Кто из великих сказал: если я вижу чуть дальше, то это потому,
что я стою на плечах гигантов? В мире, нарисованном в новом романе Олди, все наоборот.
Чем выше взбираются герои, тем скромнее ландшафт, открывающийся им...
Итак,
Российская Империя, XIX век. Мордвинский уезд, деревня Кус-Крендель. Двое ссыльных,
переведенных на поселение: Рашель Альтшуллер, авантюристка, воровка на доверии, и
Дуфуня Друц-Вишневский, цыган-лошадник. На первый взгляд - все вполне в традициях
критического реализма. Звон кандалов, тьма и отчаяние того, кто еще вчера ощущал
себя хозяином жизни, а теперь даже государством отброшен, как ненужный огрызок, мастерски
переданы Громовым
и Ладыженским. К любимому
жанру Достоевского
и Толстого "Мага
в законе" мешает отнести небольшая деталька. Дело в том, что свои преступления
и Княгиня-Рашель, и Дуфуня совершали при помощи магии. Чем весьма усугубили свою
и без того немалую вину.
Спрашивается, как остановить мага, способного
поднимать мертвых и проходить сквозь стены? Даже нечувствительные к волшбе жандармы
из Е. И. В. особого корпуса "Варвар" при Третьем отделении не за всеми уследят и
не каждого задержат. И тут на помощь приходит главный закон, которому подчиняются
все маги описанного сэром Олди мира. Сила колдуна зависит здесь не от заклинаний
или количества освоенной маны, даже не от природного дара - по крайней мере, не впрямую.
Могущество мага зиждется на Договоре, связывающем учителя и ученика. Только тот волшебник,
у которого есть ученик, может творить настоящие чудеса. И чем меньшими знаниями владеет
ученик до заключения Договора, чем менее законченной лич!
ностью является, тем дольше остается в силе его учитель.
Система магии, придуманная в книге Олди, коренным образом отличается
от любой другой. Чтобы передать своему ученику знания, маг не должен обучать того
ритуалам и заклинаниям. Достаточно Договора, и через несколько лет ученик переймет
все, что умеет учитель. Станет точным оттиском. Копия может быть почти безупречной
- но увы, только "почти". И чем чище лист, тем вернее оттиск. В этом и сила, и слабость
магов, именно поэтому магов ненавидят за легкость овладения профессией - и стремятся
к ним в ученики. Именно в этом и главная опасность для магического искусства: многократно
повторенный оттиск теряет ясность оригинала.
Кстати, ситуацию эту
можно рассматривать и как метафору любого творчества. Не становится ли ущербным
зеркалом писатель, заимствующий у предшественника литературные приемы, интонацию,
героев? А если не у одного предшественника, а у нескольких? Сколько таких зеркал
среди авторов, книгами которых мы зачитываемся? И плохо ли это !
- умение направить чужую силу в нужное тебе русло? К сожалению, чтобы найти ответ
на эти вопросы, героям книги приходится положить всю свою жизнь. И загубить на этом
пути многие души...
Олди нарисовали очень интересную и оригинальную
картину. Фэнтези в декорациях реального XIX века - такого, кажется, еще не было в
отечественной фантастике. Впрочем, Громов
и Ладыженский вообще
стараются не повторяться. На мой взгляд, будь этот роман короче раза в три, цены
бы ему не было. Слишком разноплановы куски, слишком велик мир, чтобы связать все
единой сюжетной линией. Понятно, что многое из того, о чем любопытно было бы поговорить,
и так осталось за рамками книги. И без того каждая часть "Мага..."
стоит отдельного романа. Например, часть вторая: аромат южного приморского города,
ш!
ум базара, крики чаек, перебор гитарных струн, звонкие голоса цыганско
го хора...
Впрочем, затянутость повествования - не единственное,
в чем можно упрекнуть авторов "Мага
в законе". На мой взгляд, перемудрили Олди и с иерархией магов, строящейся
по образцу карточной колоды. Как прикажете называть мужчину, достигшего уровня Дамы,
или женщину, вышедшую в Короли? Подыскать варианты не так уж сложно, но сами авторы
"Мага в законе" старательно обошли вопрос. Как и не стали объяснять, почему гонимые
маги, со всеми их умениями, до XIX века не захватили власть во всем мире, ограничившись
мелкой уголовщиной. Наверное, Олди
и не ставили целью создать непротиворечивый, логически безупречный альтернативно-исторический
роман. Но уж больно удачно выбрана отправная точка, хочется большей тщательности
в деталях. Жаль, что далеко не все возможности использованы. Эх, какой сериал можно
было бы тут развернуть! Читаешь "Мага в законе", и
в голову приходит крамольная мысль: может быть, Дмитрию
Громову и Олегу Ладыженскому
стоило бы попробовать себя в качестве составителей сюжетных антологий? Миры живописные
и парадоксальные, но живые, - эти миры они придумывают без особого труда; опыт совместной
работы с другими писателями имеют... Почему бы не рискнуть? Заодно и серию "Нить
времен" будет чем заполнить...
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе
и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов
почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте,
при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные
в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".