Жил-был такой Кондрат Тимофеевич Подвальчук, украинец с 1915 года. Служил он в страховой
кассе, но душою был великий артист. Однажды, не вынеся мук безвестности, Кондрат
Тимофеевич написал письмо в Горконцерт. Прошу, просил он в письме, превратить меня
в артиста гастрольных концертов и зарубежных поездок. И прилагал составленную им
за ночь афишу с описанием собственных достижений. Вот она:
Кондрат Подвальчук! Имитатор и звукоподражатель! Без всяких инструментов! Только
при помощи ротового отверстия!!! Подражает разных птиц и животных! Не уступает
известных Кобзонов
и другие!!! В зале смех и так до бесконечности!
Не то чтобы Кондрат Тимофеевич
был фигурой совсем безвестной. В селе, где Подвальчук проживал, он пользовался определенным
успехом. Особенно у мальчишек и пионеров. Они бегали за ним стайками и кричали: "Дяденька,
хрюкни! Дяденька, хрюкни!". И очень его этим разозлевали.
Мы не знаем, что ответил Подвальчуку Горконцерт. Может быть, оставил его письмо без
ответа. И сидит себе тихонечко Кондрат Тимофеевич в страховой кассе, имитируя при
помощи ротового отверстия разных кошек, гусей и прочее. И никто о нем до сих пор
не знает.
А вот писателя Виктора Драгунского
представлять не нужно. Зачем представлять писателя, пишущего смешно. Не тужащегося,
как некоторые, а просто пишущего как пишется.
Смех - великая сила и лекарство от большинства болезней. Смехом можно лечить от глупости,
жадности и даже от сволочизма. И от много чего еще, включая плоскостопие и лишай.
"И тут я увидел, что все униформисты тоже засмеялись, и я похлопал по животу Жилкина,
он стоял первым к публике, он наш председатель месткома, и когда я его похлопал,
он прямо покатился со смеху, и лицо у него стало глупым и добрым, хотя в жизни Жилкин
довольно сволочеватый старик."
Это из "взрослой" повести Драгунского
"Сегодня и ежедневно". Повесть рассказывает про человека, чья работа - смешить людей.
Про циркового клоуна. В одном месте он говорит о себе так:
"Понимаешь, я какой-то странный, чокнутый, наверное. Мне хочется, чтобы они действительно
смеялись. Наяву. Раз я клоун и раз я к ним вышел, они должны смеяться... Иначе я
никуда не гожусь... Если они не смеются, если они не будут смеяться, когда я выхожу
в манеж, можете послать меня ко всем собачьим свиньям. Меня вместе с моим париком,
штанами и репертуарным отделом Главного управления цирков".
На самом деле, клоун, о котором идет речь в повести, - сам писатель Драгунский.
До того, как начать писать, он был клоуном, был актером, был создателем, режиссером
и бессменным руководителем театра литературных и театральных пародий "Синяя птичка".
Поэт Михаил Светлов
на банкете после премьеры одного из спектаклей "Птички" поднялся из-за стола и спел
на мотив знаменитой когда-то песенки:
И Светлов - хорошо, И Бахнов - хорошо, Костюковский - хорошо, А Драгунский
лучше!..
Виктор Драгунский жил, всегда окруженный смехом. Он и родился-то не как все нормальные
люди, вернее - не там: в Нью-Йорке! Даже не в Нью-Йорке - в "Нью-Йоркске", как значилось
в домовой книге напротив фамилии жильца Виктора Юзефовича Драгунского, проживающего
по такому-то адресу.
Свою первую книжку Виктор
Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась она "Он живой и светится". И сам
рассказ, давший книге название, и другие рассказы сборника давно уже стали классикой.
После этой книжки писатель выпустил много разных других - не только про одного Дениску.
Помните "Волшебную силу искусства" в исполнении Аркадия
Райкина? Это тоже по рассказу Драгунского. И история про Кондрата Тимофеевича
Подвальчука, украинца с 1915 года, тоже принадлежит ему. У Драгунского вышло несколько
книжек сатирической и юмористической прозы - "Железный характер", "Шиворот навыворот",
"Январский сенокос" и др. Выходили две взрослые повести - "Он упал на траву" и "Сегодня
и ежедневно".
Но самое вечное, самое помнимое, самое читаемое и перечитываемое у писателя - конечно,
это "Денискины рассказы".
С Дениской знакомы все - дети и юноши, мальчики и старушки, милиционеры и пожилые
люди.
"Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк,
и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
- Ты что скачешь?
А я сказал:
- Я скачу, что ты мой папа!
Он понял."
Мы тоже, читая детские рассказы Драгунского,
понимаем все с полуслова. Мы любим то, что любит Дениска. Любим слушать, как жук
копается в коробочке; любим стоять перед зеркалом и гримасничать; любим плавать там,
где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно; любим гостей и, особенно,
лошадей за их такие красивые и добрые лица.
И не любим то, что не любит он. Не любим, когда задаются; не любим, чтобы в соседней
комнате пели хором: "Ландыши, ландыши...", когда мы ложимся спать; не любим, что
по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами...
Лично я, вспоминая себя другого, того, что остался в прошлом, узнаю в себе маленького
Дениску, и, наверно, любой из нас в своем детстве смотрел на мир такими же открытыми,
как у Дениски, глазами.
Я тоже строил у себя во дворе настоящую космическую ракету. И подбрасывал знакомым
записки со зловещей подписью "Фантомас". Такие, как у Дениски, помните? "Биреги
сваю плету. Она ща как подзарвется!" Или: "Выходи ночю на двор. Убю!" Я тоже двадцать
лет провел под кроватью и еще десять лет - в платяном шкафу, но это уже моя история.
А уж сколько книжек про шпиона Гадюкина прочитал я в те далекие годы, сколько было
школьных спектаклей, в которых мне довелось сыграть, - и "Собаке - собачья смерть",
и "Пионер Павлик Морозов", и "Общество чистых тарелок", и много всяких других, от
которых и названий-то в памяти не осталось.
Конечно, в детстве были не одни светлые дни. Это нам, сегодняшним, с высоты наших
седовласых лет, детство представляется легким и беззаботным праздником. Были в нем
опасности и подвохи, были страхи в темных парадных и подворотнях, были коммунальные
дрязги и жестокие уличные разборки.
Да, все это было, но почему-то вспоминается свет. Вот и книги Драгунского
наполнены этим светом детства, от которого прыгают по одежде зайчики, а заботу и
тени на наших лицах сменяет веселый смех.
Сам Драгунский ушел. Это единственная печаль, которая никогда не оставляет меня после
чтения его рассказов. Но печаль эта какая-то легкая. Я ведь помню его слова, переданные
героем повести:
"Главное было позади. Я отработал. Дал, что мог. И не впустую, нет, они смеялись.
Если так будет всегда, то жить можно."
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе
и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов
почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте,
при курьерской доставке (Санкт-Петрбург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные
в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".