
Победоносцев, Вавилов), принимают решение ударить первыми: покончить с
"Верхним Миром", пока тот не уничтожил их самих. Для "акции" мобилизуются
двое ученых-химиков, подвизавшихся в области создан!
ия новых отравляющих веществ. Им-то и предстоит, рискуя всем, пройти в наш
мир сквозь одну из недавно открывшихся "дыр" и осуществить ту самую
операцию "Гадюка". Но в мире теней хватает людей, с любовью вспоминающих
настоящую жизнь. И кое-кого из них планы консулов не оставляют
равнодушными...
Пожалуй, роман слегка эклектичен, как и
предыдущие вещи цикла: пришедший из фантастики шестидесятых Институт
Экспертизы, изучающий разного рода необъяснимые явления и укомплектованный
сплошь милыми талантливыми бессребрениками, спокойно соседствует здесь с
мрачным государством живых мертвецов, где правит бал Лаврентий Палыч Берия,
цветок душистых прерий; но есть в этой эклектике и свой шарм. Да и как ему
не быть, коли перед нами динамичное приключенческое повествование с легким
оттенком сюра и психоделики? Недаром в тексте то и дело мелькают термины
"Верхний Мир" и "Нижний Мир". Кстати, архитектура Петербурга, где в
основном и разворачивается действие новой книги, тож!
е эклектична - и в этом немалая часть ее очарования.
Один момент принципиально отличает эту книгу от
предыдущих произведений цикла: сам "Нижний Мир" мы на сей раз видим по
большей части глазами его давних обитателей, угодивших "на ту сторону" из
разных периодов отечественной истории. Наблюдать за забавными и жутковатыми
перипетиями этой своеобразной "жизни после жизни" очень интересно. Как
отнесся бы Победоносцев к Берии? О чем поспорил бы химик, работавший в
сороковых на НКВД, со своим коллегой из девяностых? Что вообще люди одной
эпохи могут сказать представителям другой, в чем их сходство и различие?
Какой след оставляет то или иное время в психике отдельного человека? И к
чему может в итоге привести смешение времен и стран?.. Ясно, что эти
вопросы волновали Булычева всегда: и в "Половине жизни", и в
"Журавле в руках", и в "Последней войне", и в "Реке
Хронос"... Но в цикле "Театр теней" они сформулированы наиболее
прямо !
и четко.
Конечно, далеко не на все вопросы Игорь
Всеволодович ответил исчерпывающе, да и новых назадавал предостаточно. Не
только глобальных, мировоззренческих, но и локальных, имеющих отношение, в
первую очередь, к сюжету. Кто, например, та загадочная дама, появляющаяся
ближе к финалу и выдающая себя то за бомжиху, то за журналиста? Неведомо...
Ну, так ведь цикл только начинается, значит, еще узнаем! Тем паче что три
романа в наше время - далеко не предел.
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система,
посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество
популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным
платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской
доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что
перечисленные в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".