Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги оЗона: Рекомендации

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
ЖИТЬ МОЖНО
Слово о Викторе Драгунском

Александр Етоев

Жил-был такой Кондрат Тимофеевич Подвальчук, украинец с 1915 года. Служил он в страховой кассе, но душою был великий артист. Однажды, не вынеся мук безвестности, Кондрат Тимофеевич написал письмо в Горконцерт. Прошу, просил он в письме, превратить меня в артиста гастрольных концертов и зарубежных поездок. И прилагал составленную им за ночь афишу с описанием собственных достижений. Вот она:

Кондрат Подвальчук!
Имитатор и звукоподражатель!
Без всяких инструментов!
Только при помощи ротового отверстия!!!
Подражает разных птиц и животных!
Не уступает известных Кобзонов и другие!!!
В зале смех и так до бесконечности!

Не то чтобы Кондрат Тимофеевич был фигурой совсем безвестной. В селе, где Подвальчук проживал, он пользовался определенным успехом. Особенно у мальчишек и пионеров. Они бегали за ним стайками и кричали: "Дяденька, хрюкни! Дяденька, хрюкни!". И очень его этим разозлевали.

Мы не знаем, что ответил Подвальчуку Горконцерт. Может быть, оставил его письмо без ответа. И сидит себе тихонечко Кондрат Тимофеевич в страховой кассе, имитируя при помощи ротового отверстия разных кошек, гусей и прочее. И никто о нем до сих пор не знает.

А вот писателя Виктора Драгунского представлять не нужно. Зачем представлять писателя, пишущего смешно. Не тужащегося, как некоторые, а просто пишущего как пишется.

Смех - великая сила и лекарство от большинства болезней. Смехом можно лечить от глупости, жадности и даже от сволочизма. И от много чего еще, включая плоскостопие и лишай.

"И тут я увидел, что все униформисты тоже засмеялись, и я похлопал по животу Жилкина, он стоял первым к публике, он наш председатель месткома, и когда я его похлопал, он прямо покатился со смеху, и лицо у него стало глупым и добрым, хотя в жизни Жилкин довольно сволочеватый старик."

Это из "взрослой" повести Драгунского "Сегодня и ежедневно". Повесть рассказывает про человека, чья работа - смешить людей. Про циркового клоуна. В одном месте он говорит о себе так:

"Понимаешь, я какой-то странный, чокнутый, наверное. Мне хочется, чтобы они действительно смеялись. Наяву. Раз я клоун и раз я к ним вышел, они должны смеяться... Иначе я никуда не гожусь... Если они не смеются, если они не будут смеяться, когда я выхожу в манеж, можете послать меня ко всем собачьим свиньям. Меня вместе с моим париком, штанами и репертуарным отделом Главного управления цирков".

На самом деле, клоун, о котором идет речь в повести, - сам писатель Драгунский. До того, как начать писать, он был клоуном, был актером, был создателем, режиссером и бессменным руководителем театра литературных и театральных пародий "Синяя птичка".

Поэт Михаил Светлов на банкете после премьеры одного из спектаклей "Птички" поднялся из-за стола и спел на мотив знаменитой когда-то песенки:

И Светлов - хорошо,
И Бахнов - хорошо,
Костюковский - хорошо,
А Драгунский лучше!..

Виктор Драгунский жил, всегда окруженный смехом. Он и родился-то не как все нормальные люди, вернее - не там: в Нью-Йорке! Даже не в Нью-Йорке - в "Нью-Йоркске", как значилось в домовой книге напротив фамилии жильца Виктора Юзефовича Драгунского, проживающего по такому-то адресу.

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась она "Он живой и светится". И сам рассказ, давший книге название, и другие рассказы сборника давно уже стали классикой. После этой книжки писатель выпустил много разных других - не только про одного Дениску. Помните "Волшебную силу искусства" в исполнении Аркадия Райкина? Это тоже по рассказу Драгунского. И история про Кондрата Тимофеевича Подвальчука, украинца с 1915 года, тоже принадлежит ему. У Драгунского вышло несколько книжек сатирической и юмористической прозы - "Железный характер", "Шиворот навыворот", "Январский сенокос" и др. Выходили две взрослые повести - "Он упал на траву" и "Сегодня и ежедневно".

Но самое вечное, самое помнимое, самое читаемое и перечитываемое у писателя - конечно, это "Денискины рассказы".

С Дениской знакомы все - дети и юноши, мальчики и старушки, милиционеры и пожилые люди.

"Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:

- Ты что скачешь?

А я сказал:

- Я скачу, что ты мой папа!

Он понял."

Мы тоже, читая детские рассказы Драгунского, понимаем все с полуслова. Мы любим то, что любит Дениска. Любим слушать, как жук копается в коробочке; любим стоять перед зеркалом и гримасничать; любим плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно; любим гостей и, особенно, лошадей за их такие красивые и добрые лица.

И не любим то, что не любит он. Не любим, когда задаются; не любим, чтобы в соседней комнате пели хором: "Ландыши, ландыши...", когда мы ложимся спать; не любим, что по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами...

Лично я, вспоминая себя другого, того, что остался в прошлом, узнаю в себе маленького Дениску, и, наверно, любой из нас в своем детстве смотрел на мир такими же открытыми, как у Дениски, глазами.

Я тоже строил у себя во дворе настоящую космическую ракету. И подбрасывал знакомым записки со зловещей подписью "Фантомас". Такие, как у Дениски, помните? "Биреги сваю плету. Она ща как подзарвется!" Или: "Выходи ночю на двор. Убю!" Я тоже двадцать лет провел под кроватью и еще десять лет - в платяном шкафу, но это уже моя история. А уж сколько книжек про шпиона Гадюкина прочитал я в те далекие годы, сколько было школьных спектаклей, в которых мне довелось сыграть, - и "Собаке - собачья смерть", и "Пионер Павлик Морозов", и "Общество чистых тарелок", и много всяких других, от которых и названий-то в памяти не осталось.

Конечно, в детстве были не одни светлые дни. Это нам, сегодняшним, с высоты наших седовласых лет, детство представляется легким и беззаботным праздником. Были в нем опасности и подвохи, были страхи в темных парадных и подворотнях, были коммунальные дрязги и жестокие уличные разборки.

Да, все это было, но почему-то вспоминается свет. Вот и книги Драгунского наполнены этим светом детства, от которого прыгают по одежде зайчики, а заботу и тени на наших лицах сменяет веселый смех.

Сам Драгунский ушел. Это единственная печаль, которая никогда не оставляет меня после чтения его рассказов. Но печаль эта какая-то легкая. Я ведь помню его слова, переданные героем повести:

"Главное было позади. Я отработал. Дал, что мог. И не впустую, нет, они смеялись. Если так будет всегда, то жить можно."


Двадцать лет под кроватью / Виктор Драгунский / 1999
Денискины рассказы / Виктор Драгунский / 1999
Денискины рассказы. Двадцать лет под кроватью / Виктор Драгунский / 1999
Денискины рассказы. Зеленчатые леопарды / Виктор Драгунский / 1999

Интернет-магазин "оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата наличными курьеру.

Добро пожаловать за покупками!

К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные в списке позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное